г. Самара |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А55-459/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.10.2022.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колодиной Т.И., судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хоробровым И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании 20.10.2022 апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.07.2022 по делу N А55-459/2022 (судья Балькина Л.С.) по иску Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о взыскании 1 334 834 руб. 34 коп.,
в судебное заседание явились:
от истца - Волгушева А.В., паспорт, доверенность от 29.12.2021, диплом,
от ответчика - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о взыскании долга по договору N 14/21-МКД/ЮЛ от 31.03.2021 на оказание услуг по обращению с ТКО в размере 1 334 834 руб. 34 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.07.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 28.07.2022, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 апелляционная жалоба принята к производству с назначением судебного заседания на 20.10.2022.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе в силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылался на то, что часть жилых помещений не учтена в реестре муниципальной собственности; на отсутствие у муниципального образования обязанности по оплате ТКО; а также на то, что собственником помещений является не департамент, а непосредственно муниципальное образование.
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, который в соответствии со ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 28.07.2022. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018 (далее - Соглашение) истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области.
Обязанность заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также по оплате данных предусмотрена ст.ст. 30, 154, 155, 161 ЖК РФ, ст. 24.6, 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктом 4 "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено правило, в соответствии с которым Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО. Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии с п. 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" определено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В зоне своей деятельности Региональный оператор обязан заключать Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями в соответствии с заключенным Соглашением, а также в соответствии с типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением N 1156.
Договор с региональным оператором обладает признаками договора присоединения, предусмотренными ст. 428 Гражданского Кодекса Российской Федерации, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю и подготовленном на основании типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением N 1156, что следует из п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Единый тариф на услуги регионального оператора установлен и введен в действие с 18.12.2018 Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95, от 19.12.2019 N 781, N 830 от 18.12.2020, N 719 от 15.12.2021.
Истец указывает, что ответчик в установленные законом сроки не обратился к региональному оператору с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также не предоставил документы, подтверждающие освобождение ответчика от обязанности по заключению такого по основаниям, предусмотренным Законом N 89-ФЗ.
В связи с непоступлением от ответчика информации, предусмотренной Правилами N 1156, региональным оператором в соответствии с п.8(4) Правил N 1156 был подготовлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении объектов, указанных в приложении в договору.
Для подготовки проекта договора и расчета объема ТКО региональным оператором использованы, как указывает истец, поступившие в его адрес документы и сведения, в том числе:
- выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении муниципальных объектов недвижимости, подтверждающие государственную регистрацию права муниципального образования городской округ Самара на эти объекты;
- приказы Департамента управления имуществом г.о. Самара о предоставлении муниципальных жилых помещений гражданам;
- письма, обращения, ответы на запросы от департамента в отношении муниципальных жилых помещений;
- договоры найма, заключенные департаментом с гражданами в отношении муниципальных жилых помещений;
- заявления граждан на открытие лицевого счета на муниципальные жилые помещения, переданные гражданам во временное владение и пользование от департамента.
Договор N 14/21-МКД/ЮЛ был направлен в адрес ответчика 14.04.2021 письмом N ЭСР-27338/21.
В связи с неподписание ответчиком договора договор считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Постановлением N 1156.
В соответствии с п. 2 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте (площадке) накопления ТКО, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п. 6 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном законом порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: 598,16 руб./куб.м.
По условиям договора учет объема (массы) ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с п. 7 договора, потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного региональным оператором счета, счета-фактуры, акта оказанных услуг за соответствующий расчетный период, в валюте Российской Федерации в безналичном порядке, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в числе прочего, плату за обращение с ТКО.
Ответчик является собственником помещений, расположенных в МКД, расположенных на территории городского округа Самара согласно перечню, приведенному в Приложении N 1 к договору N 14/21-МКД/ЮЛ.
Истец указывает, что с 01.01.2019 региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО. Услуги по обращению с ТКО были оказаны региональным оператором, в адрес ответчика были выставлены Универсальные передаточные документы N N МДОЗ-001028 от 31.03.2021, МДОЗ-001029 от 31.03.2021, МД03-001030 от 31.03.2021, МДОЗ-001031 от 31.03.2021, МДОЗ-001032 от 31.03.2021, МД03-001033 от 31.03.2021, МДОЗ-001034 от 31.03.2021, МДОЗ-001035 от 31.03.2021 г., МД03-001036 от 31.03.2021, МД04-000722 от 30.04.2021, МД06-000496 от 24.06.2021, МД07-000770 от 30.07.2021, МД07-000771 от 30.07.2021, МД07-000772 от 30.07.2021, МД07-000773 от 30.07.2021, МД07-000774 от 30.07.2021, МД07-000776 от 30.07.2021, МД07-000777 от 30.07.2021, МД07-000778 от 30.07.2021 г., МД07-000779 от 30.07.2021, МД07-000780 от 30.07.2021, МД07-000781 от 30.07.2021, МД07-000786 от 31.07.2021 и универсальные корректировочные документы (УКД) NN 00БП009063 от 25.06.2021 г., 00БП-009064 от 25.06.2021, 00БП-009065 от 25.06.2021, 00БП009066 от 25.06.2021, 00БП-009067 от 25.06.2021, 00БП-009068 от 25.06.2021, ООБП009069 от 25.06.2021, 00БП-009070 от 25.06.2021, 00БП-009071 от 25.06.2021, 00БП009072 от 25.06.2021 на оплату услуг по обращению с ТКО.
Однако услуги по обращению с ТКО не были оплачены ответчиком.
Задолженность ответчика перед истцом по оплате оказанных услуг за период с 01.01.2019 по 31.07.2021 согласно расчету истца составляет 1 334 834 руб. 34 коп.
В порядке досудебного урегулирования споров истцом ответчику была направлена ответчика претензия N ЭСР-55200/21 от 11.08.2021 с требованием оплаты образовавшейся задолженности. Претензия ответчиком оставлена без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара, утвержденного Постановлением Самарской Городской Думы от 30.05.2002 N 154 "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Согласно пункту 4 статьи 45 Устава городского округа Самара Самарской области от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В соответствии со статьей 47 Устава городского округа Самара Самарской области Департамент управления имущества г.о. Самара осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом г.о. Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика, касающиеся того, что департамент не является собственником помещений в МКД. В этой связи аналогичные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции отклоняет по вышеуказанным основаниям.
По смыслу статей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации статей 36, 37, 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч.1 ст. 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (часть 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 3 ст. 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно ч. 11 ст. 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Департамент управления имуществом городского округа Самара, который в силу в силу закона является лицом, обязанным заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении муниципальных объектов недвижимости в соответствии с нормами Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также специальными нормами права, регулирующими отношения сторон в сфере оказания услуг по обращению с ТКО, обязан нести расходы за оказание услуг по обращению с ТКО.
Как указано выше, согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что часть помещений не учтена в реестре муниципальной собственности, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку независимо от регистрации права муниципального образования рассматриваемые жилые помещения в МКД являются муниципальной собственностью.
Как установлено судом первой инстанции, с учетом имеющихся в распоряжении регионального оператора документов и информации истцом произведен расчет объема ТКО в отношении муниципальных жилых помещений за период, когда указанные помещения не были переданы нанимателям жилых помещений по договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.
С момента заключения договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда договоры на оказание услуг по обращению с ТКО заключены региональным оператором с нанимателями указанных помещений (с открытием отдельного лицевого счета).
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными доводы ответчика о том, что часть жилых помещений предоставлена третьим лицам, поскольку исковые требования по настоящему делу заявлены в отношении объектов, не переданных департаментом в пользование третьим лицам.
В отзыве на иск ответчик также ссылался на то, что оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при отсутствии государственного или муниципального контракта, не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего представления.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В целях сохранения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды региональный оператор оказывает услуги по обращению с ТКО непрерывно и не вправе приостановить оказание услуг по вывозу ТКО.
С учетом специфики правоотношений между региональным оператором и потребителем, действующих норм права в сфере оказания услуг по обращению с ТКО, сложившейся судебной практики, является несостоятельной и обоснованно не принята судом первой инстанции ссылка ответчика на отсутствие заключенного муниципального контракта.
Отсутствие подписанного сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО не освобождает обязанную сторону производить оплату фактически оказанных услуг.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба содержит доводы, не опровергающие выводы суда первой инстанции, доводы жалобы направлены на их переоценку с целью установления иных обстоятельств, которые опровергаются материалами дела. В этой связи, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Самарской области от 28.07.2022 является законным и обоснованным. При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.07.2022 по делу N А55-459/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его принятия с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Колодина |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-459/2022
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: Департамент управления имуществом г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара