г. Санкт-Петербург |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А21-13236/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Сацкевич Е.С. по доверенности;
от ответчиков: Лысенкова У.А. по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21413/2022) ГП КО "Водоканал" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.05.2022 по делу N А21-13236/2021, принятое
по заявлению государственного предприятия Калининградской области "Водоканал"
к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Калининградской области "Водоканал" (далее - ГП КО "Водоканал", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным предписания N 04-72 от 07.12.2021.
Решением суда от 20.05.2022 в удовлетворении заявления Предприятию отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, заявителем подана апелляционная жалоба. В апелляционной жалобе Предприятие ссылается на процессуальные нарушения, допущенные Управлением в части нарушения сроков проведения проверки. Также Предприятие указывает, что фильтрат, образующийся на полигоне и попадающий в сети заявителя, не является отходом производства и потребления, а относится к сточным водам.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы представителем Предприятия уточнена апелляционная жалоба, заявитель просит отменить решение суда только в части отказа в признании недействительными пунктов 1 и 3 Предписания.
Уточнения жалобы приняты судебной коллегией.
В судебном заседании представитель Предприятия уточненную жалобу поддержал; представители Управления выразили несогласие с доводами жалобы, представители письменный отзыв.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения прокурора от 15.10.2021 N б/н Управлением в соответствии с решением от 14.10.2021 N 187-ВВ (учетный номер N 98210023734501216237) в отношении Предприятия проведена выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований, в том числе предъявляемых к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие) в области охраны окружающей среды, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:
- код объекта НВОС 27-0239-001331-П "Насосная станция перекачки НСП), III категория, категория риска - умеренная (5);
- код объекта НВОС 27-0139-000322-П "Канализационные очистные сооружения (КОС)", I категория, категория риска - высокая (2).
В результате внеплановой выездной проверки, в период времени с 18 октября 2021 по 07 декабря 2021 года (с учетом решения о приостановлении срока проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 09.11.2021), с привлечением специалистов ФГБУ ЦЛАТИ были проведены отборы проб сточных вод, а также природных вод, поступающих в Калининградский залив.
Согласно акту внеплановой выездной проверки от 07.12.2021 установлено, что между ГП КО "Водоканал" и МБУ "Чистота" ГО "Город Калининград" заключен договор от 15.05.2020 N 6098 на оказание услуг водоотведения, в рамках которого МБУ "Чистота" осуществляет передачу образуемого фильтрата в централизованные системы водоотведения.
Согласно заключению экспертной организации ФГБУ ЦЛАТИ от 02.12.2021 N 10-142-21-ЭА по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний сточных и природных вод, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ. Сведения о средних концентрациях исследуемых показателей сточных и природных вод ГП КО "Водоканал" приведены в Таблицах 1, 2 экспертного заключения.
Управлением установлено, что ГП КО "Водоканал" выдана Лицензия от 03.08.2021 N (78)-390020, в соответствии с которой лицензиат имеет право осуществлять деятельность только по транспортированию отходов III-IV классов опасности, при этом в перечне отходов, с которыми лицензиат имеет право осуществлять лицензионную деятельность, фильтрат как отход отсутствует.
В представленной ГП КО "Водоканал" статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год (Канализационные очистные сооружения (КОС) ГП КО "Водоканал", адрес: 236013, г. Калининград, Балтийское шоссе, д. 127) юридическое лицо не указывает сведения об образовании отхода - "Фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный" ФККО 73910112394.
В связи с этим 07.12.2021 Управлением ГП КО "Водоканал" выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок до 05.03.2022.
Пунктом 1 Предписания установлено нарушение ГП КО "Водоканал" обязательных требований законодательства Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности в части обращения с отходом IV класса опасности (сбор, транспортирование, обезвреживание) - "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный" ФККО 73910112394 и выполнения соответствующих видов работ с указанным отходом, не предусмотренных Лицензией от 03.08.2021 N (78)-390020-Т/П, выданной ГП КО "Водоканал".
Пунктом 3 Предписания установлено нарушение ГП КО "Водоканал" обязательных требований законодательства Российской Федерации в области окружающей среды и природопользования, выразившиеся в представлении недостоверных сведений, содержащихся в форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы), в части не внесения сведений об обращении в отходом IV класса опасности - "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный" ФККО 73910112394.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным. Суд первой инстанции согласился с выводами Управления о том, что фильтрат является отходом и Предприятие ведет деятельность по его обращению в отсутствие лицензии.
Исследовав материалы дела, оценив доводы уточненной апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим отмене в связи с неправильным применением и толкованием судом норм материального права.
В силу части 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом N 89-ФЗ; транспортирование отходов - это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ определено, что водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие водоотведение, обязаны обеспечивать водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоотведения путем эксплуатации централизованных систем водоотведения или отдельных объектов такой системы в соответствии с требованиями Закона.
С целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации внесены дополнения и изменения в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.
Название блока 7 ФККО "Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов" дополнено словами "за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты".
В связи с этим отнесение фильтрата к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
В случае, если фильтрат удаляется путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, его следует считать сточными водами и обращение с ним регулируется нормами водного законодательства.
Из материалов дела следует, что между ГП КО "Водоканал" и МБУ "Чистота" городского округа "Город Калининград" заключен договор N 6098 от 15.05.2020 на оказание услуг водоотведения - прием сточных вод рекультивированного полигона ТБО, расположенного в мкр. А. Космодемьянского, г. Калининграда, по ул. Балтийское шоссе (далее - договор N 6098 от 15.05.2020).
