г. Санкт-Петербург |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А26-2410/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Чечетка С.С.
при участии:
от заявителя: Новацкая Е.С. по доверенности от 15.06.2022
от заинтересованного лица: Ковалева О.В. по доверенности от 01.07.2022
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23181/2022) ПАО "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.06.2022 по делу N А26-2410/2022, принятое
по заявлению ПАО "Россети Северо-Запад" (Карельский филиал)
к УФАС по Республике Карелия
3-е лицо: Петраков М.А.
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751, адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н; далее - ПАО "Россети Северо-Запад", Общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1А; далее - ответчик, Управление, Карельское УФАС) о признании незаконным и отмене постановления от 09.03.2022 по делу N 010/04/9.21-830/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Петраков Максим Александрович (далее - Петраков М.А., Заявитель, третье лицо).
Решением от 24.06.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Россети Северо-Запад" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на отсутствие технической возможности регистрации личного кабинета Заявителя, ввиду отсутствия письменного запроса самого Заявителя, а также необходимых сведений - СНИЛС и электронного адреса. Кроме того, податель жалобы указывает на непредставление Заявителем Плана расположения присоединяемых ЭПУ, а также паспорта гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, что исключает возможность подготовки проекта договора и технических условий.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Петраков М.А., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в адрес Карельского УФАС поступило заявление Петракова М.А. с жалобой на действия ПАО "Россети Северо-Запад", выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключению с ним договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям земельного участка для ИЖС.
Управлением установлено, что Петраков М.А. 16.11.2021 с описью вложений посредством почтовой связи направил в адрес ПАО "Россети Северо-Запад" заявку с целью технологического присоединения земельного участка, указав кадастровый номер, и строящегося жилого дома (с указанием адреса).
Согласно заявке максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 15 кВт при напряжении 0,4 кВ, заявляемая категория энергопринимающего устройства по надежности электроснабжения - третья.
Из описи вложений следует, что с заявкой также направлены копии документов:
- план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
- перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики;
- копия выписки из ЕГРН;
- копия паспорта заявителя на 1 л.;
- заполненное согласие на обработку данных заявителя.
Согласно отчету об отслеживании отправления заявка на технологическое присоединение с приложенными документами получена ПАО "Россети Северо-3апад" 18.11.2021.
Общество в ответ на заявку в письме от 19.11.2021 N 2/3-52/135/6228 указало на необходимость представления следующих документов:
1. План расположения или подробное местонахождение энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям (п.9 б "Правил"). Воспользуйтесь публичной кадастровой картой или Яндекс - Картой.
2. Копию документа, удостоверяющего личность (Паспорт РФ 2,3 стр.+ отметка о регистрации) для корректного оформления договора по технологическому присоединению.
Кроме того, Общество сообщило о необходимости регистрации в личном кабинете для дальнейшей организации работы по заявке и отслеживанию статусов; отказ от регистрации личного кабинета делает невозможным исполнение со стороны сетевой организации своей обязанности по размещению в Личном кабинете требуемых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям документов в отношении объектов присоединения, указанных в заявке; заключение договора ТП вне Личного кабинета в отношении ЭПУ с приведенными в заявке характеристиками не предусмотрено; просило представить в адрес Производственного отделения Южно-Карельские электрические сети копию СНИЛСа Заявителя.
Установив в действиях Общества нарушение пунктов 11, 105 Правил присоединения, антимонопольный орган составил в отношении Общества протокол от 20.01.2022 по делу N 010/04/9.21-830/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 09.03.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 010/04/9.21-830/2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер, договор является публичным.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 14 Правил присоединения, в редакции, действовавшей на момент обращения Петракова М.А., в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Пунктом 9 Правил присоединения установлено, что в заявке, направляемой заявителем должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения: наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (пп. "б"); сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям) (пп. "и"); наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (пп. "л").
В пункте 10 Правил присоединения определены документы, которые должны быть приложены к заявке, в их числе план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.
Вместе с тем согласно пункту 11 Правил технологического присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
При этом, в силу абзаца 7 пункта 105 Правил присоединения в случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на законность требования о предоставлении Заявителем дополнительных документов, а именно: копии паспорта (страницы 2,3 и страница с отметкой о регистрации); плана расположения энергопринимающих устройств, составленного с использованием "Яндекс карты", и СНИЛС).
Действительно, в силу подпункта "а" пункта 9 Правил технологического присоединения в заявке на технологическое присоединение заявитель - физическое лицо указывает фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в силу подпункта "д" пункта 10 названных Правил представляет копию паспорта гражданина Российской Федерации.
Вместе с тем из материалов дела следует, что вместе с заявкой от 16.09.2021 Заявитель направил в сетевую организацию страницы 2 и 3 паспорта гражданина РФ, при этом адрес регистрации Заявителем указан непосредственно в заявке.
