г. Самара |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А55-121/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Митиной Е.А., Дегтярева Д.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шлычковой Ю.Н.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 октября 2022 года в зале N 7 апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2022, по делу N А55-121/2022 (судья Агафонов В.В.),
по иску Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области
о взыскании 4 927 980 руб.
третьи лица: 1) Министерство образования и науки Самарской области, 2) Министерство управления финансами по Самарской области, 3) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 56 городского округа Тольятти, 4) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов N 58 городского округа Тольятти, 5) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 59 имени Г.К. Жукова", 6) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Лицей N 60", 7) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 61", 8) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 66", 9) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N73 имени Героя Советского Союза Н.Ф.Карацупы", 10) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 75 имени И. А. Красюка", 11) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 79 имени П.М. Калинина", 12) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 80 имени Героя Социалистического Труда А.С.Мурысева", 13) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 85", 14) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 89", 15) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 90", 2 А55-121/2022 16) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 91 имени героя Великой Отечественной войны Федора Ларина", 17) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N94",
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области о взыскании 4 927 980 руб. убытков, возникших в результате предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципальных бюджетных образовательных учреждений г.о.Тольятти МБУ "Школа N 56", МБУ "Школа N 58", МБУ "Школа N 59", МБУ "Школа N 60", МБУ "Школа N 61", МБУ "Школа N 66", МБУ "Школа N 73", МБУ "Школа N 75", МБУ "Школа N 79", МБУ "Школа N 80", МБУ "Школа N 85", МБУ "Школа N 89", МБУ "Школа N 90", МБУ "Школа N 91", МБУ "Школа N 94", не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2022, по делу N А55-121/2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
При этом в жалобе заявитель указал, что доводы суда в той части, что полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, являются тождественными обязательствам по финансированию предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: WWW.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, и содержания искового заявления, согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социальноэкономических условий для его получения, включая создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, социального развития этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, и осуществления полностью или частично финансового обеспечения содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Пунктом 2 части 2 статьи 34 Закона об образовании закреплено, что обучающимся предоставляются социальной поддержки и стимулирования в виде обеспечения обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В развитие указанной меры социальной поддержки частью 7 статьи 79 Закона об образовании установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Буквальное толкование положений части 7 статьи 79 Закона об образовании в ее системной взаимосвязи с положениями статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 34 Закона об образовании позволяет сделать вывод о том, указанная правовая норма не может быть отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации в части установления случаев и порядка предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения обучающихся питанием, поскольку является нормой прямого действия, обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатным двухразовым питанием как один из видов мер социальной поддержки, установлен федеральным законодателем и носит императивный характер
Кроме того, положения части 7 статьи 79 Закона об образовании являются специальной правовой нормой относительно распределения полномочий в части определения источников финансирования питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в образовательной организации,
Так, пунктом 4 статьи 37 Закона об образовании установлено, что обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов осуществляется исключительно в случаях и в порядке, которые установлены непосредственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
При этом анализ положений части 2 статьи 34 Закона об образовании показывает, что меры социальной поддержки обучающихся, которые федеральный законодатель согласно пункта 7 части 2 статьи 34 Закона об образовании увязывает с бюджетными обязательствами, возникающими в силу принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, не включают в себя обязательств по финансовому обеспечению питания в случаях и в порядке, установленных федеральными законами, в том числе, и частью 7 статьи 79 Закона об образовании.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа, то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, отнесено решение вопросов, связанных с организацией предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
При этом вопросы обеспечения обучающихся питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, и относящихся к мерам социальной поддержки и стимулирования, законодателем к вопросам местного значения городского округа не отнесены.
Несмотря на то, что частью 5 статьи 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, однако данное полномочие не может рассматриваться как включающее в себя обязательства по реализации положений ч.7 ст.79 Закона об образовании, поскольку в отличии от императивного характера положений ч.7 ст. 79 Закона об образовании, реализация положений части 5 статьи 20 Закона N 131-ФЗ осуществляется органами местного самоуправления исключительно на добровольной основе и при наличии финансовых возможностей местного бюджета.
Таким образом, анализ ч.7 ст. 79 и других положений Закона об образовании в их системной взаимосвязи с положениями Закона N 131-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что финансовое обеспечение реализации положений ч.7 ст. 79 Закона об образовании не может быть отнесено к расходными обязательствами муниципального образования.
Поскольку обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не находящихся на полном государственном обеспечении, в силу прямого указания закона является мерой социальной поддержки, то согласно пункту ж части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации указанные вопросы как относящиеся к вопросам социальной защиты, относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Предметы совместного ведения предполагают, что Российская Федерация и ее субъекты реализуют свои полномочия в этой сфере согласованно, с учетом интересов друг друга.