В рамках указанного контракта ГП КО "Водоканал" осуществляет оказание услуг водоотведения.
Из пояснений представителя ГП КО "Водоканал" следует, что принятые сточные воды, попадая в централизованную систему водоотведения, направляются на очистные сооружения г. Калининграда, расположенные по адресу: ул. Балтийское шоссе, 127. Далее, после прохождения полного цикла очистки и обеззараживания, сточные воды сбрасываются в Калининградский залив на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Также заявителем в материалы дела представлена копия письма ООО "ТехноТерра" от 14.10.2022 исх. N 5-32. Согласно указанному письму ООО "ТехноТерра" в рамках контракта, заключенного с МБУ "Чистота" Городского округа "Город Калининград", обязалось выполнить разработку проектной документации на систему сбора первичной очистки фильтрата, образуемого от рекультивированного полигона твердых коммунальных отходов и его удаление в систему канализации или сброс фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов. Так, в результате рекультивации полигона ТКО выполнено устройство дренажной траншеи, в которой проложен дренажный трубопровод для сбора фильтрата из тела полигона, расположенный по периметру полигона. Выпуск из дренажного трубопровода осуществляется в резервуар сбора фильтрата объемом 50 м3, расположенный в низшей точке рельефа - южной части участка. Вывоз фильтрата из резервуара сбора фильтрата планировался по мере накопления на полигоне отходов в пос. Барсуковка, однако в связи с невозможностью осуществления вывоза фильтрата организован отвод фильтрата посредством временного трубопровода в городскую канализационную систему ГП КО "Водоканал".
Таким образом, образующийся фильтрат не связан с деятельностью заявителя, ГП КО "Водоканал" осуществляет лишь прием в централизованную систему водоотведения фильтрата от полигона в составе сточных вод и обеспечивает его очистку на очистных сооружениях с последующим сбросом в водный объект, следовательно, принимаемый с рекультивированного полигона фильтрат следует считать сточными водами, обращение с которыми регулируется нормами законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.
Поскольку фильтрат не относится к отходам и является сточными водами, то выводы суда и Управления о нарушении ГП КО "Водоканал" законодательства в области лицензирования отдельных видов деятельности в части обращения с отходами IV класса опасности - "Фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный" и выполнения соответствующих видов работ с указанным отходом, не предусмотренных лицензией, являются несостоятельными.
Доводы Управления о том, что транспортирование ГП КО "Водоканал" фильтрата как отхода подтверждается решением Центрального районного суда г. Калининграда от 17.12.2021 по делу N 2-5186/2021, являются необоснованными.
Из решения Центрального районного суда г. Калининграда от 17.12.2021 по делу N 2-5186/2021 не следует, что ГП КО "Водоканал" осуществляет транспортировку такого вида отхода как фильтрат. Более того, указанным решением именно деятельность МБУ "Чистота" городского округа "Город Калининград" в части сброса с рекультивированного полигона твердых коммунальных отходов, расположенного в пос. им. А. Космодемьянского г. Калининграда, в централизованные системы водоотведения, признана не соответствующей проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы от 20.09.2016 г. N 30-Э, от 29.10.2018 г. N 25-Э. На администрацию городского округа "Город Калининград" и МБУ "Чистота" возложена обязанность обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных проектной документацией на систему сбора первичной очистки фильтрата, образуемого от рекультивированного полигона твердых коммунальных отходов, расположенного в поселке им. А. Космодемьянского г. Калининграда, и его удаление в систему канализации или сброс фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Доводы подателя жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных Управлением, в части нарушения сроков проведения проверки отклоняются апелляционным судом.
Так, проверка проведена в сроки установленные частью 7 статьи 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248)-ФЗ.
Внесение изменение в решение о проведении внеплановой выездной проверки от 18.10.2021 N 187-ВВ было обусловлено Указом Президента РФ N 595 от 20.10.2021 "Об установлении нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 года", а также Указом губернатора Калининградской области от 25.10.2021 N 88 "О мерах по реализации Указа Президента "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 года".
Приостановление срока проведения контрольно-надзорного мероприятия было осуществлено на основании части 13 статьи 65 Закона N 248-ФЗ, в соответствии с которой срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный Федеральным законом, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний.
Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.
Решением о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 09.11.2021 N 187-ВВ-ПП проведение выездной проверки приостанавливалось в связи с проведением ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу" - ЦЛАТИ по Калининградской области измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды (на основании письма ФГБУ ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу - ЦЛАТИ по Калининградской области о необходимости проведения лабораторных исследований) с 18.10.2021 по 07.12.2021.
Уведомление о приостановлении срока проведения внеплановой выездной проверки юридического лица направлено заявителю в установленном порядке 09.11.2021 N 05-12/27440 и получено ГП КО "Водоканал".
Информация о проведении и окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия внесена в ФГИС ЕРП (Единый реестр проверок) - учетный номер N 98210023734501216237.
При указанных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части в связи с неправильным применением норм материального права, пункты 1 и 3 оспариваемого предписания подлежат признанию недействительными.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Управления в пользу Общества подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в сумме 4 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб. подлежит возврату Обществу на основании платежного поручения N 7608 от 21.06.2022.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20 мая 2022 года по делу N А21-13236/2021 отменить в части.
Признать недействительными пункты 1 и 3 предписания Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.12.2021 N 04-72 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Взыскать с Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу Государственного предприятия Калининградской области "Водоканал" 4 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить Государственному предприятию Калининградской области "Водоканал" из федерального бюджета РФ 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13236/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2242/2024
07.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-159/2023
25.10.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21413/2022
20.05.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13236/2021