26 октября 2022 г. |
Дело N А84-553/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 октября 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
при участии в заседании:
от истцов:
ГКУ "Управление по эксплуатации
объектов городского хозяйства" Бокий А.Н. (дов. от 18.04.2022);
ГКУ ГС "ЕДКС" Должикова О.А. (дов. от. 05.09.2022);
от ответчика:
ООО "СимИнжГаз" не явился, извещено надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 августа 2022 года по делу N А84-553/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казённое учреждение города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (далее - ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СимИнжГаз" (далее - ООО "СимИнжГаз") о взыскании 36 031,22 руб. неустойки по государственному контракту от 28.12.2017 N 99ПР-ОК.
Привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное казенное учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" (далее - ГКУ ГС "ЕДКС").
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 05 апреля 2022 года привлечено к участию в деле в качестве соистца ГКУ ГС "ЕДКС", исключив его из числа третьих лиц.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 24 августа 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ГКУ ГС "ЕДКС" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что оснований для применения Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом", не имеется. Так как наличие неустойки подрядчиком не признано, обязательство исполнено с просрочкой в следующем бюджетом периоде.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2022 года апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
ООО "СимИнжГаз" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда города Севастополь от 24 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ГКУ ГС "ЕДКС" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить.
В судебном заседании представитель ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" также поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить.
Ответчик явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежаще.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (далее - заказчик) и ООО "СимИнжГаз" (далее -подрядчик) заключили государственный контракт от 28.12.2017 N 99ПР-ОК на выполнение проектно-изыскательских работ объекта: "Газификация сел Байдарской долины, село Колхозное (низкое давление)", согласно пункту 1.1 которого подрядчик обязуется по заданию заказчика своевременно выполнить па условиях контракта проектно-изыскательские работы и выполнить работу по разработке проектной документации по объекту и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Цена контракта составляет 1 330 588,38 руб. (пункт 2.3 контракта).
Результатом работ по контракту является разработанная техническая документация:
- проектная документация и результаты инженерных изысканий с положительными заключениями государственной экспертизы;
-сметная документация с положительным заключением государственной экспертизы о проверке достоверности сметной стоимости;
- рабочая документация, согласованная со всеми заинтересованными сторонними организациями и отвечающая по составу и содержанию требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также региональным нормам градостроительства и проектирования (п. 1.3 контракта в редакции дополнительного соглашения от 11.07.2018 N 2).
Пунктом 4.1 контракта (в редакции дополнительного соглашения от 11.07.2018 N 2) установлено, что работы по контракту должны быть завершены 01.12.2018.
Согласно Графику выполнения работ (в редакции дополнительного соглашения от 11.07.2018 N 2) срок выполнения работ: инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические, инженерно-экологические изыскания - 15.05.2018, проектные работы - 24.09.2018, государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий с одновременной проверкой достоверности определения сметной стоимости - 25.11.2018, разработка рабочей документации - 01.12.2018.
Пунктом 6.2 контракта определено, что передача заказчику результатов работы осуществляется по месту нахождения заказчика в присутствии уполномоченных представителей Сторон и оформляется актом о приемке выполненных работ, подписанных сторонами, подготовленному в двух экземплярах, и не позднее срока окончания работ направляется заказчику извещение (уведомление) о готовности работ к сдаче.
В соответствии с пунктом 6.3 контракта одновременно с извещением (уведомлением) о готовности работ к сдаче подрядчик представляет заказчику подписанный со своей стороны акт о приемке выполненных работ, прилагая к нему следующие документы:
- два экземпляра проектной документации на бумажном носителе, а также один экземпляр в электронном виде;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат
- счет, счёт-фактура;
- накладную, содержащую перечень документации, подлежащей оформлению и сдаче подрядчиком заказчику на отдельных этапах и по окончанию выполнения работы в целом, в соответствии с техническим заданием.
Извещение (уведомление) о готовности работ к сдаче и оформленная в установленном порядке документация, предусмотренная контрактом, направляется заказчику сопроводительным письмом подрядчика, содержащем, в том числе, перечень передаваемых документов.
В ходе исполнения контракта платежным поручением от 29.05.2018 N 516854 подрядчику перечислен аванс в размере 133 058,84 руб.
Откорректированная сметная документация предоставлена подрядчиком 01.11.2019, 07.11.2019, 08.11.2019 на адрес электронной почты.
Положительное заключение государственной экспертизы о проверке достоверности сметной стоимости времени выдано 08.11.2019 под N 91-1-0693-19.
Согласно пункту 10.6 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной па сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
В соответствии с пунктом 2.5.4 контракта в редакции дополнительного соглашения от 11.07.2018 N 2, 40% цены контракта (532 235,35 руб.) составляют инженерные изыскания и проектная документация со сроком исполнения 24.09.2018;
60% цены контракта (798 353,03 руб.): государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий с одновременной проверкой достоверности определения сметной стоимости, разработка рабочей документации со сроком исполнения 01.12.2018.
Во исполнение распоряжения Правительства Севастополя от 09.07.2020 N 65-РП 18.11.2021 ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", ООО "СимИнжГаз" и ГКУ ГС "ЕДКС" подписано трехстороннее соглашение о перемене государственного заказчика по контракту.
Согласно пунктам 1 и 2 соглашения с момента его подписания к дирекции переходят все права и обязанности учреждения, вытекающие из контракта, а учреждение, в свою очередь, утрачивает все права и освобождается от всех обязанностей по контракту.
Каких-либо оговорок относительно сохранения за учреждением прав на взыскание неустоек контракту соглашение не содержит.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований.
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 708 ГК РФ определено, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, что подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных подрядных работ является сдача результата работ подрядчиком (статьи 711, 746 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работ. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 ГК РФ).
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
Неустойкой (штрафом, пеней), в силу статьи 330 ГК РФ, признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является специальным институтом, для которого, однако, характерны многие особенности гражданских правоотношений, в том числе - возможность взыскания неустойки.
На основании части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Аналогичные условия об ответственности подрядчика за просрочку исполнения обязательств предусмотрены в пункте 10.6 заключенного сторонами контракта.
Как следует из материалов дела, ответчик допустил просрочку исполнения обязательств по конкретным срокам выполнения отдельных этапов работ. Между тем, истцами признан факт неисполнения встречных обязательств по государственному контракту, что также влияло на сроки выполнения работ.
Из материалов дела следует, что обязательства по контракту прекращены исполнением (статья 408 ГК РФ).
В силу части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 04.07.2018 N 783 (в редакции от 23 марта 2022 года, действующей на момент вынесения решения) утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783).
В соответствии с пунктом 2 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке:
а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" настоящего пункта;
б) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" настоящего пункта;
д) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что в рассматриваемом случае Правила N 783 не подлежали применению, поскольку ООО "СимИнжГаз" исполнило обязательства по контракту в 2021 году, в то время как должно было завершить работы в 2020 году, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции с учетом следующего.
В соответствии с частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2021 N 476-ФЗ) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
При этом, исходя из содержания Федерального закона от 30.12.2021 N 476-ФЗ он, применительно к коррекции части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, применяется и к правоотношениям, возникшим до указанной даты, поскольку регламентирует правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в 2021 году.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561 по делу N А69-2869/2020.
При рассмотрении исков заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту, а также исполнителя о взыскании удержанных заказчиком штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту, суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки в виде списания неустойки, что согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242.
Как разъяснено в п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства
Государственный заказчик обязан произвести списание сумм неустоек (пеней) в связи с ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах государственного контракта, если обязательства по нему исполнены в полном объеме и если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (пеней) не превышает 5% цены контракта.
Установив, что сумма начисленной истцом неустойки по контракту не превысила 5% от цены контракта, контракт исполнен ответчиком в 2021 году, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что истец был обязан списать сумму неустойки в соответствии с положениями Постановления N 783.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы заявителя о том, что в рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 7 Правил N 783 списание неустойки не допускается, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 7 Правил N 783 в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения.
При этом заказчик в течение 20 дней со дня принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 Правил N 783, направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме уведомление о списании начисленной неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) по контрактам с указанием ее размера по форме согласно приложению (пункт 13 Правил N 783).
Указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
Таким образом, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика и не зависит от усмотрения последнего.
Данная позиция судов соответствует сложившейся судебной практике, изложенной, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку заявитель не уплатил государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы, с него необходимо взыскать 3 000,00 руб.
Апелляционный суд отмечает, что возложение на ГКУ "ЕДКС" отдельных функций государственного заказчика не означает присвоение статуса государственного органа, необходимого для получения льготы по уплате пошлины (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации). Поэтому с ГКУ "ЕДКС" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 августа 2022 года по делу N А84-553/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" без удовлетворения.
Взыскать с Государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-553/2022
Истец: Государственное казенное учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства", Государственное казенное учреждение города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства"
Ответчик: ООО "СимИнжГаз"