город Воронеж |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А35-6635/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Песниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от главы крестьянского фермерского хозяйства Геворгяна Альберта Липаритовича (ОГРН 316463200078806, ИНН 461901650502, далее - глава КФХ Геворгян А.Л., или заявитель):
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях (ОГРН 1093123008241, ИНН 3123198660, далее - МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях, Управление):
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова" (ОГРН 1034637005292, ИНН 4629029121, далее - ФГБОУ ВО Курская ГСХА): |
Кардашов А.А. - представитель по доверенности от 10.03.2022;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы главы КФХ Геворгяна А.Л. и МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях на решение Арбитражного суда Курской области от 18.07.2022 по делу N А35-6635/2021, принятое по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Геворгяна А.Л. к МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков,
третье лицо: ФГБОУ ВО Курская ГСХА,
УСТАНОВИЛ:
Глава КФХ Геворгян А.Л. обратился в арбитражный суд с заявлением к МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков.
Дело рассматривалось при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБОУ ВО Курская ГСХА.
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.07.2022 по делу N А35-6635/2021 заявленные требования удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях, выраженный в письме от 08.07.2021 N ЮБ-02/814, в части отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков: с кадастровым номером 46:29:102002:2, площадью 234215 кв.м., с кадастровым номером 46:29:102002:6, площадью 194713 кв.м., из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - пашня, расположенных по адресу: Курская область, г. Курск, Центральный округ, для целей сельскохозяйственного использования.
На МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях возложена обязанность в течении 10 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу направить в адрес Главы КФХ Геворгяна А.Л. проект договора купли-продажи земельных участков: с кадастровым номером 46:29:102002:2, площадью 234215 кв.м., с кадастровым номером 46:29:102002:6, площадью 194713 кв.м., из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - пашня, расположенных по адресу: Курская область, г. Курск, Центральный округ.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, глава КФХ Геворгяна А.Л. и МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Глава КФХ Геворгяна А.Л. в своей апелляционной жалобе ссылается на отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:102065:1 и 46:29:102002:5, поскольку установленные для указанных земельных участков территориальные зоны не исключают возможность ведения на них сельского хозяйства в соответствии с видом разрешенного использования.
МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях ссылается на отсутствие оснований для предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:102002:2, 46:29:102002:6.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 14.10.2022.
Определением суда апелляционной инстанции от 23.09.2022 главе КФХ Геворгяну А.Л. предлагалось письменно изложить ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, обосновать невозможность их представления в суд первой инстанции, а также пояснить, какие обстоятельства могут быть установлены представленными документами.
МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях предлагалось конкретизировать и нормативно обосновать, какие мероприятия обязан был осуществить глава КФХ Геворгян А.Л. для удовлетворения условиям письма от 08.07.2021 N ЮБ-02/814, представить письменные пояснения по требованиям градостроительных регламентов, действовавшим (с хронологией всех изменений) в спорный период и распространявшимся на спорные земельные участки содержащие хронологию изменения, конкретизировав, каким из них не соответствовало обращение главы КФХ Геворгян А.Л.
Во исполнение указаний суда глава КФХ Геворгяна А.Л. представил ходатайство о приобщении к материалам дела копий распоряжений комитета архитектуры и градостроительства г. Курска N 147-ра от 16.08.2022; N 159-ра от 31.08.2022; решений Курского городского собрания N 256-6-РС от 09.08.2022.
МТУ Росимущества по Курской и Белгородской областям представило письменные дополнения с приложением писем от 23.09.2020 от 07.07.2021, а также сведений из ИСОГД).
Указанные документы приобщены к материалам дела протокольным определением от 14.10.2022.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители иных лиц, участвующих в деле, не явились.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 21.10.2022.
В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области от 30.03.2017 N 45 расп крестьянскому (фермерскому) хозяйству Геворгяна Альберта Липаритовича, главой которого является Геворгян Альберт Липаритович, в аренду на 49 лет, без проведения торгов, были предоставлены находящиеся в федеральной собственности земельные участки, в том числе (т.2 л.д. 36-388):
- земельный участок с кадастровым номером 46:29:102065:1, площадью 152595 кв.м., из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - пашня, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, Центральный округ;
- земельный участок с кадастровым номером 46:29:102002:2, площадью 234215 кв.м., из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - пашня, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск. Центральный округ;
- земельный участок с кадастровым номером 46:29:102002:5, площадью 200490 кв.м., из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - пашня, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, Центральный округ;
- земельный участок с кадастровым номером 46:29:102002:6, площадью 194713 кв.м., из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - пашня, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, Центральный округ.
30.03.2017 между МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях (Арендодатель) и КФХ Геворгяна Альберта Липаритовича, главой которого является Геворгян Альберт Липаритович, был заключен договор аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, N 501 (т. 1 л.д. 2 -34), согласно пункту 1.1 которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельные участки, в том числе:
- земельный участок с кадастровым номером 46:29:102065:1, площадью 152595 кв.м., из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - пашня, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, Центральный округ;
- земельный участок с кадастровым номером 46:29:102002:2, площадью 234215 кв.м., из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - пашня, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск. Центральный округ;
- земельный участок с кадастровым номером 46:29:102002:5, площадью 200490 кв.м., из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - пашня, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, Центральный округ;
- земельный участок с кадастровым номером 46:29:102002:6, площадью 194713 кв.м., из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - пашня, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, Центральный округ, сроком до 29.03.2066 (пункт 2.1 Договора).
В соответствии с пунктом 1.3 Договора обременения не зарегистрированы. По акту приема-передачи от 30.03.2017 земельные участки были переданы Арендодателем и приняты Арендатором.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.
Дополнительные соглашения от 17.04.2017, N 2 от 26.09.2017, N 3 от 03.09.2019 к договору аренды также в установленном порядке зарегистрированы в Управлении Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.
15.04.2020 Глава КФХ Геворгян А.Л. обратился в МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях с заявлениями о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с отсутствием ответа от уполномоченного органа 26.02.2021 Глава КФХ Геворгян Альберт Липаритович повторно направил в МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях заявления о предоставлении земельных участков, находящегося в государственной собственности, в собственность без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, которые были получены уполномоченным органом 02.03.2021.
Письмом от 08.07.2021 N ЮБ-01/02-814 МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях сообщило Главе КФХ Геворгяну А.Л. со ссылкой на письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и комитета архитектуры и градостроительства города Курска о несоответствии видов разрешенного использования земельных участков "пашня" требованиям установленного градостроительного регламента и классификатору видов разрешенного использования земельных участков, указав на необходимость проработки с комитетом архитектуры и градостроительства города Курска возможности внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск" и приведения вида разрешенного использования земельных участков в соответствие с требованиями градостроительного регламента и приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", после чего Межрегиональное территориальное управление готово повторно обратиться в Росимущество по изложенному вопросу (т. 1 л.д. 7-8).
Не согласившись с указанным письмом, глава КФХ Геворгян А.Л. обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 46:29:102002:2, 46:29:102002:6 расположены в территориальное зоне СХ, используются по целевому назначению, а наличие вида разрешенного использования "пашня" в данном случае, как несоответствующего действующим нормам градостроительного регламента, не может служить основанием для отказа в выкупе испрашиваемых земельных участков при условии соблюдения заявителем условий, предусмотренных подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
При этом суд первой инстанции пришёл указал, что использование заявителем земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:102065:1 и 46:29:102002:5 в соответствии с условиями договора аренды более трех лет, отсутствие у уполномоченных органов информации о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации при их использовании, не свидетельствуют о возможности продажи указанных участков в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, поскольку продажа земельных участков, отнесенных правилам землепользования и застройки к зоне СО (зона садово-огородных участков) и Ж-1 (зона индивидуальных жилых домов), под видом разрешенного использования - пашня, повлечет обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, вместе с тем, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Согласно ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно пункту 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В соответствии с пунктом 5.35 (1) статьи 5 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, утвержденного Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 473 (далее - Положение о МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях), территориальный орган осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Курской и Белгородской областей.
В соответствии с пунктом 4.2.27 Положения о МТУ Росимущество в Курской и Белгородской областях по поручению Агентства территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральный собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе, осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 9 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В статье 39.16 ЗК РФ предусмотрены императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Таким образом, у гражданина или юридического лица возникает право на приобретение в собственность без торгов арендуемого им участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии в совокупности двух условий: с момента заключения договора аренды прошло не менее трех лет, земельный участок использовался надлежащим образом в соответствии с его целевым назначением.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ и пункту 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.
По смыслу приведенных положений земельного законодательства продажа земельных участков на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется вне зависимости от категории выкупаемого участка.
Исходя из буквального толкования действующего законодательства, указанная норма права применяется не только в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, но и в отношении земельных участков, отнесенных к иной категории, однако предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
В пункте 1 статьи 85 ЗК РФ установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 ЗК РФ устанавливается правилами землепользования и застройки.
Согласно пункту 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Названные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в частности, к территориальной зоне сельскохозяйственного использования.
На основании пункта 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 ЗК РФ).
Зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства в составе земель населенных пунктов, не может быть выкуплен на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ после изменения его вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки.
По смыслу положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ право на приобретение в собственность земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, предоставлено арендатору, который в течение трех лет использует участок по целевому назначению без нарушений земельного законодательства, в целях дальнейшего использования для сельскохозяйственного производства.
Невозможность осуществления сельскохозяйственного производства на участке исключает предоставление участка в собственность по основанию подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов, определение функциональных зон и их параметров, определение территориальных зон правилами землепользования и застройки должно осуществляться с учетом целей и принципов градостроительного законодательства, обеспечивая комплексное и устойчивое развитие территории, сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Согласно заключенного договора аренды от 30.03.2017 N 501 видом использования земельных участков сторонами согласована "пашня".
Такой же вид разрешенного использования закреплён в Едином государственном реестре недвижимости.
Материалами настоящего дела подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 46:29:102065:1, 46:29:102002:2, 46:29:102002:5, 46:29:102002:6 находятся в собственности Российской Федерации, категория земель - земли населенных пунктов, на основании договора аренды от 30.03.2017 N 501 предоставлены главе КФХ Геворгяну А.Л.
Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Курск".
При этом земельные участки с кадастровыми номерами 46:29:102002:2, 46:29:102002:6 находятся в территориальной зоне СХ - зона сельскохозяйственного использования, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102002:5 находится в территориальной зоне СО - зона подсобных хозяйств, садово-огородных участков, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102065:1 находится в территориальной зоне Ж-1 - для индивидуальной жилой застройки (т. 2 л.д. 150- 161); в отношении указанных земельных участков согласно сведениям ЕГРН установлен вид разрешенного использования - пашня.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что установление в отношении спорных земельных участков вида разрешенного использования - пашня является препятствием для передачи заявителю испрашиваемых земельных участков.
Исходя из утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, сельскохозяйственное использование определено как ведение сельского хозяйства.
Согласно описания видов разрешенного использования ведение сельского хозяйства включает в себя виды разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Растениеводством (код 1.1) признается осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур.
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.2 - 1.6 (выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур; овощеводство; выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур; садоводство; виноградарство).
Сенокашение определено как кошение трав, сбор и заготовка сена (код 1.19), а пашня фактически представляет собой сельскохозяйственное угодье, обрабатываемое и используемое под посев сельскохозяйственных культу и многолетних трав.
Материалами дела также подтверждается, что спорные земельные участки на основании договоров аренды N 1 от 31.03.2017, N 1 от 01.01.2018, N 1 от 01.01.2019, N 1 от 01.01.2020 предоставлялись главой КФХ Геворгяном А.Л. в аренду АО "Учебноопытное хозяйство "Знаменское". Согласно справкам АО "Учебно-опытное хозяйство "Знаменское" в 2017 году на данных земельных участках выращивались однолетние травы и соя, в 2018 году - озимая пшеница и ячмень, в 2019 году - ячмень и кукуруза, в 2020 году на данных земельных участках выращиваются многолетние травы и ячмень, вВ настоящее время указанные земельные участка на основании договора N 7 уступки права аренды земельного участка от 17.12.2021 переданы Федеральному государственному образовательному учреждению высшего образования "Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова", которое согласно справке от 10.06.2022 осуществляет выращивание многолетних трав и сои на арендуемых земельных участках.
Таким образом, само по себе установление в отношении испрашиваемых земельных участков вида разрешенного использования "пашня", не соответствующего Классификатору, не является основанием для признания использования земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования и не может являться препятствием для предоставления заявителю испрашиваемых земельных участков.
