г. Москва |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А40-71718/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Свиридова,
судей: |
С.Л. Захарова, Ж.В. Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
АО "Почта России" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2022 по делу N А40-71718/22 (17-528)
по заявлению АО "Почта России"
к Центральной почтовой таможне
о признании незаконными и отмене постановлений,
при участии:
от заявителя: |
Добров А.В. по дов. от 16.06.2022; |
от ответчика: |
Полетаева А.А. по дов. от 01.10.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Почта России" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Центральной почтовой таможне (далее таможня) об оспаривании постановлений от 10.03.2022 N 10014000-23/2022, N 10014000-24/2022, N 100114000-25/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст.16.9 КоАП РФ, о снижении размера штрафа
Решением суда от 29.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по деду новый судебный акт, которым снизить назначенный административный штраф.
Таможней представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель Общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным в части отказа в снижении штрафа.
Представитель Таможни в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 10.03.2022 г. Центральной почтовой таможней вынесены постановления N 10014000-23/2022, N 10014000-24/2022, N 100114000-25/2022 в отношении АО "Почта России" о признании последнего виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.16.9 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО "Почта России" обратилось с настоящим заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на малозначительность выявленного нарушения, которое не повлекло за собой существенных последствий.
Также, по мнению заявителя, штраф в размере 350 000 рублей несоразмерен нарушению и является значительным для хозяйствующего субъекта. При назначении административного наказания административным органом не были применены положения ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, ч.2 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Судом проверено и установлено, что срок обжалования, предусмотренный ч. 2 ст.208 АПК РФ, ч.1 ст.30.3 КоАП РФ заявителем соблюден.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), "международные почтовые отправления" - посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза, сопровождаются документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, пересылаются за пределы таможенной территории ЕАЭС из мест (учреждений) международного почтового обмена, либо поступают на таможенную территорию ЕАЭС в места (учреждения) международного почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию ЕАЭС.
Согласно п.2 ст.9 ТК ЕАЭС, товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю.
Пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
Исходя из ст.87 ТК ЕАЭС после пересечения таможенной границы ЕАЭС товары должны быть доставлены перевозчиком в место прибытия или иные места, указанные в пункте 3 статьи 10 ТК ЕАЭС. При этом не допускаются нарушение упаковки товаров, а также изменение, удаление, уничтожение, повреждение или замена наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.
Порядок производства таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу ЕАЭС в международных почтовых отправлениях, регламентируется ТК ЕАЭС (глава 40), Правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу ЕАЭС в МПО (далее - Правила), утвержденными приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.12.2003 N 1381, а также Приказом Минфина России от 11.09.2020 N 190н "Об определении порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в Российскую Федерацию, в том числе проставления таможенным органом соответствующих отметок, а также порядка и формы представления в таможенный орган информации, используемой при совершении таможенных операций в отношении данных товаров, посредством информационных систем таможенных органов".
Согласно пункту 3 Правил, пересылка через таможенную границу РФ или ЕАЭС МПО осуществляется с использованием почтовых документов, среди которых предусмотрены ярлык "Таможня" CN22, таможенная декларация CN23 и др., форма которых установлена Исполнительным регламентом Всемирной почтовой конвенции. Ярлык "Таможня" CN 22 наклеивается или прикрепляется к оболочке МПО способом, исключающим его утрату.
В соответствии с п.4 ст.286 ТК ЕАЭС, таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в МПО, совершаются таможенным органом в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом.
Прием, обработку, перевозку и доставку МПО обеспечивают почтовые администрации стран - членов Всемирного почтового союза. Непосредственный обмен МПО почтовыми службами Российской Федерации с почтовыми службами зарубежных стран осуществляется под таможенным контролем в местах международного почтового обмена. Места международного почтового обмена определяет ФТС России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи (п. 4, 5 Правил).
В соответствии с п.29 Правил, таможенные декларации CN 23, пересылаемые внутри МПО, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена, вынимает при проведении таможенного контроля и прикрепляет способом, исключающим их утерю, к сопроводительным документам, направляемым вместе с МПО в объект почтовой связи для выдачи адресату.
На каждое МПО, содержащее товары, таможенное оформление которых производится по месту нахождения адресата, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена, также составляет в двух экземплярах уведомление о необходимости проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых в указанном МПО, в таможенном органе, расположенном по месту нахождения адресата, регистрируя уведомление в журнале регистрации уведомлений (п. 53 Правил).
Согласно п.п.54, 55, 56 Правил, на накладной ф.16, оформляемой на МПО в месте международного почтового обмена, должностное лицо таможенного органа проставляет штамп "Груз таможенный" и письменную отметку "С уведомлением". Один экземпляр уведомления должностное лицо таможенного органа вкладывает в страховой мешок, в котором МПО направляется в объект почтовой связи для выдачи адресату. При поступлении МПО с уведомлением в объект почтовой связи работниками этого объекта адресату направляется извещение ф. 22. При предъявлении адресатом извещения работник объекта почтовой связи выдает адресату под расписку на извещении изъятые из страхового мешка экземпляр уведомления, почтовые и другие сопроводительные документы.
Полученное уведомление адресат подает в таможенный орган, в котором будет производиться таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, для получения разрешения на выпуск товаров до подачи ГТД, т.е. выдачу МПО получателю объектом почтовой связи (п. 58 Правил).
Выдачу МПО получателю объект почтовой связи производит на основании решения о выпуске товаров до подачи ГТД, принятого начальником таможенного органа либо уполномоченным им должностным лицом этого таможенного органа и фиксируется на свободном месте уведомления (его копии) путем простановки указанным должностным лицом таможенного органа отметки "Выдача МПО разрешена", заверенной подписью и оттиском личной номерной печати этого должностного лица (п. 59 Правил).
Пункт 2 ст.285 ТК ЕАЭС предусматривает, что международные почтовые отправления выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в МПО.
Выдачу МПО получателю объект почтовой связи производит на основании решения о выпуске товаров, принятого начальником таможенного органа либо уполномоченным им должностным лицом этого таможенного органа (п. 59 Правил).
Фактом, подтверждающим таможенное оформление товара, является соответствующая отметка таможенного органа, однако, МПО N LC100601569CN, N RB823143517RU, N ЕЕ453365587IT находящиеся под таможенным контролем, утрачены.
В соответствии со ст.287 ТК ЕАЭС, таможенная процедура таможенного транзита применяется в отношении:
1) ввезенных на таможенную территорию Союза международных почтовых отправлений: при их перевозке из места прибытия до места (учреждения) международного почтового обмена либо до места убытия: для их перевозки между местами (учреждениями) международного почтового обмена;
2) вывозимых с таможенной территории Союза международных почтовых отправлений, содержащих товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, или товары, указанные в пункте 5 статьи 286 настоящею Кодекса, при их перевозке от места (учреждения) международного почтового обмена до места убытия.
В соответствии со ст. 150 ТК ЕАЭС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;
3) не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций, с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения. таможенных органов.
Согласно ч.1 ст.154 ТК ЕАЭС при недоставке всех товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, и документов на них в место доставки товаров лица, указанные в статье 150 настоящего Кодекса, несут ответственность в соответствий с законодательством государства-члена, таможенным органом которого произведен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзит.
Исходя из пункта 1 статьи 312 ТК ЕАЭС контроль за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой проводится таможенными органами государства-члена, на территории которого товары пометены под таможенную процедуру.
На территории Российской Федерации порядок оказания услуг почтовой связи регламентирован Всемирной почтовой конвенцией, а также Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" и Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 N 234.
Прием, обработку, перевозку и доставку международных почтовых отправлений в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции обеспечивают почтовые администрации стран - членов Всемирною почтового союза. В Российской Федерации такой организацией является АО "Почта России".
Ответственность за утрату международных почтовых отправлений, порчу (повреждение), недостачу вложений в международных почтовых отправлениях, недоставку или нарушение сроков пересылки международных почтовых отправлений в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции возлагаются на почтовые администрации.
На основании изложенного, в действиях АО "Почта России" усматриваются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.9 КоАП РФ.
Уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований Центральной почтовой таможни К.Л. Ефремычева 24 февраля 2022 года составила протоколы об административных правонарушениях N 10014000-23/2022, N 10014000-24/2022, N 100114000-25/2022 в отношении Общества по ч.1 ст.16.9 КоАП РФ.
Таможенным органом 10.01.2022 вынесены постановления по делам об административных правонарушений N 10014000-23/2022, N 10014000-24/2022, N 100114000-25/2022 в отношении Общества по ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Объектом данных правонарушений является установленный таможенным законодательством Евразийского экономического союза порядок осуществления таможенного контроля товаров, прибывших на таможенную территорию ЕАЭС.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.9 КоАП РФ, выражается в утрате товаров, находящихся под таможенным контролем.
Субъектом ответственности в данных случаях выступает АО "Почта России".
Субъективная сторона административного правонарушения определяется по правилам ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в соответствии с которой, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от пего меры по их соблюдению.
Объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению Обществом норм законодательства таможенного союза, а также свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению нарушения, не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что АО "Почта России" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.9 КоАП России.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст.24.5 КоАП России, в ходе рассмотрения данного дела не установлены.
Дела об административных правонарушениях рассмотрены в отсутствии законного представителя АО "Почта России", извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дел надлежащим образом. К установленному сроку и по указанному адресу законный представитель (руководитель) АО "Почта России" для участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях не прибыл, заявлений, ходатайств не поступало.
Относительно доводов заявителя о необоснованности назначения штрафа в размере 350 000 рублей, которое, по его мнению, не соотносится с характером и степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, а также относительно ссылок заявителя на часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, суд отмечает следующее.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Суд сделал обоснованный вывод о том, что в данном случае невозможно применить положения об исключительности, так как АО "Почта России" ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения.
Заявитель не первый раз подвергнут административному наказанию по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ, что свидетельствует о пренебрежительном отношении АО "Почта России" к исполнению своих обязанностей, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, о нежелании АО "Почта России" обеспечить должный учет причин и условий ранее совершенных многочисленных административных правонарушений и принять меры по недопущению повторения случаев нарушения таможенного законодательства в дальнейшем.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП России повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6 КоАП России, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Штрафная санкция была назначена с учетом отягчающих обстоятельств.
Довод заявителя о неразумности и несоразмерности назначенного штрафа является необоснованным в силу того, что наказание, назначенное таможенным органом, не является максимальным, предусмотренным за совершение правонарушения ч.1. ст. 16.9 КоАП РФ, не влечет ущемления прав заявителя, так как назначено в пределах предусмотренной санкции. Материалами дела подтверждается положение АО "Почта России" как монополиста, а именно представлено уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Суд считает, что назначенное административным органом административное наказание в рассматриваемом случае соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для снижения установленного административным органом размера штрафа
Судом также правомерно отклонен довод заявителя о малозначительности правонарушения.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также в пункте 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. Суд должен исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Совершенные административные правонарушения по своему характеру представляет существенное нарушение порядка перевозки (выдачи) товаров под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза. Существенную угрозу правоохраняемым интересам в данном случае представляет собой ненадлежащая организация АО "Почта России" публично значимой деятельности в области перевозки (выдачи) товаров, находящихся под таможенным контролем. При таких обстоятельствах нельзя признать данное нарушение малозначительным
Учитывая, что заявителем не приведены исключительные обстоятельства, позволяющие назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, основания для применения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ - отсутствуют.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2022 по делу N А40-71718/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-71718/2022
Истец: АО "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПОЧТОВАЯ ТАМОЖНЯ