г. Владимир |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А39-2522/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 26.10.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.07.2022 по делу N А39-2522/2022,
принятое по заявлению акционерного общества "Агросервис" (ОГРН 1025801086926, ИНН 5820000046) о признании незаконным отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, выраженного в письме от 14.03.2022 N 13-ИВ/3425,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Министерства сельского хозяйства Пензенской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Акционерное общество "Агросервис" (далее - Общество) обратилось в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Управление) с заявлением от 10.02.2022 N 16 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности, согласно прилагаемой схеме его расположения, на праве аренды в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
Испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования (растениеводство), цель использования земельных участков: для сельскохозяйственного использования (растениеводство), местоположение: местоположение: ориентир примерно в 1,7 км по направлению на запад от ориентира с. Камаевка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Пензенская область, Лопатинский район, с. Камаевка, площадью 6839466 кв.м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480701:37, площадью 11875355 кв. м.
К заявлению о предварительном согласовании Обществом приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, справка об участии в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, приказ о приеме работника на работу.
Рассмотрев указанное заявление, Управление письмом от 14.03.2022 N 13-ИВ/3425 отказало Обществу в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка на основании пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ, указав, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, а именно: в комплекте документов представлено письмо Министерства сельского хозяйства Пензенской области (далее - Министерство) от 10.02.2022 N 6-754 об участии Общества в государственной программе Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы" от 18.09.2013 N 691-пП, при этом решение регионального органа управления агропромышленного комплекса об оказании государственной поддержки и соглашение об оказании соответствующей государственной поддержки отсутствуют.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления, выраженного в письме от 14.03.2022 N 13-ИВ/3425.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Министерство, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением от 19.07.2022 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленное Обществом требование.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание на заключение между Министерством и Обществом соглашений от 22.10.2021 N 10-2021-71288, от 17.12.2021 N 10-2021-90540. При этом решение регионального органа управления агропромышленного комплекса об оказании государственной поддержки отсутствует.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство оставило рассмотрение апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Общество и Министерство заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Таким образом, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, которому Правительством Российской Федерации делегированы полномочия по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Росимущество вправе делегировать свои полномочия территориальным органам Росимущества, при этом часть полномочий делегирована для самостоятельной реализации, а часть - для реализации исключительно по поручению Росимущества.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 460 Территориальное управление Росимущества в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Росимущества в Республике Марий Эл, Территориального управления Росимущества в Чувашской Республике и Территориального управления Росимущества в Пензенской области.
Согласно пункту 4.1.2 Положения об Управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 460, территориальный орган осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 4.1.18 указанного Положения установлено, что территориальный орган принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.
В соответствии с пунктом 4.2.25 Положения по поручению Агентства территориальный орган принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар.
При этом наличие или отсутствие поручения Росимущества не влияет на предусмотренный ЗК РФ объем полномочий Управления, являющегося исполнительным органом государственной власти, поскольку именно оно в рассматриваемой ситуации наделено полномочиями по рассмотрению спорного заявления и принятию соответствующего решения в отношении этого земельного участка.
Таким образом, Управление является уполномоченным органом по принятию соответствующего решения по заявлению Общества.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Оборот земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в силу пунктов 6 и 7 статьи 27 ЗК РФ осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, а поэтому порядок его предоставления регулируется нормами Федерального закона N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
Согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Из изложенного следует, что требование об участии в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, как обязательное условие предоставления земельного участка в аренду без торгов, распространяется как на крестьянские (фермерские) хозяйства, так и на сельскохозяйственные организации, претендующие на получение земельного участка на этом правовом основании.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020, в котором Верховный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о наличии права крестьянского (фермерского) хозяйства на получение земельного участка в арену без торгов на основании пункта 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ, указывает на наличие сведений об участии крестьянского (фермерского) хозяйства в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Таким образом, основным условием предоставления земельного участка без торгов является участие заявителя в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка, Управление в письме от 14.03.2022 N 13-ИВ/3425 указало на отсутствие доказательств участия Общества в программах, а именно решения регионального органа управления агропромышленного комплекса об оказании государственной поддержки и соглашение об оказании соответствующей государственной поддержки.
Исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции установил, что в обоснование своего права на получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду без проведения торгов Общество представило вместе с заявлением письмо Министерства от 10.02.2022 N 6-754, подтверждающее участие Общества в государственной программе Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы" от 18.09.2013 N 691-пП. В материалы дела Обществом также представлены соглашения, заключенные с Министерством в целях реализации мероприятий по Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, государственной программе Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 18.09.2013 N 691-пП (с последующими изменениями), а именно соглашение о предоставлении субсидий из областного бюджета на поддержку элитного семеноводства на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета на поддержку отдельных подотраслей растениеводства от 22.10.2021 N 10-2021-71288 и соглашение о предоставлении субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета от 17.12.2021 N 10-2021-90540.
Согласно пунктам 1.1 данных соглашений предметом соглашения является предоставление из бюджета субсидии в целях возмещения части затрат получателя, связанных с поддержкой элитного семеноводства на посев элитных семян возмещения части затрат получателя, связанных с производством и реализацией зерновых культур соответственно.
Пунктом 6.2 соглашений установлено, что настоящее соглашение вступает в силу с даты его подписания лицами, имеющими право действовать от имени каждой из сторон, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 2.1 соглашения, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по соглашению.
Министерство в представленном в суд первой инстанции отзыве на заявление и дополнениях к отзыву указало на участие Общества на дату обращения с заявлением в уполномоченный орган в государственной программе Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы" N 691-пП. Общество 13.01.2022 предоставляло в Министерство отчеты о достижении результатов предоставления субсидии по заключенным соглашениям. Весной 2022 года Общество предоставило отчеты о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, сельскохозяйственных товаропроизводителей, получателей средств, производителей зерновых культур за 2021 год и за 1 квартал 2022 года. Кроме того Министерство обратило внимание, что Общество является участником программы льготного кредитования в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1528 (с последующими изменениями). Минсельхозом России приняты решения о включении Общества в реестр заемщиков на получение льготных краткосрочных кредитов.
Соглашения подписаны в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", а подписание соглашение считается принятием решения о предоставлении субсидии (пункты 2.8, 2.11 Порядка предоставления субсидий на поддержку элитного семеноводства на условиях софинонсирования за счет средств федерального бюджета на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 13.02.2017 N 66-пП).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению на приобретение земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (далее - Перечень).
В пункте 34 Перечня приведены документы, предоставляемые заявителем при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставлении предоставления земельного участка на праве аренды без проведения торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ. Обозначенные Управлением документы (решение регионального органа управления агропромышленного комплекса об оказании государственной поддержки и соглашение об оказании соответствующей государственной поддержки) указанный пункт не содержит.
Ссылка Управления на письмо Минсельхоза России от 14.02.2018 N 15/130 обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку указанное письмо издано до утверждения соответствующего Перечня.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что Общество на момент обращения в Управление являлось участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, следовательно, соответствовал критерию, предусмотренному пунктом 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ, в связи с чем решение Управления, выраженное в письме от 14.03.2022 N 13-ИВ/3425, об отказе в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения является незаконным и нарушающим законные права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Обществом требование.
В целях восстановления нарушенных прав Общества суд первой инстанции правильно посчитал необходимым обязать Управление в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Общества в соответствии с нормами земельного законодательства и принять решение в соответствии с установленной процедурой.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Управления по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.07.2022 по делу N А39-2522/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2522/2022
Истец: АО "Агросервис"
Ответчик: Межрегиональное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Пензенской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастр и картографии", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом