город Ростов-на-Дону |
|
25 октября 2022 г. |
дело N А32-60041/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ООО "Ранголи": Юрмашева Р.С. по доверенности от 19.11.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.08.2022 по делу N А32-60041/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ранголи"
(ИНН 7704309207, ОГРН 1157746217848)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264)
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ранголи" (далее - заявитель, общество, ООО "Ранголи") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным отказа в корректировке ДТ N 10317120/160119/0002914, оформленного письмом от 10.11.2021, признании недействительным решения от 22.11.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары после выпуска товаров в отношении декларации N 10317120/160119/0002914, и обязании Новороссийской таможни восстановить нарушенные права ООО "Ранголи" путем внесения изменений в ДТ N 10317120/160119/0002914 на основании заявления ООО "Ранголи" от 13.09.2021.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2022 признан незаконным отказ Новороссийской таможни в корректировке ДТ N 10317120/160119/0002914, оформленный письмом от 10.11.2021, а также признано недействительным решение Новороссийской таможни от 22.11.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары после выпуска товаров в отношении декларации N 10317120/160119/0002914. Суд обязал Новороссийскую таможню восстановить нарушенные права ООО "Ранголи" путем внесения изменений в ДТ N 10317120/160119/0002914 на основании заявления ООО "Ранголи" от 13.09.2021. Суд взыскал с Новороссийской таможни в пользу ООО "Ранголи" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, страна происхождения спорного товара, задекларированного в ДТ N 10317120/160119/0002914, не подтверждена для целей защиты внутреннего рынка. В частности, обществом не исполнено требование пункта 25 Правил о представлении в таможенные органы страны ввоза заполненного в соответствии с требованиями оригинала сертификата о происхождении товара, срок рассмотрения сертификата о происхождении товара в качестве документа о происхождении товара истек.
Общество в отзыве возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Ранголи" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, между ООО "Ранголи" и компанией ЖЕЖИАНГ ДАЙО КЕМИКАЛ ИНДАСТРИАЛ КО, ЛТД (Китайская Народная республика) заключен контракт N R-DA/091018 от 09.10.2018 на поставку на территорию Российской Федерации гербицида Ранголи - Глифосат 480, ВР (далее - товар) в объеме до 500 000 литров.
В целях таможенного оформления указанного товара обществом в Новороссийскую таможню подана декларация на товары N 10317120/160119/0002914 (далее - спорная ДТ), в которой в качестве страны происхождения товаров (код ТН ВЭД ЕАЭС 3808 93 270 0) на основании полученных от поставщика сведений в графах 16 и 34 указана Индия.
После выпуска товара в свободное обращение Новороссийской таможней была проведена проверка документов и сведений в порядке статьи 326 Таможенного кодекса ЕАЭС в отношении спорной ДТ, по результатам которой оформлен акт проверки документов и сведений после выпуска товара и (или) транспортных средств N 10317000/213/220121/А00037.
Согласно акту проверки таможенный орган по результатам анализа, в том числе копии сертификата о стране происхождения от 17.12.2018 N 18С3301М0093/00018, пришел к выводу о неподтвержденности страны происхождения товара, указанной в спорной ДТ, поскольку таможенному органу были представлены копии, а не оригиналы сертификатов о происхождении товаров.
На основании этого, исходя из решения Коллегии Евразийской экономической коллегии от 29.05.2018 N 90 "О применении антидемпинговой меры, посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении гербицидов, происходящих из Европейского союза (стран Европейского союза) и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" и пп. 2 п. 1 ст. 314 ТК ЕАЭС обществу начислена антидемпинговая пошлина по ставке 52,23% в размере 6 287 647,93 руб.
13.09.2021 обществом в Новороссийскую таможню подано обращение N 2 о внесении изменений о стране происхождения товара N 1, задекларированного в спорной ДТ, а именно о внесении изменений в графу 16: вместо "ИНДИЯ" считать верным "КИТАЙ", в графу 31: вместо INDO LIFE SCIENCES PVT LTD считать верным TRUSTCHEMN GO LTD; в графу 34: вместо IN считать верным CN; в графу В убрать "2050 3369722.36". К заявлению обществом приложены 2 экземпляра корректировки декларации на товары, оригинал дополнительного соглашения N 2 к контракту, а также оригинал сертификата страны происхождения товара N 18С3301М0093/00018 от 17.12.2018.
По результатам рассмотрения указанного заявления Новороссийской таможней принято решение об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в спорной ДТ, оформленное письмом от 10.11.2021. В обоснование отказа таможенный орган указал отсутствие сертификата о происхождении товара, заполненного в соответствии с требованиями к сертификату о происхождении, установленных Решением N 49. Также таможенный орган сослался на истечение срока рассмотрения сертификата в качестве документа, подтверждающего происхождение товара.
Решением от 22.11.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию товара после выпуска товара в отношении спорной ДТ, таможенный орган произвел начисление пени на сумму неуплаченной антидемпинговой пошлины.
Полагая, что вышеуказанные решения Новороссийской таможни являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), вступившего в силу 01.01.2018, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 для защиты интересов производителей товаров в ЕАЭС применяются единые меры защиты внутреннего рынка по отношению к товарам из третьих стран.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, среди прочего, документы о происхождении товаров (подпункт 5 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
К числу документов о происхождении товара помимо декларации о происхождении товара также относится сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС).
Согласно статьям 29, 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара является документом определенной формы, выданным уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара, свидетельствующим о происхождении товара.
При проведении таможенного контроля происхождения товаров в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, подлинности сертификатов о происхождении товаров, правильности их оформления и (или) заполнения, таможенные органы вправе направлять запросы в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2 статьи 314 ТК ЕАЭС).
Проверка документов о происхождении, начатая до выпуска товаров, завершается не позднее 30 календарных дней со дня получения таможенным органом ответов на запросы, либо со дня истечения срока получения таких ответов, установленного правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 3 статьи 314 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, происхождение считается неподтвержденным в случаях если:
- не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 настоящего Кодекса;
- по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений в документах о происхождении товаров;
- по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
- государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
- иные случаи, определяемые Комиссией.
Требования к сертификату о происхождении ввозимого товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются Правилами определения происхождения ввозимых товаров.
Согласно пункту 25 Правил в случае применения мер защиты внутреннего рынка, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, подтверждается сертификатом о происхождении товара.
При обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства-члена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (запрос о верификации) (пункт 29 Правил).
Ответ на запрос о верификации должен поступить в таможенный орган государства-члена в срок, не превышающий 6 месяцев с даты направления такого запроса (пункт 30 Правил).
Согласно пункту 34 Правил сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в следующих случаях:
1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров, в том числе с учетом ответа на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил, выявлена недостоверность сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным Приложением к настоящим Правилам;
3) уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, установленный пунктом 30 настоящих Правил;
4) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил;
5) невозможно установить подлинность сертификата о происхождении товара и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.
Требования к сертификату о происхождении товара установлены Приложением к Правилам.
Согласно пункту 1 Приложения к Правилам, сертификат о происхождении товара изготавливается на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом.
В соответствии с пунктом 10 Требований к сертификату о происхождении товара (приложение к Правилам N 49), сертификат рассматривается в качестве документа о происхождении товара в течение одного года с даты его выдачи.
Данная норма устанавливает срок, в течение которого возможно использовать сертификат о происхождении товаров при ввозе товаров в качестве документа, подтверждающего их страну происхождения.
Основания для признания сертификата непригодным для использования в целях подтверждения происхождения товара перечислены в пункте 34 Правил и сводятся к не подтверждению достоверности сведений в сертификате.
При этом необходимо учитывать, что пункт 34 Правил применяется с учетом пункта 1 статьи 314 ТК ЕАЭС.
Если происхождение товаров считается неподтвержденным, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) наименования (подпункт 2 пункт 6 статьи 314 ТК ЕАЭС).
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), при не подтверждении происхождения товаров, заявленного декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров, таможенный орган направляет (вручает) декларанту требование о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации до выпуска товаров, или решение таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации после выпуска товаров.
При этом, согласно п. 7 ст. 314 ТК ЕАЭС при подтверждении впоследствии происхождения товаров меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка в случаях, когда применение таких мер зависело от происхождения товаров, применяются исходя из подтвержденного происхождения товаров.
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что на момент обращения за таможенным оформлением и выпуска товара в свободное обращение (16.01.2019) таможенный орган располагал копией сертификата о происхождении товара N 18С3301М00093/00018 от 17.12.2018, выданного Торгово-Промышленной палатой Китая (Китайский комитет содействия развитию международной торговли) и полученного от поставщика товара. Судом установлено, что сертификат о происхождении N 18С3301М00093/00018 от 17.12.2018 полностью соответствовал пункту 10 Требований к сертификату о происхождении товара и надлежащим образом свидетельствовал о стране производства товара (КНР).
Таможенный орган при проверке страны происхождения товара ограничился лишь формальным подходом к проверке сертификата, но не проверял сведения, указанные в представленных декларантом товаросопроводительных документах, не проверял дополнительные либо уточняющие сведения или копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат.
Такой подход к проведению таможенного контроля является недостаточным и не опровергает заявленную страну происхождения товара. Следовательно, отсутствуют законные основания считать страну происхождения товара (КНР) неподтвержденной и осуществлять взыскание антидемпинговых пошлин и пени.
Общество самостоятельно в соответствии с пунктом 12 Порядка внесения изменений в сведения, заявленные в декларации на товары, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 представило в Новороссийскую таможню заявление о внесении изменений в спорную ДТ, надлежащим образом заверенную корректировку декларации на товары КДТ1, а также сертификат N 18С3301М00093/00018 от 17.12.2018.
В соответствии с пунктом 18 Порядка таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ в следующих случаях:
а) обращение и документы, указанные в абзаце первом пункта 12 Порядка, или документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС.
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 порядка.
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении и документах, представленных в соответствии с абзацем первым пункта 12 Порядка или в документах, представленных в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Порядка.
В данном случае основания для отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорной ДТ, у таможенного органа отсутствовали: корректировка декларации на товары подана с соблюдением трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС, требования предусмотренные пунктами 3, 3, 11 - 15 Порядка выполнены (данные обстоятельство не находится в споре), таможенный орган не выявил каких-либо сведений, опровергающих сведения о стране происхождения товара (КНР), содержащихся в КДТ1 и в сертификате N 18С3301М00093/00018 от 17.12.2018.
Доводы таможенного органа о непредставлении оригинала сертификата о происхождении товара в ходе проверки, результаты которой оформлены актом проверки N 10317000/213/220121/А00037 от 22.01.2021, не имеют правового значения по настоящему делу, поскольку оспариваемое решение от 10.11.2021 не содержит каких-либо ссылок на данный акт проверки.
Судом первой инстанции установлено, что в обоснование отказа во внесении изменений в декларацию на товары таможенный орган ссылается исключительно на истечение срока действия сертификата.
Вместе с тем, данный подход не соответствует положениям пункта 3 статьи 108 ТК ЕАЭС, согласно которому документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (включая сертификат о стране происхождения) должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации (применительно к спорной ситуации, не позднее 16.01.2019).
Страна происхождения товаров устанавливается однократно и не может изменяться с истечением времени, поскольку это уже свершившийся факт. Требований о последующем, то есть после ввоза товаров, переоформлении или выдаче нового сертификата о происхождении на поставленный и выпущенный в свободное обращение товар, таможенное законодательство ЕАЭС не содержит.
Таким образом, у Новороссийской таможни отсутствовали правовые основания отказа в корректировке спорной ДТ на основании заявления общества от 13.09.2021.
Поскольку страна происхождения товара подтверждена (КНР) и товар не происходит из Евросоюза (какой-либо из стран Евросоюза), а равно не происходит из Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, то применение в отношении товара антидемпинговой пошлины незаконно.
Соответственно, незаконным является и начисление пени на сумму неуплаченной антидемпинговой пошлины, оформленное решением Новороссийской таможни от 22.11.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию товара после выпуска товара в отношении спорной ДТ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2022 по делу N А32-60041/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-60041/2021
Истец: ООО "Ранголи"
Ответчик: Новороссийская таможня