город Ростов-на-Дону |
|
27 октября 2022 г. |
дело N А53-35320/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Сулименко О.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эгида"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 01 августа 2022 года по делу N А53-35320/2021
по иску акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эгида"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - АО "Ростовводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эгида" (далее - ООО "УК "Эгида", ответчик) о взыскании задолженности в размере 23 219 руб. 38 коп. за период с 01.01.2021 по 30.04.2021 (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате поставленного истцом коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД), находящихся в управлении ответчика.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2022 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 23 219 руб. 38 коп. задолженности, 2 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску. Истцу из федерального бюджета возвращено 77 руб. 17 коп. государственной пошлины по иску.
Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается факт поставки истцом коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД, находящихся в управлении ответчика, в спорный период, а также факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате услуг истца.
ООО "УК "Эгида" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что представленный истцом расчет задолженности является неверным, в расчете истца имеются начисления за горячее водоснабжение и водоотведение, однако в местах общего пользования отсутствует ГВС, также истцом в расчет включены начисления в отношении граждан, с которым у АО "Ростовводоканал" заключены прямые договоры.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Ростовводоканал" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказать ответчику в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между АО "Ростовводоканал" и ООО "УК "Эгида" заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества в МКД N 48955, согласно которому АО "Ростовводоканал" поставляет исполнителю через присоединенную водопроводную сеть холодную воду, потребляемую при содержании общего имущества в МКД согласно приложению к договору, а также оказывает услуги по водоотведению, а исполнитель производит оплату за полученную воду и водоотведение. Данный договор был получен директором ООО "УК "Эгида" Чернышовой Л.А. 12.03.2021.
В соответствии с пунктом 2.1 договора объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем в отношении МКД, оборудованного принятым в эксплуатацию коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц по формуле, указанной в настоящем пункте).
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что подлежащий оплате ООО "УК "Эгида" в отношении МКД, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, а также расчетный период (расчетный месяц) определяется в порядке, установленном действующими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с расчетом, выполненным истцом в соответствии с договором и изменениями в действующем законодательстве, стоимость ресурса ВКХ, потребленного ООО "УК "Эгида" при содержании общего имущества в МКД за период январь - апрель 2021 года составила 45 368 руб. 55 коп.
Поскольку полученные услуги не оплачены ответчиком в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В процессе рассмотрения данного дела с учетом произведенных начислений по пер. Лунный, 1/3 и пер. Лунный, 1/5 и произведенных оплат истец уменьшил исковые требования и просил взыскать 23 219 руб. 38 коп.
Заключенный сторонами договор по своей правовой природе является договором водоснабжения, отношения по которому регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствии с абзацем 2 пункта 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), договоров ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и нормативным правовым актом в сфере ресурсоснабжения, признается заключенным с даты направления указанной заявки.
Согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество, кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по представлению потребителя коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 124, исходит из положений части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой управляющие организации, товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, а также в Правила N 124.
В соответствии с пунктом 2.1 договора объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем в отношении МКД, оборудованного принятым в эксплуатацию коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц по формуле, указанной в настоящем пункте).
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что подлежащий оплате ООО "УК "Эгида" в отношении многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета; в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, а также расчетный период (расчетный месяц) определяется в порядке, установленном действующими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с пунктом 21(1), при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, порядок определения объемов коммунального ресурса, потребляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом подпункта "б", согласно которому, объем коммунального ресурса, подлежащей оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события за расчетный период определяется по формуле:
Vд =Vнодн, где Vн одн определяется в соответствии с пунктом 21 Правил N 124, где Vнодн - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению РСТ по Ростовской области от 28.05.2013 N 13/2 "О пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области" норматив потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды составляет 0,02 куб.м. на 1 кв.м. площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
Согласно пункту 27 статьи 2 Закона N 416-ФЗ централизованная система горячего водоотведения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
В соответствии с постановлением РСТ РО от 30.05.2017 N 20/10 "Об установлении нормативов потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области" нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Данным постановлением установлен норматив потребления холодной, горячей воды с централизованным холодным водоснабжением/, водоотведением, самостоятельным производством коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, который составил 0,02 куб.м./мес на кв.м. общей площади помещений общего пользования в МКД (введен постановлением РСТ РО от 27.09.2018 N 57/1).
В обоснование заявленных требований истец предоставил показания, как индивидуальных приборов учета, так и подробный расчет объемов поставки холодной воды, в том числе для нужд горячего водоснабжения и водоотведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за спорный период. Норматив водопотребления и водоотведения определен на основании постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 30.05.2017 N 20/10.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика о том, что при расчете не учтены показания индивидуальных приборов учета по ряду МКД не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения данного дела, поскольку в материалы дела приобщены отчеты по начислениям по лицевым счетам физических лиц, а также сведения о начислениях по индивидуальным приборам учета по всем МКД, в том числе и по МКД, по которым общедомовые нужды начисляются по общедомовому прибору учета (пер. Звездный, 10, пер. Венеры, 44/9 пос. Верхнетемерницкий).
Также судом первой инстанции отклонены доводы ответчика о том, что истцом не оказываются услуги ВКХ в целях содержания общего имущества в МКД по холодному водоснабжению (бойлер) по МКД по ул. Обсерваторная, 104/1 пос. Верхнетемерницкий и водоотведению горячей воды по МКД по ул. Обсерваторная, 104/1, Юпитера, 2А, пос. Верхнетемерницкий, пер. Лунный, 1 корп. 5 г. Ростова-на-Дону, основанные на том, что конструктивные особенности домов не предусматривают возможность потребления соответствующих коммунальных услуг, т.к. места общего пользования не оснащены водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.
Согласно пункту 12 статьи 2 Закона N 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Критерием отнесения системы ГВС МКД к нецентрализованной является самостоятельное приготовление горячей воды, под которым следует понимать его приготовление с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД.
Следовательно, в МКД по ул. Обсерваторная, 104/1 приготовление воды осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений.
Согласно пункту 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа за использованный при производстве коммунальный ресурс.
Для приготовления горячей воды в таком МКД в качестве коммунального ресурса используется холодная вода, поставку которой в МКД осуществляет организация, осуществляющая холодное водоснабжение, и тепловая энергия, поставку которой осуществляет теплоснабжающая организация.
Истец в данном случае осуществляет лишь поставку коммунального ресурса (холодной воды) для самостоятельного приготовления коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
Таким образом, в МКД с нецентрализованной системой горячего водоснабжения коммунальная услуга горячего водоснабжения может быть предоставлена только исполнителем, осуществляющим эксплуатацию внутридомового оборудования, относящегося к общему имуществу в МКД, с помощью которого приготавливается горячая вода. Таким исполнителем в соответствии с приведенными нормативными положениями может быть только лицо, осуществляющее управление МКД.
На основании изложенного, начисление за поставку коммунального ресурса по водоснабжению и водоотведению, в том числе по горячему водоснабжению, в целях содержания общего имущества является законным и обоснованным.
Отклоняя доводы ответчика о конструктивных особенностях МКД, не позволяющих использовать потребление воды в целях содержания общего имущества, суд первой инстанции указал на то, что по общему правилу при наличии в многоквартирном доме централизованной системы холодного водоснабжения и централизованной системы водоотведения конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующих ресурсов при содержании общего имущества. Отсутствие в местах общего пользования водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования, позволяющих осуществлять забор холодной воды и слив сточных вод, не может являться основанием для отказа в оплате коммунального ресурса для целей содержания имущества.
Все МКД, в отношении которых осуществляется водоотведение, имеют внутренние общедомовые сети и подключены системе централизованного водоснабжения и водоотведения. Таким образом, поскольку в данные дома поставляются коммунальные ресурсы, в отношении таких домов плата за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества многоквартирного дома начисляется вне зависимости от наличия или отсутствия водоразборных устройств в местах общего пользования, от открытой или закрытой системы водоотведения, в силу наличия такой внутридомовой системы и факта сброса в нее ресурса.
Соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2022 по делу N А53-3187/2021.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика о том, что выставленные истцом в адрес ООО "УК "Эгида" счета с отметкой "за население" не являются счетами ООО "УК "Эгида", а выставлены исключительно населению, поскольку акты оказания услуг содержат все установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязательные реквизиты первичного учетного документа, в том числе указание на то, что заказчиком является ООО "УК "Эгида". Указание в описании оказанных услуг "население" означает лишь то, что заказчик является исполнителем коммунальных услуг, оказывающим услуги населению.
В актах оказания услуг N 1120700 от 31.05.2021, N 1093513 от 30.04.2021, N 1066214 от 31.3.2021, N 1038472 от 28.02.2021 при выставлении сумм за услуги по МКД по ул. Обсерваторная, 104/1 указана иная управляющая компания - ООО "УК "Мастер-Хаус". Согласно письменным пояснениям ответчика в последующий период данный дом перешел в управление ООО "УК "Мастер-Хаус". В связи с тем, что расчеты задолженности, а также печать дубликатов актов оказания услуг производились позже, чем МКД перешел в управление иной управляющей организации, программный комплекс указал уже новую управляющую компанию. Однако в спорный период данный МКД находился в управлении ответчика.
Судом первой инстанции отклонил как документально неподтвержденные доводы ответчика о том, что истцом производятся начисления за иные дома, которые не находились в спорный период в управлении ООО "УК "Эгида".
Таким образом, ответчиком представленный истцом расчет задолженности не опровергнут надлежащими доказательствами. Поскольку ответчик не представил доказательств оплаты задолженности в полном объеме, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании задолженности в размере 23 219 руб. 38 коп. за период с 01.01.2021 по 30.04.2021.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01 августа 2022 года по делу N А53-35320/2021 оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эгида" (ОГРН 1186196051524, ИНН 6102071121) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35320/2021
Истец: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ", АО "Ростовводоканал", ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЭГИДА"