город Томск |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А45-7769/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т. В.,
Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жулёвой К.А. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области (N 07АП-9085/2022) на решение от 07.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-7769/2022 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью группа компаний "Собер" (ОГРН: 1205400037501), г. Новосибирск к Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области (ОГРН: 1035402505643) о признании незаконным постановления от 21.03.2022 N103.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью группа компаний "Собер" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области (далее - Инспекция, административной орган) о признании незаконным постановления от 21.03.2022 N 103.
Решением от 07.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в период проведения проверки в инспекцию поступило обращение гражданина (от 22.12.2021 N 6167/47) с приложением фото- и видеоматериалов, свидетельствующих о проведении работ по монтажу металлических свай в заранее заготовленные котлованы под столбчатые фундаменты.
При рассмотрении указанных материалов, представители общества подтвердили проведение работ (монтаж свай буровой установкой) на их земельном участке.
Общество о проведении выездной части проверки было извещено заблаговременно, таким образом; на момент нахождения должностных лиц Инспекции на строительной площадке, строительные работы по забивке свай были приостановлены, Инспекцией осмотр произведен визуально; при рассмотрении материалов дела, на основании свидетельских показаний, в полном объеме установлены фактические обстоятельства дела, выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились.
В порядке части 6 статьи 121, части 1 статьи 266, частей 1 и 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно материалам дела, Инспекцией в период с 20.12.2021 по 24.12.2021 на основании поступившего обращения (от 29.10.2021 вх. N . 5165) в соответствии с приказом от 09.12.2021 N 572-ю, на основании статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N294-ФЗ) проведена внеплановая выездная проверка, согласованная с прокуратурой Новосибирской области (решение о согласовании от 19.11,2021), соответствия выполняемых работ требованиями статей 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а именно, проверка наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3.1 статьи 52 ГрК РФ при строительстве объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, Железнодорожный район, ул. Владимировская, кадастровый номер земельного участка 54:35:021620:30 (далее - объект).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11.11.2021 земельный участок площадью 1086,38 кв.м. с кадастровым номером 54:35:021620:30 находится в собственности ООО ГК "Собер".
В результате проведенной проверки установлены допущенные обществом нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в осуществлении строительства объекта капитального строительства без разрешения на строительство, полученного в установленном порядке (статья 51 ГрК РФ).
По окончании проверки составлен акт от 24.12.2021 N 2/2801.
В ходе проведения выездной части проверки должностными лицами инспекции проведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером 54:35:021620:30.
По результатам осмотра зафиксировано, что на территории указанного земельного участка выполнена вертикальная планировка поверхности, выемка грунта для устройства отдельно стоящих монолитных фундаментов.
На территории строительной площадки расположена бытовка, находятся рабочие.
В период проведения проверки велись земляные работы (на территории строительной площадки производил работы экскаватор-погрузчик JCB ЗСХ), а также сварочные работы (сборка арматурных каркасов для устройства железобетонных столбчатых фундаментов, согласно рабочей документации шифр 12К21-КЖ).
По информации Управления архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска разрешение на строительство объекта капитального строительства по адресу: г. Новосибирск, Железнодорожный район, ул. Владимировская, кадастровый номер земельного участка 54:35:021620:30 не выдавалось. Заявления о выдаче таких разрешений в Управление не поступали.
В ходе проведения проверки обществом представлено в Инспекцию Техническое заключение от 17.11.2021, выполненное ООО "СибПроектСервис", согласно которому, руководствуясь письмом Министерства регионального развития РФ от 21.06.2012 N 15319-АП/08, запроектированная конструкция быстровозводимого нестационарного павильона по адресу: г. Новосибирск, ул. Владимировская, земельный участок с кадастровым номером 54:35:021620:30, относится к нестационарному объекту (сооружению), не является объектом капитального строительства.
Согласно приложению к Техническому заключению - рабочей документации (шифр 12К21), выполненной ООО "Кеникс проект", предусмотрено устройство "Быстровозводимого нестационарного павильона по адресу г. Новосибирск, Железнодорожный район, ул. Владимировская, кадастровый номер земельного участка 54:35:021620:30". Запроектированное здание представляет собой одноэтажный объект без подвала с односкатной неэксплуатируемой кровлей на рамно-связевом каркасе. Согласно рабочей документации (шифр 12К21-КМ) несущими конструкциями здания является металлический каркас на сварных соединениях и жестким сопряжением колонн с фундаментом. Согласно рабочей документации (шифр 12К21-КЖ) предусмотрено устройство столбчатых фундаментов и монолитной железобетонной плиты.
В свою очередь, согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Страницы 8, 10-11 Технического заключения содержат сведения о фундаменте сооружения, а именно, фундамент мелкого заложения, отсутствие заглубленного фундамента.
Пунктом 3.19 "СП 22.13330.2016. Свод правил. Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*" определено, что малозаглубленным фундаментом является фундамент с глубиной заложения подошвы выше расчетной глубины сезонного промерзания грунта.
На основании сведений, содержащихся в представленном Техническом заключении, ведется строительство быстровозводимого сооружения, состоящего из 7 помещений (в том числе, котельная, электрощитовая, торговый зал) площадью 689,35 кв.м. Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
На схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной мэрией города Новосибирска информация об объекте, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 54:35:021620:30, расположенном по адресу: г. Новосибирск, Железнодорожный район, ул. Владимировская, отсутствует.
Земельный участок с кадастровым номером 54:35:021620:30 обществу на праве собственности. Вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположен объект: магазины (4.4) - объекты для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.
В период проведения проверки в Инспекцию поступило обращение (от 22.12.2021 N 6167/47) с приложением фото- и видеоматериалов, свидетельствующих о проведении работ по монтажу металлических свай в заранее заготовленные котлованы под столбчатые фундаменты.
Выполнение работ по устройству основания из металлических свай в составе рабочей документации (шифр 12К21), выполненной ООО "Кеникс проект", не предусмотрено (данная рабочая документация представлена в составе Технического заключения).
Таким образом, фактически на земельном участке с кадастровым номером 54:35:021620:30 ведутся работы, не предусмотренные представленной рабочей документацией.
При проведении выездной проверки должностными лицами Инспекции зафиксирована тождественность фото- и видеоматериалов, приложенных к обращению (от 22.12.2021 вх. N 6167/47) фактически осмотренному земельному участку с кадастровым номером 54:35:021620:30 (данные зафиксированы в протоколе об административном правонарушении).
По результатам визуального осмотра территории земельного участка и рассмотрения представленной документации, а также материалов, являющихся приложением к обращению (от 22.12.2021 вх. N 6167/47), установлено, что фактически выполненные работы по устройству свайного основания и устройству фундаментов свидетельствуют о наличии прочной связи с землей и невозможности осуществить перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку объекта без несоразмерного ущерба назначению.
При рассмотрении дела просмотрены фотоматериалы и видеозапись, являющиеся приложением к обращению (от 29.10.2021 вх. N 5165).
26.01.2022 должностным лицом Инспекции в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, переданный на рассмотрение заместителю начальника Инспекции.
Установив, что общество своими действиями совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, постановлением от 21.03.2022 N 103 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
На основании статьи 4.1.1 КоАП РФ заменено назначенное административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом указанного правонарушения является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта без соответствующего разрешения.
Субъектом правонарушений могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
Субъективная сторона выражена умыслом или неосторожностью.
Согласно статье 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) (пункт 2); изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (пункт 4).
Согласно части 10.2 статьи 1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения - строения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Согласно пункту 1.2 Положения о нестационарных объектах на территории города Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов г. Новосибирска от 29.04.2015 N 1336, нестационарный объект - объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Для возведения нестационарных объектов, являющихся некапитальными сооружениями, не требуется получение разрешения на строительство.
Судом из материалов дела установлено, что административным органом вменяется обществу строительство объекта капитального без разрешения на строительство.
На основании договора подряда от 19.10.2021 N Вл19/10-21 на земельном участке с кадастровым номером 54:35:021620:30 проводятся работы по возведению нестационарного объекта. Проектные решения в отношении данного объекта предусматривают наличие мелко заглубленного фундамента с отсутствием прочной связи с землей и металлокаркас. В соответствии с техническим заключением ООО "СибПроектСервис" от 17.11.2021 запроектированная конструкция быстровозводимого нестационарного павильона по адресу: г. Новосибирск, ул. Владимировская, земельный участок с кадастровым номером 54:35:021620:30, относится к нестационарному объекту (сооружению), не является объектом капитального строительства.
Из содержания акта проверки следует, что "на территории земельного участка выполнена вертикальная планировка поверхности, выемка грунта для устройства отдельно стоящих монолитных фундаментов. На территории строительной площадки расположена бытовка, находятся рабочие.
В момент проведения проверки велись земляные работы (на территории строительной площадки производил работы экскаватор-погрузчик JCB 3СХ), а также сварочные работы (сборка арматурных каркасов для устройства железобетонных столбчатых фундаментов согласно рабочей документации шифр 12К21-КЖ).
Согласно протоколу допроса старшего государственный инспектора инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области Налимовой А.Г.: "в процессе допроса, свидетель пояснила, что ею проведена проверка в связи с поступившим обращением (от 29.10.2021 вх. N 5165). При проведении проверки на строительной площадке имелся слой щебня и грунта, под слоем снега. При просмотре видеозаписи и фотографий, приложенных к обращению, свидетель пояснила, что на данных материалах зафиксирована строительная площадка, являющаяся предметом проверки".
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент проведения проверки признаков возведения объекта капитального строительства не обнаружено.
Наличие монолитного фундамента или столбчатых фундаментов не может рассматриваться как доказательство строительства капитального сооружения, поскольку такой фундамент может быть использован и при возведении временных сооружений.
Для нестационарных объектов характерна возможность свободного их перемещения без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.
Фотографий, свидетельствующих об устройстве обществом свайного поля и о наличии прочной связи с землей и невозможности перемещения будущего объекта без несоразмерного ущерба его назначению, в приложениях к акту проверки Инспекции от 24.12.2021 N 2/2801 в материалах дела не имеется.
В материалах дела имеется фототаблица, являющаяся приложением к акту проверки от 24.12.2021 N 2/2801, с указанием даты, места фотосъемки, подписанная старшим государственным инспектором Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области Налимовой А.Г., на которых изображена территория земельного участка с кадастровым номером 54:35:021620:30, трактор и рабочие, производящие сварочные работы.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Инспекции подтвердил, что на момент осмотра территории наличие на строительной площадке свай не установлено.
Подлежат отклонению доводы Инспекции о том, что буровой установкой был осуществлен монтаж свай, перед проверкой Инспекции верхняя часть свай срезана, присыпана грунтом, на момент нахождения должностных лиц Инспекции на строительной площадке строительные работы по забивке свай были приостановлены как неподтвержденные материалами дела.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергает выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-7769/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-7769/2022
Истец: ООО ГРУППА КОМПАНИЙ "СОБЕР"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд