г. Владимир |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А43-30752/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Новиковой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа город Кулебаки "Кансток" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.06.2022 по делу N А43-30752/2021, по исковому заявлению муниципального предприятия городского округа город Кулебаки "Кансток" (ОГРН 1185275057175, ИНН 5251011159) к государственному казенному общеобразовательному учреждению "Кулебакская специальная коррекционная школа" (ОГРН 1025202101770, ИНН 5251005074) о взыскании 171 176 руб. 77 коп. задолженности,
при участи представителей:
от истца - представитель не явился, извещен;
от ответчика - Козлов Ю.Н., по доверенности N 9 от 17.10.2022 сроком действия один год, представлен диплом УВ N 368848 от 29.06.1991,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие городского округа город Кулебаки "Кансток" (далее - МП "Кансток", Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к государственному казенному общеобразовательному учреждению "Кулебакская специальная коррекционная школа" (далее - ГКОУ "Кулебакская специальная коррекционная школа", Учреждение, ответчик) о взыскании 34 209 руб. 32 коп. задолженности по оплате услуг водоотведения за период с 01.01.2021 по 31.08.2021; 27 393 руб. 49 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.07.2020 по 31.08.2021, 109 573 руб. 96 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод за период с 01.07.2020 по 31.12.2020.
Ответчик признал требование о взыскании 34 209 руб. 32 коп. задолженности по оплате услуг водоотведения за период с 01.01.2021 по 31.08.2021
Решением от 27.07.2022 Арбитражный суд Нижегородской области взыскал с Учреждения в пользу Предприятия 34 209,32 руб. задолженности по оплате услуг водоотведения за период с 01.01.2021 по 31.08.2021, 27 393,49 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.07.2020 по 31.08.2021, 2 227 руб. расходов по государственной пошлине, 41,75 руб. почтовых расходов. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением в части отказа в удовлетворении исковых требований, истец обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит в указанной части отменить решение на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования в полном объеме.
Апеллянт считает, что вывод суда о том, что школа не может быть отнесена к категории абонентов, указанных в абз. 2 п. 203 Правил N 664, является ошибочным. Ссылаясь на п. 8.1. гл. 8 "Организация общественного питания детей" СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", считает, что школьная столовая фактически является предприятием общественного питания, а учебное заведение, фактически представляет услуги общественного питания.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик направил отзыв, в котором изложил свои возражения по доводам жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей от истца, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом 19.02.2020 между муниципальным предприятием городского округа город Кулебаки "Кансток" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и государственным казенным общеобразовательным учреждением "Кулебакская специальная коррекционная школа" (абонент) заключен договор водоотведения N 371К.
Согласно условиям договора организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленных законодательством РФ, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре (пункт 1 договора).
Объект водоотведения: здание школы-интерната, нежилое здание, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г.Кулебаки, ул.Мира, д.35.
Во исполнение условий договора в период с 01.01.2021 по 31.08.2021 Предприятие оказало Учреждению услуги водоотведения в отношении объектов ответчика.
Сославшись на то, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объектов ответчика составил менее 30 кубометров в сутки, а состав отведенных сточных вод включал загрязнения, свидетельствующие об осуществлении ответчиком деятельности предприятия общественного питания, истец выставил ответчику для оплаты счета-фактуры на внесение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.01.2021 по 31.08.2021 на общую сумму 27 393,49 руб. и за превышение нормативов состава сточных вод за период с 01.07.2020 по 31.12.2020 на общую сумму 109 573,96 руб.
Ответчик свои обязательства по оплате надлежащим образом не исполнил, в связи с чем истец обратился к ответчику с претензией о погашении имеющейся задолженности, которая оставлена последним без ответа и удовлетворения.
Указанные фактические обстоятельства послужили истцу основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 548, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоотведении), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), принимая во внимание факт признания ответчиком иска в части долга за услуги водоотведения в сумме 34 209 руб. 32 коп. за период с 01.01.2021 по 31.08.2021, а также установив, что сброс сточных вод Учреждения в систему канализации составляет менее 30 куб. метров в сутки, с учетом законодательной презумпции наличия загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на централизованную системы водоотведения, в стоках абонентов, подпадающих по действие пункта 123(4) Правил N644, - удовлетворил требования истца, взыскав долг за услуги водоотведения и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в заявленных Предприятием суммах. В указанной части решение суда сторонами не оспаривается.
Предприятие не согласно с судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в сумме 109 573 руб. 96 коп.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд второй инстанции руководствуется следующим.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Согласно пункту 1 статьи 30.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В отношении загрязняющих веществ, сброшенных в централизованную систему водоотведения, внесение абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется.
В соответствии с подпунктом ж пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договорухолодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены всоответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом г пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 194 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определен истцом по формуле, установленной пункте 203 Правил N 644.
Согласно пункту 203 Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделийиз бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:
Пнорм. сост. = 2 x ТxQпр1.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.
Так, при отнесении объектов абонентов к абзацу второму пункта 203 Правил N 644 и осуществления расчетов по приведенной в указанном пункте формуле, абонент должен соответствовать нескольким критериям, в частности осуществлять хотя бы один из перечисленных в этом пункте видов производственной деятельности, а среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод должен составлять менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта.
Виды экономической деятельности, осуществляемые субъектами хозяйственной деятельности, содержатся и классифицируются в ОКВЭД 2, который используется, в том числе при определении основного и дополнительного видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, и входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации.
Общие понятия, типы предприятий питания, требования к таким предприятиям (объектам) общественного питания содержатся в "ГОСТ 31985-2013. Международный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее - ГОСТ 319852013), "ГОСТ 30389-2013. Международный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (далее - ГОСТ 30389-2013).
Согласно пункту 3 ГОСТ 31985-2013 предприятие общественного питания (предприятие питания) - объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Понятие такого предприятия общественного питания приведено в пункте 3.8. ГОСТ 30389-2013: столовая: предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.
Деятельность предприятий общественного питания включена в группировку 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздел С "Обрабатывающие производства".
Эта группировка включает в себя услуги по предоставлению продуктов питания и напитков, готовых к употреблению непосредственно на месте и предлагаемых в традиционных ресторанах, заведениях самообслуживания, на предприятиях питания, отпускающих продукцию на вынос, а также прочих предприятиях питания, работающих на постоянной или временной основе, с предоставлением мест для сидения или без.
Производство готовых пищевых продуктов и блюд согласно группировке 10.85 ОКВЭД 2 является самостоятельным видом экономической деятельности, включающей производство готовых (приготовленных, приправленных) блюд и продуктов питания, блюд из мяса или мяса птицы, рыбных блюд, включая рыбные чипсы, овощных блюд, замороженной или иным образом законсервированной пиццы, блюд местной и национальной кухни.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ответчика является образование начальное общее (код ОКВЭД 85.12), дополнительным видом экономической деятельности ответчика является предоставление услуг по дневному уходу за детьми (код ОКВЭД 88.91). Иных видов экономической деятельности не предусмотрено.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на образовательное учреждение возложена обязанность по организации обеспечения питанием обучающихся.
В этой связи, школа не может быть отнесена к категории абонентов, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644, поскольку сама по себе организация питания обучающихся школы не тождественна деятельности по производству пищевых продуктов как самостоятельному виду экономической деятельности. Организация питания обучающихся не свидетельствует о том, что она может быть расценена в качестве основного вида экономической деятельности как предприятия общественного питания.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.03.2020 N 304-ЭС20-1888.
Кроме того, нормативы состава сточных вод для абонентов муниципального предприятия городского округа город Кулебаки "Кансток" были утверждены только 11.12.2020 постановлением Администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области N 2099.
Таким образом, правовые основания для взыскания с ответчика платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, предусмотренной пунктом 203 Правил N 644, за период с 01.07.2020 - по 31.12.2020 отсутствуют.
Судебные издержки в виде почтовых расходов обоснованно взысканы судом первой инстанции в сумме 41 руб. 75 коп. пропорционально удовлетворенным исковым требованиям на основании статей 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как подтвержденные документально и имеющие отношение к рассматриваемому спору.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанций установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные в апелляционной жалобе аргументы проверены апелляционной коллегией судей и отклонены по вышеуказанным основаниям.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2022 по делу N А43-30752/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа город Кулебаки "Кансток" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Е.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-30752/2021
Истец: МП "КАНСТОК"
Ответчик: ГКОУ "Кулебакская специальная коррекционная школа"