г. Москва |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А40-70746/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "АЛЬКОР"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2022 по делу N А40-70746/22
по заявлению АО "АЛЬКОР"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Москве
об обязании
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Шаронова Л.В. по доверенности от 12.08.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АЛЬКОР" (далее - Заявитель, АО "АЛЬКОР", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ к Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо, ИФНС N 3 по г. Москве, Инспекции, налоговый орган) об обязании ИФНС России N 3 по г. Москве возвратить АО "Алькор" сумму излишне уплаченных страховых взносов и налогов в размере 11 734 388,53 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.08.2022 в удовлетворении заявления АО "АЛЬКОР" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "АЛЬКОР" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель ИФНС N 3 по г. Москве возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2020 г. по делу N А40-130155/19-24-140 Б АО "АЛЬКОР" (ОГРН: 1049923001402, ИНН: 9901006565) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Гусев И.М.
Согласно Справке налогового органа N 2021-116387 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, полученной в отношении АО "АЛЬКОР" по состоянию на 13 сентября 2021 года имеются переплаты и недоимки в отношении налогов и взносов, а именно:
- налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (КБК 18210301000010000110) переплата в размере: 32 266,76 руб.
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) (КБК 18210202020060000160) переплата в размере: 23 821,76 руб.
- налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (КБК 18210101012020000110) переплата в размере: 460 645,24 руб.
- налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации (КБК 18210102010010000110) переплата в размере: 2 575 623,51 руб.
- налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации (КБК 18210102010010000110) переплата в размере: 1 127 641 руб.
- налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения (КБК 18210602010020000110) переплата в размере: 43,71 руб.
- единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (КБК 18210909010010000110) переплата в размере: 125 714,02 руб.
- единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации (КБК 18210909020070000110) переплата в размере: 192 234,27 руб.
- единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 18210909030080000110) переплата в размере: 52 147,10 руб.
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) (КБК 18210202010060010160) переплата в размере: 59 475,30 руб.
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) (КБК 18210202090070000160) переплата в размере: 6 706 424,41 руб.
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года (КБК 18210202101080013160) переплата в размере: 13 787,45 руб.,
- налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации (КБК 18210102010010000110) переплата в размере: 332 564 руб.
Таким образом, как указал Заявитель, общая сумма переплат по налогам с учетом пени составляет: 4 930 879,61 руб.; общая сумма переплат по взносам с учетом пени составляет: 6 803 508,92 руб.; общая сумма переплат по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам составляет 11 734 388,53 руб.
09.11.2021 конкурсным управляющим АО "АЛЬКОР" после обнаружения факта переплаты в адрес ИФНС России N 3 по г. Москве были отправлены заявления о возврате переплат.
Решениями ИФНС России N 3 по г. Москве от 16.11.2021 г. N 19807, N 19808, N19809, N 19806, N 19801, N 19796, N 19791, N 19786, N 19782 в возврате излишне уплаченных налогов и взносов на общую сумму 11 734 388,53 руб. отказано в полном объеме.
Основаниями для отказа возврата излишне уплаченного налога, как следует из указанных выше решений, явилось, в том числе, нарушение заявителем трехлетнего срока, установленного статьи 78 НК РФ.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов. Данному праву корреспондирует установленная пунктом 1 статьи 32 НК РФ обязанность налогового органа осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
Пунктом 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 НК РФ) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Как указано в пункте 7 статьи 78 НК РФ, заявление о зачете и возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Условием возврата излишне уплаченного налога является надлежащее соблюдение налогоплательщиком процедуры, регламентированной статьей 78 НК РФ, а именно: своевременное обращение к налоговому органу с заявлением о зачете (возврате) на основе документов, свидетельствующих о наличии переплаты.
Между тем, как обоснованно указал налоговый орган, АО "АЛЬКОР" стало известно об имеющихся переплатах с момента подачи деклараций по соответствующим налогам в 2016, 2017, 2018, 2019 годах.
В то же время, как указал налоговый орган и не оспаривает Общество, Заявитель обратился в Инспекцию ФНС России N 3 по г. Москве только 09.11.2021 с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), то есть с пропуском установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ срока.
Инспекцией 15.11.2021 приняты решения об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) по налогу (сбору), в связи с отсутствием переплаты: N 19809 по налогу (сбору) "НДФЛ с доходов, источником к-х. является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении к-х. исчисление и уплата налога осущест. в соот. ст. 227, 227.1, 228 НК РФ" на сумму 4035828,51 (четыре миллиона тридцать пять тысяч восемьсот двадцать восемь рублей 51 копейка) рублей по заявлению N 11177; N 19808 по пене "Налог на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ за искл.конс.групп" на сумму 460645,24 (четыреста шестьдесят тысяч шестьсот сорок пять рублей 24 копейки) руб. миллиона тридцать пять тысяч восемьсот двадцать восемь рублей 51 копейка) рублей по заявлению N 11176.
Инспекцией 15.11.2021 приняты решения об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) по налогу (сбору), в связи с отсутствием переплаты: N 19801 по страховым взносам "Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды до 01.01.2017 г." на сумму 6706424,41 (шесть миллионов семьсот шесть тысяч четыреста двадцать четыре рубля 41 копейки) рублей по заявлению N 11172; N 19796 по страховым взносам "Страховые взносы на обязательное пенсионное законодательство в ПФР на выплату накопительной пенсии" на сумму 23821,76 (двадцать три тысячи восемьсот двадцать один рубль 76 копеек) рублей по заявлению N 11171).
Основанием для вынесения указанных решений является статья 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Инспекцией 15.11.2021 приняты решения об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) по налогу (сбору), в связи с пропуском трехлетнего срока для возврата излишне уплаченного налога в соответствии с абзацем 1 пункта 7 статьи 78 НК РФ: N 19791 по налогу (сбору) "ЕСН, зачисляемый в ФФОМС" на сумму 52 147,1 (пятьдесят две тысячи сто сорок семь рублей 10 копеек) руб. по заявлению N 11177; N 19807 по пене "Налог на имущество организаций по имущ., не вход. В Единую систему газоснабжения" на сумму 43, 71 (сорок три рубля 71 копейки) руб. по заявлению N 11175; N 19806 по налогу (сбору) "Налог на добав.стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ" на сумму 32266.76 (тридцать две тысячи двести шестьдесят шесть рублей 76 копеек) руб. по заявлению N 11174; N 19786 по налогу (сбору) "ЕСН, зачисляемый в ФСС РФ" на сумму 192234,27 (сто девяносто две тысячи двести тридцать четыре рубля 27 копеек) руб. по заявлению N 11177; N 19782 по налогу (сбору) "ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет" на сумму 125714,02 (сто двадцать пять тысяч семьсот четырнадцать рублей 02 копейки) руб. по заявлению N 11166.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Из норм, изложенных в статье 52 и 54 НК РФ, следует, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет налоговую базу и сумму налога по итогам налогового периода на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. В частности, пунктом 7 статьи 346.21 НК РФ предусмотрено, что налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 НК РФ, которая согласно статье 80 НК РФ представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, в силу законодательства о налогах и сборах сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно, именно на налогоплательщике, а не налоговом органе лежит обязанность по определению своих налоговых обязательств путем подачи налоговой декларации и уплате сумм налогов в бюджет в размере, предусмотренном данными налоговой декларации.
Межу тем, как правильно установлено судом первой инстанции, Заявитель обратился в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченного налога с нарушением трехлетнего срока, установленного статьей 78 НК РФ.
Так, как обоснованно указал налоговый орган и установил суд первой инстанции, АО "Алькор" стало известно об имеющихся переплатах с момента подачи деклараций по соответствующим налогам в 2016, 2017 годах.
Однако налогоплательщик обратился в Инспекцию с заявлением о возврате переплаты 09.11.2021, следовательно, Заявителем пропущен срок на обращение с заявлением о возврате переплаты в соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ.
