г. Ессентуки |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А25-1275/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 19.10.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Годило Н.Н., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизивым Ш.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курортинвест" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.02.2022 по делу N А25-1275/2021, принятое по заявлению Министерства экономического развития Российской Федерации (ОГРН: 1027700575385, ИНН: 7710349494), акционерного общества "Кавказ.РФ" (ОГРН: 1102632003320; ИНН: 2632100740) к обществу с ограниченной ответственностью "Курортинвест" (ОГРН: 1160917050271, ИНН: 0912004267) о расторжении соглашения и взыскании штрафа, при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Кавказ.РФ" - Нестеровой А.Н. (доверенность от 17.11.2021), представителя Министерства экономического развития Российской Федерации - Э.Б. Левенталь (доверенность от 30.05.2022), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Курортинвест" (далее - ответчик, общество, ООО "Курортинвест") о расторжении соглашения N С-188-АЦ/Д14 от 20.06.2016, взыскании штрафа в размере 5 000 000 рублей.
Решением суда от 14.02.2022 исковое заявление Министерства экономического развития Российской Федерации удовлетворено. Расторгнуто соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, N С-188-АЦ/Д14 от 20.06.2016. С ООО "Курортинвест" в пользу Министерства экономического развития Российской Федерации взыскан штраф в размере 5 000 000 (пять миллионов) рублей.
В апелляционной жалобе ООО "Курортинвест" просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, поскольку судебное заседание проведено в отсутствие представителя ООО "Курортинвест"; резидент неоднократно обращался к истцам с целью внесения изменений в бизнес-план и сроки проведения строительных работ; ответчик долгое время не мог приступить к осуществлению предусмотренной Соглашением деятельности, в связи с нахождением на земельном участке древесины, являющейся собственностью Российской Федерации; нарушения со стороны ответчиков возникли по вине истцов, поскольку истцами не были соблюдены условия в части строительства инфраструктуры; ООО "Курортинвест" не проводились предусмотренные Соглашением работы по причине обнаружения на земельном участке объектов археологического наследия.
12.10.2022 в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство ООО "Курортинвест" об отложении судебного разбирательства.
В судебном заседании представители Министерства экономического развития Российской Федерации, акционерного общества "Кавказ.РФ" возразили по существу доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, возразили относительно заявленного ходатайства об отложении судебного разбирательства.
Ходатайство об отложении судебного заседания по делу рассмотрено судом в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отклонено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе" на территории Северо-Кавказского федерального округа созданы туристско-рекреационные особые экономические зоны (далее - ОЭЗ), объединенные в туристический кластер, в том числе ОЭЗ создана на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) и Указу Президента Российской Федерации от 05.10.2009 N 1107 "Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации" управление ОЭЗ возложено на Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России).
Между Правительством Российской Федерации, Правительством Карачаево-Черкесской Республики и администрацией Зеленчукского муниципального района подписано Соглашение о создании на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны от 19.01.2011 N С-8-ОС/Д25 (далее - Соглашение о создании ОЭЗ).
Минэкономразвития России, акционерное общество "Курорты Северного Кавказа" и ответчик заключили Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории Зеленчукского и Урупского районов Карачаево-Черкесской Республики от N С-188-АЦ/Д14 от 20.06.2016 (далее - Соглашение об осуществлении деятельности).
При этом предметом соглашения является ведение резидентом туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне в соответствии с прилагаемым к соглашению бизнес-планом, а именно: создание и эксплуатация резидентом апарт-отеля "Барс Эль" на территории ВТРК "Архыз" в соответствии с бизнес-планом.
Положениями пункта 2.5.2. Соглашения об осуществлении деятельности установлена обязанность Резидента в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, осуществить инвестиции в сумме не менее чем 545 120 300 рублей, в том числе капитальные вложения в сумме не менее чем 545 120 300 рублей.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона N 116-ФЗ существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий Соглашения об осуществлении деятельности является:
1) осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности;
2) неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона факта неосуществления деятельности;
3) непредставление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности;
4) неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.
Ввиду пункта 5.2. Соглашения об осуществлении деятельности при досрочном прекращении действия настоящего соглашения в связи с существенным нарушением резидентом условий настоящего Соглашения лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, обязано уплатить штраф в размере 5 процентов от суммы инвестиций, предусмотренной пунктом 2.5.2. настоящего Соглашения, за вычетом объема инвестиций, осуществленных на дату утраты статуса резидента особой экономической зоны, но не более 5 000 000 рублей и не менее 150 000 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 238 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" полномочия по управлению особыми экономическими зонами на территории СевероКавказского федерального округа в порядке и пределах, предусмотренных Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации переданы от Минэкономразвития России Министерству Российской Федерации по делам Северного Кавказа.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.04.2018 N 412 "О некоторых вопросах управления особыми экономическими зонами на территории Северо-Кавказского федерального округа" Минкавказ России является правопреемником Минэкономразвития России в отношении обязательств в сфере управления особыми экономическими зонами на территории Северо-Кавказского федерального округа в порядке и пределах, которые предусмотрены Федеральным законом экономических зонах в Российской Федерации", а также иными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа упразднено и его функции переданы Министерству экономического развития Российской Федерации, установлено, что Министерство экономического развития Российской Федерации является правопреемником Министерства по делам Северного Кавказа по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.
В рамках осуществления контроля за исполнением ответчиком Соглашения об осуществлении деятельности приказом Минкавказа России от 17.08.2017 N 116 "О проведении внеплановых проверок на предмет исполнения резидентами особой экономической зоны, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, условий соглашений об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики", приказом Минкавказа России от 07.09.2017, N 134 "О внесений изменения в приказ Минкавказа России от 17.08.2017 N 116 "О проведении внеплановых проверок на предмет исполнения резидентами особой экономической зоны, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, условий соглашений об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики" на основании письменных сведений АО "КСК" (письмо от 14.08.2017 N 60-17-1788 прилагается) о нарушении Резидентом условий Соглашения об осуществлении деятельности в отношении Ответчика Минкавказом России за период деятельности Резидента с 21.06.2016 по 09.10.2017 проведена внеплановая проверка на предмет исполнения Резидентом условий Соглашения об осуществлении деятельности.
По результатам проверки составлен акт от 12.10.2017 N 4 внеплановой проверки, фиксирующий существенные нарушения условий (пункты 1, 2.5.1) Соглашения об осуществлении деятельности, а именно: неосуществление туристско-рекреационной деятельности, предусмотренной Соглашением об осуществлении деятельности.
Кроме того, установлено, что:
- на 09.10.2017 ответчиком осуществлены инвестиции в объеме 1 530,8 тыс. рублей, в том числе: затраты на земельно-кадастровые работы - 30,8 тыс. рублей; затраты на создание проектной продукции - 1 500 тыс. рублей.
- в нарушение пункта 2.53 Соглашения об осуществлении деятельности Резидентом не было направлено в срок не позднее 90 рабочих дней с даты заключения Соглашения об осуществлении деятельности (не позднее 24.10.2016) оформленное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации заявление о предоставление в аренду земельного участка, расположенного в границах ОЭЗ. Фактически заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах ОЭЗ, ответчиком направлено письмом от 27.12.2016 N 17, с нарушением сроков, указанных в пункте 2.5.4 Соглашения об осуществлении деятельности, на 45 рабочих дней.
В силу пункта 2.5.4 Соглашения ответчик обязан направить в министерство заявления о предоставлении технических условий подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, не позднее 30 (тридцати) рабочих дней с даты заключения договора аренды земельного участка.
В соответствии с Соглашением максимальный срок направления ответчиком заявления о предоставлении технических условий подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям - 21.04.2017.
Однако, заявление ответчика о предоставлении технических условий подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям, направленное ответчиком письмом от 10.07.2017 N 31, с нарушением сроков, указанных в пункте 2.5.4 Соглашения об осуществлении деятельности, на 52 рабочих дня.
В ответ на заявление ответчика письмом от 08.08.2017 N 60-171741 были направлены:
технические условия от 18.07.2017 N ТУ-ГО-ДУК-20/ТДЛП для присоединения к электрическим сетям;
технические условия от 18.07.2017 N ТУ-ПЛК-ДУК-02Л'ДЛП на присоединение к сетям ливневой канализации проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства;
технические условия от 18.07.2017 N ТУ-ПВВ-ДУК-20/ТДЛП на подключение к сетям водоснабжения проектируемых, строящихся, реконструируемые или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства;
технические условия от 18.07.2017 N ТУ-ПФК-ДУК-20/ТДЛП на подключение к сетям водоотведения проецируемых, строящихся, реконструируемых или построенных" но не подключенных объектов капитального строительства.
При этом запрос на выдачу технических условий на присоединение к объектам газоснабжения ответчиком не направлялся.
В тоже время на основании письма от 03.10.2017 N 60-17-2210, направленного в адрес Минкавказа России, установлено, что технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения выдаются акционерным обществом "Газпром газораспределение Черкесск".
ООО "Курортинвест" с актом от 12.10.2017 N 4 внеплановой проверки ознакомлено, первый экземпляр акта от 12.10.2017 N 4 внеплановой проверки вручен представителю ответчика 12.10.2017.