Формулировка подпункта "д" пункта 10 Правил технологического присоединения не ограничивает сетевую организацию запрашивать паспортные данные в полном объеме (все страницы), однако, и для потребителя представление не всех страниц паспорта не свидетельствует о предоставлении им не полного пакета документов, поскольку цель представления копии паспорта, в первую очередь - идентификация (подтверждение) личности заявителя. При этом указанной нормой предусмотрено предоставление либо копии паспорта, либо иного документа, удостоверяющего личность.
Из материалов дела также следует, что к заявке прилагался план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации, а также выписка из ЕГРН, содержащая план участка с кадастровым номером, в которой помимо прочего указан номер СНИЛС заявителя.
Однако, по мнению сетевой организации, представленный с заявкой план расположения энергопринимающих устройств, выполненный произвольно, представляющий собой контур земельного участка на чистом листе, не информативен, план не содержал никакой привязки к местности, в связи с чем общество в письме от 19.11.2021 указало, что необходимо предоставить план расположения или подробное местонахождение энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям.
В свою очередь, согласно подпункту "а" пункта 10 Правил технологического присоединения к заявке прилагаются, в том числе план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.
Вместе с тем, Правила технологического присоединения не содержат требования к виду и содержанию представляемого плана расположения энергопринимающих устройств. Кроме того, с заявкой представлена выписка из ЕГРН, содержащая план участка с кадастровым номером. План, представленный в адрес сетевой организации с заявкой на технологическое присоединение, содержал два прямоугольника с указанием обозначений каждого из них. Его содержание не противоречило Правилам технологического присоединения. Так, первый прямоугольник, поименованный как земельный участок, содержал кадастровый номер, совпадающий с номером, указанным в заявке. Второй - именовался как энергопринимающие устройства и схематично был расположен в тех пропорциях, в которых на земельном участке расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что в силу пункта 105 Правил технологического присоединения и пунктов 36, 37 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (утв. Приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186, далее - Единый стандарт) Общество не обязано осуществлять регистрацию заявителю личного кабинета. Кроме того, по утверждению сетевой организации, у нее не было возможности зарегистрировать личный кабинет в данном случае, поскольку Петраков М.А. не представил по требованию общества копию СНИЛС.
Вместе с тем, как указывалось ранее, в силу абзаца 7 пункта 105 Правил технологического присоединения в случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя.
Согласно абзацу 5 пункта 8(3) Правил технологического присоединения подача заявок и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта сетевой организации в порядке, установленном сетевой организацией. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на сайте сетевой организации
Соответственно, порядок, согласно которому осуществляется регистрация потребителя на сайте сетевой организации (потребитель получает идентификатор и пароль) определяется последней. Следовательно, тот факт, что порядок идентификации (регистрации личного кабинета), определенный на сайте сетевой организации не предусматривает возможность выполнения обязанности, возложенной на нее абзацем 7 пункта 105 Правилами технологического присоединения по регистрации личного кабинета потребителя, не свидетельствует об отсутствии в рассматриваемой ситуации вины ПАО "Россети Северо-Запад".
Довод о невозможности регистрации личного кабинета заявителя силами Общества, в том числе в связи с отсутствием СНИЛС Петракова М.А., подлежит отклонению, поскольку в данном случае ПАО "Россети Северо-Запад" изначально в письме от 19.11.2021 запрашивало данный документ не для целей регистрации личного кабинета, а "для корректного обмена информацией в личном кабинете", который в свою очередь, по мнению сетевой организации, должен создать сам заявитель.
При этом довод Общества со ссылкой на постановление Правительства от 30.06.2022 N 1178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1178) не может быть принята во внимание, поскольку указанное постановление не распространяется на правоотношения, возникшие на основании заявок, поданных после вступления в силу настоящего постановления.
Обязанность по регистрации личного кабинета заявителю возникла у сетевой организации в рассматриваемом случае на основании полученной заявки об осуществлении технологического присоединения в силу требований абзаца 7 пункта 105 Правил технологического присоединения.
В письме от 19.11.2021, адресованном Петракову М.А., ПАО "Россети Северо-Запад", ссылаясь на пункт 105 Правил технологического присоединения, указало, что именно сам заявитель обязан осуществить регистрацию личного кабинета и в случае его отказа от регистрации указанное делает невозможным исполнение со стороны сетевой организации обязанности по размещению в личном кабинете документов, требуемых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Кроме того, по истечении срока направления документов, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения (10 рабочих дней после получения заявки, т.е. не позднее 02.12.2021) сетевая организация не довела до потребителя письменно информацию о предпринятых попытках регистрации личного кабинета и / или запроса сведений об имеющимся на 02.12.2021 зарегистрированном кабинете.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества факта нарушения пунктов 11 и 105 Правил технологического присоединения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований пунктов 11, 105 Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
В данном случае Управление назначило Обществу наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб., то есть в размере ниже низшего предела санкции инкриминируемой части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что назначенный размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24 июня 2022 года по делу N А26-2410/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2410/2022
Истец: ПАО "Россети Северо-Запад"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Третье лицо: Петраков М.А.