г. Владивосток |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А51-1792/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северпром",
апелляционное производство N 05АП-7156/2023
на решение от 19.10.2023
судьи Тихомировой Н.А.
по делу N А51-1792/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северпром" (ИНН 0326560745, ОГРН 1180327006716)
к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (ИНН 2721117859, ОГРН 1042700152990)
третье лицо: Федеральное агентство по недропользованию (ИНН 7703518529, ОГРН 1047796345805)
о признании незаконным решения, оформленного протоколом комиссии от 08.12.2022 N 2354-б, приказа от 09.12.2022 N 441 об аннулировании лицензии,
при участии:
от ООО "Северпром": представитель А.А. Ильин (в режиме веб-конференции), по доверенности от 25.10.2022, сроком действия на три года;
от Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (с опозданием): представитель М.М. Хаджаев (в режиме веб-конференции), по доверенности от 29.08.2023, сроком действия по 28.08.2024;
от Федерального агентства по недропользованию (с опозданием): представитель М.М. Хаджаев (в режиме веб-конференции), по доверенности от 29.08.2023, сроком действия по 28.08.2024;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Северпром" (далее - заявитель, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решения Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (далее - департамент, Дальнедра) об отмене решения комиссии от 02.09.2022 N 2335-б, оформленного протоколом от 08.12.2022 N 2354-б, и приказа департамента от 09.12.2022 N 441 об аннулировании лицензии УДЭ 007977 ТП. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Дальнедра отменить оспариваемые решения.
Определением арбитражного суда от 18.05.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по недропользованию (далее - третье лицо, Роснедра).
Решением арбитражного суда от 19.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Дополнительным решением от 15.02.2024 судом первой инстанции распределены судебные расходы.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что на дату подачи заявки на получение права пользования недрами с целью поиска и оценки камнесамоцветного сырья приказ Роснедр от 28.12.2020 N 591 уже не действовал, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно применил его положения при рассмотрении настоящего спора. Выражает несогласие с выводом департамента, поддержанного судом, о том, что участок недр "Тэмулакит" включен в соответствующий пообъектовый план, поскольку какая-либо идентификация участка недр "Тэмулакит", позволяющая установить его наименование, точное местоположение (границы) или хотя бы субъект РФ, в соответствующих приказах Роснедр отсутствует. Ссылаясь на позицию Конституционного Суда РФ, приводит довод о том, что решение о досрочном прекращении права пользования недрами в установленном порядке не принималось, правовые и фактические обстоятельства, являющиеся в соответствии со статьей 20 Закона о недрах основанием для прекращения лицензии, государственным органом не устанавливались, никакие уведомления в адрес заявителя не направлялись. Вследствие нарушения установленной процедуры прекращения лицензии недропользователь был лишен возможности приводить какие-либо объяснения по существу дела. По мнению общества, суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание тот факт, что его заявка соответствовала всем установленным требованиям, что нашло отражение в протоколе комиссии от 10.03.2022 N 2276-б. Также указывает, что на момент подачи заявки общество не располагало информацией о наложении границ объектов (если оно действительно и имелось), в связи с чем на дату подачи заявки и после ее выдачи законодательство о недрах не было нарушено. Кроме того, полагает, что судом первой инстанции не исследован вопрос о том, в результате чьих действий имело место наложение границ указанных объектов (если таковое имеется), и что фактически подобное наложение границ произошло исключительно по вине департамента.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
Департамент, Роснедра с доводами апелляционной жалобы не согласились, обжалуемое решение считают законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
18.10.2021 общество обратилось в отдел геологии и лицензирования по Республике Бурятия (Бурятнедра) Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу с заявлением о предоставлении права пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений камнесамоцветного сырья на участке недр Левобережный в Муйском районе Республики Бурятия без включения его в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр.
По результатам рассмотрения представленной обществом заявочной документации комиссией было принято решение, оформленное протоколом от 10.03.2022 N 2276-6 (пункт 3) о предоставлении ООО "Северпром" права пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски оценку месторождений камнесамоцветного сырья (виолан, гидрогроссуляр и офиокальцит) на участке недр Левобережный в Муйском районе Республики Бурятия сроком на 5 лет.
28.03.2022 по результатам заседания комиссии было принято решение оформленное протоколом N 2286-б, в соответствии с пунктом 7 которого отменено решение комиссии от 10.03.2022 N 2276-б, оформленное пунктом 3.
В последующем комиссией вновь проведено заседание, по результатам которого принято решение от 02.09.2022 N 2335-б, оформленное протоколом, об отмене пункта 7 решения, оформленного протоколом от 28.03.2022 N 2286-б.
При этом решение департамента, оформленное протоколом от 28.03.2022 N 2286-б, также было оспорено обществом в Арбитражном суде Приморского края (дело N А51-12135/2022), решением которого от 16.11.2022 заявленные требования были удовлетворены, и решение комиссии от 28.03.2022 N 2286-б в части пункта 7 признано незаконным.
29.09.2022 на основании решения комиссии от 02.09.2022 обществу была выдана лицензия на пользование недрами УДЭ 007977 БР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, участка недр Левобережный, расположенного в Муйском районе Республики Бурятия. Срок окончания действия лицензии - 29.09.2027. Статус участка - геологический отвод, площадь - 98492 кв.м.
Письмом Роснедр от 16.11.2022 N 04-30/23988 департамент был поставлен в известность о том, что при принятии решения по заявке ООО "Северпром" от 18.10.2021 не был учтен тот факт, что на дату подачи указанной заявки и по настоящее время участок недр Левобережный расположен в границах объекта "Поисковые работы на площадях с прогнозными ресурсами высоколиквидных видов камнесамоцветного сырья (нефрит по Сибирскому ФО и ДВФО, янтарь - Калининградская обл.)", включенного в Пообъектный план геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые за счет средств федерального бюджета на период до 2024 года, утвержденный приказами Роснедр от 28.12.2020 N 591, от 28.07.2022 N 383.
В этой связи Роснедрами сделан вывод о том, что решение комиссии от 02.09.2022 N 2335-б было принято с нарушением Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения, утвержденного приказом Минприроды России от 10.11.2016 N 583 (далее - Порядок N 583).
По состоянию на 08.12.2022 департаментом было инициировано повторное рассмотрение заявочной документации общества, в результате чего было установлено, что поскольку заявленный к изучению участок недр включен в перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения недр на твердые полезные ископаемые, осуществляемые за счет государственных средств, то оснований для выдачи лицензии не имелось. Дополнительно комиссией было отмечено несоответствие представленной заявочной документации установленным требованиям.
С учетом изложенного Дальнедрами было принято решение об отмене решения комиссии, оформленного протоколом от 02.09.2022 N 2355-б, и об отказе обществу в предоставлении права пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений на участке недр Левобережный в Муйском районе Республики Бурятия. Данное решение было оформлено протоколом от 08.12.2022 N 2354-б.
Во исполнение указанного решения приказом департамента от 09.12.2022 N 441 лицензия УДЭ 007977 БР исключена из государственного реестра лицензий.
Полагая, что указанные решение и приказ департамента не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого обжалуемым решением суда было отказано.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в силу следующее.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N2395-1).
На основании пункта 2 статьи 6 названного Закона недра предоставляются в пользование, в том числе для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно пункту 3 статьи 10.1 Закона N 2395-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) основаниями возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участков недр местного значения.
В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 10.1 этого же Закона (в редакции, действующей с 01.01.2022) основаниями предоставления права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:
- для геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, на участке недр, включенном в перечень участков недр для геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения;
- для геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, на участке недр, не включенном в перечень участков недр для геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения;
Частью первой статьи 11 указанного Закона определено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий (часть третья статьи 11 Закона N 2395-1).
В силу части первой статьи 36 данного Закона государственное управление отношениями недропользования осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр, которым является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293, пунктам 2.3.6, 2.3.10 Положения о департаменте по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, утвержденного приказом Роснедр от 05.08.2019 N 321, Дальнедра принимают решения о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также решения о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр в соответствии с установленными полномочиями, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов.
На основании части второй статьи 10.1 Закона N 2395-1 порядки предоставления права пользования участками недр по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 6, 9 - 11 части первой настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом управления государственным фондом недр.
В развитие указанной нормы права приказом Минприроды России N 802, Роснедр N 20 от 28.10.2021 утвержден Порядок предоставления права пользования участками недр для геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, на участке недр, не включенном в перечень участков недр для геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 названного Порядка заявки на предоставление права пользования участками недр для геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, на участке недр, не включенном в перечень участков недр для геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения, поданные в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган, подлежат рассмотрению в порядке, действовавшем на дату их представления.
Принимая во внимание, что соответствующая заявка была подана общества 18.10.2021, к вопросу законности и обоснованности действий департамента при рассмотрении указанной заявки подлежат применению нормы Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденного приказом Минприроды России от 10.11.2016 N 583 (далее - Порядок N 583).
По правилам подпункта "а" пункта 1.4 данного Порядка участки недр предоставляются в пользование субъектам предпринимательской деятельности, соответствующим требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах к пользователям недр, для геологического изучения участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, по которым в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых, запасов углеводородного сырья, термальных (теплоэнергетических) подземных вод, промышленных подземных вод, минеральных подземных вод и лечебных грязей (пункта 1.5 - 1.8 Порядка).
В силу абзацев шестого, восьмого пункта 1.4 Порядка N 583 не допускается предоставление в пользование субъектам предпринимательской деятельности в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта участков недр для геологического изучения недр на твердые полезные ископаемые в случае, если на момент (с учетом даты и местного времени подачи заявки) подачи субъектом предпринимательской деятельности заявки на получение права пользования недрами такие участки недр включены в перечни участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения недр на твердые полезные ископаемые, осуществляемого за счет государственных средств, сформированные Федеральным агентством по недропользованию.
Такие перечни утверждаются соответствующими приказами Федерального агентства по недропользованию, а также регулярно актуализируются путем издания нового приказа или внесения изменений в уже существующий перечень.
В частности, приказом Роснедр от 28.12.2020 N 591 утвержден Пообъектный план (перечень объектов) геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые за счет средств федерального бюджета на период до 2024 года, в который включен экстерриториальный объект "Поисковые работы на площадях с прогнозными ресурсами высоколиквидных видов камнесамоцветного сырья (нефрит по Сибирскому ФО и ДВФО, янтарь - Калининградская обл.)".
В дальнейшем приказом Роснедр от 28.04.2021 N 169 признан утратившим силу приказ Роснедр от 28.12.2020 N 591 и утвержден Пообъектный план в новой редакции. Указанный приказ с изменениями, внесенными приказом от 05.08.2021 N 350, действовал вплоть до издания приказа Роснедр от 06.12.2022 N 693.
При этом приказ Роснедр от 28.12.2020 N 591 действовал в нескольких редакциях, в том числе с учетом внесения изменения в приказ от 05.08.2021 N 350 приказом от 13.09.2021 N 432, с учетом внесения изменений в приказ от 13.09.2021 N 432 приказом от 17.02.2022 N 68, с учетом внесения изменений в приказ от 17.02.2022 N 68 приказом от 07.06.2022 N 297, с учетом внесения изменений в приказ от 07.06.2022 N 297 приказом от 21.06.2022 N 330, с учетом внесения изменений в приказ от 21.06.2022 N 330 приказом от 28.07.2022 N 383.
В дальнейшем приказом Роснедр от 06.12.2022 N 693 был утвержден Пообъектный план геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые за счет средств федерального бюджета на период до 2025 года.
Кроме того, в соответствии с протоколом совещания при начальнике Бурятнедра при участии Красноярского филиала ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" и Бурятского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" по рассмотрению материалов по оценке прогнозных ресурсов по участкам недр, включенным в Перечень участков недр по Республике Бурятия, предлагаемых для предоставления в пользование на 2018 г. по разделу "Разведка и добыча, а также геологическое изучение, разведка и добыча полезных" от 29.01.2018 N 1 на участке недр Тэмулакит были оценены прогнозные ресурсы нефрита-сырца по категории Р3 в объеме 2622 т.
Таким образом, как на момент подачи заявки, так и на дату вынесения оспариваемого решения и приказа участки недр, содержащие прогнозные ресурсов нефрита в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, были включены в Пообъектный план в целях проведения поисковых работ на твердые полезные ископаемые за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела усматривается, что 18.10.2021 общество обратилось в департамент с заявлением на предоставление права пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений камнесамоцветного сырья на участке недр Левобережный в Муйском районе Республики Бурятия.
Данный участок недр Левобережный расположен в границах участка недр Тэмулакит.
Соответственно, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, участок недр Тэмулакит, равно как и расположенный в его границах участок недр Левобережный, содержат прогнозные ресурсы нефрита и включены в перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения недр на твердые полезные ископаемые, осуществляемого за счет государственных средств.
В этой связи, следуя прямому указанию абзацев шестого, восьмого пункта 1.4 Порядка N 583 о запрете на предоставление таких участков недр в пользование субъектам предпринимательской деятельности в целях геологического изучения за счет собственных средств пользователей недр, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда об отсутствии правовых оснований для предоставления испрашиваемого участка недр в пользование общества по его заявке от 18.10.2021.
При таких обстоятельствах оспариваемые обществом решение, оформленное протоколом от 08.12.2022 N 2354-б, об отмене в порядке самоконтроля ранее принятого решения от 02.09.2022 N 2335-б и приказ от 09.12.2022 N 441 об аннулировании лицензии были приняты департаментом при наличии на то правовых оснований и не повлекли нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что на основании подпункта 5 пункта 4.1 Порядка N 583 заявка также должна содержать документы, подтверждающие наличие у заявителя или у привлекаемых им подрядных организаций технических средств, технологического оборудования и квалифицированных специалистов для эффективного и безопасного ведения работ на участке недр.
Кроме того, к указанной заявке в силу подпункта 7 пункта 4.1 этого же Порядка должны быть приложены предложения заявителя по обоснованию границ участка, на котором планируется проведение работ, включая план (карту), с обозначением границ участка недр, а также описание этого участка недр, при этом предельная площадь участка не может превышать значения, установленные пунктом 1.8 настоящего Порядка.
Анализ имеющейся в материалах дела заявочной документации показывает, что в качестве документов, подтверждающих наличие у заявителя квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр, ввиду отсутствия достаточных собственных квалифицированных специалистов и технических средств представлен договор подряда от 31.08.2021, заключенный обществом с ООО "Старательская артель "Курба".
Согласно пункту 1.1 данного договора исполнитель принимает на себя обязательство по заданию Заказчика осуществить в соответствии с Техническим заданием "Геологическое сопровождение работ по геологическому изучению, разведке и добыче в Муйском, Баунтовском, Северобайкальском районах Республики Бурятия".
Соответственно, как обоснованно посчитали Дальнедра, указанный в договоре подряда и наименовании технического задания вид пользования недрами не соответствует испрашиваемому виду пользования недрами (геологическое изучение).
Что касается предложений заявителя по обоснованию границ участка, на котором планируется проведение работ, то изучение данного документа, представленного в составе заявочной документации, показывает, что он не содержит описания верхней и нижней границы испрашиваемого участка недр, как это определено частью первой статьи 2, частью тринадцатой статьи 7 Закона N 2395-1.
С учетом изложенного следует признать обоснованным указание департамента на несоответствие заявочной документации требованиям пункта 4.1 Порядка N 583.
Довод апелляционной жалобы о том, что приказы Роснедр об утверждении Пообъектного плана (перечень объектов) геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые за счет средств федерального бюджета на период до 2024 года не содержат сведений о таком участке недр, как "Левобережный", что объект "Тэмулакит" должным образом не идентифицирован, и что его границы не установлены, судебной коллегией не принимается.
В данном случае коллегия суда учитывает, что действовавшие в период спорных правоотношений приказы Роснедр от 28.12.2020 N 591, от 28.04.2021 N 169 содержали сведения об экстерриториальном объекте "Поисковые работы на площадях с прогнозными ресурсами высоколиквидных видов камнесамоцветного сырья (нефрит по Сибирскому ФО и ДВФО, янтарь - Калининградская обл.)".
В свою очередь границы участка недр Тэмулакит, содержащего прогнозные ресурсы нефрита и впоследствии включенного в Пообъектный план, были не только установлены, но и опубликованы еще до обращения ООО "Северпром" с соответствующей заявкой, что следует из общедоступной Единой карты недропользования Российской Федерации Единого фонда геологической информации ФГБУ "Росгеолфонд".
При этом анализ имеющейся в материалах дела взаимной схемы расположения участка недр Тэмулакит в Республике Бурятия и испрашиваемого обществом участка недр "Левобережный" показывает, что спорный участок недр, предоставленный обществу в соответствии с лицензией УДЭ 007977 ТП, полностью налагается на границы участка недр Тэмулакит.
Соответственно утверждение общества о том, что приказы Роснедр о включении участка недр по нефриту в перечень участков, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения недр на твердые полезные ископаемые, осуществляемого за счет государственных средств, не относятся к спорной ситуации и не позволяют соотнести его участок недр с участком, включенный в соответствующий перечень, подлежит отклонению как безосновательное.
Ссылки заявителя на то, что при подаче заявке он не знал и не должен был знать о наложении границ участков недр, а равно ссылки на то, что такое наложение произошло по вине департамента, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, как не имеющие правового значения и носящие субъективный характер.
Указание заявителя жалобы на отсутствие правовых оснований для применения при рассмотрении настоящего спора приказа Роснедр от 28.12.2020 N 591, утратившего свое действие на дату подачи обществом заявки от 18.10.2021, судом апелляционной инстанции признается необоснованным, поскольку данным нормативным правовым актом впервые спорный экстерриториальный объект был включен в соответствующий перечень, актуальность которого сохранилась при издании Роснедрами последующих приказов по спорному вопросу.
Что касается несогласия заявителя жалобы с применением судом первой инстанции положений подпункта "а" пункта 12 Правил проведения экспертизы проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 674, то судебная коллегия отмечает, что, действительно, на дату подачу обществом заявления о предоставлении права пользования недрами указанный нормативный правовой акт не был принят и введен в действие.
Между тем данное обстоятельство не свидетельствует о принятии арбитражным судом неправильного судебного акта, учитывая, что вопросы процедуры предоставления заявочной документации в электронном виде не были отражены в оспариваемом решении, и что соответствующий порядок урегулирован пунктом 77 Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 352.
Давая оценку доводу апелляционной жалобы о том, что оспариваемый приказ Дальнедр об аннулировании лицензии не соответствует порядку и процедуре досрочного прекращения права пользования недрами, суд апелляционной инстанции отмечает, что предусмотренные статьей 20 Закона N 2395-1 основания досрочного прекращения права пользования недрами относятся к случаям законного предоставления права пользования недрами и касаются допущенных недропользователем нарушений условий пользования недрами.
В этой связи учитывая, что материалами дела подтверждается отсутствие правовых оснований для выдачи обществу лицензии, положения статьи 20 Закона N 2395-1 неприменимы.
При этом возможность отмены ранее принятого решения, направленного на прекращение права пользования недрами в случае его незаконного предоставления, обусловлена общими принципами Закона N 2395-1 и согласуется правовой позицией пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что возникновение права пользования недрами возможно только по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. В случае если предоставление недр осуществлено при отсутствии предусмотренного действующим законодательством права такое пользование, а также выданная лицензия, признаются незаконными, не влекущими правовые последствия.
Данный вывод судебной коллегии согласуется с пунктом 1 статьи 23 Закона N 2395-1, в силу которого основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Соответственно в случае нарушения требований указанной статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, законодательство о недрах прямо устанавливает право уполномоченного органа прекращать право пользования недрами в случае его незаконного предоставления.
Не усматривая нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым протоколом комиссии и принятым на его основании приказом, судебная коллегия учитывает следующее.
Как уже было указано выше, по правилам подпункта "а" пункта 1.4 Порядка N 583 участки недр предоставляются в пользование субъектам предпринимательской деятельности, соответствующим требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах к пользователям недр, в том числе, для геологического изучения участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, по которым в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых, запасов углеводородного сырья, термальных (теплоэнергетических) подземных вод, промышленных подземных вод, минеральных подземных вод и лечебных грязей (пункты 1.5 - 1.8 настоящего Порядка).
Согласно пункту 1.5 названного Порядка для случая, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1.4 настоящего Порядка, участки недр предоставляются в пользование:
а) с включением их в утвержденные Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, опубликованные им в установленном законодательством Российской Федерации порядке - за исключением участков недр, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта;
б) без включения их в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, - для участков недр, соответствующих требованиям, установленным пунктом 1.7 и пунктом 1.8 настоящего Порядка.
В спорной ситуации материалами дела подтверждается, что общество в соответствии с поданным заявлением просило предоставить право пользования участком недр Левобережный без включения его в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр.
В свою очередь в силу пункта 1.18 Порядка N 583 перечень полезных ископаемых и (или) территорий, в отношении которых не допускается предоставление права пользования участком недр в соответствии с подпунктом "б" пункта 1.5 настоящего Порядка, определяется в приложении 1 к настоящему Порядку.
Согласно пункту 2 приложения 1 на всей территории Российской Федерации не подлежат предоставлению в пользование в соответствии с подпунктом "б" пункта 1.5 Порядка N 583 участки недр, содержащие нефрит.
Таким образом, учитывая, что испрашиваемый обществом участок недр Левобережный расположен в границах участка недр Тэмулакит, содержащий оцененные прогнозные ресурсы нефрита-сырца по категории P3 в объеме 2622 т, указанный участок не подлежит предоставлению субъектам предпринимательской деятельности без включения его в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр.
Следовательно, включение в Пообъектный план участков недр, содержащих прогнозные ресурсы нефрита и янтаря, направлено на проведение государственного геологического изучения недр (то есть за счет государственных средств), подсчет запасов полезных ископаемых и последующее проведение аукционов на право пользования такими участками недр, что нашло отражение в протоколе о результатах аукциона от 28.12.2023.
Указание заявителя жалобы на то, что им не планируется добыча и разведка нефрита, не имеют правового значения, поскольку наличие на указанных территориях оцененных прогнозных ресурсов нефрита по категории P3 в объеме 2622 т, уже исключает возможность предоставления такого участка в пользование субъекта предпринимательской деятельности за счет его собственных средств.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции со ссылками на судебную практику коллегией суда не принимается, поскольку приведенные правовые ситуации были основаны на иных фактических обстоятельствах дела, что несопоставимо со спорной ситуацией.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение, оформленное протоколом комиссии от 08.12.2022 N 2354-б, приказ от 09.12.2022 N 441 об аннулировании лицензии были приняты при наличии к тому правовых оснований и не привели к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу в сумме 1500 руб. а основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на заявителя,
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.10.2023 по делу N А51-1792/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1792/2023
Истец: ООО "СЕВЕРПРОМ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Федеральное агенство по недропользованию, Арбитражный суд Приморского края