На основании пункта 18 Порядка в случае несогласия с результатами проверки резидент в течение 7 (семи) календарных дней со дня получения акта проверки представляет свои возражения в федеральный орган исполнительной власти либо в орган исполнительной власти" который рассматривает их в течение 7 (семи) календарных дней и сообщает резиденту о результатах такого рассмотрения. Возражения на акт проверки в Минкавказ России ответчиком не представлены.
Позднее в адрес общества заказным письмом направлено уведомление от 26.10.2017 N АС-3-04365 об устранении нарушении, выявленных в ходе проверки на предмет исполнения резидентом условий Соглашения об осуществлении деятельности.
В связи с чем, общество было надлежащим образом извещено о необходимости устранить допущенные им существенные нарушения.
В ходе проведения на основании приказа Минкавказа России от 03.02.2018 N 33 "О проведении внеплановых проверок общества с ограниченной ответственностью "Сосны", общества с ограниченной ответственностью "Курортинвест", общества с ограниченной ответственностью "Кавказские Курорты" на предмет устранения ранее выявленных нарушений условий соглашений об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территориях Зеленчукското и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики" последующей внеплановой проверки за период деятельности резидента с 21.06.2016 по 28.02.2018 установлено, что ответчиком в указанные в уведомлении об устранении нарушений от 26.10.2017 N АС-3-04365 сроки не устранены существенные нарушения Соглашения об осуществлений деятельности, а именно: в нарушение Соглашения об осуществлении деятельности резидентом не осуществляется туристско-рекреационная деятельность, предусмотренная указанным Соглашением.
Также актом внеплановой проверки от 06.03.2018 установлено, что ответчиком осуществлены инвестиции в объеме 1 530,8 тыс. рублей, в том числе: затраты на земельно-кадастровые работы - 30,8 тыс. рублей; затраты на создание проектной продукции - 1 500 тыс. рублей.
ООО "Курортинвест" с актом внеплановой проверки от 06.03.2018 ознакомлено, первый экземпляр акта внеплановой проверки вручен представителю ответчика 06.03.2018.
Приказом Минкавказа России от 16.01.2019 N 6 "О проведении внеплановых проверок общества с ограниченной ответственностью "Курортинвест", общества с ограниченной ответственностью "ЮгРесурс" и общества с ограниченной ответственностью "Кавказские курорты" на предмет исполнения условий соглашений об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, сознанной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики" в отношении ответчика Минкавказом России проведена внеплановая проверка на предмет исполнения резидентом условий Соглашения об осуществлении деятельности.
В результате проверки составлен акт от 15.02.2019 N 44 внеплановой проверки, фиксирующий существенные нарушения условий (пункты 1, 2.5.1, 2.5.2) Соглашения об осуществлении деятельности, а именно: неосуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, предусмотренной Соглашением об осуществлении деятельности и неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением.
Так установлено нарушение обществом условий пункта 2.5.2 Соглашения об осуществлении деятельности: резидент не осуществил инвестиции в объеме 543 589 500 рублей в сроки, указанные в прилагаемом к Соглашению бизнес-плане.
Согласно расчетному периоду строительства, указанному в прилагаемом к Соглашению об осуществлении деятельности бизнес-плане, резидент должен был осуществить необходимый объем инвестиций до 20.04.2018.
ООО "Курортинвест" с актом от 15.02.2019 N 44 ознакомлено, первый экземпляр акта вручен представителю ответчика 15.02.2019, возражения на акт от 15.02.2019 N 44 ответчиком не представлены.
Письмом в адрес ответчика направлено уведомление от 22.02.2019 N АС-3-00769 об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки на предмет исполнения резидентом условий Соглашения об осуществлении деятельности.
В ходе проведения на основании приказа Минкавказа России от 23.05.2019 N 107 "О проведении внеплановых проверок общества с ограниченной ответственностью "Курортинвест", общества с ограниченной ответственностью "Кавказские Курорты" и общества с ограниченной ответственностью "Архыз" на предмет устранения ранее выявленных нарушений условий соглашении об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне" созданной на территориях Зелеичукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики" последующей внеплановой проверки за период деятельности Резидента с 21.06.2018 по 05.06.2019 установлено, что ответчиком в указанные в Уведомлении об устранении нарушений от 22.02.2019 N АС-3-00769 сроки не устранены существенные нарушения Соглашения об осуществлении деятельности, а именно: резидентом не осуществляется туристско-рекреационная деятельность, предусмотренная указанным Соглашением; резидент не осуществил инвестиции, предусмотренные пунктом 2.5.2 Соглашения в объеме 545 120 300 рублей в сроки, указанные в прилагаемом к Соглашению об осуществлении деятельности бизнес-плане.