Вместе с тем, судом области объективно установлено, что на момент обращения заявителя в уполномоченный орган, принятия оспариваемого решения земельный участок с кадастровым номером 46:29:102002:5 находился в территориальной зоне СО - зона коллективных садоводств с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (зона садовоогородных участков).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Курск" зона СО предусматривает следующие основные виды разрешенного использования: предоставление коммунальных услуг, земельные участки (территории) общего пользования, земельные участки общего назначения, ведение огородничества, ведение садоводства, а также условно разрешенные виды использования - оказание услуг связи..
Земельный участок с кадастровым номером 46:29:102065:1 находится в территориальной зоне Ж-1 - зоне индивидуальных жилых домов (отдельно стоящих и (или) блокированных) (т. 2 л.д. 149 - 161).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Курск" зона Ж-1 предусматривает следующие основные виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, блокированная жилая застройка, среднеэтажная жилая застройка, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), предоставление коммунальных услуг, административные здания организаций, обеспечивающих представление коммунальных услуг, оказание услуг связи, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, объекты культурно-досуговой деятельности, парки культуры и отдыха, амбулаторно-ветеринарное обслуживание, магазины, площадки занятий спортом, обеспечение внутреннего правопорядка, водные объекты, общее пользование водными объектами, земельные участки (территории) общего пользования, ведение огородничества, а также условно разрешенные виды использования: скотоводство, хранение автотранспорта, осуществление религиозных обрядов, деловое управление, общественное питание, обеспечение занятий спортом в помещениях.
Проанализировав цели выделения территориальных зон СО и Ж-1, а также предусмотренные для них виды разрешенного использования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные территориальные зоны не предусматривают возможность нахождения в них земельных участков с сельскохозяйственным использованием.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:102065:1 и 46:29:102002:5 и удовлетворения требований заявителя в данной части.
Доводы подателя жалобы о том, что 09.08.2022, то есть после принятия оспариваемого решения уполномоченным органом, а также вынесения судом первой инстанции решения по настоящему делу, в Правила землепользования и застройки муниципального образования города Курска были внесены изменения, согласно которым зона земельного участка с кадастровым номером 46:29:102002:5 изменена с зоны СО на территориальную зону СХ, а территориальная зона Ж-1 дополнена видом разрешенного использования "Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур", не могут свидетельствовать о незаконности отказа в предоставлении указанных земельных участков по состоянию на 08.07.2021, а равно о неправомерности обжалуемого судебного акта от 18.07.2022.
Кроме того Геворгян А.Л. не лишён права реализации в будущем своих экономических интересов по Правилам в редакции от 09.08.2022.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда области о наличии оснований для признания незаконным отказа МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях, выраженного в письме от 08.07.2021 N ЮБ-02/814, в части отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:102002:2, 46:29:102002:6.
Учитывая, что указанные земельные участки по состоянию на дату рассмотрения заявления Геворгяна А.Л. были расположены в территориальное зоне СХ, использовались по целевому назначению, наличие вида разрешенного использования "пашня" в данном случае, как несоответствующего действующим нормам градостроительного регламента, не могло служить основанием для отказа в выкупе испрашиваемых земельных участков при условии соблюдения заявителем условий, предусмотренных подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
В отношении избранного судом первой инстанции способа защиты нарушенного права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что Управлением были исследованы все необходимые документы, достаточные для рассмотрения заявления главы КФХ Геворгяна А.Л. и завершения процедуры предоставления земельного участка (в частности, в ходе рассмотрения заявления Геворгяна А.Л. МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях было установлено, что у заявителя отсутствует задолженность по арендной плате (т. 2 л.д. 23-24), нарушений действующего законодательства при использовании заявителем земельных участков не выявлено (т. 2 л.д. 76 - 83)), суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о соответствии избранного способа восстановления нарушенного права в виде обязания МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях в течении 10 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу направить в адрес Главы КФХ Геворгяна А.Л. проект договора купли-продажи земельных участков: с кадастровым номером 46:29:102002:2, площадью 234215 кв.м., с кадастровым номером 46:29:102002:6.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 18.07.2022 по делу N А35-6635/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы главы КФХ Геворгяна А.Л. и МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-6635/2021
Истец: Глава КФХ Геворгян Альберт Липаритович
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях
Третье лицо: ГОУ Федеральное высшего образования "Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова", Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, Комитет архитектуры и градостроительства города Курска, МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Курской области