25 октября 2022 г. |
Дело N А84-5793/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 октября 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Зарубина А.В. и Ольшанской Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Логуновым К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 21 апреля 2022 года по делу N А84-5793/2021,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Областной строительный контроль"
к Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя",
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной налоговой службы по городу Севастополю,
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
- от Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" - Смирнов Вячеслав Петрович, представитель по доверенности от 10.01.2022 N 4, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Областной строительный контроль" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" (далее - фонд) о взыскании, с учетом уточнений от 28.02.22 в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ 1 259 112,73 рублей задолженности.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 21.04.2022 по делу N А84-5793/2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Взыскано с Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя", ОГРН 1149204042591, в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Областной строительный контроль", ОГРН 1136686000550, 1 259 112,73 рублей невыплаченной стоимости выполненных работ и 25 591 руб. расходов на уплату государственной пошлины.
Возвращены Обществу с ограниченной ответственностью "Областной строительный контроль", ОГРН 1136686000550, из федерального бюджета 1 069 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с решением Фонд обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Апеллянт указывает, что при вынесении решения судом первой инстанции, не учтено, в частности, следующее.
В соответствии с частью 1.1. статьи 180 и частью 5 статьи 182 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 утверждено "Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Положение).
Положение определяет особый (отличный от установленного, например. Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ) порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также специальный порядок заключения, изменения и расторжения с ними соответствующих договоров о проведении капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 196 Положения, договоры о проведении капитального ремонта заключаются заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и настоящим Положением.
Согласно преамбуле Договора, он заключен, в том числе, в соответствии с вышеуказанным Положением.
При этом Положение: 1) не содержит нормы об обязательном указании в проекте договора и (или) в заключаемом с подрядной организацией договоре условия, что цена договора (стоимость работ) "является твердой и определяется на весь срок исполнения договора"; 2) не содержит указаний на обязательность какого-либо изменения (снижения или увеличения) цены договора (стоимости работ) в зависимости от применяемой подрядчиком системы налогообложения (в том числе - применения каких-либо коэффициентов "пересчета" и (или) "оплаты выполненных работ с учетом системы налогообложения" - для подрядных организаций, на упрощенной системе налогообложения); 3) не обязывает подрядчика извещать о применяемой им системе налогообложения заказчика; 4) не обязывает заказчика "отслеживать" в период "с момента заключения договора и до момента исполнения денежных обязательств по нему" - на какой системе налогообложения в каждый текущий момент времени находится соответствующий подрядчик (при сохранении у последнего законного права изменить применяемую им систему налогообложения, в том числе - в период исполнения договора).
Апеллянт считает, что вопреки ошибочному мнению суда первой инстанции, подобных требований не содержит и Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Кроме того, ГрК РФ не содержит и запрета на применение в правоотношениях сторон договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов положений ГК РФ (в частности, статей 421, 422, 424, 709).
В соответствии с пунктами 129 и 135 Положения, и в Извещении, и в Документации об электронном аукционе N 097-ЭА-СМРФАСПОД-19, по результатам которого был заключен Договор, размер начальной (максимальной) цены договора (НМЦД), включал в себя, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС).
Цена Договора при его заключении также содержала указание на соответствующую сумму НДС.
Согласно пункту 2.2 Договора, Цена Договора включает все затраты Подрядчика, так или иначе связанные с выполнением работ на Объекте в соответствии с условиями настоящего Договора, в том числе, но не только - оплату налогов, сборов и других платежей, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим Договором.
Согласно пункту 2.6 Договора, приемке и оплате подлежат фактически выполненные Подрядчиком и принятые Заказчиком работы.
Согласно пункту 2.10 Договора оплате Заказчиком подлежат только фактически выполненные Подрядчиком и принятые Заказчиком работы в размере фактических расходов с учетом системы налогообложения, применяемой Подрядчиком в соответствии с НК РФ (специальных налоговых режимов) в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты выставления Подрядчиком счета.
Порядок определения и оплаты окончательной (фактической) стоимости работ по договору изложен в пунктах 2.4 - 2.7 и 2.10 Договора.
С учетом вышеизложенного и в силу положений статьи 421 ГК РФ цена Договора, указанная в нем при заключении, не является твердой, как ошибочно указано в решении.
Кроме того, апеллянт полагает, что истец, подписав 30.12.2020 Дополнительное соглашение N 4 к Договору, подтвердил верность окончательной (фактической) стоимости работ по Договору, определенной на основании указанных в нем Актов о приемке выполненных работ (формы КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3), подготовленных (составленных) ООО "ОСК" (Истцом), но о несогласии с которыми впоследствии им было подано исковое заявление.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 апелляционная жалоба Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" принята к производству и назначена к рассмотрению в судебное заседание.
04.07.2022 года через систему "Мой арбитр" поступили пояснения от Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю, которые приобщены к материалам дела.
Судебные заседание неоднократно откладывались с целью установления всех фактических обстоятельств по делу.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 произведена замена судьи Баукиной Е.А. на судью Рыбину С.А. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 произведена замена судьи Рыбиной С.А. на судью Зарубина А.В. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании 18.10.2022 года апеллянт поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, явку в судебное заседание, не обеспечили, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей истца и третьего лиц по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как усматривается из материалов дела, по результатам электронных торгов фонд (заказчик) и общество (подрядчик) заключили договор от 23.10.2019 N 94С/СМРФАСПОД-19 о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополь.
Согласно пункту 2.1 договора с учетом дополнительного соглашения общая стоимость работ определена в размере 13 439 416,98 рублей.
В соответствии с пунктом 2.10 договора оплата выполненных по договору работ производится заказчиком в размере фактических расходов с учетом системы налогообложения, применяемой подрядчиком в соответствии с НК РФ (специальных налоговых режимов) в течение двенадцати месяцев с даты выставления счета.
В то же время в силу пункта 2.2 договора цена договора включает все затраты подрядчика, напрямую или косвенно связанные с выполнением работ, предусмотренных договором.
По актам сдачи-приемки выполненных работ входившие в предмет договора работы приняты заказчиком, спор об объемах выполненных и принятых работ между сторонами отсутствует.
При определении подлежащей выплате стоимости работ ответчик занизил сметы на выполняемые истцом работы, исключив в сметном расчете НДС 20% на основании того, что истец находится на упрощенной системе налогообложения.
Впоследствии истец уступил право требования оплаты за работы в размере, определенном заказчиком, ООО "Механизированная строительная компания", указав в договорах уступки прав требования конкретную сумму уступаемого требования.
В связи с обнаружением факта занижения стоимости выполненных подрядчиком работ, истец обратился с иском в суд.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, заслушав пояснения ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции суд приходит к следующим выводам.
Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" (НКО "ФСКР г. Севастополь") - специализированная некоммерческая организация, созданная субъектом РФ - городом федерального значения Севастополем в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом города Севастополя от 18.02.201 5 N 118-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя" (далее - Закон N 118-ЗС) на основании Постановления Правительства Севастополя от 14.08.2014 N 210 "О создании некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" и приказа Главного Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Севастополя от 07.11.2014 N 17 "Об учреждении некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту г. Севастополя".
Согласно части 3 статьи 178 ЖК РФ деятельность НКО "ФСКР г. Севастополь" (Регионального оператора) осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются, в частности:
- осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
- финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Согласно пункту 1.1. статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 182 ЖК РФ Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в частности:
- обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
- привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры.
Согласно части 5 ст. 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 статьи 182 ЖК РФ, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1. статьи 180 и частью 5 статьи 182 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 утверждено "Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Положение).
Таким образом, порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется указанным Положением.
Согласно пункту 2 Положения: "начальная (максимальная) цена договора" (далее - НМЦД) - предельное значение цены договора о проведении капитального ремонта, определяемое заказчиком на основании сметной документации в случаях, если подготовка проектной документации не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, или рассчитываемое заказчиком нормативным или проектно-сметным методом в соответствии с частями 7 и 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, или иным способом в случаях, установленных настоящим Положением; "электронный аукцион" - аукцион в электронной форме на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющийся конкурентным способом определения подрядной организации, проводимый в электронной форме, при котором победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора.
Согласно пункту 3 Положения принципами привлечения подрядных организаций являются, в частности:
б) создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов;
д) эффективное использование средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, и средств государственной поддержки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания;
Согласно пункту 135 Положения Документация об электронном аукционе, помимо сведений, указанных в Извещении о проведении электронного аукциона, содержит, в частности:
е) обоснование и расчет начальной (максимальной) цены договора;
н) проектную документацию, согласованную и утвержденную в установленном порядке, или сметную документацию, если необходимость в подготовке проектной документации отсутствует в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
у) проект договора о проведении капитального ремонта.
Согласно пункту 78(1) Положения расчет начальной (максимальной) цены договора осуществляется с учетом размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При расчете начальной (максимальной) цены договора заказчик закладывает в ее размер все возможные расходы, налоги и сборы (в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС)) и другие факторы, которые могут повлиять на ее окончательную величину, что Истцом не оспаривается.
В состав Документации об электронном аукционе N 097-ЭА-СМРФАСПОД-19 (номер на электронной площадке РТС: N РТС292А 190098), по результатам которого 23.10.2019 был заключен Договор, входят, в частности, следующие разделы:
Раздел X. Информационная карта.
Раздел XII. Обоснование цены договора.
Раздел XIII. Проектно-сметная документация.
Раздел XV. Проект договора.
Пункт 10 Извещения о проведении вышеуказанного электронного аукциона содержит указание на размер начальной (максимальной) цены договора (НМЦД), включающей, в том числе НДС. Обоснование НМЦД содержится в Разделах XII "Обоснование цены договора" и XIII "Проектно-сметная документация".
Размещенные в составе Документации об электронном аукционе (Раздел XIII. Проектно-сметная документация) сводные сметные расчеты стоимости строительства по объектам Договора составлены (на основании соответствующих локальных сметных расчетов) с учетом средств на покрытие затрат по уплате НДС.
Согласно пункту 15 Раздела X (Информационная карта) Документации об электронных аукционах N 097-ЭА-СМРФАСПОД-19 оплата выполненных работ (оказанных услуг) осуществляется в порядке, указанном в разделе XV "Проект договора".
Согласно пункту 2.10 "Проекта договора", размещенного в разделе XV Документации об электронном аукционе N 097-ЭА-СМРФАСПОД-19, оплате Заказчиком подлежат только фактически выполненные Подрядчиком и принятые Заказчиком работы. Оплата выполненных по настоящему Договору работ производится Заказчиком в размере фактических расходов с учетом системы налогообложения, применяемой Подрядчиком в соответствии с НК РФ (специальных налоговых режимов) в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты выставления Подрядчиком счета.
Исходя из вышеизложенного, любой участник электронного аукциона N 097- ЭА-СМРФАСПОД-19 был заранее осведомлен о всех существенных условиях заключаемого по его итогу договора (в том числе - условиях оплаты выполненных работ, предусмотренном пунктом 2.10 Договора), и при формировании своего ценового предложения участник закупки, действуя разумно и добросовестно, должен был учитывать все налоги и сборы, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Коллегия отмечает, что Положение не содержит указаний на необходимость (обязательность) изменения цены договора, заключаемого с победителем электронного аукциона в зависимости от применяемой им системы налогообложения (в том числе путем применения каких-либо "повышающих коэффициентов/коэффициентов пересчета"), что полностью соответствует установленному пунктом 3 Положения принципам (в частности: создание равных условий для участников электронных аукционов и обеспечение их добросовестной конкуренции).
Кроме того, Положение не накладывает на участников предварительного отбора и (или) электронных аукционов (процедур, входящих в состав закупок (торгов) проводимых в соответствии с Положением) обязанности извещать Заказчика (и (или) орган по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций) о применяемой ими системе налогообложения.
Таким образом, бремя ответственности за выбор применяемой подрядной организацией системы налогообложения и достоверность предоставляемых ею заказчику первичных учетных документов (по итогам выполнения работ, в целях их оплаты) - возложено законом на саму подрядную организацию.
При этом коллегия судей отмечает тот факт, что ООО "ОСК" (Истец) как при выходе на торги, так и при заключении Договора был осведомлен о всех его существенных условиях (в том числе - условиях оплаты выполненных работ, предусмотренном пунктом 2.10 Договора), что, в том числе, подтверждается подписанием им Договора.
Коллегия судей учитывает, что Положение не содержит нормы об обязательном указании в проекте договора и (или) в заключаемом договоре с подрядной организацией условия, что Цена Договора является твердой и определяется на весь срок исполнения договора.
В соответствии с пунктом 196 Положения договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и настоящим Положением.
На основании пунктов 154, 163 и 165 Положения Договор заключен с единственным участником (ООО "ОСК", Истец), подавшем заявку на участие в электронном аукционе N 097-ЭА-СМРФАСПОД-19 (номер на электронной площадке РТС: N РТС292А 190098, Протокол от 04.10.2019), на условиях, предусмотренных Извещением о проведении электронного аукциона и Документацией об электронном аукционе, посредством передачи такому участнику проекта договора о проведении капитального ремонта, составленного путем включения начальной (максимальной) цены договора (с выделением суммы НДС) в проект договора о проведении капитального ремонта (Раздел XV Документации о электронном аукционе).
Каких-либо изменений цены заключаемого договора (в том числе ее снижения в связи с использование подрядчиком упрощенной системы налогообложения) Заказчиком не осуществлялось.
Согласно пункту 1.1 Договора, по настоящему Договору Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство своими силами и средствами за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее - Объекты), согласно Адресному перечню (Приложение N 1 к настоящему Договору) в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение N 2 к настоящему Договору). Заказчик принимает надлежащим образом выполненные Подрядчиком работы и оплачивает их в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором.
Согласно пункту 1.2.3. Договора Подрядчик получил и изучил все материалы Договора, включая все приложения к нему, и проектно-сметную документацию, и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество работ, в полном объеме. Подрядчик признает правильность и достаточность цены Договора, для покрытия всех расходов, обязательств и ответственности в рамках настоящего Договора, а также в отношении всех прочих вопросов, необходимых для надлежащего производства работ. Соответственно, Подрядчик не претендует ни на какие дополнительные платежи, а также не освобождается ни от каких обязательств и/или ответственности, по причине его недостаточной информированности.
Согласно пункту 2.2 Договора, Цена Договора включает все затраты Подрядчика, так или иначе связанные с выполнением работ на Объекте в соответствии с условиями настоящего Договора, в том числе, но не только - оплату налогов, сборов и других платежей, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим Договором;
Согласно пункту 2.6 Договора, приемке и оплате подлежат фактически выполненные Подрядчиком и принятые Заказчиком работы, но не выше предельной стоимости работ установленной нормативно-правовым актом города Севастополя.
В случае снижения Подрядчиком начальной максимальной цены договора при проведении процедуры электронного аукциона, оплате подлежат фактически выполненные Подрядчиком и принятые Заказчиком работы с учётом коэффициента снижения начальной максимальной цены договора.
Согласно пункту 2.7 Договора, окончательная стоимость работ по Договору определяется на основании Актов формы КС-2 и Справок формы КС-3 исходя из фактически выполненных объемов и видов работ по каждому Объекту Договора. С целью осуществления окончательных расчетов по настоящему Договору Подрядчик представляет Заказчику Акты формы N КС-2 и Справки формы N КС-3, в 2 (двух) экземплярах, с приложением Исполнительной документации, Акта о приемке в эксплуатацию Объекта, а также счета. Акт по форме КС-2 и справка по форме КС-3 должны быть оформлены в строгом соответствии с действующими требованиями к оформлению указанных документов, с учетом индекса изменения сметной стоимости, указанного в проектно-сметной документации и коэффициента снижения начальной максимальной цены договора при проведении процедуры электронного аукциона, и согласованы с Заказчиком.
Согласно пункту 2.10 Договора, оплате Заказчиком подлежат только фактически выполненные Подрядчиком и принятые Заказчиком работы. Оплата выполненных по настоящему Договору работ производится Заказчиком в размере фактических расходов с учетом системы налогообложения, применяемой Подрядчиком в соответствии с НК РФ (специальных налоговых режимов) в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты выставления Подрядчиком счета и предоставления Заказчику документов, указанных в пункте 2.7. Договора и согласования в соответствии с п. 2.8. Договора за вычетом оплаченных работ.
Согласно пункту 6.11 Договора, по завершению капитального ремонта Объектов по Договору Подрядчик в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания Акта о приемке в эксплуатацию Объекта предоставляет полный комплект документов, связанных с выполнением работ по Объекту, в том числе счет, Акт КС-2, Справку КС-3, согласование Акта КС-2 организацией, осуществляющей строительный контроль и лицами, указанными в п. 2.8. Договора.
Согласно части 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Часть 1 статьи 709 ГК РФ устанавливает, что договор подряда может содержать условия о способе определения цены договора.
Порядок определения и оплаты окончательной (фактической) стоимости работ по договору изложен в пунктах 2.4 - 2.7 и 2.10 Договора.
С учетом вышеизложенного и в силу положений части 4 статьи 709 ГК РФ цена Договора, указанная в нем при заключении, является приблизительной (не является твердой).
В соответствии с частью 2 статьи 709 ГК РФ, цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
В соответствии с частью 3 статьи 709 ГК РФ, цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
Согласно части I статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Согласно части 12.2 статьи 48 ГрК РФ, в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Согласно пункту 4) части 13 статьи 48 ГрК РФ, проектная документация должна включать раздел "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства".
В период разработки проектно-сметной документации к Договору и его заключения методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации была утверждена Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (ред. от 16.06.2014, далее - МДС 81-35.2004).
Положения, приведенные в МДС 81-35.2004, распространяются на все предприятия строительного комплекса РФ при определении стоимости, в том числе, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, а также при расчетах за выполненные работы.
Согласно пункту 3.16 МДС 81-35.2004, локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (далее - РД). Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.
В соответствии с пунктом 4.22 МДС 81-35.2004, при составлении сметной документации в ее состав включается стоимость материальных ресурсов.
Порядок включения в сметную документацию средств по уплате НДС приведен в пункте 4.100 МДС 81-35.2004, в котором указано, что сумма средств по уплате НДС принимается в размере, устанавливаемом законодательством РФ, от итоговых данных по сводному сметному расчету на строительство и показывается отдельной строкой (в графах 4-8 сводного сметного расчета) под наименованием "Средства на покрытие затрат по уплате НДС". В тех случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ.
В письме Министерства регионального развития РФ от 08.10.2010 N 10463- 08/ИП-05 "О расчете затрат на уплату НДС для включения в сметную документацию при упрощенной системе налогообложения" также указано, что с переходом на УСН организации продолжают уплачивать НДС поставщикам строительных материалов и конструкций, а также управлениям механизации за предоставляемые услуги. Затраты организаций на указанные цели должны определяться по расчету в зависимости от структуры выполняемых строительно-монтажных работ. Пример указанного расчета затрат на уплату НДС для включения в сметную документацию при упрощенной системе налогообложения приведен в приложении к письму Госстроя России от 06.10.2003 N НЗ-6292/10. Вопросы, связанные с оплатой НДС при упрощенной системе налогообложения в расчетных документах, относятся к компетенции налоговых органов и регулируются налоговым законодательством. (Аналогичная позиция судебных органов содержится в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.01.2020 Ns 302-ЭС19- 11900 по делу N А78-1790/2016).
С учетом вышеизложенного, Заказчиком были согласованы подготовленные ООО "ОСК" истцом Акты о приемке выполненных работ (формы КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3), которые предусматривали компенсацию затрат подрядчика по уплате им НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг.
Как усматривается из материалов дела, указанная компенсация затрат подрядчика (по уплате им НДС) выделена (отражена) во всех подписанных Заказчиком и Подрядчиком Актах о приемке выполненных работ (формы КС-2) отдельной позицией (строкой) "Компенсация затрат на НДС при УСН", предшествующей позиции (строке) "ВСЕГО по акту".
Применение каких-либо "повышающих коэффициентов/коэффициентов пересчета" законодательством РФ и города Севастополя и (или) условиями Договора не было предусмотрено, и не применялось ни ООО "ОСК" (при подготовке Актов о приемке выполненных работ (формы КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3)), ни Заказчиком (Ответчиком) при их согласовании и оплате.
Согласно частям 1 и 2 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.
Таким образом, Заказчиком (Ответчиком) были правомерно приняты (согласованы) Акты о приемке выполненных работ (формы КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3), подготовленные ООО "ОСК" (Истцом) с учетом применяемой им системы налогообложения (которые предусматривали компенсацию затрат подрядчика по уплате им НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг), а суммы произведенных Заказчиком по Договору оплат полностью соответствовали итоговым суммам, определенным в вышеуказанных (подготовленных Подрядчиком) документах, а также суммам счетов на их оплату, выставленных Подрядчиком (уполномоченными им лицами).
Кроме того, коллегия судей отмечает, что подписанием 30.12.2020 Дополнительного соглашения N 4 к Договору стороны подтвердили верность (зафиксировали) окончательную (фактическую) стоимость работ по Договору, сославшись на вышеупомянутые Акты о приемке выполненных работ (формы КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3), подготовленные (составленные) ООО "ОСК" (Истцом).
В связи с чем, коллегия полагает, что правовые основания для оплаты работ с учетом "повышающего коэффициента/коэффициента пересчета" у Заказчика (Ответчика) отсутствовали.
В исковом заявлении истец ссылается на Решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.10.2020 по делу N А84-4201/2020, в котором пункт 2.10 Договора признан "незаконным в связи с его ничтожностью".
Из указанного Решения по делу N А84-4201/20 следует, что, порядок использования "коэффициента пересчета", который следует применять вместо указания НДС в сметах для подрядных организаций, находящихся на УСН, следует применять для расчетов с победителем конкурса для всех контрактов, заключенных после внесения представления прокуратуры района, при этом цена контракта останется твердой и неизменной".
Как усматривается из материалов дела, представление прокуратуры района было направлено Ответчику (НКО "ФСКР г. Севастополь") 20.07.2020, т.е. значительно позже заключения Договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Принимая во внимание вышеизложенное, решение Арбитражного суда города Севастополя от 21.04.2022 следует отменить, в удовлетворении исковых требований отказать на основании пункта 1, 2 части 2 статьи 270 АПК РФ отказать.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 21 апреля 2022 года по делу N А84-5793/2021 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Областной строительный контроль" из федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 069,00 руб., уплаченную по квитанции N 271 от 08.09.2021.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Областной строительный контроль" в пользу Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000,00 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5793/2021
Истец: ООО "Областной строительный контроль"
Ответчик: Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СЕВАСТОПОЛЮ