При этом статья 76 Конституции РФ устанавливает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) органы государственной власти субъекта Российской Федерации реализуют полномочия по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, только те, которые перечислены в пункте 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ
В силу подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов, связанных с обеспечением государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Представляется, что предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питаниям не может быть отнесено к вопросам совместного ведения, предусмотренным подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ в силу того, что положениями пункта 2 части 2 статьи 34 Закона об образовании предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питаниям относится к мерам социальной поддержки обучающихся.
Так же указанные меры социальной поддержки не могут быть отнесены и к вопросам совместного ведения, закрепленным подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, согласно которого к вопросам совместного ведения относятся социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляемые на основании правовых актов субъектов Российской Федерации, поскольку отождествления данных категорий лиц (с ограниченными возможностями здоровья и лиц, признанных инвалидами) представляется невозможным, что предопределяет различия в порядке предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения питанием.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона об образовании под обучающимся с ограниченными возможностями понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, регулируется Положением о такой комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 1082.
В то же время под инвалидом статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" понимает лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, и признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95.
При этом частями 1 и 2 статьи 79 Закона об образовании установлено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, под которыми понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что в силу статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ обязанность по предоставлению обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питаниям, не относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Поскольку норма, устанавливающая императивное требование по предоставлению обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питания, предусмотрена Законом об образовании, законом субъекта Российской Федерации аналогичные нормы не предусмотрены, а решение данного вопроса, в том числе, в части механизма финансового обеспечения обязательств по предоставлению обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питания, в соответствии с Законом об образовании и другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации не отнесены, полагаем, что затраты, связанные с реализацией предусмотренной частью 7 статьи 79 Закона об образовании нормы о предоставлению обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питания, в силу требований пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены федеральным законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения), осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (субвенций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации).
К числу гарантий самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий относится закрепленное в статье 133 Конституции Российской Федерации и конкретизированное в федеральных законах право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также установленный частью 4 статьи 18 Закона N 131-ФЗ запрет, в силу которого является недопустимым возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий.
Статьей 18 Закона N 131-ФЗ установлено, что перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 Закона N 131-ФЗ.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), и в силу положений части 1 и 2 статьи 52 Закона 131-ФЗ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 53 Федерального закона N 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 18 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти своих полномочий, не допускается.
Расходы на предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питания, в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Тольятти рассчитаны в соответствии по нормам, установленным СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45, из расчета 60 % объема и стоимости питания, применяемой при организации четырехразового питания (завтрак - 25%, обед - 35% - п.6.14 СанПиН 2.4.5.2409-08).
В соответствии с пунктом 6.14 СанПиН 2.4.5.2409-08 допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах 5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.
В соответствии с положениями пунктом 2.1, 2.2 СанПИН 2.4.5.2409-08 организациями общественного питания образовательных учреждений, для обслуживания обучающихся, могут - комбинаты школьного питания, которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений.
В период с 01.01.2018 по 31.12.2018 года услуги по предоставлению бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающими в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях МБУ "Школа N 56", МБУ "Школа N 58", МБУ "Школа N 59", МБУ "Школа N 60", МБУ "Школа N 61", МБУ "Школа N 66", МБУ "Школа N 73", МБУ "Школа N 75", МБУ "Школа N 79", МБУ "Школа N 80", МБУ "Школа N 85", МБУ "Школа N 89", МБУ "Школа N 90", МБУ "Школа N 91", МБУ "Школа N 94", учредителем которых является муниципальное образование - городской округ Тольятти, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа Тольятти исполняет мэрия городского округа Тольятти (в настоящее время - администрация городского округа Тольятти) оказывались силами ЗАО "Комбинат школьного питания "Дружба".
Расходы на предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, двухразового питания в Школах рассчитаны на основе тарифов на оказание платных услуг, сформированных и утвержденных в 2018 году в ЗАО "КШП "Дружба" -приказ N 17 от 01.09.2017 года, приказ N 10 от 01.09.2018, в соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти от 21.09.2010 N 2602-п/1 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат по предоставлению бесплатного, льготного питания обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Тольятти" ( в редакции постановления от 14.07.2016 N 2268-п/1).
Согласно указанных выше приказов ЗАО "КШП "Дружба" на 2018 год стоимость завтрака для детей ОВЗ 7-11 лет составила 54,00 руб., стоимость завтрака для детей 11-18 лет составила 58,00 руб., стоимость обеда для детей 7-11 лет составила 62,00 руб., стоимость обеда для детей 11-18 лет составила 68,00 руб.
Формирование цен и тарифов на услуги в зависимости от возрастных групп обусловлено необходимостью соблюдения требований, закрепленных в.п 6.6. СанПИН 2.4.5.2409-08, согласно которым примерное меню должно разрабатываться с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 и 12-18 лет).
