г. Самара |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А72-7939/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Харламова А.Ю.,
судей Бажана П.В., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
при участии в судебном заседании:
от УФНС по Ульяновской области - Едалин А.А., доверенность от 13.09.2022,
от Министерства финансов Ульяновской области - не явился, извещено,
от ОСП по Цильнинскому району УФССП России по Ульяновской области - не явился, извещен,
от УФССП России по Ульяновской области - не явился, извещено,
от Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области - не явился, извещен,
от ГУ здравоохранения "Большенагаткинская районная больница" - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.10.2022 в помещении суда апелляционную жалобу УФНС по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.08.2022 по делу N А72-7939/2022 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению УФНС по Ульяновской области, г. Ульяновск,
к Министерству финансов Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
-ОСП по Цильнинскому району УФССП России по Ульяновской области,
-Межрайонный ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области,
-УФССП России по Ульяновской области, г. Ульяновск,
-Государственное учреждение здравоохранения "Большенагаткинская районная больница", г. Ульяновск,
о возложении обязанности на Министерство финансов Ульяновской области приостановить операции по всем лицевым счетам должника - Государственного учреждения здравоохранения "Большенагаткинская районная больница", включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительных листов, выданных по делам N А72-19546/2019, N А72-15903/2020, N А72-4015/2020, N А72-13110/2020,
УСТАНОВИЛ:
УФНС по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Министерству финансов Ульяновской области с заявлением о возложении обязанности на Министерство финансов Ульяновской области приостановить операции по всем лицевым счетам должника - ГУЗ "Большенагаткинская районная больница", включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительных листов, выданных по делам N А72-19546/2019, N А72-15903/20, N А72-4015/2020, N А72-13110/2020, N А72-4406/2021.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.08.2022 по делу N А72-7939/2022 в удовлетворении заявленных УФНС по Ульяновской области требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением Арбитражного суда Ульяновской области УФНС по Ульяновской области обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В проводимом судом апелляционной инстанции судебном заседании представитель УФНС по Ульяновской области поддержал апелляционную жалобу.
В соответствии со ст.ст. 123 и 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, исследовав доводы УФНС по Ульяновской области, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя УФНС по Ульяновской области, изучив и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов по настоящему делу и было установлено судом первой инстанции, в связи с неисполнением в установленные законодательством РФ сроки обязанности по уплате налоговых платежей, Межрайонной ИФНС России N 8 по Ульяновской области (далее в т.ч. - налоговый орган) в адрес ГУЗ "Большенагаткинская районная больница" были направлены Требования "Об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов", соответственно:
-от 21.10.2019 N 121655 на сумму 11 207 321 руб. 19 коп.;
-от 06.11.2020 N 97327 на сумму 11 427 918 руб. 73 коп.;
-от 10.02.2020 N 23996 на сумму 7 336 739 руб. 53 коп.;
-от 27.07.2020 N 93086 на сумму 310 руб. 10 коп.;
-от 27.07.2020 N 93083 на сумму 998 руб. 46 коп.;
-от 07.08.2020 N 93830 на сумму 13 608 670 руб. 73 коп.;
-от 27.07.2020 N 93084 на сумму 777 руб. 13 коп.;
-от 27.07.2020 N 93136 на сумму 108 руб. 98 коп.;
-от 10.07.2020 N 91368 на сумму 7 888 624 руб. 85 коп.;
-от 27.07.2020 N 92748 на сумму 1 601 руб. 73 коп.;
-от 27.07.2020 N 93137 на сумму 466 руб. 03 коп.;
-от 05.02.2021 N 6498 на сумму 11 899 339 руб. 38 коп.
ГУЗ "Большенагаткинская районная больница" указанные Требования в срок, предоставленный для добровольной уплаты, не были исполнены, в связи с чем, налоговый орган обратился в Арбитражный суд Ульяновской области о взыскании с налогоплательщика неоплаченных сумм задолженности.
Арбитражным судом Ульяновской области заявленные налоговым органом требования были удовлетворены и по вступлении конечных судебных актов в законную силу были оформлены и выданы соответствующие исполнительные листы на принудительное взыскание присужденной задолженности по обязательным платежам, соответственно:
-Исполнительный лист по делу N А72-19546/2019 на сумму 11 207 321 руб. 19 коп.;
-Исполнительный лист по делу N А72-15903/2020 на сумму 11 392 105 руб. 17 коп.;
-Исполнительный лист по делу N А72-4015/2020 на сумму 7 336 739 руб. 53 коп.;
-Исполнительный лист по делу N А72-13110/2020 на сумму 19 182 224 руб. 58 коп.;
-Исполнительный лист по делу N А72-4406/2021 на сумму 11 468 313 руб. 38 коп.
ГУЗ "Большенагаткинская районная больница" является бюджетным учреждением.
Налоговый орган направил для принудительного исполнения указанные Исполнительные листы в Министерство финансов Ульяновской области - орган, в котором открыты лицевые счета должника.
В связи с неисполнением указанных Исполнительных листов в течение 3ех месяцев, налоговый орган их отозвал и направил в службу судебных приставов для возбуждения исполнительных производств.
Судом первой инстанции установлено, что в службе судебных приставов:
-по Исполнительному листу по делу N А72-19546/2019 исполнительное производство возбуждено 05.08.2020;
-по Исполнительному листу по делу N А72-15903/20 исполнительное производство возбуждено 05.08.2021;
-по Исполнительному листу по делу N А72-4015/2020 исполнительное производство возбуждено 13.01.2021;
-по Исполнительному листу по делу N А72-13110/2020 исполнительное производство возбуждено 30.06.2021;
-по Исполнительному листу по делу N А72-4406/2021 исполнительное производство возбуждено 10.02.2022.
Указанные исполнительные производства были объединены в сводное исполнительное производство N 59866/21/73039-СД.
До настоящего времени требования Исполнительных листов должником - ГУЗ "Большенагаткинская районная больница" не исполнены.
По мнению УФНС по Ульяновской области финансовый орган - Министерство финансов Ульяновской области допустило нарушение абз. 4 п. 7 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), в котором закреплено, что при нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абз. 1 данного пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также распоряжений о совершении казначейских платежей, платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Приостановление службой судебных приставов операций по лицевым счетам должника и взыскание соответствующих сумм без судебного акта невозможно, т.к. исходя из норм Федерального закона "Об исполнительном производстве", вынесение постановления о наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы должника, а также перечисление денежных средств со счетов должника, может быть осуществлено судебным приставом самостоятельно только в отношении денежных средств находящихся в банке или иной кредитной организации.
Следовательно, без судебного акта, в рамках сводного исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительных листов о взыскании обязательных платежей в бюджет, отсутствует возможность приостановления операций по лицевым счетам должника.
Повторно рассмотрев настоящее дело суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством РФ казначейскому сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством РФ.
Порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений, не относящихся к категории казенных учреждений, определен п. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.
Согласно п. 7 ч. 20 ст. 30 Закон N 83-ФЗ бюджетное учреждение - должник в течение 30ти рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Согласно подп. 11 п. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение 3ех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение 10ти дней со дня истечения 3ех-месячного срока.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, п. 7 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ предусматривает обязанность финансового органа по приостановлению операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах бюджетных учреждений, в случае нарушения ими сроков исполнения исполнительных документов.
Следовательно, при неисполнении бюджетным учреждением судебного решения (исполнительного листа) в течение 3ех месяцев со дня его поступления в финансовый орган, финансовый орган обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта.
При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном указанной нормой, является не правом, а обязанностью финансового органа.
Между тем, материалами по данному делу подтверждается и было установлено судом первой инстанции, что указанные выше Исполнительные листы находятся на исполнении в службе судебных приставов, поскольку налоговый орган отозвал из Министерства финансов Ульяновской области данные исполнительные документы.
С учетом установленных в ходе рассмотрения настоящего дела конкретных юридически значимых обстоятельств по делу и правильного применения норм Закона N 83-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерства финансов Ульяновской области отсутствует обязанность по приостановлению операции по всем лицевым счетам должника при условии нахождения Исполнительных листов на исполнении в службе судебных приставов.
При рассмотрении настоящего дела как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции УФНС по Ульяновской области не указало соответствующую норму действующего законодательства РФ, возлагающую на Министерство финансов Ульяновской области обязанность приостанавливать операции по всем лицевым счетам должника по сводному исполнительному производству при условии наличия возбужденного в отношении него сводного исполнительного производства в службе судебных приставов.
Суд апелляционной инстанции разделает вывод суда первой инстанции о том, что действующим законодательством РФ не предусмотрено одновременное нахождение исполнительного листа на исполнении в службе судебных приставов и в финансовом органе.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции принимая во внимание сформулированный УФНС по Ульяновской области конкретный предмет заявленных требований, пришел в верному выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не находит оснований для его изменения либо отмены.
Выводы суда первой инстанции являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом первой инстанции при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными.
Несогласие стороны с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства РФ не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.08.2022 по делу N А72-7939/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Харламов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7939/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "БОЛЬШЕНАГАТКИНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области, Отдел судебных приставов по Цильнинскому району Ульяновской области, Отдел судебных приставов по Цильнинскому району УФССП России по Ульяновской области, Отдел судебных приставов по Цильнинскому району УФССП Ульяновской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