г. Красноярск |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А33-8792/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии: от заявителя (Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 278 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей"): Федорова И.В., представителя по доверенности,
от антимонопольного органа (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Пшенниковой А.Н., представителя по доверенности от 10.06.2022 N 35,
от третьего лица (Общества с ограниченной ответственностью охранное агентство "Ратибор-В"): Прокопенко И.Л., представителя по доверенности от 25.01.2022 N 10,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, общества с ограниченной ответственностью охранное агентство "Ратибор-В"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 27 июля 2022 года по делу N А33-8792/2022,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 278 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей" (ИНН 2461023980, ОГРН 1022401950603, далее - заявитель, учреждение, МБДОУ N278) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 466009115, ОГРН 1022402675965, далее - управление, антимонопольный орган) о признании решения от 27.01.2022 N 024/06/104-2126/2021 незаконным, обязании включить сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью охранное агентство "Ратибор-В" в реестр недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью охранное агентство "Ратибор-В" (далее - ООО ОА "Ратибор-В", общество).
Решением от 27.07.2022 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционных жалобах общество и антимонопольный орган ставят вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта, ссылаясь на правомерность выводов антимонопольного органа об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления учреждения.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, учреждение (заказчик) и общество (исполнитель) заключили контракт от 26.07.2021 N 275/07-МКК, по условиям которого общество обязалось в срок с 01.08.2021 по 30.06.2022 оказать учреждению услуги частной охраны (Выставление поста охраны). Место оказания услуг: согласно перечню объектов охраны (приложение N 6 к контракту). Срок оказания услуг с 01.08.2021.
В указанный в договоре день общество не приступило к исполнению своих обязательств. В период с 02 по 05.08.2021 сотрудники исполнителя на постах охраны отсутствовали и функции охраны не осуществляли.
Поскольку общество не приступило к исполнению контракта, чем грубо нарушило его существенные условия, учреждение 05.08.2021 вынесло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанные обстоятельства послужили обращению МБДОУ N 278 в антимонопольный орган с заявлением о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение учреждения, антимонопольный орган вынес решение 27.01.2022 N 024/06/104-2126/2021 об отказе во включении сведений, представленных заказчиком в отношении ООО ОА "Ратибор-В", в реестр недобросовестных поставщиков.
Учреждение оспорило данное решение в судебном порядке.
На основании части 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N1078), а также Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Правила N 1211), ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - реестр), включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) осуществляется Федеральной антимонопольной службой, являющейся уполномоченным на то органом в силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктов 1, 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Возможность включения в контракт условия об одностороннем отказе от его исполнения в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, закреплена в пункте 14 статьи 34, части 9 статьи 95 указанного Закона.
Пунктом 11.4 контракта, заключенного между обществом и заказчиком, такое условие предусмотрено.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты поступления обращения (пункт 13 Правил N 1078). В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Закона N44-ФЗ).
Основанием принятия заказчиком решения от 05.08.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило отсутствие сотрудников исполнителя на постах охраны и неосуществление функций охраны в период со 2 по 5 августа 2021 года. Данное обстоятельство обществом не оспаривается.
Факт ненадлежащего исполнения обществом условий контракта, а также правомерность решения учреждения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 05.08.2021 подтверждена материалами дела, в том числе вступившими в законную силу судебными актами по делу N А33-22374/2021. Доказательств подтверждающих, что ООО ОА "Ратибор-В" намеревалось приступить к выполнению обязательств по вышеуказанному контракту, в материалы дела не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении дела NА33-22374/2021, суд пришел к выводу, что решение антимонопольного органа от 27.01.2022 N 024/06/104-2126/2021 вынесено по неполно установленным обстоятельствам, в связи с чем признал заявление МБДОУ N 278 подлежащим удовлетворению.
Антимонопольный орган и ООО ОА "Ратибор-В" при рассмотрении дела, а также в заявленных жалобах, ссылаются на невозможность общества приступить к исполнению обязательств по охране объектов к началу установленного срока в связи с невыполнением учреждением условий законодательства в сфере охранной деятельности (в частности, статей 11, 12, 12.1 Закона об охранной деятельности). В качестве препятствий со стороны заказчика указывают на непредоставление испрашиваемых документов, необходимых для разработки и согласования должностной инструкции частного охранника.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, позиции сторон, изложенные в жалобах, не соглашается с данными утверждениями.
В рассматриваемом случае общество документально не опровергло отсутствие своих сотрудников на объектах охраны с 02.08.2021 по 05.08.2021; не приступило к исполнению контракта, тем самым нарушило его существенные условия.
Ссылаясь на правомерность действий общества (исполнителя), не приступившего к охране объекта с 02.08.2021, заявители жалоб не учли положения частей 19 и 20 статьи 95 Закона о контрактной системе, предусматривающих порядок отказа исполнителя от выполнения обязательств по контракту.
Из материалов дела следует, что общество и учреждение ранее уже взаимодействовали по вопросу оказания услуг охраны, и учреждением ранее предоставлялись обществу необходимые для осуществления охранной деятельности документы, запрошенные письмом от 27.07.2021. Доказательства недостоверности либо неактуальности ранее представленных учреждением документов обществом в материалы дела не представлены.
Кроме того, письмо от 27.07.2021 N 809 с требованием предоставить документы, необходимые охранной организации для разработки должностной инструкции частного охранника, направленное исполнителем в адрес заказчика до начала оказания услуг, учитывая обстоятельства, изложенные в пояснениях представителя общества, не содержит сведений об отказе общества от исполнения контракта.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства соблюдения обществом вышеуказанного порядка (т.е. доказательства направления соответствующего уведомления об отказе от исполнения контракта), у заказчика имелись достаточные основания для принятия решения об отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта со стороны исполнителя.
Вопреки доводам жалоб, непредоставление запрашиваемых обществом документов не свидетельствует о нарушении условий контракта со стороны заказчика и не является препятствием, которое не позволяло бы исполнителю приступить к оказанию услуг по охране объекта в установленной срок. Из контракта не усматривается, что обязательство по оказанию услуг возникает у исполнителя после предоставления заказчиком соответствующих документов, в частности, необходимых исполнителю для согласования должностной инструкции частного охранника.
Обстоятельства, связанные с заключением охранной организацией контракта на оказание услуг (относительно непредоставления документов, запрошенных обществом, и неутверждения должностной инструкции частного охранника), не имеют правового значения после заключения контракта. В данном случае конкурс проведен, контракт подписан, условия контракта содержат дату начала оказания услуг и исключают альтернативные трактовки.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2020 N 302-ЭС20-13021 и постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.06.2020 по делу N А33-4923/2019.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные учреждением требования.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, основания для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы, регламентированные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 июля 2022 года по делу N А33-8792/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8792/2022
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД N 278 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: ООО ОА "Ратибор-В"