г. Владивосток |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А51-17851/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей М.Н. Гарбуза, Т.В. Рева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Набоковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Находка",
апелляционное производство N 05АП-6104/2022
на решение от 11.08.2022
судьи О.В. Шипуновой
по делу N А51-17851/2021 Арбитражного суда Приморского края
по иску акционерного общества "Каминжиниринг"
к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Находка"
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, публичное акционерное общество "Камчатскэнерго"
о взыскании 1 210 500 рублей,
при участии:
от истца: представитель Белаш И.В., по доверенности от 12.05.2022, сроком действия 1 год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 112-64), паспорт;
от ответчика: представитель Золотухин А.В., по доверенности от 01.01.2022, сроком действия 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 2241), паспорт;
от третьего лица: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Каминжинирг" (далее - АО "Каминжиниринг", истец; ранее Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Камчатэнергоснаб", далее ГУП "Камчатэнергоснаб") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Находка" (далее - ООО "РН-Морской терминал Находка", ответчик, апеллянт) о взыскании (с учетом уточнений) 1 210 500 рублей убытков.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Камчатскэнерго" (далее - третье лицо).
Решением суда от 11.08.2022 исковые требования удовлетворены, с чем не согласился ответчик, обжаловав данный судебный акт в порядке апелляционного производства.
По тексту апелляционной жалобы ответчик указал, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты, поскольку в основу выводов суда первой инстанции о наличии вины ответчика в причинении убытков и допущенном сверхнормативном простое вагонов цистерн положены сведения из решения Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-245190/20-29-2189 по спору между ПАО "НК "Роснефть" и АО "Каминжиниринг" (прежнее наименование ГУП "Камчатэнергоснаб") о взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагоноцистерн. В последующем сумма оплаченного АО "Каминжиниринг" штрафа перевыставлена в адрес ответчика, который не является стороной спорных правоотношений между ПАО "НК "Роснефть" и АО "Каминжиниринг", так как не является стороной договоров N 100017/06751Д от 31.10.2017 и N 100019/05529Д от 23.10.2019, следовательно, условия указанных договоров на апеллянта не распространяются. Привел довод о том, что в нарушение пункта 2.1 договоров, заключенных между истцом и ответчиком, отсутствуют графики вывоза нефтепродуктов, что освобождает ответчика от ответственности за простой железнодорожных цистерн и танкеров. Также, по мнению апеллянта, сверхнормативный простой вагонов ответчиком не допущен, поскольку вагоноцистерны с момента прибытия на станцию Крабовая (не является местом выгрузки) до момента передачи на пути необщего пользования (время фиксируется в памятке приемосдатчика графа "время подачи вагона") находятся в распоряжении и фактическом пользовании ОАО "РЖД" и в этом промежутке времени ответчик не может влиять на судьбу вагонов и нести ответственность за сверхнормативный простой вагонов по объективным причинам. Полагает, что единственными документами фиксирующим время использования вагноцистерн ответчиком являются памятки приемосдатчиков (в соответствии с пунктом 4.1 Правил эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования), анализ которых показал, что сверхнормативного простоя вагонов в спорные периоды времени со стороны ответчика не допущено.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить.
Представитель истца возразил против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, представленном через канцелярию суда и приобщенном судом к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судом установлено, что к письменному отзыву приложены дополнительные документы согласно перечню приложений, что расценено коллегией как ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Коллегия, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ, определила в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных письменных доказательств отказать, поскольку одна часть представленных документов имеется в материалах дела, другая часть не имеет отношения к настоящему спору.
Третье лицо, извещенное в порядке статьи 123 АПК РФ надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечило. На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела коллегией установлено, что на основании договоров поставки нефтепродуктов N 100017/06751Д от 31.10.2017, N 100019/05529Д от 23.10.2019 публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ПАО "НК "Роснефть") обязалось поставить ГУП "Камчатэнергоснаб" (покупатель) нефтепродукты и организовать их транспортировку, а покупатель обязался принять и оплатить товар.
Согласно пункту 6.6 договоров при наличии поручения покупателя об организации транспортировки покупатель обязан обеспечить выгрузку/слив и отправление порожних вагонов в срок, не превышающий 2 суток с даты прибытия груженых вагонов к грузополучателю на станцию назначения до даты передачи порожних вагонов с путей необщего пользования покупателя (грузополучателя) поставщику (перевозчику). Срок нахождения (использования) вагонов у покупателя (грузополучателя) определяется согласно отметкам перевозчика в транспортных железнодорожных накладных (квитанций) - дата прибытия груженых вагонов и отметок Перевозчика в памятках приемосдатчика (ГУ-45) - дата передачи порожних вагонов с путей необщего пользования перевозчику, либо согласно расчета сформированного на основании данных Главного вычислительного центра (ГВЦ) - филиала ОАО "РЖД", либо согласно данных из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате. Отсчет срока нахождения (использования) вагонов у покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня следующего за днем прибытия груженых вагонов на станцию назначения, и продолжается до 24 часов 00 минут даты передачи порожних вагонов с путей необщего пользования покупателя (грузополучателя) поставщику (перевозчику). Время использования вагонов свыше установленного срока является сверхнормативным простоем и исчисляется сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные. В случае выявления поставщиком сверхнормативного простоя вагонов, поставщик производит расчет штрафа на основании данных ГВЦ ОАО "РЖД" по дате прибытия груженых вагонов на станцию назначения и дате передачи порожних вагонов с путей необщего пользования покупателя (грузополучателя) поставщику (перевозчику) и направляет покупателю претензию.
В силу пункта 22.7 договоров в случае допущения покупателем сверхнормативного простоя вагонов, предоставленных поставщиком, на станции выгрузки сверх сроков, установленных пунктами 6.6, 7.6, 8.6 договоров, поставщик вправе потребовать от покупателя, а покупатель обязуется оплатить неустойку за сверхнормативное пользование вагонами в размере 1 500 рублей за один вагон для перевозки нефтепродуктов, 2 000 рублей (по договору за 2017 год), 2 200 рублей (по договору за 2019 год) за вагон для перевозки газов углеводородных сжиженных и лёгкого углеводородного сырья под избыточным давлением за каждые, в том числе неполные, сутки превышения нормативного времени нахождения вагонов на станции назначения или возместить убытки в виде расходов, предъявленных в адрес поставщика в связи с уплатой штрафов/расходов организациям, с которыми поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки нефтепродуктов. Оплата неустойки производится в претензионном порядке, с приложением расчета периода простоя, в течение 30 календарных дней с даты получения претензии.
Поставка товара в соответствии с договорами осуществлялась на условиях раздела 7 "Поставка на условиях "Франко-вагон станция отправления".
Во исполнение договоров ПАО "НК "Роснефть" была организована поставка железнодорожным транспортом нефтепродуктов в адрес истца, которую осуществляло акционерное общество "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс") на основании договоров транспортной экспедиции, которыми нормативное время для выгрузки нефтепродуктов грузополучателями истца также определено в количестве 2-х суток.
Поскольку по сведениям Главного вычислительного центра открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ГВЦ ОАО "РЖД") в период с 2018 года по 2020 год покупатель допустил простой цистерн на станции выгрузки сверх установленного срока, АО "РН-Транс" (экспедитор) начислило ПАО "НК "Роснефть" (продавец) неустойку, предусмотренную заключенным между ними договором транспортной экспедиции, которая впоследствии была перевыставлена ПАО "НК "Роснефть" покупателю (ГУП "Камчатэнергоснаб") и взыскана решением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2021 по делу N А40-245190/20-29-2189 в размере 1 564 500 рублей.
В свою очередь, 01.01.2015 между ГУП "Камчатэнергоснаб" (заказчик) и ООО "РН - Находканефтепродукт" (исполнитель) заключен договор N 2240114/0720Д об оказании услуг, по условиям которого исполнитель обязался за счет и по поручению заказчика на условиях договора оказывать услуги по погрузке и выгрузке грузов, хранению грузов, предоставлению причалов для осуществления погрузки и выгрузки грузов (нефтепродуктов).
29.12.2018 между ГУП "Камчатэнергоснаб" (заказчик) и ООО "РН - Морской терминал Находка" (исполнитель) заключен договор N 2240118/0765Д об оказании услуг, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства оказывать заказчику услуги по перевалке, в том числе включающие в себя приемку нефтепродуктов заказчика, поступивших железнодорожным транспортом, слив нефтепродуктов в емкости терминала исполнителя, накоплению нефтепродуктов заказчика, отгрузке на суда. Заказчик обязуется предоставить исполнителю все необходимое для оказания услуг и оплатить исполнителю оказанные услуги в порядке, предусмотренном договором; услуги по переоформлению нефтепродуктов третьим лицам в резервуарах терминала, путем переписывания нефтепродуктов с учетной карточки заказчика на учетную карточку третьего лица.
Согласно пункту 2.1 договоров оказания услуг объемы, ассортимент и сроки согласовываются сторонами с 18 по 20 число каждого месяца путем подачи заказчиком заявки на следующий месяц и письменного (телеграфного) подтверждения исполнителем. Заявка должна содержать график завоза-вывоза с указанием видов транспорта.
- по договору 2015 года при предоставлении заявки в более поздний срок, последняя к исполнению не принимается. Подтверждения на объемы, включенные в оперативный план перевалки, даются на заводы-грузоотправители подекадно без компенсации не отгруженных по графику объемов. В случае нарушения заказчиком графика отгрузок, исполнитель исключает не отгруженные по графику объемы из плана перевалки.
- по договору 2018 года - при предоставлении заявки в более поздний срок, последняя принимается к исполнению по остаточному принципу при наличии свободных мощностей для перевалки указанного в заявке нефтепродукта. Подтверждения на объемы, включенные в оперативный план перевалки, даются Заказчиком на заводы-грузоотправители подекадно без компенсации не отгруженных по графику объемов. В случае нарушения Заказчиком графика отгрузок, Исполнитель организует приемку и слив отгруженных не по графику нефтепродуктов по остаточному принципу и не несет ответственности за выгрузку данных нефтепродуктов в сроки, предусмотренные в пункте 5.1 настоящего договора.
Исполнитель выступает грузополучателем грузов (нефтепродуктов) заказчика, доставленных на станцию Крабовая ДВЖД, если они были согласованы к приему исполнителем и в отношении них не предъявлены требования по оплате перевозки полностью или частично. Передача груза перевозчиком исполнителю производится на подъездных путях исполнителя в порядке установленном Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом и в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (пункт 5.1 договора).
В силу пунктов 5.14 договоров заказчик обязан информировать исполнителя о произведенных отгрузках нефтепродуктов заводами по железной дороге не позднее следующего рабочего дня, о номинации (подаче) тоннажа за 7 дней и подходе танкеров за 4 дня до его прибытия в порт. График подачи тоннажа и подходная информация являются существенными условиями договора. Отсутствие графика вывоза нефтепродуктов, информации о подходе танкеров и железнодорожных цистерн, а также задержка в подаче танкеров освобождают исполнителя от ответственности за их простой.
Посчитав, что нарушение ответчиком нормативного срока возврата цистерн повлекло возникновение у АО "Каминжиниринг" (ранее - ГУП "Камчатэнергоснаб") убытков в размере взысканной с него в пользу ПАО "НК "Роснефть" неустойки, истец направил в адрес ответчика претензии, которые оставлены им без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения АО "Каминжиниринг" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 779 ГК РФ следует, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.
В силу статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса).
Требование АО "Каминжиниринг" мотивировано несоблюдением ООО "РН-Морской терминал Находка" срока выгрузки нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, что повлекло за собой нахождение вагонов на станции выгрузки сверх установленного норматива времени, за каждый факт нарушения которого истцу начислена неустойка.
Как отмечено ранее, по условиям договоров поставки нефтепродуктов от 31.10.2017 и 23.10.2019 поставка товара осуществлялась на условиях "Франко-вагон станция отправления".
Обязательства поставщика считаются исполненными с момента передачи перевозчику груза к перевозке для доставки нефтепродуктов от ж/д станций отправления до ж/д станции назначения, указанной в отгрузочной разнарядке; покупатель обязан обеспечить выгрузку/слив и отправление порожних вагонов в срок, не превышающий 2 (двух) суток с даты прибытия груженых вагонов к грузополучателю на станцию назначения до даты передачи порожних вагонов с путей необщего пользования покупателя (грузополучателя) перевозчику; срок нахождения вагонов у покупателя (грузополучателя) определяется согласно отметок перевозчика в ж.д. накладных либо согласно расчета сформированного на основании данных ГВЦ ОАО "РЖД", либо согласно данных из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате (пункты 7.1, 7.6 договора поставки).
Согласно действующему законодательству и обычаям делового оборота, сложившемуся в области поставки нефтепродуктов железнодорожным транспортом, срок оборота вагоноцистерн определяется как период с 00 ч. 00 мин. дня, следующего за днем (датой) прибытия вагона на станцию назначения, согласно календарному штемпелю в железнодорожной накладной на груженый рейс в графе "Прибытие на станцию назначения" или согласно данным Главного вычислительного центра (ГВЦ) - филиала ОАО "РЖД", до 24 ч. 00 мин. дня (даты) отправления порожнего вагона, согласно календарному штемпелю в железнодорожной накладной на порожний рейс вагона в графе "Оформление приема груза к перевозке", или согласно данным ГВЦ ОАО "РЖД" в электронном формате.
В целях оказания услуг по погрузке и выгрузке грузов (в том числе поступающих железнодорожным транспортом нефтепродуктов) ГУП "Камчатэнергоснаб" заключило с ООО "РН-Морской терминал Находка" договоры N 2240114/0720Д от 01.01.2015 и N 2240118/0765Д от 09.12.2018.
В соответствии с пунктами 5.1 договоров оказания услуг и в пункте 5.1.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 09.02.2016 N 3 к договору от 01.01.2015) ООО "РН-Морской терминал Находка" выступает грузополучателем грузов (нефтепродуктов) заказчика, доставленных на станцию Крабовая ДВЖД, если они были согласованы к приему исполнителем и в отношении них не предъявлены требования по оплате перевозки полностью или частично. Передача груза перевозчиком исполнителю производится на подъездных путях исполнителя в порядке установленном Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом и в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Исполнитель осуществляет приемку поступивших нефтепродуктов от перевозчика на подъездных путях ООО "РН-Морской терминал Находка" в порядке, установленном правилами, действующими на железнодорожном транспорте. Исполнитель обязуется обеспечить прием, слив нефтепродуктов из цистерн заказчика и возврат порожних цистерн перевозчику в срок, не превышающий нормативный срок возврата цистерн заказчика. Под нормативным сроком возврата цистерн заказчика понимается период, составляющий 48 (сорок восемь) часов с момента прибытия груженых цистерн на станцию Крабовая, определяемого по календарному штемпелю станции Крабовая в железнодорожной накладной, до момента передачи порожних цистерн вагонов перевозчику с путей необщего пользования грузополучателя, определяемого по дате, указанной в памятке приемосдатчика (ГУ-45) в графе "уборка" раздела время выполнения операции день, месяц, часы, минуты).
Время использования вагонов-цистерн свыше установленного нормативного срока является сверхнормативным простоем и исчисляется Сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
В случае выявления исполнителем отличия даты прибытия груженых цистерн Вагонов указанной в расчете претензионных требований от даты, указанной в железнодорожной накладной (в календарном штемпеле, проставленном соответствующей станцией), время прибытия цистерны Вагона определяется по дате, указанной в железнодорожной накладной, представляемой Покупателем/Исполнителем (грузополучателем груза). В случае выявления Исполнителем отличия дат передачи порожних цистерн Вагонов с путей необщего пользования Покупателя/Исполнителя (грузополучателя груза), указанных в расчете претензионных требований от дат, указанных в памятке приемосдатчика (ГУ-45) (в графе "уборка" раздела Время выполнения операции день, месяц, часы, минуты), время передачи цистерн Вагонов определяется по дате, указанной в памятке приемосдатчика, Исполнитель вправе обратиться к Заказчику за корректировкой времени сверхнормативного простоя (суммы неустойки).
Для данной корректировки исполнитель обязан в течение 30 (тридцати) (по договору 2015 года) и в течение 60 (шестидесяти) (по договору 2019 года) календарных дней с даты получения претензии предоставить поставщику/заказчику надлежаще заверенные копии железнодорожных накладных с календарными штемпелями соответствующих станций назначения относительно прибытия груженой цистерны и/или памятки приемосдатчика (ГУ-45) по дате передачи порожних цистерн вагонов с путей необщего пользования перевозчику. Стороны подтверждают, что сведения о датах в указанных перевозочных документах (штемпель в перевозочном документе) и/или памятках приемосдатчика (ГУ-45) (в графе "уборка" раздела Время выполнения операции день, месяц, часы, минуты), ведомости подачи уборки вагонов имеют преимущественное значение перед данными автоматизированного банка данных ГВЦ ОАО "РЖД" (данными расчета претензионных требований).
ООО "РН-Морской терминал Находка" доказательств отсутствия сверхнормативного простоя не представило.
Возражая относительно заявленных требований, ответчик сослался на то, что при оказании услуг в рамках заключенных договоров, им соблюдался нормативный срок выгрузки грузка, не превышающий двух суток с момента поставки вагона под выгрузку и подтвержденный отметками в памятках приемосдатчика.
Вместе с тем, исследовав спорные договоры по правилам статьи 431 ГК РФ, суд первой инстанции верно установил, что по условиям договоров норма в двое суток установлена не для выгрузки груза, а именно для отсчета нахождения вагонов у грузополучателя - ООО "РН - Морской терминал Находка" со дня, следующего за днем прибытия груженых вагонов на станцию назначения. То есть двое суток это общее количество времени нахождения вагона на станции назначения с момента его прибытии, до момента отправки порожнего вагона.
При этом, учитывая, что между сторонами имеются длительные правоотношения, у сторон имелись иные аналогичные договоры оказания услуг за иные периоды, ответчик знал об условиях заключенного договора.
Принимая во внимание, что к спорным договорам приложены дополнительные соглашения об изменении условий договора и протокол разногласий, доказательств того, что ответчик возражал относительно условий исчисления периода нахождения груженых вагонов на станции назначения ответчиком в материалы дела не представлено. Доказательств оспаривания договоров в указанной части в материалы дела не представлено.
При этом факт сверхнормативного использования контейнеров подтверждается решением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2021 по делу N А40-245190/20-29-2189, которым с ГУП "Камчатэнергоснаб" в пользу ПАО "НК "Роснефть" взыскано 1 564 500 рублей неустойки, а также 28 640 рублей государственной пошлины.
Вопреки доводу ответчика о том, что в нарушение условий договоров оказания услуг истец не исполнил обязанности по направлению в адрес исполнителя графиков тоннажа и вывоза нефтепродуктов, а также в нарушение пунктом 5.14, 5.15 договоров нарушались сроки направления заявок, истцом в материалы дела представлены письма в адрес ООО "РН-Морской терминал Находка" о графиках вывоза нефтепродуктов, информации о прибытии вагонов.
Фактически, между истцом и ответчиком сложились долгосрочные отношения, в рамках которых форма и порядок подачи заявок и графиков сторонами не согласовывались. Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что графики и заявки истцом ответчику направлялись, что соответствует условиям договора и сложившимся между сторонами обычаям делового оборота (практика, установившиеся во взаимных отношениях сторон), следовательно, обязанность по направлению заявок и графиков истцом исполнялась.
При этом ГУП "Камчатэнергоснаб" не является участником перевозочного процесса и не способно влиять на возврат (оборот) вагонов-цистерн, в отличие от ответчика (статья 58 Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ)).
По смыслу статьи 56 УЖТ РФ организация взаимодействия владельца пути необщего пользования с ОАО "РЖД" в части проведения приемо-сдаточных операций с вагонами является обязанностью грузополучателя, при этом срок 48 часов установлен не только для выгрузки вагонов, но и для ожидания отправки.
В соответствии со статьей 58 УЖТ РФ на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования должны быть заключены соответствующие договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов, которыми устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
До истечения срока, установленного в договоре, грузополучатель обязан обеспечить возврат перевозчику порожних цистерн в нормативный срок, время использования вагонов-цистерн свыше этого срока является сверхнормативным простоем и исчисляется сторонами в сутках.
Учитывая специфику правоотношений сторон, ООО "РН-Морской терминал Находка", являясь грузополучателем и владельцем путей необщего пользования, обязано отвечать за соблюдение нормативного срока нахождения вагонов на станции назначения и организовать отправку порожних вагонов/цистерн.
Являясь коммерческой организацией, действуя в рамках своей предпринимательской деятельности, ответчик должен был проявить осмотрительность и разумность при заключении договора (абзац 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ), в противном случае несет риски последствий неосмотрительного и неразумного поведения; заключая договор, был осведомлен об ответственности за нарушение сроков отправки порожних вагонов со станции назначения.
Из вышеизложенного следует, что ответчик не представил надлежащих доказательств того, что сверхнормативное нахождение вагонов на станции назначении произошло не по вине ответчика, а по вине иных лиц, не представил надлежащих доказательств не соблюдения истцом договорных отношений в части непредоставления графиков вывоза нефтепродуктов.
Представленные ответчиком письма в адрес истца свидетельствуют лишь об информировании заказчика о текущем положении дел на станции, как то ограниченное количество свободной резервуарной емкости, а также просьбы предоставить графики вывоза нефтепродуктов.
Иные доводы лиц, участвующих в деле, являются необоснованными и не имеющими самостоятельного правового значения для рассмотрения настоящего дела с учетом установленных выше обстоятельств по делу.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что материалами дела подтверждается факт причинения убытков в их уточненном размере, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненными истцу убытками, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судебной коллегией отклоняются, поскольку фактически представляют собой ранее сформированную ответчиком позицию по делу, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли бы на его законность и обоснованность.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на заявителя в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.08.2022 по делу N А51-17851/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
М.Н. Гарбуз |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17851/2021
Истец: ГУП КАМЧАТСКОГО КРАЯ "КАМЧАТЭНЕРГОСНАБ"
Ответчик: ООО "РН-МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ НАХОДКА"
Третье лицо: ПАО "Камчатскэнерго", АО "Каминжиниринг"