Размер расходов по предоставлению бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающими в организации, осуществляющей образовательную деятельность за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 года составил 4 927 980 руб.
Денежные средства, необходимые для предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающими в организации, осуществляющей образовательную деятельность получены организацией,, осуществлявшей обеспечение питанием, в виде субсидии, предусмотренной в бюджете городского округа Тольятти на соответствующий финансовый год (НПА 2018 г.) и перечисленной в ЗАО "Комбинат соответствии с прилагаемыми платежными документами.
Учитывая, что порядок возмещения указанных расходов действующим законодательством не установлен, муниципальное образование городской округ Тольятти в спорный период понесло убытки в вышеуказанной сумме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд. Правовыми основаниями иска истец указал ст. 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано отказал в иске исходя из следующего.
Общие вопросы образования, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "е", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Вместе с тем, пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ), что организация предоставления названного в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ образования (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Федеральный закон N 131-ФЗ предусматривает, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам, а также могут предоставляться в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 63.1).
Согласно пункту 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон N 273-ФЗ.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, содержание которой аналогично положениям подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
При этом в соответствии с частью 2 этой же статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий в том числе по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ и к ним относятся в том числе:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1);
-создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4).
Специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Федерального закона N 273-ФЗ.
Частью 1 указанной статьи установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Согласно части 4 данной статьи обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов органами местного самоуправления.
Федеральный закон N 273-ФЗ, регулируя в статье 34 основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, в пункте 2, непосредственно касающемся мер социальной поддержки и стимулирования, предусмотрел, что обучающиеся питанием обеспечиваются в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В пункте 7 этой же части закреплено право предоставления иных мер социальной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 37, ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях не проживающими в организации, возложено именно на органы местного самоуправления, следовательно финансирование вышеуказанных расходов должно осуществляться городским округом Тольятти за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, а не за счет казны РФ.
При этом, суд первой инстанции обоснованно отметил, что данный вывод также подтверждается судебной практикой, а именно постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.02.2022 по делу N А55-35668/2020.
Поскольку положениями статьи 37 Федерального закона N 273-ФЗ полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, следовательно, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения.
Учредителем муниципальных бюджетных образовательных учреждений муниципальных бюджетных образовательных учреждений городского округа МБУ "Школа N 56", МБУ "Школа N 58", МБУ "Школа N 59", МБУ "Школа N 60", МБУ "Школа N 61", МБУ "Школа N 66", МБУ "Школа N 73", МБУ "Школа N 75", МБУ "Школа N 79", МБУ "Школа N 80", МБУ "Школа N 85", МБУ "Школа N 89", МБУ "Школа N 90", МБУ "Школа N 91", МБУ "Школа N 94" является муниципальное образование - городской округ Тольятти, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа Тольятти исполняет мэрия городского округа Тольятти (в настоящее время - Администрация городского округа Тольятти).
Следовательно, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения, в рассматриваемой ситуации к Администрации городского округа Тольятти.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что правовых оснований для взыскания убытков не имеется, в иске истцу следует отказать.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, выводы суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя жалобы с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств, не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для отказа в иске.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2022, по делу N А55-121/2022, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2022, по делу N А55-121/2022 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-121/2022
Истец: городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти, МО г.о.Тольятти в лице Администрации г.о. Тольятти
Ответчик: РФ в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, РФ в лице Министерства финансов РФ в лице УФК по Самарской области
Третье лицо: МБОУ г.о.Тольятти "Лицей N60", МБОУ г.о.Тольятти "Школа N59 имени Г.К.Жукова", МБОУ г.о.Тольятти "Школа N66", МБОУ г.о.Тольятти "Школа N73 имени Героя Советского Союза Н.Ф. Карацупы", МБОУ г.о.Тольятти "Школа N75 имени И.А. Красюка", МБОУ г.о.Тольятти "Школа N79 имени П.М. Калинина", МБОУ г.о.Тольятти "Школа N80 имени Героя Социалистического Труда А.С.Мурысева", МБОУ г.о.Тольятти "Школа N85", МБОУ г.о.Тольятти "Школа N90", МБОУ г.о.Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N61", МБОУ г.о.Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N89", МБОУ г.о.Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N91 имени Героя Великой Отечественной войны Федора Ларина", МБОУ г.о.Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N94", МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов N58 г.о.Тольятти, Министерство образования и науки Самарской области, Министерство Управления Финансами по Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 56 городского округа Тольятти, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 89", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Лицей N 60", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 59 имени Г.К. Жукова", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 66", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 75 имени И. А. Красюка", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 79 имени П.М. Калинина", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 80 имени Героя Социалистического Труда А.С.Мурысева", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 85", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 90", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N73 имени Героя Советского Союза Н.Ф.Карацупы", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 61", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N94", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 91 имени героя Великой Отечественной войны Федора Ларина", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов N 58 городского округа Тольятти