Между тем Заявителем не представлено доказательств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат либо доказательств уважительности причин пропуска данного срока.
При этом, как обоснованно указал налоговый орган, последующее признание налогоплательщика несостоятельным (банкротом), введение в отношении него процедуры конкурсного производства не влияет на начало течения срока исковой давности, так как внутренние организационные вопросы общества, касающиеся смены руководства, утверждения конкурсного управляющего, не влияют на определение начала течения срока исковой давности, а неосведомленность конкурсного управляющего о наличии переплаты не свидетельствует о перерыве срока для подачи заявления о возврате налога либо перерыве срока исковой давности, так как при банкротстве замены стороны в налоговом правоотношении не происходит.
В то же время, как правильно указал суд первой инстанции, акты совместной сверки, справка расчетов с бюджетом не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты, эти документы лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом.
Так, в справках о расчете с бюджетом, в акте сверки не указываются основание и дата возникновения переплаты, а также первичные документы, подтверждающие данное обстоятельство.
По результатам совместной сверки расчетов с налоговым органом фиксируется сумма переплаты, которая сама по себе, в отрыве от иных документов, не является безусловным доказательством переплаты, а дата его составления - отправной точкой для определения срока давности обращения в суд.
В силу пункта 3 статьи 78 НК РФ налогоплательщик должен был и мог при определении своих налоговых обязательств, располагая налоговыми декларациями, расчетами и документами об уплате налогов, знать об излишней уплате налогов с учетом того, что АО "АЛЬКОР" самостоятельно формировало переплату и должно было узнать об излишней уплате налога с момента совершения действий по уплате налога и формирования платежного поручения, формирования налоговой декларации по соответствующим налогам
Указанная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2017 N 301-КГ17-5881, определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2016 г., N305-КГ16-12552, определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2016 N303-КГ16-7713).
Как верно счёл суд первой инстанции, из вышеизложенного следует, что введение процедуры конкурсного производства и назначение конкурсного управляющего не могут служить основанием для изменения начального момента течения срока исковой давности; неосведомленность конкурсного управляющего о наличии переплаты не свидетельствует о перерыве срока для подачи заявления о возврате налога, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ, либо о перерыве срока исковой давности для взыскания спорной суммы переплаты по налогам в судебном порядке.
Таким образом, доводы Заявителя об исчислении срока подачи заявления с 13.09.2021, то есть с момента получения справки Инспекции N 2021-416387, правильно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку, как указано выше, АО "АЛЬКОР" стало известно об имеющихся переплатах с момента подачи деклараций по соответствующим налогам в 2016, 2017, 2018, 2019 годах, налогоплательщиком пропущен срок, предусмотренный пунктом 7 статьи 78 НК РФ, на обращение с заявлением о возврате переплаты со дня уплаты указанной суммы, учитывая, что АО "АЛЬКОР" самостоятельно сформирована сумма переплат по налогам на основании своих же платежных поручений.
Доказательств, опровергающих изложенные выше доводы налогового органа, Обществом в материалы настоящего дела не представлено.
Доводы Заявителя о необоснованности доводов Инспекции об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) по налогу (сбору) со ссылкой на статью 21 Закона N 250-ФЗ с учетом того, что согласно Справке N 2021-416387, задолженность возникла после 01.01.2017, суд первой инстанции верно отклонил, как не свидетельствующие об обоснованности заявленных требований, поскольку, как указано выше, срок для подачи заявления о возврате налога, установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ Заявителем пропущен.
Доводы Заявителя о наличии переплаты по сообщению N 19809 и по сообщению N 19808, также правильно отклонен судом первой инстанции как документально не подтвержденные.
На основании вышеизложенного, оснований для возложения на налоговый орган обязанности возвратить Обществу возвратить АО "АЛЬКОР" сумму излишне уплаченных страховых взносов и налогов в размере 11 734 388,53 руб. не имеется.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления АО "АЛЬКОР".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.08.2022 по делу N А40-70746/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70746/2022
Истец: АО "АЛЬКОР"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 3 ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. МОСКВЫ