г. Владимир |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А39-3230/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.10.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Логистик" (ИНН 1327030661, ОГРН 1171326005784) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.07.2022 по делу N А39-3230/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Логистик" о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия от 29.12.2021 N 58/1.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании решения от 20.12.2021 N 67 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление) в отношении общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Логистик" (далее по тексту - Общество) проведена внеплановая выездная проверка, с целью установления фактов изложенных в обращении Филиппова А.Н. о захламлении контейнерной площадки отходами возле дома по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. А. Лусс, д. 16., об отсутствии своевременного вывоза коммунальных отходов по ул. Косарева, д. 112, ул. Пушкина, д. 3, корп.
По результатам проверки составлен акт от 29.12.2021 N 67 и выдано предписание от 29.12.2021 N 58/1.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с требованием о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС".
Решением от 25.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на нарушение норм процессуального права. Считает, что договор аренды контейнеров от 01.04.2021 N 150 не возлагает на Общество дополнительные обязанности по их промывке и дезинфекции. Такие обязанности также не предусмотрены законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия, как для собственника контейнеров, так и для арендаторов контейнеров (в том числе предоставляющих их для нужд населения) и операторов по обращению с ТКО.
Управление и общество с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС" отзывы на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Управлением в ходе проверки, проведённой в период с 23.12.2021 по 29.12.2021, было установлено, что в нарушении пункта 8 (приложение 1) СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21) не проводится промывка и дезинфекция контейнеров для сбора ТКО.
Оспариваемым предписанием на Общество возложена обязанность до 30.12.2021 и постоянно проводить промывку, дезинфекцию контейнеров, бункеров-накопителей для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктом 8 (приложение N 1) СанПиН 2.1.3684-21.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулирует Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N52-ФЗ).
В соответствии со статьёй 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является Роспотребнадзор (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (пункт 1 СанПиН 2.1.3684-21).
На территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (пункт 3 СанПиН 2.1.3684-21).
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к СанПиН 2.1.3684-21(пункт 8).
Приложением N 1 к СанПиН 2.1.3684-21 установлена кратность промывки и дезинфекции контейнеров и контейнерной площадки.
Как следует из материалов дела, Общество является оператором по обращению с ТКО и осуществляет вывоз ТКО в городском округе Саранск.
По договору на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов (первого плеча) от 15.12.2020 N 20201215-1, заключённому с обществом с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" (региональный оператор по обращению с ТКО), Общество (исполнитель) оказывает услуги по транспортированию ТКО в границах городского округа Саранск (пункт 1.1 договора). Сроки оказания услуг: 01.01.2021 - 31.12.2023 (пункт 2.1 договора).
На основании договора аренды от 01.04.2021 N 150, заключённому с обществом с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" (арендодатель), Общество (арендатор) владеет передвижными мусорными контейнерами (356 шт.). Контейнеры переданы в аренду с целью использования при оказании арендатором услуг по утилизации отходов, в частности, для приёма, транспортировки, экологически обоснованного использования, вторичного использования и ликвидации отходов любого рода (пункт 2.1 договора). Договор вступает в силу с 01.04.2021 и действует до 31.03.2024 (пункт 3.1 договора).
Обязанность по сохранению объекта аренды и поддержанию объекта аренды в исправном состоянии несёт арендатор (пункт 8.1 договора).
Таким образом, Общество, неся бремя содержания арендованных контейнеров, обязано поддерживать контейнеры в исправном состоянии, в том числе обязано содержать контейнеры в соответствии с санитарными правилами и нормами, поскольку иное не установлено законом или договором аренды.
Доказательств того, что Общество проводило промывку, дезинфекцию контейнеров, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, предписание соответствует указанным выше нормативным правовым актам, в том числе пункту 8 СанПиН 2.1.3684-21 (приложение N 1 к Санитарным правилам) и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Довод Общества, что предписание противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку санитарные нормы и правила не возлагают на лиц, осуществляющих транспортировку ТКО, обязанность по промывке и дезинфекции контейнеров, правомерно отклонен судом в силу следующего.
Как следует из оспариваемого предписания, Обществу предписано проводить промывку, дезинфекцию контейнеров в связи с неисполнением обязанности по содержанию арендованных контейнеров в соответствии с санитарными правилами и нормами, а не в связи с осуществлением транспортировки ТКО.
Соответственно, довод Общества, что соблюдение санитарных требований, связанных с содержанием контейнерных площадок и контейнеров, не входит в зону ответственности операторов по обращению с ТКО, также правомерно отклонен судом.
Действительно, из приложения N 1 к СанПиН 2.1.3684-21 не усматривается, кто должен осуществлять промывку и дезинфекцию контейнеров, между тем, согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Соответственно содержание контейнеров в соответствии с приложением N 1 к СанПиН 2.1.3684-21 должен обеспечить собственник контейнеров, а в настоящем случае - Общество, поскольку договором аренды обязанность содержания контейнеров возложена на Общество.
Довод Общества, что ссылка Управления на договор субаренды бункеров-накопителей от 22.07.2020 N 272 неосновательна, поскольку на контейнерных площадках вблизи многоквартирных домов, указанных в предписании, не находятся бункеры-накопители, являющиеся предметом этого договора, а сам договор действовал до 16.01.2022 и утратил силу в связи с истечением срока его действия, обоснованно отклонен судом первой инстанции поскольку фактически предписание выдано в связи с неисполнением Обществом обязанности по содержанию переданных ему во временное владение контейнеров, следовательно, имеющаяся в предписании ссылка на договор субаренды положения дела не меняет.
Довод Общества, что предписание нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконное возложение на Общество обязанности проводить промывку, дезинфекцию контейнеров, бункеров-накопителей для сбора ТКО неизбежно причинит Обществу убытки, также правомерно не принят судом, поскольку Общество приняло на себя обязанность по содержанию арендованных контейнеров и Обществу на законных основаниях предписано проводить промывку, дезинфекцию контейнеров в соответствии с санитарными правилами и нормами.
Стороны договора аренды по своему усмотрению определили условия договора, не исключив обязанность арендатора по содержанию контейнеров, Общество на свой риск осуществляет предпринимательскую деятельность и ссылка на неизбежное причинение предписанием убытков неосновательна.
Вопреки доводу Общество предписание содержит конкретное выявленное нарушение, конкретные указания, чёткие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях устранения выявленного нарушения, и срока совершения этих действий. Требования предписания исполнимы, содержащиеся в предписании формулировки исключают возможность двоякого толкования, изложение краткое, чёткое, ясное, последовательное и доступно для понимания всеми лицами, то есть требования предписания конкретные и исполнимые.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Обществу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.07.2022 по делу N А39-3230/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Логистик" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Логистик" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 11.08.2022 N 3818.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-3230/2022
Истец: ООО "Ремондис Логистик"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия
Третье лицо: ООО "Ремондис"