По результатам проверки составлен акт от 07.06.2019 N 48 внеплановой проверки, фиксирующий существенные нарушения условий (пункты 1, 2.5.1, 2.5.2) Соглашения об осуществлении деятельности, а именно: неосуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, предусмотренной Соглашением об осуществлении деятельности и неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением.
ООО "Курортинвест" с актом от 07.06.2019 N 48 ознакомлено, первый экземпляр акта вручен представителю ответчика 07.06.2019, возражения ответчиком не направлены.
На основании приказа Минэкономразвития России от 21.07.2020 N 445 "О проведении внеплановых проверок резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики" в отношении ответчика проведена внеплановая проверка на предмет исполнения резидентом условий Соглашения об осуществлении деятельности.
По результатам проверки составлен акт от 28.08.2020 N 3ВП-2020, фиксирующий существенные нарушения условий Соглашения об осуществлении деятельности, а именно: неосуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, предусмотренной Соглашением об осуществлении деятельности и неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным Соглашением.
ООО "Курортинвест" с актом от 28.08.2020 N 3ВП-2020 ознакомлено, первый экземпляр акта вручен представителю ответчика 04.09.2020, возражения на акт ответчиком в адрес истца не направлены.
Позднее в адрес ответчика направлено уведомление от 17.09.2020 N Д36и-30467 об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки на предмет исполнения резидентом условий Соглашения об осуществлении деятельности.
В ходе проведения на основании приказа Минэкономразвития России от 22.10.2020 года N 694 "О проведении внеплановых проверок резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики" (прилагается) последующей внеплановой проверкой установлено, что Ответчиком в указанные в уведомлении об устранении нарушений сроки не устранены существенные нарушения Соглашения об осуществлении деятельности, а именно: резидентом не осуществляется туристско-рекреационная деятельность, предусмотренная указанным соглашением; резидент не осуществил инвестиции в объеме 545 120 300 рублей в сроки, указанные в прилагаемом к Соглашению об осуществлении деятельности бизнес-плане.
На основании части 1 статьи 20 Федерального закона N 116-ФЗ Минэкономразвития России письмом от 17.03.2021 N Д36и-7361 направило ответчику предложение расторгнуть Соглашение об осуществлении деятельности и проект Соглашения о расторжении Соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории Зеленчукского и Урупского районов Карачаево-Черкесской Республики от 20.06.2016 N С-188-АЦ/Д14.
Изложенные обстоятельства послужили основанием обращения истца в суд с настоящими требованиями.
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Ввиду статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона N 116-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 20 Федерального закона N 116-ФЗ существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности является неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.
На основании части 6 статьи 21 Федерального закона N 116-ФЗ в случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности договор аренды государственного и (или) муниципального имущества и договор аренды земельного участка, заключенные на условиях, предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности, прекращают свое действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае существенные нарушения резидентом условий соглашения выявлены при проведении контрольных мероприятий, которые осуществлялись Минкавказа России и Минэкономразвития России в период с 2017 по 2020 годы, что подтверждается актами внеплановой проверки исполнения резидентом условий Соглашения об осуществлении деятельности, которыми выявлены следующие нарушения: туристко-рекреационная деятельность ответчиком не осуществляется; обществом не осуществлены инвестиции в размере 545 120 300 рублей в сроки, указанные в бизнес-плане к Соглашению.
Обществом в материалы дела не представлено доказательств ведения туристско-рекреационной деятельности и осуществления инвестиций, предусмотренных Соглашением об осуществлении деятельности.
Вместе с тем, нарушение предмета Соглашения об осуществлении деятельности является существенным нарушением его условий, что является основанием для его расторжения в силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и взыскания штрафа, предусмотренного соглашением.
Таким образом, в силу части 5 статьи 21 Федерального закона N 116-ФЗ требование истца о взыскании штрафа в размере 5 000 000 рублей является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Судом апелляционной инстанции расчет штрафа проверен и признан верным.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции верно заключил об удовлетворении заявленных требований.
Ссылка апеллянта, что судом нарушены нормы процессуального права, поскольку судебное заседание проведено в отсутствие представителя ООО "Курортинвест", судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.
Согласно требованиям статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Ответчик не был лишен возможности представить отзыв и доказательства по делу, а также участвовать в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции. С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу, что очередное ходатайство об отложении судебного разбирательства направлено на необоснованное затягивание судебного процесса и удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции разрешил ходатайство ответчика об отложении судебного разбирательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом неоднократно (определениями от03.06.2021, от 08.10.2021, от 09.11.2021, от 14.12.2021) откладывалось судебное разбирательство по делу, при этом на ответчика было возложено обязательство представления отзыва на исковое заявление. Ответчику было предоставлено достаточно времени для направления отзыва на исковое заявление или реализацию иных прав и обязанностей лиц, участвующих в деле. Ответчик не обосновал невозможность представления доказательств по делу и отзыва на исковое заявление в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Таким образом, каждый из участников процесса должен добросовестно пользоваться предоставленными ему законом процессуальными правами, не допуская злоупотребления ими, в частности, правом заявления ходатайства об отложении судебного разбирательства, правом представления письменного отзыва на исковое заявление.
Довод апеллянта, что резидент неоднократно обращался к истцам с целью внесения изменений в бизнес-план и сроки проведения строительных работ, также подлежит отклонению ввиду следующего.
Новый бизнес-план представленный ответчиком в Минэкономразвития России в целях внесения изменений в существенные условия Соглашения, не соответствуют критериям оценки бизнес-плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 31.08.2016 N 560, и форме бизнес-плана, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 384 (выписка из протокола заседания Экспертного совета от 08.12.2021 N 6/2021-ЭС).
Названные изменения представлены в Минэкономразвития России ответчиком только 13.10.2021, спустя два года (октябрь 2018 года) после крайней даты выполнения условий Соглашения (осуществление инвестиций в полном объеме и окончание строительства объектов в полном объеме), уже после возбуждения судом производства по делу N А25-1275/2021 по искам Минэкономразвития России и АО "КАВКАЗ.РФ" к ООО "Курортинвест" (определение суда о принятии искового заявления к производству от 03.06.2021).
Резидент своим правом внесения предложений об изменении условий Соглашения своевременно не воспользовался.
Доказательств того, что ответчик принял все меры для надлежащего исполнения обязательств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям делового оборота, им не представлены, наличие обстоятельств, исключающих возможность надлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по Соглашению по вине третьих лиц, ответчиком в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано, из материалов дела не следует.
Апеллянт также ссылается на невозможность осуществления предусмотренной Соглашением деятельности, в связи с нахождением на земельном участке древесины, являющейся собственностью Российской Федерации.
Между тем, в отсутствие доказательств своевременного принятия резидентом каких-либо мер к внесению в Соглашение изменений в части корректировки сроков строительства, ООО "Курортинвест" не вправе ссылаться на нахождение на земельном участке древесины, являющейся собственностью Российской Федерации в обоснование неисполнения Соглашения.
Ссылки апеллянта, что нарушения со стороны ответчиков возникли по вине истцов, поскольку истцами не были соблюдены условия в части строительства инфраструктуры, судебной коллегией отклоняются, поскольку объекты инфраструктуры особой экономической зоны подлежат созданию в соответствии с техническими потребностями, заявленными резидентом, то есть строительство инфраструктурных объектов не может быть начато в отсутствии проектной документации, разрешения на строительство объектов, предусмотренных Соглашением.
Срок направления резидентом заявления о предоставлении технических условий нарушен на 52 рабочих дня.
В нарушение пункта 2.5.12 Соглашения резидентом не была разработана и представлена Управляющей компании проектная документация, что вызвало невозможность исполнения ей принятого на себя по Соглашению обязательства, предусмотренного пунктом 2.3.1 Соглашения.
Также апеллянт ссылается на невозможность исполнения своих обязательств по Соглашению по причине обнаружения на выделенном ему земельном участке объектов археологического наследия.
Об обнаружении на земельном участке объектов археологического наследия, как о невозможности проведения строительных работ, резидент сообщил Управляющей компании письмом N 3 от 28.01.2021, в то время как строительство объектов должно было быть завершено резидентом до октября 2018 года.
Ответчиком не были представлены доказательства подачи в орган охраны объектов культурного наследия заявления о выдаче заключения о наличии или отсутствии объектов культурного наследия на земельном участке, подлежащем хозяйственному освоению, не представлено заключение о наличии на выделенном земельном участке объектов культурного наследия, выданное соответствующим органом. Также в материалах дела отсутствуют сведения о включении обнаруженных археологических объектов в перечень выявленных объектов культурного наследия.
При изложенных обстоятельствах, материалы дела не содержат документального подтверждения обнаружения на выделенном ответчику земельном участке археологических объектов, что свидетельствует о несостоятельности данных доводов.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.02.2022 по делу N А25-1275/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1275/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "Курортинвест"
Третье лицо: Администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, АО "КАВКАЗ.РФ", АО "КУРОРТЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА"