г. Тула |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А09-5933/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Суркова Д.Л. и Заикиной Н.В., при ведении протокола секретарем Осиповой Д.И., при участии от ответчика - Чмарина А.А. (доверенность от 11.04.2022, паспорт, диплом), в отсутствие иных лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГрандСтрой" на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.08.2022 по делу А09-5933/2022 (судья Малюгов И.В.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГрандСтрой" (г. Москва) к Государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания населения Брянской области "Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (г. Брянск), Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области (г. Брянск) об оспаривании действий (бездействий) Департамента и обязании ГБСУСОН "Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов" заключить дополнительное соглашение к муниципальному контракту N 2065 от 24.05.2021 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли 2-х этажного корпуса ГБСУСОН "Брянский доминтернат для престарелых и инвалидов" по ул. Почтовой N 118 Бежицкого района, г. Брянска от 24.05.2021, влекущее изменение общей стоимости выполненных в этот период работ на сумму 2 132 349 руб. 50 коп.,
УСТАНОВИЛ:
решением суда области от 04.08.2022 в иске отказано. Истец, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился с апелляционной жалобой о его отмене.
Представитель ответчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил отставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Между ГБСУСОН "Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и ООО "ГрандСтрой", на основании итогов электронного аукциона от 12.05.2021 N 0127200000221002065 заключен контракт от 24.05.2021 N 2065, (далее - контракт), на выполнение работ по капитальному ремонту.
Пунктом 2.1. контракта предусмотрена цена контракта в размере 7 336 634 руб. 41 коп., в том числе НДС 20 % - 1 222 772 руб. 40 коп.
Работы по контракту предполагалось выполнять в срок не позднее 30.09.2021 в соответствии с п. 3.1 контракта.
В соответствии с п. 3.2. контракта в срок, указанный в п. 3.1. настоящей статьи включается период, в течение которого производится процедура сдачи-приемки работ.
15.03.2022 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту от 24.05.2021 N 2065 об изменении объёма работ без увеличения цены контракта, в соответствии с которым, подрядчик выполняет работы в соответствии с проектно-сметной документацией заказчика и объёмами работ указанными в сметах, утверждённых в установленном порядке, определяющие объём, содержание работ и предъявляемые к ним требования, а также условиями настоящего контракта, определяющими цену работ и условия их выполнения, а также локально-сметными расчётами N 02- 01-02 доб. и N 02-01-02 искл. (корректировочными), без увеличения цены контракта.
Между тем, ООО "ГрандСтрой" в связи с возрастанием стоимости строительных материалов ссылаясь на п. 8 ч. 1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, а также п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315), в соответствии с которым, контрактам, по которым необходимо принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы поставки подрядчика, направило в адрес заинтересованных лиц уведомление об увеличении стоимости контракта на сумму 2 132 349 руб. 50 коп., т.е. до 9 468 983 руб. 91 коп. ГБСУСОН "Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов" уведомлением б/н от 28.04.2022 отказал в спорном увеличении цены договора.
Вместе с тем, департамент письмом от 12.04.2022 сослался на то, что ГБСУСОН "Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов" не входит в структуру заказчиков, перечень которых приведён в приложении к Постановлению N 1315.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
В то же время на основании статьи 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статьей 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Возможность изменения цены контракта предусмотрена статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в том числе в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
В связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы Правительством Российской Федерации принято постановление от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315).
Пунктом 2 Постановления N 1315 (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) установлено, что при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения федеральных нужд (далее - контракт):
а) допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:
- изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;
- предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
- размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45 (14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (в редакции настоящего постановления);
изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
контракт заключен до 01.10.2021 и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Таким образом, внесение изменений в контракт, заключенный в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, возможно только при совокупности указанных условий, основными из которых является то, что обязательства по контракту не исполнены, а заказчик контракта указан в приложении к настоящему постановлению.
Согласно сведениям, имеющимся в общедоступной системе на сайте https://zakupki.gov.ru/, контракт от 24.05.2021 N 2065 исполнен, работы оплачены. Кроме того, как справедливо отметил суд области, заказчик по спорному контракту не входит в перечень, установленный указанным постановлением N 1315.
Судом области справедливо отмечено, что ссылка заявителя на информацию о повышении цен на материалы содержит информацию о том, что наиболее существенное повышение цены на металл произошло в декабре 2020 года, в то время как контракт заключен сторонами в мае 2021 года, то есть, подрядчик имел возможность проанализировать риски, связанные с динамикой роста цен на строительные материалы, и учесть их при заключении контракта в целях добросовестного исполнения обязательств в установленные сроки в полном объеме. Между тем, подрядчик оплату используемых строительных материалов производил в сентябре 2021 года, фактически в срок, установленный для окончания работ по контракту, что свидетельствует о не проявлении в должной степени осмотрительности и заботливости для обеспечения исполнения обязательств в установленный срок, в объемах и стоимости, установленных контрактом.
При изложенных обстоятельствах, учитывая отсутствие совокупности необходимых оснований, установленных постановлением N 1315, для внесения изменений в условия контракта о его цене, суд области правомерно отказал в иске в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в силу пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ (на который указано в подпункте "а" пункта 2 Постановления N 1315) изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, если возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения.
В рассматриваемом случае, подписание сторонами актов о приемке выполненных работ (КС-2) свидетельствует о том, что у общества (подрядчика) не возникли обстоятельства, повлекшие невозможность исполнения контракта (в том числе ввиду удорожания материалов), учитывая что все работы по контракту были сданы подрядчиком в объемах, которые определены сторонами в дополнительном соглашении N 1 от 15.03.2022 (л. д. 49). Кроме того измененный локально-сметный расчет получил положительное заключение государственной экспертизы (л. д. 52).
Кроме того, разрешение вопроса о внесении изменений в условия контракта не отнесены к компетенции Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, заказчиком по договору он не является, решение данного вопроса не возложено на указанный орган.
С учетом изложенного, суд области правомерно отказал в иске.
Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, оснований для которой у судебной коллегии нет.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 265, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 04.08.2022 по делу А09-5933/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Д.Л. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5933/2022
Истец: ООО "ГрандСтрой"
Ответчик: ГСУ СОС СЗН "Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов", Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянск