г. Москва |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А41-59822/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Терликовой Д.А.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Истра Московской области: не явился, извещен;
от ООО "Истрапласт" в лице конкурсного управляющего Глаголева Р.А.: Бойко С.Е., представитель по доверенности от 10.08.2022;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явился, извещен;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явился, извещен;
от Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов: не явился, извещен;
от АО "Мосводоканал": не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Истра Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2022 года по делу N А41-59822/21, по заявлению ООО "Истрапласт" в лице конкурсного управляющего Глаголева Романа Анатольевича к Администрации городского округа Истра Московской области, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, АО "Мосводоканал", о признании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Истрапласт" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа Истра Московской области со следующими требованиями:
1) Признать незаконным Решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность без проведения торгов" от 14.05.2021 г. N Р001-0713483326-44561275.2)
2) Обязать Администрацию городского округа Истра Московской области в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня вступления в законную силу судебного акта подготовить, подписать и направить ООО "Истрапласт" в адрес конкурсного управляющего Глаголева Р.А. (129110, г. Москва, проспект Мира, д. 68, стрЛА, к. 606) составленный в 3 (трех) экземплярах договор купли-продажи земельного участка с кадастровым N 50:08:0010402:318, площадью 3 269 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: под производственную территорию, расположенный по адресу МО, г. Истра, ул. Панфилова, уч.51А
В качестве третьего лица в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, АО "Мосводоканал".
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2022 года по делу N А41-59822/21 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация городского округа Истра Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Ответчик и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
С целью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования Заявитель в апреле 2021 г. обратился в Администрацию городского округа Истра Московской области (далее - Администрация) с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов вышеуказанного земельного участка.
Решением N Р001-0713483326-44561275 от 14.05.2021 Администрация отказала в предоставлении земельного участка в собственность.
Считая отказ Администрации незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Такие доказательства заявителем суду представлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исходя из смысла названных норм следует, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении собственника объектов недвижимости.
Орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав.
Суд, установил, что спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка собственнику здания, расположенного на нем, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ осуществляется без проведения торгов.
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как установлено материалами дела, решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-61659/18-95-79 от 12.10.2018 ООО "Истрапласт" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Глаголев Роман Анатольевич. Определением Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2021 г. конкурсное производство продлено на шесть месяцев.
Заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым N 50:08:0010402:318, площадью 3 269 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: под производственную территорию, расположенный по адресу МО, г. Истра, ул. Панфилова, уч.51А; запись государственной регистрации N 50-01.08-3.2000-370.1 от 28.04.2000 г.
На данном земельном участке расположено нежилое здание производственного корпуса с кадастровым номером 50:08:0000000:143360, общей площадью 561,5 кв. м, принадлежащее Заявителю на праве собственности, что подтверждается записью о государственной регистрации права N 50-01.08-04.2001-170.1 от 05.03.2001.
С целью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования Заявитель в апреле 2021 года обратился в Администрацию г.о. Истра Московской области (далее - Администрация) с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов вышеуказанного земельного участка.
Решением N Р001-0713483326-44561275 от 14.05.2021 Администрация отказала в предоставлении земельного участка в собственность.
В качестве основания для отказа, Администрация указала, что земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования, которые не допускают использование земельного участка в соответствии с целями, указанными в заявлении, а также установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию.
Считая отказ незаконным, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.20 ЗК РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 ЗК РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Заинтересованным лицом, не предоставлено доказательств, препятствующих предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность Заявителю.
Довод апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте, поскольку находится во втором поясе охранной зоны источника питьевого водоснабжения города Москвы судом отклоняется.
Согласно положениям подпункта 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Спорный земельный участок не относится к землям изъятым из оборота по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 39.17 и статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
По смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В силу п. 6 ст. 6 ВК РФ береговая полоса представляет собой полосу земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 (двадцать) метров.
Администрацией в материалы дела не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок находится на расстоянии от водного объекта (рек и Истра) менее 20 метров.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что Федеральным законом от 16.02.2022 N 9-ФЗ в подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым из ограниченных в обороте земельных участков исключены земельные участки, расположенные во втором поясе зоны санитарной охраны.
Администрация также ссылается на заключение Комитета по архитектуре и градостроительству МО, согласно которому участок расположен в зоне с особыми условиями территории в соответствии с Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 и СП 2.1.4.2625-10.
Согласно п. 1.2. Постановления Правительства Москвы и Правительства Московской области от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44, для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
Согласно положениям Проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП, во втором поясе запрещается использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.
Представленный Проект установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП не содержит численных значений расстояний и размеров охранных территорий, в той числе в отношении Рублевской водопроводной станции.
Администрацией представлено Заключение об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования.
В тексте данного Заключения Администрацией выделены пункты, в которых указано, что земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 и СП 2.1.4.2625-10; в водоохранной зоне (р.Истра) и в зоне охраны объектов культурного наследия.
При этом из содержания Решения Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 и СП 2.1.4.2625-10 невозможно установить, находится ли земельный участок в зоне охраны источников питьевого водоснабжения.
Согласно п. 5 и 5.1. Заключения, сведения о расположении земельного участка в зоне с особыми условиями использования подлежат уточнению с учетом требований нормативных правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
В пункте 5.2 Заключения указано, что земельный участок не расположен в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 и иными нормативными правовыми актами в сфере санитарного законодательства со ссылкой на Генеральный план городского округа Истра Московской области, утвержденный решением Совета депутатов ГО Истра МО от 20.12.2019 г. N 1/16.
В заключении также указано, в соответствии с Генеральным планом городского округа Истра, земельный участок не расположен в зоне санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и не расположен в санитарно-защитной зоне.
Таким образом, представленное Администрацией Заключение опровергает факт нахождения земельного участка в зоне охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как установлено материалами дела, на земельном участке расположено нежилое здание производственного корпуса с кадастровым N 50:08:0000000:143360, общей площадью 561,5 кв. м, принадлежащее Заявителю на праве собственности.
Согласно выписки из ЕГРН от 22.07.2021 г. наименование и назначение объекта недвижимости - нежилое здание - производственный корпус.
Вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка "под производственную территорию".
Таким образом, функциональное назначение объекта недвижимости, принадлежащего Заявителю на праве собственности и расположенного на спорном земельном участке, соответствует виду разрешенного использования указанного земельного участка "под производственную территорию".
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 31.05.2022 по делу N А41-59822/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-59822/2021
Истец: АО "МОСВОДОКАНАЛ", ООО "Истрапласт"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