г. Чита |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А19-19208/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2022 года по делу N А19-19208/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986, далее - заявитель, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области (ОГРН 1023801032034, ИНН 3800000654, далее - административный орган, УФК) о признании недействительным пункта 2 представления от 15.07.2021 N 31-12-79/24-4801.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887), Эссер Дина.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2022 года по делу N А19-19208/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает неправомерным изъятие иностранных граждан из принципа национального режима при осуществлении единовременных денежных выплат в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на которое ссылалось управление и третье лицо, и вывод о котором был сделан Верховным Судом Российской Федерации в определении от 20 января 2016 года N 18-АПГ 15-35, поскольку аналогичные меры были приняты во исполнение ст. 18 Федерального закона 68-ФЗ и прямо предусматривали предоставление выплат только гражданам Российской Федерации. К спорным правоотношениям судом неправомерно применены нормы постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", регламентирующего выпуск государственных жилищных сертификатов для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Считает, что вывод суда первой инстанции о том, что меры социальной поддержки пострадавшим в результате наводнения на территории Иркутской области в 2019 году по обеспечению жильем в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения оказываются только гражданам Российской Федерации не основан на законе и материалах дела. Средства трансферта, предоставленные в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Эссер Дине, использованы министерством по целевому назначению, что свидетельствует об отсутствии нарушений принципов бюджетного законодательства, установленных статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 01.10.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное невозможностью обеспечения явки представителя в судебное заседание и необходимостью участия в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 и 4 статьи 158 АПК РФ, отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку заявленные причины не являются уважительными. Кроме того, суд апелляционной инстанции не признавал обязательной явку в судебное заседание. Каких-либо дополнений непосредственно перед судебным заседанием апеллянтом не заявлено.
При этом отложение судебного разбирательства с учетом принципа руководства процессом и положениями статьи 158 АПК РФ является правом, а не обязанностью суда.
Таким образом, заявленное ходатайство не подлежит удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, выездная проверка проведена на основании приказа УФК по Иркутской области от 10 февраля 2021 года N 97 в отношении Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на предмет предоставления и использования иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, предоставляемого в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18 июля 2019 года N 1556-р.
По результатам проверки было выявлены нарушения бюджетного законодательства, что отражено в акте 07.06.2021, на основании которого вынесено оспариваемое представление от 15.07.2021 N 31-12-79/24-4801.
Пунктом 2 оспариваемого представления зафиксировано нарушение статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктов "а, л" пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункта 9 Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки Граждан, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 N 916, подпункта 1 пункта 2 Положения о порядке и условиях предоставления Гражданам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 N 556-пп, 30 декабря 2019 - Министерство неправомерно включило в список граждан и предоставило социальную выплату иностранному гражданину Эссер Дине в сумме 2 994 000 рублей.
Кроме того, пунктом 2 требовательной части данного представления управление указало на необходимость по пункту 2 устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий в срок до 01.12.2021, а именно:
2.1 обеспечить возврат (возмещение) неправомерно использованных средств федерального бюджета в сумме 2 994 000 руб.
Полагая указанное представление (в оспариваемой части) не соответствующим закону и нарушающим права и интересы в сфере экономической деятельности Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Делая вывод о совершении заявителем бюджетного нарушения, выразившегося в неправомерном включении в список граждан и предоставлении социальной выплаты иностранному гражданину Эссер Дине в сумме 2 994 000 рублей на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с утратой ей жилого дома в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, управление исходило из того, что только гражданам Российской Федерации предоставляется такая мера социальной поддержки по обеспечению жильем в виде социальной выплаты в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В свою очередь, Министерство считает, что п. 4 Правил N 916 установлены категории граждан, в отношении которых реализуются мероприятия по оказанию мер социальной поддержки, поскольку ограничений по предоставлению мер социальной поддержки иностранным гражданам Правила N916 не устанавливают, в связи, с чем основания для отказа в предоставлении мер социальной поддержке Дине Эссер отсутствовали.
Выводы суда первой инстанции, признавшего позицию УФК соответствующей закону, являются правильными.
Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым этим Кодексом.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Федеральное казначейство является одним из уполномоченных органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
На основании пунктов 1, 3 статьи 266 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе юридические лица (за приведенным исключением) в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, договоров (соглашений) о предоставлении государственных или муниципальных гарантий (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
В силу указанной нормы БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.
Согласно пункту 1 статьи 267.1 БК РФ одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля является проверка.
На основании пункта 3 статьи 267.1 БК РФ проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. Под встречными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
В соответствии со статьей 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органы государственного (муниципального) финансового контроля составляют представления и (или) предписания.
Таким образом, УФК по Иркутской области, как орган внутреннего государственного финансового контроля обладает полномочиями, в том числе, по контролю: за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Глава 30 БК РФ содержит следующие виды бюджетных нарушений: нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита; неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом; нарушение условий предоставления бюджетного кредита.
Из статьи 306.1 БК РФ следует, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие Федерального закона N 68-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (абзац второй преамбулы).
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона N 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 03.07.2019 N316) в целях ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области, оказания помощи пострадавшему населению и в соответствии со статьями 4.1 и 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера. Правительству Российской Федерации поручено решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья.
Ответственный исполнитель подпрограммы: Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области. Участники программы: Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Министерство осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 03.07.2019 N 316 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 N 1566-р (ред. от 21.12.2019 N 311-р) в 2019 году Минстрою России из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в размере до 14939292,9 тыс. рублей в целях предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области.
В силу статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ, Правительство Российской Федерации: издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение; обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок финансирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Правила предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 916 (далее - Правила N 916).
Правила N 916 устанавливают цели, условия и порядок предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан (далее соответственно - Мероприятия, Трансферт), предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Иркутской области на реализацию мероприятий.
Трансферт предоставляется на цели установленные подпунктом "а" пункта 3 Правил от 18.07.2019 N 916 - предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации.
В соответствии с Правилами N 916 Постановлением Правительства Иркутской области от 18.07.2019 N 566-пп утвержден Перечень мероприятий по оказанию мер социальной поддержки Гражданам, в том числе по проверяемому мероприятию "Социальная поддержка Гражданам" с объемом финансирования 14 264 316,9 тыс. рублей за счет средств трансферта из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил N 916 порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области или осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения или строительства которых предоставляется трансферт, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
В силу статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
- принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии со статьей 11 N 68-ФЗ, статьей 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 03.0/.2019 N 316, Правилами N 916, Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 556-пп "О предоставлении Гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем" установлено предоставление гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утверждено Положение о порядке и условиях предоставления Гражданам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 N 556-пп гражданам предоставляются, в том числе меры социальной поддержки по обеспечению жильем по их выбору в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Судом установлено, что постановлением Муниципального образования - "Город Тулун" Администрация городского округа от 18.07.2019 N 1645 жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тулун, ул. Ипподромная, д. 25 признано непригодным для проживания.
Эссер Дина (гражданство: Германия) является наследницей имущества Федорова В.И., умершего 06.05.2019 - жилого дома, находящегося по адресу: г. Тулун, ул. Ипподромная, д. 25, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 13.11.2019 серия 38 АА 2991858.
15.11.2019 Эссер Дина через доверенное лицо обратилась в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за утраченный жилое помещение, находящегося по адресу: г. Тулун, ул. Ипподромная, д. 25.
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району" принято Решение от 02.12.2019 N 4196 о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области на сумму 2 994 441,00 рубля Эссер Дине, являющейся гражданкой Германии, что подтверждается материалами дела (паспорт Эссер Д., ответ ГУ МВД России по Иркутской области от 31.05.2022 на определение об истребование доказательств от 02.06.2022, отзыв Эссер Д. на заявление от 23.06.2022).
Министерством Эссер Дине выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 02.12.2019 N 7068-П в размере 2 994 000 руб.
По заявлению о перечислении выплаты Министерством принято решение о перечислении Эссер Дине социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в сумме 2 994 441,00 рублей от 28.12.2019 N 6044-рм-н "О перечислении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Эссер Д.".
Эссер Дина включена в список граждан, утвержденный Губернатором Иркутской области 30.12.2019 по согласованию с ГУ МВД РФ по Иркутской области, ГУ МЧС России по Иркутской области и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области за номером семьи 3391, номером гражданина 9957.
Министерством произведена оплата договора уступки прав требований б/н от 17.12.2019 платежным поручением от 30.12.2019 N 1472386 на сумму 2 994 000,00 рублей.
Довод заявителя о том, что действующее законодательство в период спорных правоотношений, не предусматривало ограничений на представление социальной выплаты на приобретение или строительного жилого помещения взамен утраченного жилья для иностранный граждан и лиц без гражданства, правомерно отклонен судом первой инстанции, на основании следующего.
Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации; п. 1 ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Согласно п. 1 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "м" ст. 10 Федерального закона N 68-ФЗ (действовавшей в редакции в спорный период) установлено, что Правительство Российской Федерации принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, приняло 7 июня 1995 года постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 835 наименование этого постановления изменено - "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", далее - постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года N 561).
Пунктом 1 названного постановления (в редакции, действовавшей на момент чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на Иркутской области в июне-июле 2019 года) признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (абзац первый).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Таким образом, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на получение государственного жилищного сертификата имеют лица, являвшиеся гражданами Российской Федерации на момент чрезвычайной ситуации, в результате которой они лишились жилого помещения.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что меры социальной поддержки пострадавшим в результате наводнения на территории Иркутской области в 2019 года по обеспечению жильем по их выбору в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в силу ст. 18 Федерального закона N 68-ФЗ, оказываются только гражданам Российской Федерации.
Сам по себе факт наличия в собственности у иностранного гражданина жилого помещения, находящегося в Иркутской области, и которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, не является основанием для отнесения Эссер Д. к лицам, которым законом предоставлено право на получение социальной выплаты (поддержки) в форме финансовой помощи, поскольку на момент объявления чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области, она не являлась гражданкой Российской Федерации.
Таким образом, предписание в оспариваемой части соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о неправильной правовой квалификации, а также несогласии заявителя жалобы с обжалуемым судебным актом.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2022 года по делу N А19-19208/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19208/2021
Истец: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Ответчик: Управление федерального казначейства по Иркутской области
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Федорова Светлана Александровна, Эссер Дина
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6188/2022
02.11.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3235/2022
26.10.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3235/2022
15.08.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-19208/2021