г. Вологда |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А44-1707/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 октября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Мурахиной Н.В. и Селивановой Ю.В. при ведении протокола секретарями судебного заседания Парфеновой А.С. и Поповым Д.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" Янчуковой А.В. по доверенности от 17.05.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 июня 2022 года по делу N А44-1707/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" (ОГРН 1025000653930, ИНН 5003021311; адрес: 197110, Санкт-Петербург, набережная адмирала Лазарева, дом 24, литер А; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новгородской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; адрес: 107078, Москва, переулок Орликов, дом 10, строение 1; далее - учреждение) о признании незаконными действий учреждения по отказу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН, реестр) сведений о зонах минимальных расстояний в отношении объектов: "Газопровод-отвод и ГРС Лычково Демянского района Новгородской области. Газопровод-отвод"; "Газопровод-отвод и ГРС Лычково Демянского района Новгородской области. ГРС Лычково" и возложении на учреждение обязанности устранить нарушения путем внесения в реестр вышеназванных сведений о границах зон минимальных расстояний.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 09 июня 2022 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемые действия учреждения признаны незаконными, на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний в отношении объектов: "Газопровод-отвод и ГРС Лычково Демянского района Новгородской области.Газопровод-отвод"; "Газопровод-отвод и ГРС Лычково Демянского района Новгородской области. ГРС Лычково", с учреждения в пользу общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Учреждение с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и представитель общества в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учреждение надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается в материалах дела, письмом от 21.12.2021 общество направило в адрес учреждения документы для внесения в ЕГРН сведений о границах зон минимальных расстояний в отношении объектов: "Газопровод-отвод и ГРС Лычково Демянского района Новгородской области. Газопровод-отвод" и "Газопровод-отвод и ГРС Лычково Демянского района Новгородской области. ГРС Лычково".
В ответ на указанное письмо заявителя учреждение в информационном письме от 17.01.2022 N 13 сообщило обществу о том, что сведения о зонах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения не внесены в сведения ЕГРН на основании пункта 1 части 2 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). В письме указано, что сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (далее также ЗОУИТ) не подлежат внесению в ЕГРН до утверждения в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) соответствующего положения о ЗОУИТ и определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие решений об установлении, изменении или прекращении существования ЗОУИТ.
Не согласившись с действиями учреждения по отказу во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний в отношении названных выше объектов, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция при рассмотрении настоящего дела исходит из следующего.
В силу части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ сведения о границах ЗОУИТ включаются в ЕГРН.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к ЗОУИТ относятся охранные и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 25 статьи 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Таким образом, зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов отнесены к ЗОУИТ.
В информационном письме от 17.01.2022 учреждение сослалось на пункт 1 части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ, согласно которому орган регистрации прав в срок не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений) направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН в случае, если решения (акты), указанные в частях 1, 3 - 9, 11, 13, 13.2, 13.3, 15 - 15.2 статьи 32 настоящего Закона, приняты органами государственной власти или органами местного самоуправления, к полномочиям которых не отнесено принятие таких решений (актов).
Вместе с тем учреждением не учтено следующее.
Статьей 106 ЗК РФ определен порядок установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий. Так, пунктом 1 названной статьи Кодекса предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории, или критерии таких объектов, виды территорий; срок, на который устанавливаются указанные зоны, за исключением случаев установления зон бессрочно и т.д.
Согласно части 10 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) (в редакции, действовавшей на дату обращения общества в управление) зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 01.01.2022 нормативными правовыми актами или решениями об их установлении при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 ЗК РФ. Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями ЗК РФ не требуется.
Исходя из пункта 3 части 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) до 01.01.2025 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.01.2022 нормативным правовым актом, предусматривающим установление ЗОУИТ в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Согласно части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Таким образом, ЗОУИТ считаются установленными, если на момент их установления до 01.01.2022 были приняты нормативно-правовые акты, определяющие их понятие, назначение и технические характеристики.
В силу части 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до 01.01.2022 установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 01.12.2019 Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 настоящей статьи.
Пунктом 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, определено, что сведения о границах охранных зон и минимальных расстояниях указываются в проектной документации магистрального газопровода, а также отображаются в документации по планировке территории и подлежат включению в федеральную государственную информационную систему территориального планирования. Сведения о границах указанных минимальных расстояний до оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности определены Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 108/ГС.
Таким образом, несмотря на то, что Правительством Российской Федерации не принято положение о зоне с особыми условиями использования территорий в отношении зон минимальных расстояний до газопроводов в соответствии со статьей 106 ЗК РФ, следует учитывать, что в отношении зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов нормативные правовые акты, упомянутые в статье 26 Закона N 342-ФЗ, уполномоченными органами ранее были приняты.
В пункте 1 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021, также разъяснено, что установление границ и правового режима зоны с особыми условиями использования территории до утверждения Правительством Российской Федерации на основании статьи 106 ЗК РФ соответствующего положения осуществляется с учетом переходных норм Закона N 342-ФЗ в порядке, действовавшем до дня его официального опубликования.
При этом в соответствии с частью 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ правообладатель магистральных трубопроводов, в связи с размещением которых до 01.01.2022 установлена ЗОУИТ, обязан направить в орган регистрации прав документы, необходимые для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН, в целях обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН в срок не позднее 01.01.2025.
Ввиду изложенного суд первой инстанции верно отметил, что возможность внесения в ЕГРН сведений о ЗОУИТ на основании заявления, поданного заинтересованным лицом, предусмотрена законодательством.
Вопреки доводам апеллянта, претензий к форме заявления, объему документов, являющихся приложением к обращению общества от 21.12.2021, информационное письмо учреждения от 17.01.2022 не содержит, такие претензии в основание оспариваемого отказа ответчиком не положены.
При этом составление заявления общества не по форме, утвержденной Приказом Росреестра от 19.08.2020 N П/0310, фактически не воспрепятствовало учреждению направить заявителю ответ на его обращение. Также учреждение не сослалось на норму Закона N 218-ФЗ или указанного Приказа, которые бы возлагали на общество обязанность при обращении в учреждение по рассматриваемому вопросу представлять доказательства, подтверждающие права на спорные объекты.
Таким образом, мотивы, на которые учреждение сослалось в направленном обществу информационном письме, не подтверждают обоснованность отказа во внесении сведений о зонах минимальных расстояний в ЕГРН.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований общества и признал оспариваемые действия учреждения незаконными.
Оснований для отмены обжалуемого решения в части признания незаконными оспариваемых действий не имеется.
Ссылки апеллянта на то, что информационное письмо от 17.01.2022 не отвечает признакам ненормативного правового акта, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку заявителем оспариваются действия учреждения.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В данном случае, рассматривая вопрос о способе восстановления нарушенного права заявителя, суд первой инстанции возложил на управление обязанность внести в ЕГРН сведения о спорных зонах.
Вместе с тем судебное принуждение внести сведения в ЕГРН противоречит положениям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, поскольку, обязывая ответчика совершить такие действия, суд вышел за пределы предоставленных ему полномочий, фактически подменив собой соответствующий исполнительный орган, которым по существу не давалась надлежащей объективной оценки обращения заявителя.
По правилам главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
При этом оспариваемые действия проверяются судом на соответствие их закону по тем основаниям, которые были фактически применены ответчиком в рамках реализации своих полномочий. Оценка обстоятельств, не исследовавшихся ответчиком при совершении оспариваемых действий, выходит за пределы предмета спора.
В данном случае оценка обстоятельств полноты представленных обществом документов, ввода в эксплуатацию спорных объектов, права собственности общества на спорные объекты учреждением не давалась, иного в содержании информационного письма от 17.01.2022 не усматривается.
Применительно к изложенному выводы суда первой инстанции в мотивировочной части обжалуемого решения об установлении оснований для внесения сведений о спорных зонах в ЕГРН и достаточности для этого представленных обществом документов являются преждевременными как выходящие за пределы предмета материального требования заявителя, в рамках которого суд проверяет лишь обоснованность мотивов учреждения при совершении оспариваемых действий, необоснованность которых и повлекла в данном случае признание действий незаконными.
Поскольку исходя из закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей суд не вправе подменять административную процедуру в рамках рассмотрения органом, уполномоченным на внесение сведений в ЕГРН, соответствующего обращения, то с учетом обстоятельств настоящего дела и предмета материального требования в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя следует понудить учреждение повторно рассмотреть заявление общества от 21.12.2021 о внесении в реестр сведений о зонах минимальных расстояний в отношении спорных объектов с учетом выводов, изложенных в судебных актах по настоящему делу, в течение десяти дней с момента вынесения настоящего постановления. Такой срок апелляционный суд считает разумным и достаточным для рассмотрения заявления общества.
Таким образом, обжалуемое решение в части избранного судом способа устранения нарушения прав заявителя не отвечает положениям пункта 3 статьи части 5 статьи 201 АПК РФ и подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 июня 2022 года по делу N А44-1707/2022 изменить, изложив абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новгородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" путем повторного рассмотрения заявления от 21.12.2021 о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний в отношении объектов общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз": "Газопровод-отвод и ГРС Лычково Демянского района Новгородской области.Газопровод-отвод"; "Газопровод-отвод и ГРС Лычково Демянского района Новгородской области. ГРС Лычково" с учетом выводов, изложенных в судебных актах по делу N А44-1707/2022.".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-1707/2022
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новгородской области
Третье лицо: Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд