г. Москва |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А40-59589/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: Мухина С.М., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аграровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МОТ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2022, по делу N А40-59589/22,
по заявлению ООО "НТА-Пром"
к Московской областной таможне
о признании, обязании,
при участии в судебном заседании от заявителя: Климашина О.А. по доверенности от 10.01.2022; от заинтересованного лица: Александрова Т.А. по доверенности от 29.11.2021;
УСТАНОВИЛ:
ООО "НТА-Пром" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения (требования) Московской областной таможни (далее - таможенный орган) от 28.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, в заявленные декларации на товары N 10013160/271221/3069196.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества.
В жалобе таможенный орган указал на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель таможенного органа в судебном заседании изложил свою позицию по жалобе. Просил отменить решение.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда, изложил свою позицию по жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ представил отзыв с возражениями по доводам жалобы, отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, отзыв, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2022.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, между Заявителем и Изготовителем товара (Sandvik Materials Technology EMEA AB) был заключен внешнеторговый Контракт N 517-251217 от 25.12.2017, а также выставлен Инвойс N 204767 от 06.12.2021.
Во исполнении указанного Контракта и Инвойса на территорию Российской Федерации был ввезен товар.
В целях таможенного оформления ввозимого товара 27.12.2021 таможенным представителем Заявителя на Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования) Московской областной таможни была подана декларация на товары N 10013160/271221/3069196 (далее - ДТ) для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в отношении следующих товаров:
- товар N 1 - трубы круглого поперечного сечения, из коррозионностойкой нержавеющей стали (марка стали 316) без соединений упакованы в деревянные ящики, холоднокатаные для нефтеперерабатывающей промышленности, поставляются с пластиковой заглушкой от внутреннего загрязнения при транспортировке: см.дополнение. Изг: SANDVIK MATERIALS TECHNOLOGY EMEA AB (ТМ) SANDVIK. РОИС 04191/04539-001/ТЗ-300816. 2-12,CS-12.
- товар N 2 - трубы круглого поперечного сечения, из коррозионностойкой нержавеющей стали (марка стали 316) без соединений упакованы в деревянные ящики, холоднокатаные для нефтеперерабатывающей промышленности, поставляются с пластиковой заглушкой от внутреннего загрязнения при транспортировке: см. дополнение. Произв.: SANDVIK CHOMUTOV PRECISION TUBES SPOL.SR.O., (TM): SANDVIK РОИС 04191/04539-001/ТЗ-300816. 2-1,CS-1.
В графе 15 ДТ указана страна отправления - Швеция, в графе 34 ДТ заявлены сведения о стране происхождения:
- товар N 1 - Чехия;
- товар N 2 - Германия.
При совершении таможенных операций в целях подтверждения заявленных сведений о стране происхождения товаров Заявителем был предоставлен Сертификат о происхождении N SEJ-21-117379 от 07.12.2021, выданный Торговой палатой Центральной Швеции.
Исследовав представленные документы, Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования) Московской областной таможни 28.12.2021 г. вынес Требование, в котором указал:
"В соответствии с пп. 7 п. 5 Приложения к Правилам определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальным правилам определения происхождения товаров), утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49, сертификат происхождения должен содержать реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);. Предоставленный сертификат происхождения не содержит данную информацию, то есть не соответствует требованиям, предусмотренными Приложением. В соответствии с пп. 2, п. 34 Решения Совета Евразийской экономической комиссии N 49 от 13.07.2018 сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза в случае: 2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам. Таким образом, страна происхождения товаров 1,2 не подтверждена, что "на основании требований к сертификату о происхождении товара п.п. 5 и п.п.7 п.5 (в предоставленном сертификате о происхождении товаров, описание товара, не позволяет произвести его идентификацию, не указаны реквизиты документов о происхождения товаров (Решение Совета Евразийской Экономической Комиссии от 13.07.2018 N 49)".
В связи с чем декларанту необходимо внести изменения в ДТ и доплатить антидемпинговые пошлины.
29.11.2021 Заявитель представил скорректированную ДТ, после чего антидемпинговые пошлины в размере 2 647 891,91 руб. были списаны с единого лицевого счета декларанта (подтверждается Отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 23.03.2022 за период с 01.12.2022 по 31.12.2021). В результате товар был выпущен в свободное обращение.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 29 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В пункте 6 статьи 29 ТК ЕАЭС указано, что документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (п.1. ст.31 ТК ЕАЭС).
Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила определения происхождения).
В случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка) (пункт 25 Правил определения происхождения).
Требования к сертификату о происхождении для непреференциальных целей установлены в Приложении к Правилам определения происхождения товара.
Согласно пункту 5 Приложения Правил сертификат должен содержать следующую информацию: наименование страны происхождения товара; номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат; наименование и адрес экспортера и (или) производителя; наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя; описание товара, позволяющее произвести его идентификацию; вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара; реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара); информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
Наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для не рассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара (пункт 9 Приложения к Правилам определения происхождения).
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Сертификат о происхождении N SEJ-21-117379 от 07.12.2021 содержит все необходимые реквизиты, за исключением подп. 7 пункта 5 Приложения к Правилам определения происхождения.
При этом согласно пункту 2 Правил определения происхождения "происхождение товара" - принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами. Для целей настоящих Правил под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров.
При этом в Сертификате о происхождении N SEJ-21-117379 от 07.12.2021 в графе 3 указана страна происхождения: "Европейский союз - Чешская республика, Германия".
Кроме того, Заявителем было получено Письмо от Изготовителя товара от 15.07.2021, в котором Изготовитель сообщает, что у Изготовителя есть несколько производств в ЕС и несколько складов. А также сообщает, что не имеет возможности оформлять сертификаты о происхождении в стране экспорта с указанием реквизитов сертификата о происхождении страны изготовления:
"Пока труба, изготовленная "Сандвик", перемещается внутри Европейского Союза, сертификат о происхождении на нее не выдается. В действительности, так как ЕС является зоной свободной торговли, его Таможенные правила не предусматривают возможности и не требуют выдачи сертификата о происхождении, пока труба не будет экспортирована из Европейского Союза.
Сертификат о происхождении может быть выдан компетентным органом страныэкспортера, только когда трубу продают для экспорта из ЕС. Страна-экспортер - это страна, где находится труба с физической и налоговой точки зрения на момент сделки по продаже".
Следовательно, требование подп. 7 пункта 5 Приложения к Правилам определения происхождения фактически невыполнимо применительно к товару, который был изготовлен в одной стране ЕС, а экспортирован из другой страны ЕС. Кроме того, согласно определению термина "происхождение" под страной может пониматься группа стран либо таможенный союз стран.
При этом, таможенный орган имеет право обратиться в компетентный орган страны, выдавшей сертификат. Такие правовые последствия ненадлежащего оформления документа о происхождении товара либо возникновения обоснованных сомнений в его безупречности предусмотрены национальным законодательством - часть 2 статьи 314 ТК ЕАЭС (Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров).
Однако сведений о том, что таможенный орган воспользовался предоставленным ему законодательством правом и с соответствующими запросами обращался к уполномоченному органу, нет.
С учетом этого, Заявитель представил вместе с первичной ДТ Инвойс N 204767 от 06.12.2021, в которых также указана страна происхождения, оснований сомневаться в стране происхождения, заявленной в ДТ, не было; не было и оснований предполагать, что товар происходит из Украины, Китая или Малайзии, и на него, соответственно, распространяются антидемпинговые пошлины
Кроме того, таможенный орган применил ставку антидемпинговой пошлины 37,8%. Данная ставка для кода ТН ВЭД 7304 предусмотрена Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 702 "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе" (продлены Решением Коллегии ЕАЭС от 21.12.2021 N 181)" для товаров, происходящих из Украины.
Между тем, в ДТ для товара N 1 и N 2 был указан код ТН ВЭД 7304 410008.
Абз. 7 и 8 пункта 5 статьи 72 ТК ЕАЭС установлено, что в случае если код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определен на уровне группировки с количеством знаков менее 10, для исчисления специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяется наибольшая из ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих товарам, входящим в такую группировку.
Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из происхождения товаров, подтвержденного в соответствии с главой 4 настоящего Кодекса, и (или) иных сведений, необходимых для определения указанных пошлин. В случае если происхождение товаров и (или) иные сведения, необходимые для определения указанных пошлин, не подтверждены, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товаров того же кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, если классификация товара осуществлена на уровне 10 знаков, либо товаров, входящих в группировку, если коды товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определены на уровне группировки с количеством знаков менее 10".
Максимальные антидемпинговые пошлины для кода ТН ВЭД 7304 410008 установлены в размере 19,15% Решением Коллегии Европейской экономической комиссии N 65 от 09.04.2013 "О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза". Таким образом, применение ставки 37,8%, установленной для кода ТН ВЭД 7304, является в любом случае незаконным для товара с кодом ТН ВЭД 7304 410008, заявленному в ДТ, т.к. код определен на уровне 10 знаков.
Следовательно, Требование (Решение) Московского областного таможенного поста (центра электронного декларирования) Московской областной таможни от 28.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ, правомерно признано незаконным и нарушающим права Заявителя.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Так, в рассматриваемом случае заявленные в апелляционной жалобе доводы направлены лишь на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств правомерно установленных судом, ввиду чего являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права и не могут быть положены в основу отмены решения.
Согласно статье 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2022 по делу N А40-59589/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59589/2022
Истец: ООО "НТА-ПРОМ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