г. Санкт-Петербург |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А56-7881/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Радионова И.В. по доверенности;
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29111/2022) Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2022 по делу N А56-7881/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СМГ Импорт" к Центральной акцизной таможне
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СМГ Импорт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Центральной акцизной таможни (далее - ответчик, таможенный орган, Таможня), оформленного письмом от 24.12.2021 N 45-09-10/2090, о начислении утилизационного сбора в отношении ледозаливочных комбайнов, заявленных в декларации на товары N 10009190/020719/0001756.
Решением суда от 14.07.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Таможня обратилась с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, поскольку ввезенный Обществом товар классифицирован по коду ТН ВЭД 8479 10 000 0, машины с указанным кодом поименованы в разделе Х Перечня, следовательно, у Общества возникла обязанность по уплате утилизационного сбора.
В судебном заседании представитель Таможни жалобу поддержал.
Общество в судебное заседание представителя не направило, заявило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с незапланированной госпитализацией представителя.
В удовлетворении ходатайства судом отказано, поскольку документальное подтверждение заявленного ходатайства Обществом не представлено.
От Общества в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором Общество выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество в качестве покупателя по внешнеторговому контракту, заключенному с фирмой "RESURFICE CORP." (Канада), осуществило ввоз и заявило к таможенному оформлению по декларации на товары N 10009190/020719/0001756 следующий товар:
- товар N 1 - "машина ледозаливочная (ледозаливочный комбайн) для заливки и уборки льда с фронтальной выгрузкой: шасси с силовым агрегатом GMC, трансмиссия гидростатическая"; производитель: RESURFICE CORP.; товарный знак: Olympia, марка: Olympia, модель: Millenium, артикул отсутствует;
- товар N 2 - "машина ледозаливочная (ледозаливочный комбайн) для заливки и уборки льда с фронтальной выгрузкой: шасси с силовым агрегатом GMC, трансмиссия гидростатическая"; марка: OLIMPIA MILLENIUM H с кабиной, год выпуска 2019, серийный номер RMH1906461; производитель: RESURFICE CORP.; товарный знак: Olympia, марка: Olympia, модель: Millenium H, артикул отсутствует.
При таможенном декларировании товары классифицированы по коду 8479 89 970 8 ТН ВЭД "машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные: - машины и механические приспособления прочие: -- прочие: ---- прочие: ---- прочие".
В ходе проверочных мероприятий Таможня пришла к выводу о нарушении Обществом требований таможенного законодательства в части заявления недостоверного кода спорных товаров, в связи с чем приняла решения от 10.07.2019 N РКТ-10009190-19/000024, РКТ-10009190-19/000025, в соответствии с которым ввезенные товары классифицированы в товарной подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД, в которую включены машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные: - оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ,
В ходе таможенного контроля Таможней были вынесены решения о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N N РКТ-10009190-19/000024, РКТ-10009190-19/000025 от 10.07.2019, в соответствии с которыми ввезенные Обществом товары отнесены таможенным органом к подсубпозиции 8479 10 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС: "Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные; оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ".
Не согласившись с решениями Таможни о классификации товаров, Общество оспорило их в судебном порядке.
Решением суда первой инстанции от 06.12.2019 по делу N А56-100138/2019, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции от 13.02.2020 и постановлением суда кассационной инстанций от 14.06.2020, оспариваемые решения Таможни NN РКТ-10009190-19/000024, РКТ-10009190-19/000025 от 10.07.2019 признаны недействительными.
20.04.2021 Коллегией Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) было вынесено решение N 50 от 20.04.2021 "О классификации ледозаливочной машины в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - решение Коллегии Евразийской экономической комиссии N 50 от 20.04.2021), в соответствии с которым ледозаливочные самоходные машины, предназначенные для заливки ледяных поверхностей, классифицированы ЕЭК в подсубпозиции 8479 10 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
09.12.2021 на основании решения Коллегии ЕЭК N 50 от 20.04.2021 Центральная акцизная таможня письмом от 09.12.2021 N 15-12/31147 "О направлении документов" направила в адрес Общества:
- акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10009000/206/161121/А0242 от 16.11.2021;
* решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10009000-21/000196 от 07.12.2021;
* решение таможенного органа о внесении изменений (дополнении) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 07.12.2021
- форму корректировки ДТ N 10009190/020719/0001756.
В соответствии с указанными документами ввезенные Обществом ледозаливочные комбайны повторно отнесены таможенным органом к подсубпозиции 8479 10 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, о чем в ДТ N 10009190/020719/0001756 внесены соответствующие изменения.
24.12.2021 Центральной акцизной таможней принято решение, изложенное в письме от 24.12.2021 N 45-09-10/2090, о начислении утилизационного сбора в отношении ледозаливочных комбайнов, заявленных в декларации на товары N 10009190/020719/0001756, в размере 1 414 500 руб.
Не согласившись с решением Таможни, изложенным в письме от 24.12.2021 N 45-09-10/2090, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил и признал недействительным оспариваемое решение Таможни.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находи оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Законом N 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
При этом утилизационный сбор является особым видом обязательного платежа, введенного в Российской Федерации в развитие Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации, системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые, в том числе осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В развитие положений статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81).
Пунктом 3 Правил N 81 предусмотрено, что взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 81 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81.
Судом первой инстанции установлено, что вынося оспариваемое решение, Таможенный орган руководствовался решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 50 от 20.04.2021, согласно которому ледозаливочные самоходные машины, предназначенные для заливки ледяных поверхностей, классифицированы ЕЭК в подсубпозиции 8479 10 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Поскольку машины с указанным кодом поименованы в разделе Х Перечня, Общество обязано уплатить утилизационный сбор.
Между тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утвержден Перечень видов (I-XIX) и категорий (A-R) самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также базовая ставка и коэффициенты расчета утилизационного сбора для включенных в Перечень машин (далее - Перечень).
Ледозаливочные машины, классифицируемые по коду ТН ВЭД ЕАС 8479 10 000 0, в данный Перечень не включены. Данный код соотнесен только с видом (категориями) машин "X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств".
В связи с указанными выше обстоятельствами Обществом при заключении договоров поставки не включен утилизационный сбор в стоимость ледозаливочных машин. При этом длительное время акцизные таможенные посты ФТС России проводили оформление ледозаливочных машин и выпуск их в свободное обращение без взимания какого-либо утилизационного сбора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639 в Перечень внесены изменения. Наименования некоторых видов и категорий самоходных машин в Перечне уточнены, конкретизированы или дополнены кодами ТН ВЭД ЕАЭС.
В основу отнесения машин к тем или иным категориям включен новый показатель - мощность силовой установки. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора изменилась с 150000 рублей до 172500 рублей.
Были дополнены примечания к сноскам. Примечание (сноска) 4 дополнено абзацем о том, что "Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)".
При этом вид (категория) машин "X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств" остался без изменений, код ТН ВЭД ЕАЭС 8479 10 000 0 ассоциирован только с данным видом.
Как следует из представленных документов и пояснений, новую редакцию Примечания к Перечню таможенные органы трактуют таким образом, что к самоходным машинам и прицепам, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, относятся любые товары и транспортные средства, подпадающие под один из кодов ТН ВЭД ЕАЭС, указанных в Перечне, независимо от того, соответствует наименование и описание ввозимых на территорию ЕАЭС товаров и транспортных средств наименованию и описанию товаров и транспортных средств, указанных в Перечне, либо не соответствует.
Вместе с тем, как указано выше, в Перечень из самоходных машин, классифицируемых в товарной подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД, включены только: "X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств".
Согласно технической документации производителя - руководства по эксплуатации ледозаливочных комбайнов моделей MILLENIUM Н/Н+ машина для обработки льда OLYMPIA предназначена исключительно для заливки ледовых поверхностей. Использовать машину OLYMPIA для каких-либо иных целей запрещается. Вся информация и инструкции, приведенные в данной документации, должны соблюдаться в обязательном порядке.
Письмом Минпромторга России от 04.03.2016 N МА-12952/20 и письмом ФТС России от 12.05.2016 N 01-11/22507 разъяснено, что утилизационный сбор взимается со дня вступления в силу названного постановления Правительства Российской Федерации, то есть с 10.02.2016 и только в отношении самоходных машин и прицепов к ним, которые указаны в Перечне. В отношении техники, не указанной в Перечне, а также выпущенной в обращение до 10.02.2016, утилизационный сбор не взимается.
Назначение и содержание Перечня и ТН ВЭД ЕАЭС отличается как по смыслу, так и по содержанию.
Перечень состоит из трех основных разделов: "Идентификационный код", "Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним", "Коэффициент расчета размера утилизационного сбора".
Примечание (сноска) 4 к Перечню, на которую ссылается таможенный орган, относится к разделу "коэффициент расчета размера утилизационного сбора" и не определяет "виды и категории самоходных машин и прицепов к ним"
При этом коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в Перечне, не являются единственным критерием, определяющим конкретные позиции, в отношении которых установлена обязанность по уплате утилизационного сбора. Конкретные позиции в Перечне определяются непосредственно видом и категорией самоходных машин, каждой из которых присвоен уникальный идентификационный код, определяющий в свою очередь конкретную позицию и соответствующие ей коэффициенты.
Под кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8705 и 8479 10 000 0 классифицируются группы видов и категорий самоходных машин и оборудования: "моторные транспортные средства специального назначения (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов" и "оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ".
Упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации из этой группы самоходных машин в Перечень включены только машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705 и 8479 10 000 0).
Как правильно указал суд первой инстанции, таможенным органом не доказано, что ввезенные Обществом ледозаливочные комбайны являются машинами для содержания дорог, включенными в Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Таким образом, ввезенные Обществом ледозаливочные комбайны не подлежат обложению утилизационным сбором, так как не входят в указанный Перечень.
Более того, правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
К числу указанных международных договоров, в частности, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Договором и ТК ЕАЭС прямо не определены правила действия во времени решений Комиссии о классификации отдельных видов товаров, включая решения, изменяющие (уточняющие) ранее занятые Комиссией подходы по классификации. При этом, пунктом 17 Положения о Евразийской экономической комиссии (Приложение N 1 к Договору) предусмотрено, что решения Комиссии, ухудшающие положение физических и (или) юридических лиц, обратной силы не имеют.
В решениях Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно указывалось, что правовая определенность обеспечивается действием запрета придания обратной силы законам, ухудшающим положение граждан и юридических лиц (постановления от 24.10.1996 N 17-П, от 30.01.2001 N 2-П, от 28.02.2006 N 2-П и др.), применением ранее установленных условий реализации прав и свобод на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (постановления от 24.05.2001 N 8-П, от 29.01.2004 N 2-П, от 20.04.2010 N 9-П, от 20.07.2011 N 20-П, от 27.03.2012 N 8-П и др.).
Как установлено судом, при таможенном декларировании товары Обществом классифицированы по коду 8479 89 970 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
Правомерность классификационного кода, указанного Обществом, была проверена в судебном порядке в рамках дела N А56-100138/2019. Суды трех инстанций однозначно пришли к выводу о том, что декларантом спорный товар классифицирован правильно в товарной подсубпозиции 8479 89 970 8 ТН ВЭД с учетом его характеристик и назначения, поэтому оснований для изменения его классификационного кода у Таможни не имелось.
Принимая во внимание отсутствие решения Коллегии ЕЭК N 50 от 20.04.2021 на момент декларирования товара, а также правомерность заявленного Обществом классификационного кода, у Таможни отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого в настоящем деле решения о начислении утилизационного сбора.
В данном случае выводы Решение Коллегии ЕЭК от 20.04.2021 N 50 необоснованного распространены таможенным органом на правоотношения, возникшие до его принятия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал недействительным оспариваемое Обществом решение таможни, изложенное в письме от 24.12.2021 N 45-09-10/2090.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 июля 2022 года по делу N А56-7881/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия..
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7881/2022
Истец: ООО "СМГ ИМПОРТ"
Ответчик: Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни, Центральная акцизная таможня