г. Владимир |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А43-73/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 27.10.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тыновского Максима Геннадьевича на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.07.2022 по делу N А43-73/2022,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Тыновского Максима Геннадьевича (ОГРНИП 321527500139604, ИНН 526219441349) о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области,
при участии в деле третьего лица - Федерального агентства лесного хозяйства.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Тыновского Максима Геннадьевича - Тыновская Е.Г. по доверенности от 05.09.2022 сроком действия 1 год.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя индивидуального предпринимателя Тыновского Максима Геннадьевича, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Тыновский Максим Геннадьевич (далее - Предприниматель) на основании договоров купли-продажи доли земельного участка от 04.06.2021, 21.06.2021 приобрел в собственность земельный участок общей площадью 61582+/-2143 кв.м, кадастровый номер 52:20:0300048:487, находящийся по адресу: примерно в 200 м по направлению на северо-запад от ориентира д. Большое Покровское, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Нижегородская область, г. Бор, Линдовский с/с, уч. 38, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
На основании договоров купли-продажи доли земельного участка от 04.06.2021, 21.06.2021 Предприниматель приобрел в собственность земельный участок общей площадью 18709+/-1206 кв.м, кадастровый номер 52:20:0300048:488, находящийся по адресу: примерно в 100 м по направлению на северо-запад от ориентира д. Большое Покровское, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Нижегородская область, г. Бор, Линдовский с/с, уч. 37, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Государственная регистрация права собственности Предпринимателя на участок 52:20:0300048:488 произведена 15.07.2021, на участок 52:20:0300048:487 - 30.06.2021, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Предприниматель 01.09.2021 обратился в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство) с заявлением о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:20:0300048:487, 52:20:0300048:488, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
По результатам рассмотрения заявления Предпринимателя 25.10.2021 в отношении указанных земельных участков у Министерства возникли сомнения в законности возникновения прав на данные участки, о чем Предприниматель уведомлен письмом от 25.10.2021 N Исх-331-498902/21.
Поскольку решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствии со сведениями ЕГРН либо решение об отказе не было принято, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в отсутствии приведения государственного лесного реестра в соответствии со сведениями в ЕГРН, а именно в исключении из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям ЕГРН по земельным участкам Предпринимателя с кадастровыми номерами 52:20:0300048:488, 52:20:0300048:487.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением от 08.07.2022 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что земельный участок Российской Федерации с кадастровым номером 52:20:0000000:228 не имеет сформированных границ, в связи с чем вывод суда первой инстанции о пересечении указанного лесного земельного участка Предпринимателя не имеет документального подтверждения.
Предприниматель поясняет, что приватизация спорных участков не признана незаконной, Министерством в установленном законом порядке не оспаривалась.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, поскольку право собственности продавца Сухановой М.Ю. подтверждено вступившим в законную силу решением суда, у Предпринимателя, как добросовестного приобретателя, не могло возникнуть сомнений в законности формирования земельных участков и законности возникновения прав на них.
Предприниматель утверждает, что при отсутствии спора о праве, учитывая законодательно установленный с 11.08.2017 приоритет сведений ЕГРН над сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, заявленное Предпринимателем требование к Министерству подлежит удовлетворению.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Министерством к отзыву на апелляционную жалобу приложена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:228, что судом расценивается как ходатайство о приобщении к материалам дела данной выписки.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции его удовлетворил и приобщил указанный документ к материалам дела.
Федеральное агентство лесного хозяйства отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, письменных пояснениях, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу пунктов 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно статье 60.2 (частям 1 и 4) Федерального закона N 218-ФЗ в случае, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016 и до внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка. Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Принятие Федерального закона N 280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и ЕГРН путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Таким образом, с 11.08.2017 законодательно установлен приоритет удостоверенных сведений ЕГРН.
Согласно статье 10 (частей 6 и 7) Федерального закона N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что данный закон был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Положения Федерального закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ в редакции Федерального закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Приведенная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438.
Как следует из материалов дела, согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей Сухову Константину Рудольфовичу решениями от 09.09.1992 N 608 и от 01.10.1992 N 675 было предоставлено 45.9 гектаров земель в собственность для ведения крестьянского хозяйства.
Из землеустроительного дела следует, что из указанного земельного участка в 2008 году на основании задания на межевание земельных участков размежеваны земельные участки 52:20:0300048 (N 38, 37), 52:20:0300048:426 (N 34), 52:20:0300022:103 (N 35). 52:20:0300022:1047 (N 36).
Как следует из землеустроительного дела, земельные участки с кадастровыми номерами 52:20:0300048:488 (участок 37), 52:20:0300048:487 (участок 38) образованы из земельного участка с кадастровым номером 52:20:0300048:427.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 30.05.2008 N 20-2/08-4945 видно, что земельный участок с кадастровым номером 52:20:0300048:427 сформирован и поставлен на кадастровый учет 30.05.2008 с разрешенным использованием "для организации крестьянского хозяйства".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 07.08.2014 площадь земельного участка 38 составляет 61582 +/-214.3 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 07.08.2014 площадь земельного участка 37 составляет 18709+/-1206 кв.м.
Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет 28.10.2008, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 05.11.2014 по делу N 2-3084/2014 за Суховой Мариной Юрьевной признано право собственности на земельные участки 37 и 38 в площадях, определенных кадастровыми паспортами от 07.08.2014.
На основании решения Борского городского суда Нижегородской области от 05.11.2014 по делу N 2-3084/2014 за Суховой Мариной Юрьевной 07.05.2015 зарегистрировано право собственности па земельные участки с кадастровыми номерами 52:20:0300048:488 (участок 37), 52:20:0300048:487 (участок 38).
Из свидетельств о государственной регистрации права на указанные земельные участки видно, что их разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. То есть права на спорные земельные участки возникли до 01.01.2016.
Предприниматель приобрел земельные участки с кадастровыми номерами 52:20:0300048:488 (участок 37), 52:20:0300048:487 (участок 38) у Суховой М.Ю. на основании договоров купли-продажи от 04.06.2021.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что Предприниматель является добросовестным приобретателем земельных участков. Рассматриваемые земельные участки всегда относились к землям сельскохозяйственного назначения.
В материалах дела отсутствуют доказательства использования Предпринимателем спорных земельных участков с нарушением действующего законодательства, а равно доказательства осуществления им деятельности, связанной с использованием лесов.
Ошибочность действий по внесению в ЕГРН спорных земельных участков Предпринимателя в качестве земель сельскохозяйственного назначения Министерством не подтверждена.
Земельный участок Российской Федерации с кадастровым номером 52:20:0000000:228 с разрешенным использованием "для ведения лесного хозяйства" поставлен на кадастровый учет 16.09.2009, то сеть после постановки на кадастровый учет спорных земельных участков с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения (28.10.2008).
При этом, как указано в разделе "особые отметки" выписки из ЕГРН границы земельного участка Российской Федерации с кадастровым номером 52:20:0000000:228 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем несоответствие между данными ГЛР и ЕГРН может быть устранено в порядке, предусмотренном частями 3 и 6 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, частью 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ, частью 7 статью 10 Федерального закона N 280-ФЗ.
Согласно выписке из государственного лесного реестра земельный участок Российской Федерации с кадастровым номером 52:20:0000000:228 расположен в квартале 319 выдел 12, где также расположены спорные участки с кадастровыми номерами 52:20:0300048:488 (участок 37). 52:20:0300048:487 (участок 38).
Однако, надлежащих доказательств пересечения земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:228 с земельными участками с кадастровыми номерами 52:20:0300048:488, 52:20:0300048:487, принадлежащими Предпринимателю, не имеется.
Министерством не представлено в дело доказательств того, что имеется спор о праве. Наличие свидетельства о праве собственности Российской Федерации на земли лесного фонда с кадастровым номером 52:20:0000000:228 не означает наличия спора о праве. Необходимым условием спора о праве должны быть сведения о пересечении границ по данным ЕГРН. Таких доказательств не имеется.
Вывод суда первой инстанции об обратном не основан на материалах дела.
Как установлено частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Полномочия по ведению государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Нижегородской области, осуществляет Министерство.
При таких обстоятельствах со стороны Министерства допущено незаконное бездействие по не исключению сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям ЕГРН в отношении принадлежащих Предпринимателю земельных участков с кадастровыми номерами 52:20:0300048:488, 52:20:0300048:487 как противоречащее части 7 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ, такое бездействие нарушает права и законные интересы Предпринимателя.
В качестве правовосстановительной меры в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать Министерство исключить из государственного лесного реестра сведения о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости по земельным участкам Предпринимателя с кадастровыми номерами 52:20:0300048:488, 52:20:0300048:487.
В этой связи апелляционную жалобу надлежит удовлетворить, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Министерства в пользу Предпринимателя.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.07.2022 по делу N А43-73/2022 отменить.
Признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, выразившееся в не исключении из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости по земельным участкам Тыновского Максима Геннадьевича с кадастровыми номерами: 52:20:0300048:488, 52:20:0300048:487.
Обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области исключить из государственного лесного реестра сведения о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости по земельным участкам Тыновского Максима Геннадьевича с кадастровыми номерами 52:20:0300048:488, 52:20:0300048:487.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в пользу индивидуального предпринимателя Тыновского Максима Геннадьевича государственную пошлину в сумме 450 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-73/2022
Истец: ИП Тыновский Максим Геннадьевич
Ответчик: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
Третье лицо: Борский городской суд Нижегородской области, Федеральное агентство лесного хозяйства