г. Москва |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А40-114365/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2022 по делу N А40-114365/22
по иску Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве
к ИП Погосян Елене Арсеновне
о взыскании неосновательного обогащения в размере 28 000 руб.,
при участии:
от истца: |
Аносова Е.А. по доверенности от 10.01.2022, Скороходова В.А. по доверенности от 10.01.2022; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве (также - Заявитель, ИФНС N 17 по г. Москве, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к индивидуальному предпринимателю Погосян Елене Арсеновне (далее - Ответчик, ИП Погосян Е.А., Предприниматель) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 28 000 руб. в виде субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИФНС N 17 по г. Москве обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июля 2020 года N 976 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике навой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 976) утверждены Правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).
Правилами установлено, что субсидии могут предоставляться получателям субсидий, относящимся к категории субъектов малого предпринимательства, осуществляющим деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров.
Пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по утвержденной форме;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 июня 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10 июня 2020 года, к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению N 3, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 года в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
г) получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении ее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 434.
В соответствии с пунктом 6 Постановления N 976 размер субсидии определяется как сумма средств на расходы, осуществляемые в целях проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включающая первоначальные расходы в фиксированном размере 15000 рублей и текущие расходы, рассчитываемые как произведение 6500 рублей на количество работников в мае 2020 года.
Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен сумме первоначальных расходов и составляет 15 000 рублей. Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Ответственность за достоверность информации, указанной в пункте 5 Постановления N 976, несет получатель субсидии.
Для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 года (включительно).
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство.
Согласно пункту 8 Правил, перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра получателей субсидий, в том числе путем передачи реестра получателей субсидий в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидий.
В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, ИП Погосян Е.А. в налоговый орган 17.07.2020 по телекоммуникационным каналам связи подано заявление о предоставлении субсидии в соответствии с постановлением Правительства N 976 на сумму 28 000 руб.
Как указал налоговый орган, на момент проведения им проверки соответствия получателя субсидии критериям, установленным пунктом 3 Правил налоговый орган располагал следующими сведениями в отношении получателя субсидии: основной вид экономической деятельности - 56.10 "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания"; по состоянию на 01.06.2020 налогоплательщик включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие; индивидуальный предприниматель не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ; отсутствует недоимка по страховым взносам.
С учетом приведенных обстоятельств, платежным поручением от 22.07.2020 N 205284 налоговый орган перечислил на расчетный счет налогоплательщика субсидию в размере 28 000 руб., что подтверждается банковской выпиской.
В соответствии с пунктом 10 Правил согласно информации, полученной от Федерального казначейства, получатель субсидии был проинформирован о факте перечисления субсидии по телекоммуникационным каналам связи.
Вместе с тем, впоследствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления N 976 установлено неправомерное перечисление субсидии в связи с нарушением предпринимателем условий, предусмотренных в подпункте "д" пункта 3 Правил (у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).
Так, согласно Справки N 5994879 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.06.2020 у Предпринимателя имелась недоимка: по налогу на имущество физических лиц в размере 11 837 руб. и пени в размере 141,85 руб.; по транспортному налогу физических лиц в размере 72 000 руб. и суммы пени в размере 862,80 руб.
Кроме того, у налогоплательщика, согласно сведениям указанной справки, имеются следующие налогооблагаемые объекты: автомобиль марки Мерседес-Бенц ML 350 4Matic, дата регистрации права 23.08.2016, г.р.з. У740ТР777, дата утраты права 24.08.2019; автомобиль марки BMWX5 Xdrive50I, дата регистрации права 19.04.2018, г.р.з. Т169ТТ90; квартира, расположенная по адресу: г. Москва, ул. Годовикова, д. 6, кв. 39, дата регистрации права 07.03.2014, кадастровый номер 77:02:0022015:1819; иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 35, кадастровый номер 77:09:0005008:4579.
Таким образом, как указал Заявитель, у ИП Погосян Е.А. на 01.06.2020 имелась недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей, что противоречит вышеуказанному условию предоставления субсидии, установленному постановлением Правительства N 976.
В связи с чем, ИФНС России N 17 по г. Москве налогоплательщику направлено Уведомление от 20.07.2021 о факте неправомерного (ошибочного) получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий.
Указанное Уведомление направлено налогоплательщику по почте, однако не получено им и возвращено в инспекцию за истечением срока хранения, ввиду чего, применительно к положениям статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предприниматель считается извещенным о предъявленном к нему налоговым органом требовании.
Кроме того, налоговым органом с целью досудебного урегулирования возникшего спора в адрес Предпринимателя направлено уведомление от 23.07.2021 N 2393 о вызове в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений по факту возврата неправомерно (ошибочно) полученной субсидии, полученное заинтересованным лицом 30.07.2021, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа. При этом, получатель субсидии в налоговый орган не явился, неправомерно (ошибочно) полученную субсидию в размере 28 000 руб. добровольно не возвратил.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Как указано в пункте 11 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020), по смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется (статья 10 ГК РФ), следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Таким образом, по данному делу юридически значимым является установление следующих обстоятельств: имелась ли недобросовестность ИП Погосян Елены Арсеновны в получении субсидии.
Как указал сам Заявитель, налоговый орган по результатам проверки информации, имевшейся у него в отношении Ответчика, не установил оснований для отказа в предоставлении ему субсидии, в связи с чем включил ИП Погосян Е.А. в реестр для перечисления субсидий, на основании которого она была перечислена на его счет Федеральным казначейством.
При этом Ответчик не соответствующих действительности сведений в Инспекцию не представлял, а также не скрывал от Заявителя каких-либо сведений.
О наличии у ИП Погосян Елены Арсеновны задолженности по налогам и страховым взносам Заявителю на дату подачи заявления о предоставлении субсидии было известно.
Кроме того, суд первой инстанции также правильно принял во внимание и то обстоятельство, что не представляется возможным согласно справке налогового органа выявить момент возникновения задолженности применительно к статье 59 АПК РФ, в соответствии с которой не подлежит взысканию задолженность в связи с пропуском сроков (3 года) для принудительного взыскания.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В Правилах N 976 (пункт 12) установлено единственное основание для возврата получателем субсидии денежных средств в федеральный бюджет - искажение получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце третьем пункта 5 настоящих Правил, в котором указано, что количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Между тем, как следует из материалов дела, подобных искажений Ответчиком не допущено, а выявление налоговым органом несоответствия Предпринимателя предъявленным Правилами требованиям уже после выплаты спорной субсидии не может являться основанием к удовлетворению заявленного требования, поскольку при проверке сведений в отношении Ответчика до момента соответствующей выплаты налоговый орган в настоящем случае самостоятельно согласился с тем, что налогоплательщик всем указанным требованиям соответствует.
Иных оснований для возврата субсидии Правила N 976 не содержат.
При этом вышеприведенные положения БК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 об условиях возврата полученной субсидии являются специальными по отношениям к нормам Главы 60 ГК РФ о неосновательном обогащении.
Таким образом, основания для предоставления субсидии проверены и установлены самим налоговым органом, исходя из имеющихся у него сведений; расчет размера субсидии произведен в соответствии с Правилами N 976.
Судом первой инстанции какой-либо недобросовестности со стороны ответчика при получении субсидии не установлено, равно как и предоставления недостоверных сведений.
При данных обстоятельствах, руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976, статьями 1102, 1109 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предоставленную Ответчику субсидию нельзя считать неправомерно полученной, а требование о возврате субсидии в качестве неосновательного обогащения является необоснованным, в связи с чем в иске следует отказать в полном объеме.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.08.2022 по делу N А40-114365/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-114365/2022
Истец: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО Г. МОСКВЕ
Ответчик: Погосян Елена Арсеновна