город Самара |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А72-16669/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Митиной Е.А., судей Романенко С.Ш., Ястремского Л.Л. при ведении протокола секретарем судебного заседания Тазовой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 августа 2022 года по делу N А72-16669/2021 (судья Абрашин С.А.),
по иску Правительства Ульяновской области в лице управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к Администрации города Ульяновска,
об обязании Администрации города Ульяновска в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект благоустройства территории объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Зальценбург: -Дом жилой, 1863 г.,1863 г.", который расположен по адресу: г.Ульяновск, ул.Ленина, д.106, д.108, в виде тротуара, расположенного на ул.Ленина, г.Ульяновска,
в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с согласованным проектом выполнить работы по благоустройству территории объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Зальценбург: -Дом жилой, 1863 г.,1863 г.", который расположен по адресу: г.Ульяновск, ул.Ленина, д.106, д.108, в виде тротуара, расположенного на ул.Ленина, г.Ульяновска,
о взыскании с Администрации города Ульяновска судебной неустойки,
третьи лица: Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Каримова Керимя Мубаракшовна, Шкунова Елена Андреевна, Муниципальное бюджетное учреждение "Стройзаказчик", Чернов Николай Викторович, Багишев Роман Николаевич, Каргин Владимир Иванович, Шкунов Александр Андреевич, Общество с ограниченной ответственностью "АльфаТрансСтрой", Каримов Фаик Абдрахимович,
с участием в судебном заседании:
от ответчика - Грачёвой А.Ю., по доверенности от 28.10.2021 г., Золотаревой Ю.И., по доверенности от 19.10.2022 г.,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Ульяновской области в лице управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Администрации города Ульяновска, в котором просило суд:
1) обязать Администрацию города Ульяновска:
в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект благоустройства территории объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Зальценбург: -Дом жилой, 1863 г.,1863 г.", который расположен по адресу: г.Ульяновск, ул.Ленина, д.106, д.108, в виде тротуара, расположенного на ул.Ленина, г.Ульяновска,
в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с согласованным проектом выполнить работы по благоустройству территории объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Зальценбург: -Дом жилой, 1863 г.,1863 г.", который расположен по адресу: г.Ульяновск, ул.Ленина, д.106, д.108, в виде тротуара, расположенного на ул.Ленина, г.Ульяновска,
в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Зальценбург: дом жилой, 1863 г.,1863 г.", который расположен по адресу: г.Ульяновск, ул.Ленина, д.106, д.108, в виде ремонтно-реставрационных работ цоколя здания выходящего на ул.Ленина, г.Ульяновска,
2) взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 20 000 руб. 00 коп. за каждый случай неисполнения решения суда в установленные сроки, а по истечении четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда судебную неустойку в размере 1 000 руб. 00 коп. за каждый случай неисполнения решения суда до момента исполнения решения суда в полном объеме.
Определением от 31.01.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "АльфаТрансСтрой", Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Каримова Фаик Абдрахимович, Каримова Керимя Мубаракшовна, Шкунова Елена Андреевна.
Определением от 10.03.2022 в качестве соответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью "АльфаТрансСтрой".
Определением от 10.03.2022 удовлетворено ходатайство представителя истца об уточнении исковых требований, в котором истец просил суд:
-обязать Администрацию города Ульяновска (ОГРН 1027301171446 ИНН 7303014573) в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект благоустройства территории объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Зальценберг: дом жилой, 1863 г.", который расположен по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 106, д. 108, в виде тротуара, расположенного на ул. Ленина, г. Ульяновска;
-обязать Администрацию города Ульяновска (ОГРН 1027301171446 ИНН 7303014573) в течение четырёх месяцев с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с согласованным проектом выполнить работы по благоустройству территории объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Зальценберг: - Дом жилой, 1863 г.", который расположен по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 106, д. 108, в виде тротуара, расположенного на ул. Ленина, г. Ульяновска;
-обязать Администрацию города Ульяновска (ОГРН 1027301171446 ИНН 7303014573) и ООО "АЛЬФАТРАНССТРОЙ" (ИНН 7325155955 ОГРН 1177325015273) в течении четырёх месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Зальценберг: - Дом жилой, 1863 г.", который расположен по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 106, в виде ремонтно-реставрационных работ цоколя здания, выходящего на ул. Ленина, г. Ульяновска;
- взыскать с Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446 ИНН 7303014573) в пользу Правительства Ульяновской области (ОГРН Ш1Ъ0П15Ш ИНН 7325001144) судебную неустойку в размере 20 000 (двадцати тысяч) руб. 00 коп. за каждый случай неисполнения решения суда в установленные сроки, а по истечении четырёх месяцев с момента вступления в законную силу решения суда судебную неустойку в размере 1 000 (одной тысячи) руб. 00 коп. за каждый день неисполнения решения суда до момента исполнения решения суда в полном объёме.
Определением суда от 10.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное бюджетное учреждение "Стройзаказчик".
Определением от 19.04.2022 судом к участию в деле привлечен в качестве соответчика Каримов Фаик Абдрахимович.
Определением от 19.04.2022 удовлетворено ходатайство представителя истца об уточнении исковых требований, в котором истец просил суд:
- обязать Администрацию города Ульяновска (ОГРН 1027301171446 ИНН 7303014573) в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект благоустройства территории объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Зальценберг: - Дом жилой, 1863 г.", который расположен по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 106, д. 108, в виде тротуара, расположенного на ул. Ленина, г. Ульяновска;
- обязать Администрацию города Ульяновска (ОГРН 1027301171446 ИНН 7303014573) в течение четырёх месяцев с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с согласованным проектом выполнить работы по благоустройству территории объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Зальценберг: - Дом жилой, 1863 г.", который расположен по адресу: г.Ульяновск, ул.Ленина, д.106, д.108, в виде тротуара, расположенного на ул. Ленина, г.Ульяновска;
- обязать Администрацию города Ульяновска (ОГРН 1027301171446 ИНН 7303014573), ООО "АЛЬФАТРАНССТРОЙ" (ИНН 7325155955 ОГРН 1177325015273) и Каримова Фаика Абдрахимовича в течение четырёх месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Зальценберг: - Дом жилой, 1863 г.", который расположен по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 106, в виде ремонтно-реставрационных работ здания выходящего на ул. Ленина, г. Ульяновска, а именно: оштукатурить цоколь;
- взыскать с Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446 ИНН 7303014573) в пользу Правительства Ульяновской области (ОГРН 1027301175110 ИНН 7325001144) судебную неустойку в размере 20 000 (двадцати тысяч) руб. 00 коп. за каждый случай неисполнения решения суда в установленные сроки, а по истечении четырёх месяцев с момента вступления в законную силу решения суда судебную неустойку в размере 1 000 (одной тысячи) руб. 00 коп. за каждый день неисполнения решения суда до момента исполнения решения суда в полном объёме.
Определением от 19.04.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Чернов Николай Викторович, Багишев Роман Николаевич, Каргин Владимир Иванович, Шкунов Александр Андреевич.
Определением от 29.06.2022 выделены в отдельное производство исковые требования Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к Администрации города Ульяновска, Обществу с ограниченной ответственностью "АЛЬФАТРАНССТРОЙ" и Каримову Фаику Абдрахимовичу об обязании в течение четырёх месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Зальценберг: - Дом жилой, 1863 г.", который расположен по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленина, д.106, в виде ремонтно-реставрационных работ здания выходящего на ул.Ленина, г.Ульяновска, а именно: оштукатурить цоколь. В указанной части требования переданы на рассмотрение в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом, о чем судом вынесено отдельное определение.
Определением от 12.07.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Общество с ограниченной ответственностью "АльфаТрансСтрой" и Каримов Фаик Абдрахимович.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16 августа 2022 года исковые требования удовлетворены; на Администрацию города Ульяновска возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект благоустройства территории объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Зальценберг: Дом жилой, 1863 г. - Дом жилой, 1863 г.", который расположен по адресу: г.Ульяновск, ул. Ленина, д.106, д.108, в виде тротуара, расположенного на ул.Ленина, г.Ульяновска; в течение четырёх месяцев с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с согласованным проектом выполнить работы по благоустройству территории объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Зальценберг: Дом жилой, 1863 г. - Дом жилой, 1863 г.", который расположен по адресу: г.Ульяновск, ул. Ленина, д.106, д.108, в виде тротуара, расположенного на ул. Ленина, г. Ульяновска; в случае неисполнения Администрацией города Ульяновска настоящего решения в течение пяти месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу с Администрации города Ульяновска в пользу Правительства Ульяновской области взыскана судебная неустойка в размере 1 000 руб. 00 коп. за каждый день просрочки по день фактического исполнения решения.
Не согласившись с принятым судебным актом Администрация города Ульяновска обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что истцом не было представлено доказательств наличия ущерба, причинённого администрацией города Ульяновска вследствие противоправного её поведения, не установлена причинно-следственная связь между действиями администрации города Ульяновска (с учетом непроведения работ по благоустройству) и наступившим вредом. Правоотношения по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 106, д. 108, имеют место между Правительством Ульяновской области и собственниками данного объекта, и выводы суда в этой части не содержат ссылки на обязательства, возложенные на собственников объекта культурного наследия охранным обязательством, утвержденного Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области. Кроме того, указывает, что Администрацией города Ульяновска не проводились работы по строительству или реконструкции автомобильной дороги и тротуара объекта культурного наследия.
В судебном заседании представители ответчика - Грачёва А.Ю., по доверенности от 28.10.2021 г., Золотарева Ю.И., по доверенности от 19.10.2022 г., апелляционную жалобу поддержали, просили решения суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Иные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав позицию представителей ответчика, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 25.06.2014 г. Правительством Ульяновской области принято Постановление N 253-П, согласно которому в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального значения включен объект: "Усадьба Зальценберг: - Дом жилой, 1863 г., 1863 г.", расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. Ленина 106, 108.
Обращаясь в суд, истец ссылался на проведение летом и осенью 2021 года на тротуаре возле указанного объекта, расположенном вплотную к автомобильной дороге, работ по благоустройству в рамках муниципального контракта в нарушение положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и положения постановления Правительства Ульяновской области от 13.05.2020 N 243-П "Об утверждении границ и режима использования территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, расположенных на территории Ульяновской области", в отсутствие согласованного с региональным органом охраны объектов культурного наследия проекта по благоустройству территории объекта культурного наследия.
У объекта культурного наследия по адресу: г.Ульяновск, ул.Ленина, д.108, как указывал истец, сохранилась ранее возводимая отмостка, которая ниже входа в здание, новый тротуар установлен выше уровня входной двери.
При этом, как указал истец, 10.09.2021 и 16.09.2021 у ответчика истребовались документы на проведение работ, доводилась информация о необходимости согласовывать проводимые работы, а также направлялась претензия.
Неудовлетворение требований претензии послужило основанием для обращения истца в суд.
Суд первой инстанции при разрешении заявленных требований правильно исходил из следующего.
Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании объектов культурного наследия и их территорий, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Законом N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (статья 3 Закона N 73-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение собственника или иного законного пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданного органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 Закона N 73-ФЗ, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 Закона N 73-ФЗ, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
На основании частей 1, 2 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
Согласно статье 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические и юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, в том числе, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) соблюдать установленные статьей 5.1 Закона N 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр;
5) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Таким образом, исходя из совокупности норм права, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе N 73-ФЗ, правомочия пользователя обременены его обязанностью провести работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия.
Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого ответчиком на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате.
Согласно п.4 ст.47.3 Закона N 73-ФЗ в случае, если содержание или использование объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта культурного наследия и (или) предмета охраны данного объекта культурного наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, устанавливаются следующие требования:
- к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия (п.п.3).
Согласно п.3 ст.3.1 Закона N 73-ФЗ границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
В соответствии с вышеуказанными положениями закона Правительство Ульяновской области приняло Постановление N 243-П от 13.05.2020, которым утвердило границы и режим использования территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, расположенных на территории Ульяновской области (далее - Постановление N 243-П).
Согласно Приложению N 12 к Постановлению N 243-П утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения: "Усадьба Зальценберг: - Дом жилой, 1863 г., 1863 г.", расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. Ленина 106, 108. При этом, в данном Приложении указано, что северо-западная граница данного ОКН проходит с отступом в 1 м от стены дома.
В соответствии с п.п.1 п.2 Приложения N 13 Постановления N 243-П в границах территорий объектов культурного наследия при условии согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия допускается: проведение работ по озеленению и благоустройству территории.
Согласно сведениям ЕГРН, объекты недвижимости, расположенные по адресу: г.Ульяновск, ул.Ленина, д.106, 108 и составляющие спорный объект культурного наследия ("Усадьба Зальценберг: - Дом жилой, 1863 г., 1863 г."), являются одноэтажными жилыми домами, помещения в которых принадлежат привлеченным к участию в деле в качестве третьих лиц гражданам: Каримовой К.М., Шкуновой Е.А., Чернову Н.В., Багишеву Р.Н., Каргину В.И., Шкунову А.А. и Каримову Ф.А.
Постановлением администрации города Ульяновска от 27.02.2008 N 1294-П автомобильная дорога по улице Ленина в городе Ульяновске, протяженностью 1918,38 м, включена в реестр муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что 30.12.2020 между Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска (заказчик) и ООО "Альфатрснсстрой" (подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 146, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по ремонту автомобильных дорог города Ульяновска, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях, предусмотренных настоящим контрактом (п.1.1).
Одним из объектов по которому выполнялись работы по данному контракту являлась автомобильная дорога по ул.Ленина в г.Ульяновске.
В состав данных работ входили работы по "разборке тротуара" и "ремонту тротуара", что подтверждается представленными в дело документами (в т.ч. исполнительной схемой, т.4 л.д.3-4).
Факт проведения данных работ вдоль домов N 106 и N 108 по ул.Ленина в г.Ульяновске также зафиксирован истцом в актах осмотра объекта культурного наследия от 09.09.2021 и от 15.09.2021.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под тротуаром понимается элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
В соответствии с пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 Свода правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Пунктом 4.4 СП 82.13330.2016 Свода правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" предусмотрено, что работы по благоустройству территорий должны выполняться в соответствии с проектом благоустройства при соблюдении технологических требований, предусмотренных правилами настоящего раздела и проектами производства работ.
Согласно пункту 4.2 СП 82.13330.2016, данные правила должны соблюдаться при проектировании, производстве и приемке: работ по благоустройству территории; работ с растительным грунтом; работ по устройству проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, наружных лестниц и пандусов, подпорных стен, откосов, площадок, оград, открытых плоскостных спортивных сооружений, элементов инженерных коммуникаций; работ по оборудованию мест отдыха и озеленения; мероприятий по повышению микроклиматического комфорта территории.
В соответствии с ч.1 ст.25 Закона Ульяновской области от 13 июля 2004 г. N 043-30 "О муниципальных образованиях Ульяновской области" муниципальное образование "город Ульяновск" наделено статусом городского округа с административным центром город Ульяновск.
Согласно подпункту 1 статьи 36 Устава Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "город Ульяновск" и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.
В ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" к вопросам местного значения городских округов относится:
-дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) (п.5 ч.1).
- организация благоустройства территории городского округа (п.25 ч.1).
Таким образом, установлено, что работы по переустройству тротуара осуществляло Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска в порядке исполнения муниципального контракта.
Следовательно, довод Администрации о не проведении работ по благоустройству территории объекта культурного наследия является несостоятельным.
С учетом изложенного, Администрация г.Ульяновска правильно определена судом первой инстанции в качестве надлежащего ответчика по делу.
Администрация г.Ульяновска, выполняя свои полномочия и фактически проводя работы по благоустройству тротуара, должна была учесть особенности территории объекта культурного наследия регионального значения и согласовать данные работы с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Доводы ответчика о том, что требования охранного обязательства распространяются исключительно на собственников объекта культурного наследия, соответственно, только собственники обязаны исполнять все требования установленные законом N 73-ФЗ и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение данного федерального закона, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку установлено, что работы по благоустройству проводились не собственниками объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе потребовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом (пункт 4 статьи 1, пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя.
Судебная неустойка согласно постановлению Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, части 1 и 2.1 статьи 324 АПК РФ).
Определяя размер присуждения денежных средств на случай неисполнения судебного акта, суд учитывает степень затруднительности исполнения судебного акта, возможности ответчика по добровольному исполнению судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Денежные средства, присуждаемые на случай неисполнения судебного акта, определяются судом в твердой денежной сумме, взыскиваемой единовременно, либо в денежной сумме, начисляемой периодически.
Аналогичные положения содержатся в части 4 ст. 174 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом арбитражным судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно установлена судебная неустойка за неисполнение ответчиком решения суда в течение пяти месяцев с момента его вступления в законную силу в размере 1 000 руб. 00 коп. за каждый день просрочки по день фактического исполнения решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают законность и обоснованность принятого судебного акта и правильности выводов суда, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и по существу направлены на их переоценку.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с этим Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 августа 2022 года по делу N А72-16669/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Митина |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-16669/2021
Истец: ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Правительство Ульяновской области в лице управления по охране объектов культурного наследия администрации Гуернатора Ульяновской области
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: Багишев Роман Николаевич, Каргин Владимир Иванович, Каримов Фаик Абдрахимович, Каримова Керимя Мубаракшовна, МБУ "Стройзаказчик", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СТРОЙЗАКАЗЧИК", ООО "АЛЬФАТРАНССТРОЙ", УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРАНСПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, Чернов Николай Викторович, Шкунов Александр Андреевич, Шкунова Елена Андреевна