г. Хабаровск |
|
25 октября 2022 г. |
А04-4600/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от инспекции государственного строительного надзора Амурской области; администрации города Тынды: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Тынды
на решение от 19.08.2022
по делу N А04-4600/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению инспекции государственного строительного надзора Амурской области
к администрации города Тынды
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
инспекция государственного строительного надзора Амурской области (далее - заявитель, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении администрации г. Тынды (далее - администрация) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 19.08.2022, суд привлек администрацию к административной ответственности по инкриминируемой норме права с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, администрация обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что администрация не может являться субъектом ответственности, поскольку не является ни застройщиком, ни собственником спорного объекта. Просит решение отменить, производство по делу прекратить.
Инспекция в представленных возражениях на жалобу выразила несогласие с доводами последней, просила оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии апелляционной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание, не обеспечили, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующе.
Из материалов дела следует, что решением начальника инспекции Госстройнадзора Амурской области N 186 от 06.05.2022 поручено проведение выездной проверки в рамках регионального государственного строительного надзора в отношении:
а) деятельности, действия (бездействия) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в п. 11 ст.
54 ГрК РФ в случаях, установленных ч. 1 и 2 ст. 54 ГрК РФ;
б) объекта капитального строительства, которым граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в ч. 11 ст. 54 ГрК РФ, в случаях, установленных ч. 1 и 2 ст. 54 ГрК РФ - 71-квартирный жилой дом N 12 по адресу Амурская область г. Тында, ул. Кирова.
Проведение выездной проверки поручено в отношении контролируемого лица -администрации г. Тында.
В ходе проверочных мероприятий, по результатам исследования и изучения проектной, разрешительной и исполнительной документации, должностным лицом инспекции было выявлено, что в нарушение требований части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не выполнена консервация объекта, строительство которого не осуществляется более 6 месяцев.
По факту выявленных нарушений в отношении администрации, в отсутствие законного представителя, составлен протокол N 38 от 16.06.2022 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.4. КоАП РФ.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 9.4 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются отношения, связанные с соблюдением требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных статьей 9.4 КоАП РФ, состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий). Ответственность по части 1 наступает лишь в случаях, когда нарушение требований нормативных документов не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Во всех иных случаях действия виновных лиц будут образовывать событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Строительство объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 52 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 52 ГрК РФ, при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В силу статьи 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
На основании положений части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль осуществляется в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 53 ГрК РФ в случае осуществления строительства на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3 статьи 52 ГрК РФ).
Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781 утвержден Свод правил 48.13330.2011 "Организация строительства" (далее-СП 48.13330.2011) который распространяется на строительство новых, реконструкцию и утилизацию существующих зданий и сооружений (далее - строительство), на капитальный ремонт эксплуатируемых объектов капитального строительства.
Согласно пункту 4.8 СП 48.13330.2011 строительство в соответствии с действующим законодательством ведется под контролем федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственного надзора. Для обеспечения такой возможности упомянутые органы должны быть заблаговременно извещены застройщиком (заказчиком) о сроках начала работ на строительной площадке, о приостановке, консервации и (или) прекращении строительства, о готовности объекта к вводу в эксплуатацию.
Охрану строительной площадки, соблюдение на строительной площадке требований по охране труда, охрану окружающей среды, безопасность строительных работ для окружающей территории и населения, а также выполнение разного рода требований административного характера, установленных настоящим сводом правил, другими действующими нормативными документами или местным органом самоуправления, обеспечивает застройщик. В случае осуществления строительства на основании договора в течение всего срока строительства, предусмотренные выше обязанности в соответствии с договором подряда выполняет подрядчик (генподрядчик) (пункт 6.2.3 СП 48.13330.2011).
Если эксплуатация имеющихся и оставляемых на строительной площадке зданий и сооружений прекращается, застройщиком должны быть приняты меры, исключающие причинение вреда населению и окружающей среде (отключены коммуникации, опорожнены имеющиеся емкости, удалены опасные или ядовитые вещества и т.п.). Лицо, осуществляющее строительство, должно принять меры, препятствующие несанкционированному доступу в здание людей и животных (пункт 6.2.9 СП 48.13330.2011).
Согласно пунктам 6.15.1, 6.15.2 СП 48.13330.2011 при необходимости прекращения работ по строительству объекта или их приостановки на срок более 6 мес. должна выполняться консервация объекта - приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды; решение о прекращении или приостановке строительства принимает застройщик и извещает о принятом решении лицо, осуществляющее строительство (при осуществлении строительства на основании договора), орган местного самоуправления, а также соответствующие органы государственного надзора. Ответственность за безопасность объекта, строительство которого прекращено или приостановлено, несет застройщик.
В соответствии с частью 9 статьи 52 ГрК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации N 802 от 30.09.2011 утверждены Правила проведения консервации объектов капитального строительства (далее - Правила), пунктом 2 которых предусмотрено, что решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более шести месяцев с перспективой его возобновления в будущем; застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды (пункт 3 Правил); решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик) (пункт 4 Правил).
В нарушение указанных норм права администрацией не предпринято соответствующих мер по консервации объекта капитального строительства, строительство которого приостановлено более чем на 6 месяцев.
При этом доводы администрации о том, что она не является субъектом ответственности, поскольку не является ни собственником, ни застройщиком спорного объекта, апелляционной коллегией отклоняются в силу следующего.
Так, объектом незавершенного капитального строительства является "71-квартирный жилой дом N 12 по адресу Амурская область г. Тында ул. Кирова", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 28:06:011404:4207.
Указанный земельный участок, согласно выписке из ЕГРН от 16.05.2022, относится к категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка.
При этом правообладателем земельного участка является администрация города Тынды, право постоянного (бессрочного) пользования, дата регистрации 10.03.2022.
На основании постановления мэра г. Тынды N 2545 от 12.10.2010 на основании заявления администрации г. Тынды утвержден акт выбора земельного участка для строительства 9 этажного 71-квартирного жилого дома по адресу г. Тында ул. Кирова, 12, администрации города Тынды; утверждена схема расположения земельного участка для строительства указанного объекта; предварительного согласован администрации г. Тында земельный участок для строительства.
Ссылки администрации на постановление мэра г. Тынды N 178 от 01.02.2022, согласно которому внесены изменения в вышеуказанное постановление, в утвердительной, описательной, постановляющей частях и приложении слова "администрации города Тынды" заменены на слова "ГБУ Амурской области "Строитель" судом не принимаются, поскольку как следует из ответа ГКУ Амурской области "Строитель" от 09.08.2022 N 08-02-3034, последнее не является, и не являлось застройщиком объекта капитального строительства "71-квартирный жилой дом N 12 по адресу Амурская область г. Тында ул. Кирова" и сведениями о застройщике объекта не располагает.
Более того, согласно пояснениям администрации г. Тынды, у последней не имеется сведений о выдаче разрешительной документации какому-либо лицу, в том числе, ГБУ Амурской области "Строитель" для строительства объекта капитального строительства "71-квартирный жилой дом N 12 по адресу Амурская область г. Тында ул. Кирова". В настоящее время администрация г. Тында проводит работу по оформлению права собственности на указанный объект капитального строительства, право в настоящее время не зарегистрировано.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, поскольку земельный участок с кадастровым номером 28:06:011404:4207 относится к категории "земли населенных пунктов", акт выбора земельного участка и предварительное согласование для строительства производилось по заявлению администрации г. Тынды, при наличии права на земельный участок, на котором проводились строительные работы, в отсутствие иной документации подтверждающей какое именно лицо осуществило строительство объекта капитального строительства "71-квартирный жилой дом N 12 по адресу Амурская область г. Тында ул. Кирова", то в настоящем случае, именно на администрацию города Тынды как орган местного самоуправления возложены полномочия по соблюдению градостроительных норм.
Также суд принимает во внимание, что регистрация права собственности носит заявительный характер.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что фактически строительство спорного объекта прекращено более 10 лет назад, при этом согласно пояснениям представителя администрации г. Тынды, только в настоящее время последняя начала предпринимать меры по оформлению права собственности на спорный объект капитального строительства.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, являются верными.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания администрации виновным в совершении выявленного административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не выявлено.
Нарушения процедуры привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции также не установлено, поскольку администрация была надлежащим образом извещена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, то есть не была лишена гарантированных ей КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ и составляющий один год с даты обнаружения административного правонарушения в области градостроительной деятельности, органом строительного контроля соблюден.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В рассматриваемом случае нарушение несло потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, что свидетельствует об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, счел возможным назначить штраф в размере 150 000 руб.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Учитывая, что в каждом конкретном случае применение положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ является категорией оценочной, выводы арбитражного суда в части назначения административного штрафа обоснованы, оснований для их переоценки не имеется.
В рассматриваемом случае назначенный администрации штраф (150 000 руб.) соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Доказательств чрезмерной карательности размера назначенного административного штрафа в деле не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда. Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 19.08.2022 по делу N А04-4600/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4600/2022
Истец: Инспекция Государственного строительного надзора Амурской области
Ответчик: Аминистрация города Тынды
Третье лицо: ГКУ Амурской области, Управление Росреестра по Амурской области