г. Владимир |
|
26 февраля 2024 г. |
Дело N А39-3808/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.02.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.12.2023 по делу N А39-3808/2023,
принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" (ОГРН 1181326005596, ИНН 1327033084) о признании недействительным акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия от 31.03.2023 N 12,
при участии в деле третьего лица: Министерства здравоохранения Республики Мордовия.
В судебном заседании приняли участие представители:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" - Желтова Н.А. по доверенности от 09.01.2024 N 1 сроком действия до 31.12.2024;
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия - Антипова Е.А. по доверенности от 04.09.2023 N 14 сроком действия до 04.09.2024, специалист; Коршунова Н.С. по доверенности от 04.09.2023 N 14 сроком действия до 04.09.2024.
Министерство здравоохранения Республики Мордовия, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница", Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (далее - Фонд) от 15.02.2023 N 60 и приказа от 17.03.2023 N 103 в целях осуществления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования проведена комплексная проверка деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" (далее - Учреждение) за период с 01.01.2021 по 31.12.2022, по итогам которой составлен акт проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 31.03.2023 N 12.
В соответствии с разделом 11 акта от 31.03.2023 N 12 Учреждению предписано возвратить в бюджет Фонда средства, израсходованные не по целевому назначению в нарушение требований статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299, на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 2505, Республиканских территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.12.2021 N 646, Тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на территории Республики Мордовия на 2021 и 2022 годы, в сумме 13206933 рублей 83 копеек, в том числе: в 2021 году на сумму 10556841 рубля 04 копеек, в 2022 году 2650092 рублей 79 копеек.
В акте отражены нарушения по оплате следующих услуг:
- на проведение посмертных исследований (патологоанатомических вскрытий, посмертных исследований аутопсийного материала), финансовое обеспечение которых не предусмотрено за счет средств ОМС, на общую сумму 8 449 850 руб. 59 коп., в том числе: в 2021 году на сумму 8 371 046 руб. 21 коп., в 2022 году 78 804 руб. 38 коп.;
- на оплату труда провизоров и фармацевтов, финансовое обеспечение которых не предусмотрено за счет средств ОМС, на уплату страховых взносов на сумму 4 407 312 руб. 21 коп., в том числе: в 2021 году - 2 095 286 руб. 67 коп., в 2022 году - 2 312 025 руб. 54 коп.;
- на оплату труда врача-психиатра, финансовое обеспечение которого не предусмотрено за счет средств ОМС, и уплату страховых взносов на сумму 349 771 руб. 03 коп., в том числе: в 2021 году - 90 508 руб. 16 коп., в 2022 году - 259 262 руб. 87 коп.
Названный акт содержит требование о возврате в бюджет Фонда средств в размере 13 206 933 руб. 83 коп., в том числе: по 2021 году на сумму 10 556 841 руб. 04 коп., по 2022 году - 2 650 092 руб. 79 коп. (пункт 1), а также уплате штрафа в сумме 1 320 693 руб. 83 коп. за использование не по целевому назначению средств ОМС (пункт 2).
Письмом от 26.09.2023 N 2749 Фонд проинформировал Учреждение о том, что в требования по акту проверки от 31.03.2023 N 12 внесены изменения, а именно предписано возвратить в бюджет Фонда средств в размере 12 857 162 руб. 80 коп., в том числе: по 2021 году на сумму 10 466 332 руб. 88 коп., по 2022 году - 2 390 829 руб. 92 коп. (пункт 1), а также штраф в сумме 1 285 716 руб. 28 коп. за использование не по целевому назначению средств ОМС (пункт 2). Пункт 1.3 акта исключен.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта Фонда от 31.03.2023 N 12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Мордовия (далее - Министерство).
Решением от 06.12.2023 Арбитражный суд Республики Мордовия частично удовлетворил заявленное Учреждением требование и признал недействительным решение, выраженное в акте проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 31.03.2023 N 12, в части требования об уплате штрафа в сумме 1 028 573 руб. 03 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Представитель Учреждения в судебном заседании пояснил, что обжалует решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований относительно оплаты требования о возврате денежных средств, израсходованных по нецелевому назначению на оплату труда фармацевтов и провизоров. Представитель Учреждения уточнил, что не обжалует решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований относительно патологоанатомических исследований и в части удовлетворения требований относительно штрафа.
Заявитель апелляционной жалобы считает неверным вывод Фонда в части признания нецелевого расходования Учреждением средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на оплату труда провизоров и фармацевтов, финансовое обеспечение которых не предусмотрено за счет средств ОМС, и на уплату страховых взносов на сумму 4 407 312 руб. 21 коп., в том числе в 2021 году - 2 095 286 руб. 67 коп., в 2022 году - 2 312 025 руб. 54 коп.
Учреждение поясняет, что расходы на начисление и выплату заработной платы, уплата страховых взносов, начисляемых на оплату труда фармацевтам, произведены в целях, непосредственно связанных с обеспечением полноценной деятельности медицинской организации для реализации принципов обязательного медицинского страхования.
Как объясняет Учреждение, фармацевты и провизоры не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, но их деятельность направлена на контроль за условиями хранения медицинских препаратов, учетом лекарственных препаратов (наличия медикаментов, соблюдения сроков их годности) в целях надлежащего оказания пациентам Учреждения медицинской помощи.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, функционал фармацевтов и провизоров неразрывно связан с оказанием медицинской помощи пациентам Учреждения, фармацевты и провизоры, являющиеся штатными сотрудниками Учреждения, вправе получать заработную плату за счет средств ОМС, что не противоречит нормам постановления Правительства Республики Мордовия от 30.12.2021 N 646 "О Республиканской территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и постановления Правительства Республики Мордовия от 30.12.2020 N 718 "О Республиканской территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в процессе оказания медицинской помощи.
Учреждение утверждает, что наличие в его штатном расписании должностей фармацевта и провизора нормативно обосновано Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.10.2020 N 1 130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" пункт 10 Приложение N 20 "Рекомендуемые штатные нормативы перинатального центра".
По мнению Учреждения, расходы на оплату труда фармацевта и провизора могут осуществляться за счет средств ОМС при условии наличия у медицинской организации действующей лицензии на фармацевтическую деятельность и включения указанных должностей в штатное расписание медицинской организации.
Учреждение полагает, что суд первой инстанции необоснованно применил норму Раздела V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.12.2021 N 646.
Как поясняет заявитель апелляционной жалобы, деятельность труда провизоров и фармацевтов Учреждения не связана с финансовым обеспечением и закупками лекарственных препаратов и медицинских изделий, а направлена на обеспечение хранения лекарственных средств для медицинского применения. В данной части положения Территориальных программ не относятся к финансовому обеспечению Учреждения.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Учреждения представил суду ответ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 02.08.2023 N 00-10-30-3-06/12134.
Суд апелляционной инстанции с учетом мнения представителя Фонда приобщил к материалам дела ответ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 02.08.2023 N 00-10-30-3-06/12134.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Фонда в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Поскольку Учреждение в апелляционной жалобе указывает на обжалование судебного акта только в части, а иные лица, участвующие в деле, не заявили возражений по поводу обжалования решения в иной части, то суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Министерства.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 БК РФ бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Исходя из положений статьей 10, 13 БК РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определение правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда (часть 2).
Территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункты 2, 12 части 7 Федерального закона N 326-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями" (далее - Положение о контроле за использованием средств ОМС).
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом N 326-ФЗ (пункт 47 Положения о контроле за использованием средств ОМС).
Таким образом, акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования и уплате штрафа является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Следовательно, направление средств обязательного медицинского страхования на расходы, не соответствующие программам обязательного медицинского страхования, является нецелевым использованием.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом (часть 4).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" должности "провизор", "фармацевт" относятся к должностям фармацевтических работников.
Пунктом 14 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) установлено, что фармацевтические работники являются работниками фармацевтических организаций, которые не входят в систему обязательного медицинского страхования.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, Учреждение имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 21.09.2018 N 042-01178-13/00166965, выданную Министерством, без ограничения срока действия, по виду аптечной организации "Аптека готовых лекарственных форм" по видам деятельности:
- по адресу: 430013, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Победы, д. 14/5, корпус 1 (хранение лекарственных препаратов для медицинского применения);
- по адресу: 430013, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Победы, д. 18 (хранение лекарственных препаратов для медицинского применения; отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения).
Фондом в ходе проверки установлено, что Учреждение не имеет в качестве структурного подразделения медицинской организации аптеку по виду аптечной организации "Аптека готовых лекарственных форм".
Суд первой инстанции обоснованно согласился с выводом Фонда о том, что отнесение должностей "провизор" и "фармацевт" к категориям общебольничного медицинского персонала является неправомерным, поскольку данные должности отнесены к должностям фармацевтических работников и являются работниками фармацевтических организаций.
Статьей 37 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в том числе в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Медицинская организация при формировании штатного расписания обязана руководствоваться Порядками оказания медицинской помощи, утвержденными приказами Министерства здравоохранения РФ, и другими нормативными документами с учетом выделенных объемов оказания медицинской помощи.
Штатная численность медицинской организации и ее структурных подразделений (отделений, кабинетов) устанавливается руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, коечной мощности с учетом Рекомендуемых штатных нормативов, утвержденных приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Возможность введения в штатное расписание медицинской организации должности фармацевта и провизора-технолога предусмотрены отдельными порядками оказания медицинской помощи.
Согласно Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.10.2020 N 1030н (далее -Порядок оказания медицинской помощи), в Приложении N 20 "Рекомендуемые штатные нормативы перинатального центра" указаны должности: "провизор-технолог" в количестве 1,0 ставки, "фармацевт" в количестве 1,0 ставки.
В штатных расписаниях Учреждения на 2021 и 2022 годы в составе общебольничного медицинского персонала утверждены должности: "провизор" (а не провизор-технолог) в количестве 2,0 ставок и "фармацевт" в количестве 2,0 ставок, что превышает вышеприведенные рекомендуемые штатные нормативы.
Суд первой инстанции правильно указал, что порядок оказания медицинской помощи допускает возможность введения должностей "провизора-технолога" и "фармацевта", но не определяет источник финансового обеспечения, за счет которого осуществляется оплата труда указанных специалистов.
В целях исполнения функций по хранению и отпуску лекарственных препаратов в штатные расписания Учреждения на 2021 и 2022 годы введена должность "заведующий складом" в количестве 2,0 ставок.
Выполнение функций по согласованию закупаемого ассортимента лекарственных препаратов по номенклатуре и количеству отнесены к должности врача - клинического фармаколога. С этой целью в штатные расписания Учреждения на 2021 и 2022 годы введено "Отделение клинической фармакологии" в количестве 2,25 штатных единицы врача-фармаколога.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, приводимые Учреждением и Фондом, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае правовых оснований для введения спорных штатных единиц в структуру обшебольничного медицинского персонала в количестве, отраженном в акте Фонда, не имелось.
Медицинской организацией не представлено нормативного обоснования введения спорных должностей в штатное расписание.
Аргументы Учреждения о том, что согласно своему функционалу фармацевты и провизоры осуществляют контроль за условиями хранения лекарственных препаратов (наличия медикаментов, соблюдения сроков их годности) в целях надлежащего оказания пациентам Учреждения медицинской помощи, тем самым их функционал неразрывно связан с оказанием медицинской помощи пациентам Учреждения, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В ходе проверки Учреждением представлены заверенные надлежащим образом копии должностных инструкций фармацевта и провизора, утвержденных главным врачом Учреждения и согласованных профсоюзной организацией (т.4 л.д.11-16).
Пунктом 4 раздела 2 должностной инструкции фармацевта общебольничного медицинского персонала предусмотрена обязанность по осуществлению отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения в структурные подразделения согласно требований.
Должностной инструкцией провизора общебольничного медицинского персонала предусмотрено выполнение следующих должностных обязанностей:
- фармацевтическая экспертиза рецептов, требований, проверка оформления прописи, способа применения и безопасности лекарственного препарата в отношении лекарственной формы, дозировки, взаимодействия с другими препаратами, указанными в рецепте (пункт 2.1);
- розничная продажа, отпуск лекарственных препаратов по рецептам и без рецепта врача, с консультацией по способу применения, противопоказаниям, побочным действиям, взаимодействию с пищей и другими группами лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента (пункт 2.3);
- регистрация рецептов и требований в установленном порядке (пункт 2.5);
- оптовая продажа лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента (пункт 2.10);
- предпродажная подготовка, организация и проведение выкладки лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента в торговом зале/витринах отделов" (пункт 2.11).
Таким образом, должностные обязанности предусмотренных в штате Учреждения должностей фармацевта и провизора не связаны с оказанием медицинской помощи застрахованным гражданам по ОМС.
Суд первой инстанции правильно посчитал, что фармацевты и провизоры с учетом осуществляемых ими функций непосредственно в лечебно-диагностическом процессе не выполняли, медицинскую помощь не оказывали (они не относятся к лицам, оказывающим соответствующие виды помощи, предусмотренные Территориальной программой).
В суде первой инстанции Учреждением представлены должностные инструкции фармацевта и провизора иного содержания, однако, убедительного обоснования появления этих должностных инструкций Учреждением не приведено, в связи с чем данные документы обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание.
Поскольку должностными обязанностями фармацевта и провизора предусмотрен отпуск лекарственных средств, Фонд обоснованно сослался на Раздел V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.12.2020 N 718, и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.12.2021 N 646.
Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.12.2020 N 718, и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.12.2021 N 646 (далее -Территориальная программа), установлен перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Мордовия и средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия.
Разделом V Территориальной программы определено, что за счет средств ОМС в рамках территориальной программы ОМС застрахованным лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь, осуществляются профилактические мероприятия, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение и профилактические медицинские осмотры граждан, мероприятия по медицинской реабилитации, аудиологическому скринингу, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий, включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вышеуказанным разделом Территориальной программы также установлено, что за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Мордовия осуществляется финансовое обеспечение, граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Проанализировав содержание Территориальной программы, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что поскольку выполнение функций, которые в Учреждении возложены на провизора, в соответствии Территориальной программы осуществляются за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Мордовия, то и оплата труда провизоров должна быть произведена за счет указанных средств республиканского бюджета, а не за счет ОМС.
Судебными актами по делу N А39-5313/2022 позиция Управления Федерального казначейства Республики Мордовия финансирования оплаты труда фармацевтов и провизоров Учреждения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации признана правильной.
При таких обстоятельствах оплата труда фармацевтов и провизоров общебольничного медицинского персонала, за счет средств ОМС, правомерно квалифицирована Фондом как нецелевое использование средств, поскольку данные должности не связаны с оказанием медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС, их нельзя отнести к работникам административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи.
Суд первой инстанции правильно отказал Учреждению в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 02.08.2023 N 00-10-30-3-06/12134 подлежит отклонению, поскольку указанные разъяснения не опровергают законность выводов, изложенных в акте Фонда по рассматриваемому эпизоду. Разъяснения носят общий характер и даны не в отношении Учреждения применительно к конкретным фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании закона и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Арбитражный суд Республики Мордовии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Учреждение.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю предоставлена отсрочка, государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.12.2023 по делу N А39-3808/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" - без удовлетворения.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-3808/2023
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия
Третье лицо: Министерство здравоохранения Республики Мордовия