город Ростов-на-Дону |
|
26 октября 2022 г. |
дело N А53-43247/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко А.М.
при участии:
от ответчика - представитель Павлова Д.Е. по доверенности от 09.09.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межмуниципального управления МВД России "Волгодонское" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.09.2022 по делу N А53-43247/2021
по иску Межмуниципального управления МВД России "Волгодонское"
к ответчику - АО "Почта России"
о взыскании штрафа
УСТАНОВИЛ:
Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации "Волгодонское" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Почта России" о взыскании штрафа в размере 24562 руб. 40 коп.
Решением от 05.09.2022 в удовлетворении иска отказано.
Решение мотивировано тем, что между сторонами заключены государственные контракты от 06.07.2020 N 0158100025520000012, от 12.10.2020 N 0158100025520000021 на поставку почтовых конвертов. В июне 2021 года в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности МУ МВД России "Волгодонское" за период с 01.07.2020 по 01.06.2021 о контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссией Контрольно-ревизионного управления ГУ MBД России по Ростовской области выявлены факты ненадлежащего исполнения поставщиком указанных государственных контрактов. Однако, ответчиком обязательства по спорным контрактам исполнены в полном объеме. Мотивированные отказы от подписания товарных накладных от заказчика не поступали, закупочные процедуры также не обжаловались. Доказательств поставки товара несоответствующего условиям контрактов истцом не представлено.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности истца за период с 01.07.2020 по 01.06.2021 установлено, что ответчиком ненадлежащим образом исполнены спорные контракты. В описании объекта закупки указывалось требование о поставке конвертов типа "Вн", в спецификации к контрактам указаны конверты типа "Мн".
В судебное заседание апелляционной инстанции Межмуниципальное управление МВД России "Волгодонское" явку представителя не обеспечило.
Представитель АО "Почта России" в судебном заседании отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 06.07.2020 между Межмуниципальным управлением МВД России "Волгодонское" (заказчик) и АО "Почта России" (поставщик) заключен государственный контракт N 0158100025520000012 (т. 1 л.д. 23-27), по условиям которого поставщик обязался поставить конверты почтовые маркированные с литерой "А" для нужд Межмуниципального управления МВД России "Волгодонское", расположенного по адресу: 347371, Ростовская область, г. Волгодонск, пр-кт Строителей, 1 (пункт 1.1 контракта).
Общая сумма контракта составляет 155744 рубля (пункт 2.1 контракта).
Согласно пункту 4.2 контракта срок поставки товара: с 11.01.2021 по 31.01.2021.
По условиям пункта 6.1 контракта заказчиком осуществляется приемка поставленного товара на соответствие качеству, ассортименту и качеству, установленным в контракте.
Приемка товара оформляется товарной накладной (унифицированная форма ТОРГ-12), которая подписывается заказчиком и поставщиком, либо поставщику в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания указанного документа. В случае обнаружения товара, не соответствующего указанному в контракте по количеству или качеству, заказчик вправе отказаться от приемки всей партии поставленного товара, либо по соглашению сторон поставщик производит замену, допоставку товара. Допоставка, а также замена некачественного товара должна быть произведена в срок не более 14 календарных дней с момента подписания заказчиком мотивированного отказа от подписания товарной накладной (унифицированная форма ТОРГ-12) (пункт 6.3 контракта).
В соответствии с пунктом 7.4 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-8 Правил):
10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта не превышает 3000000 рублей.
В приложении N 1 к контракту (спецификация - л.д. 27) стороны согласовали наименование товара - "Маркированные конверты с литерой "А", должны соответствовать ГОСТ Р 51506-99" и его описание, количество товара - 4867 шт., цену за 1 шт. - 32 рубля, общую стоимость товара - 155744 рубля.
Между Межмуниципальным управлением МВД России "Волгодонское" (заказчик) и АО "Почта России" (поставщик) 12.10.2020 заключен государственный контракт N 0158100025520000021 (т. 1 л.д. 29-32), по условиям которого поставщик обязался поставить конверты почтовые маркированные с литерой "А" для нужд Межмуниципального управления МВД России "Волгодонское", расположенного по адресу: 347371, Ростовская область, г. Волгодонск, пр-кт Строителей, 1 (пункт 1.1 контракта).
Общая сумма контракта составляет 390867 руб. 84 коп. (пункт 2.1 контракта).
Согласно пункту 4.2 контракта срок поставки товара: с момента заключения контракта в течение 10 календарных дней.
По условиям пункта 6.1 контракта заказчиком осуществляется приемка поставленного товара на соответствие качеству, ассортименту и качеству, установленным в контракте.
Приемка товара оформляется товарной накладной (унифицированная форма ТОРГ-12), которая подписывается заказчиком и поставщиком, либо поставщику в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания указанного документа. В случае обнаружения товара, не соответствующего указанному в контракте по количеству или качеству, заказчик вправе отказаться от приемки всей партии поставленного товара, либо по соглашению сторон поставщик производит замену, допоставку товара. Допоставка, а также замена некачественного товара должна быть произведена в срок не более 14 календарных дней с момента подписания заказчиком мотивированного отказа от подписания товарной накладной (унифицированная форма ТОРГ-12) (пункт 6.3 контракта).
В соответствии с пунктом 7.4 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-8 Правил):
10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта не превышает 3000000 рублей.
В приложении N 1 к контракту (спецификация - л.д. 31-32) стороны согласовали наименование товара - "Маркированные конверты с литерой "А", должны соответствовать ГОСТ Р 51506-99" и его описание, количество товара - 11904 шт., цену за 1 шт. - 32 руб. 83 коп., общую стоимость товара - 390867 руб. 84 коп.
Во исполнение условий контрактов, АО "Почта России" при отгрузке конвертов 20.10.2020 и 18.01.2021 сформированы и переданы в адрес заказчика товарные накладные (ТОРГ-12) с указанной в спецификации номенклатурой, которые подписаны заказчиком при получении товара без замечаний и возражений (товарные накладные от 20.10.2020 N 052009у00005111, от 18.01.2021 N 052009у00000003 - т. 1 л.д. 56).
Как указано в исковом заявлении, в июне 2021 года в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности Межмуниципального управления МВД России "Волгодонское" за период с 01.07.2020 по 01.06.2021 о контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссией Контрольно-ревизионного управления ГУ MBД России по Ростовской области выявлены факты ненадлежащего исполнения поставщиком указанных государственных контрактов, а именно: в описании объекта закупки указывались требования на приобретение конвертов типа "Вн", однако в спецификациях к контрактам указано, что текст на конверте содержит "Адрес отправителя", что соответствует требованию конверта "Мн".
В порядке пункта 7.4 контрактов заказчиком начислен штраф за ненадлежащее исполнение поставщиком принятых на себя обязательств по поставке марочной продукции, размер которого составил 24562 руб. 40 коп.:
по государственному контракту от 06.07.2020 N 0158100025520000012 - 15574 руб. 40 коп. (справка-расчет от 18.08.2021 N 15/170 - т. 1 л.д. 17-18);
по государственному контракту от 12.10.2020 N 0158100025520000021 - 8988 рублей (справка-расчет от 18.08.2021 N 15/169 - т. 1 л.д. 15-16).
Ссылаясь на то, что поставщиком ненадлежащим образом исполнены обязательства по контрактам, Межмуниципальное управление МВД России "Волгодонское" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Как указано ранее, между сторонами заключены государственные контракты от 06.07.2020 N 0158100025520000012, от 12.10.2020 N 0158100025520000021 на поставку почтовых конвертов.
По условиям пункта 6.1 контрактов заказчиком осуществляется приемка поставленного товара на соответствие качеству, ассортименту и качеству, установленным в контракте.
Приемка товара оформляется товарной накладной (унифицированная форма ТОРГ-12), которая подписывается заказчиком и поставщиком, либо поставщику в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания указанного документа. В случае обнаружения товара, не соответствующего указанному в контракте по количеству или качеству, заказчик вправе отказаться от приемки всей партии поставленного товара, либо по соглашению сторон поставщик производит замену, допоставку товара. Допоставка, а также замена некачественного товара должна быть произведена в срок не более 14 календарных дней с момента подписания заказчиком мотивированного отказа от подписания товарной накладной (унифицированная форма ТОРГ-12) (пункт 6.3 контрактов).
Согласно пункту 5.1 контрактов поставщик гарантирует качество поставляемого товара в соответствии с действующими стандартами, утвержденный на данный вид товара.
Во исполнение условий контрактов, АО "Почта России" при отгрузке конвертов 20.10.2020 и 18.01.2021 сформированы и переданы в адрес заказчика товарные накладные (ТОРГ-12) с указанной в спецификации номенклатурой, которые подписаны заказчиком при получении товара без замечаний и возражений (товарные накладные от 20.10.2020 N 052009у00005111, от 18.01.2021 N 052009у00000003 - т. 1 л.д. 56).
Межмуниципальным управлением МВД России "Волгодонское" заявлено требование о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение государственных контрактов в размере 24562 руб. 40 коп.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
По условиям пункта 7.4 контрактов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-8 Правил):
10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта не превышает 3000000 рублей.
В обоснование своих требований истец указывает на то, что в июне 2021 года в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности Межмуниципального управления МВД России "Волгодонское" за период с 01.07.2020 по 01.06.2021 о контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссией Контрольно-ревизионного управления ГУ MBД России по Ростовской области выявлены факты ненадлежащего исполнения поставщиком указанных государственных контрактов, а именно: в описании объекта закупки указывались требования на приобретение конвертов типа "Вн", однако в спецификациях к контрактам указано, что текст на конверте содержит "Адрес отправителя", что соответствует требованию конверта "Мн". Таким образом, АО "Почта России" поставлен товар несоответствующий условиям контрактов.
В порядке пункта 7.4 контрактов заказчиком начислен штраф за ненадлежащее исполнение поставщиком принятых на себя обязательств по поставке марочной продукции, размер которого составил 24562 руб. 40 коп.:
по государственному контракту от 06.07.2020 N 0158100025520000012 - 15574 руб. 40 коп. (справка-расчет от 18.08.2021 N 15/170 - т. 1 л.д. 17-18);
по государственному контракту от 12.10.2020 N 0158100025520000021 - 8988 рублей (справка-расчет от 18.08.2021 N 15/169 - т. 1 л.д. 15-16).
Согласно пункту 4.1.5 ГОСТ Р 51506-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Конверты почтовые. Технические требования. Методы контроля (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 23.12.1999 N 691-ст) в зависимости от территории хождения конверты подразделяют на:
Вн - конверты для внутренних почтовых отправлений (для пересылки в пределах Российской Федерации);
Мн - конверты для международных почтовых отправлений (для пересылки за пределы Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4.1.5.1 указанного государственного стандарта лицевую сторону конвертов "Вн" оформляют с шестизначным кодовым штампом, словами подсказа "Кому", "Куда" в адресной зоне адресата, "От кого", "Откуда" в адресной зоне отправителя и рамками для написания почтовых индексов с соответствующими словами подсказа: "Индекс места назначения", "Индекс места отправления".
Лицевую сторону конвертов "Мн" оформляют с трехзначным кодовым штампом, в который вписан индекс "555", со словами подсказа "Адрес отправителя" в зоне адреса отправителя (пункт 4.1.5.2 государственного стандарта).
Согласно техническому заданию описанию объекта закупки (часть 3 документации об электронном аукционе - т. 1 л.д. 70-71) Межмуниципальным управлением МВД России "Волгодонское" установлены следующие требования к товару:
Маркированные конверты с литерой "А" должны соответствовать ГОСТ Р 51506-99. Конверт почтовый маркированный с литером "А" для внутренних почтовых отправлений по Российской Федерации (размер 220 мм х 110 мм с литером "А"), рамка для написания почтового индекса, без окна, с самоклеящимся прямым клапаном, отрывной полосой на клапане. Конверт должен быть белого цвета, возможно с иллюстрацией. Конструкция конверта в закрытом виде должна исключать доступ к вложению без повреждения конверта. Конструкция конверта должна исключать соприкосновение клеевого слоя на закрывающем клапане с вложенном при закрытом конверте. Конверты не должны иметь надорванные края, загнутые углы, складки и повреждения, нарушающие их целостность.
Текст на лицевой и оборотной сторонах конверта должен печататься шрифтом Гарнитура Литературная по ГОСТ 3489.33-72. Допускается применять другие типографские и компьютерные шрифты, обеспечивающие ясность и четкость текста в пределах отведенного места. Текст на конвертах печатают шрифтом по п. 10: "Кому", "Куда", "От кого", "Откуда", "Адрес отправителя" - кеглем 8, курсивом; "Индекс места назначения", "Индекс места отправления" - кеглем 6, курсивом; "Образец написания цифр индекса" - кеглем 8, курсивом.
Для изготовления конвертов должна применяться бумага с непрозрачностью в видимом диапазоне светового излучения не менее 85 %. Допускается применение запечатанной бумаги, обеспечивающей заданную величину непрозрачности. Применяется бумага: офсетная N 1, 2 марки А массой 1 кв.м 70 - 80 г по ГОСТ 9094-89; этикеточная марки А массой 1 кв.м 70 - 80 г по ГОСТ 7625-86. Допускается применять бумагу других сортов массой 1 кв.м 70 - 120 г, имеющую показатели гладкости, белизны, сорности не ниже указанных. Допускается применять цветную гладкую однотонную бумагу не ниже ГОСТ 6861-73 массой 1 кв.м не менее 70 г. Бумага должна быть равномерно окрашена в светлые тона.
Товар должен быть новый, не бывший в употреблении, целый, без повреждений, соответствующий качеству, установленному предприятием изготовителем в соответствующей технической документации для данного товара. Маркированные конверты с литерой "А" должны иметь неограниченный срок использования, то есть номинальная стоимость литеры "А" должна переоцениваться при изменении тарифов на оказание услуг почтовой связи.
Аналогичные требования содержатся в приложениях к контрактам (спецификации - т. 1 л.д. 27, 31-32).
Как указано выше, АО "Почта России" обязательства по спорным контрактам исполнены в полном объеме. Мотивированные отказы от подписания товарных накладных от заказчика не поступали, закупочные процедуры также не обжаловались.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Как установлено судом первой инстанции, из буквального толкования условий контрактов следует, что сторонами согласована поставка конвертов для внутренних почтовых отправлений по Российской Федерации, то есть категория "Вн". Указание в спецификации словосочетания "Адрес отправителя" относится не к типу конвертов, а к требованию по оформлению конвертов, а именно каким шрифтом (кеглем 8, курсивом) печатают текст на конвертах: "Кому", "Куда", "От кого", "Откуда", "Адрес отправителя".
В данном случае имеет место вопрос оформления, но не качества товара. Доказательств поставки АО "Почта России" товара несоответствующего условиям контрактов Межмуниципальным управлением МВД России "Волгодонское" не представлено. В порядке пункта 6.2 контрактов для проверки соответствия поставленного товара заказчиком экспертиза не проводилась, товар принят без претензий по количеству, ассортименту и качеству.
Кроме того, заявителем жалобы не представлено доказательств того, что поставленные по спорным государственным контрактам конверты не использованы по назначению и не могут быть использованы в дальнейшем. Заявитель жалобы также не ссылается на то, что направленная корреспонденция в поставленных конвертах была возвращена отправителю, не была доставлена адресатам вследствие несоответствия поставленных конвертов каким-либо обязательным требованиям.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано обоснованно, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.09.2022 по делу N А53-43247/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.