г. Владимир |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А79-5393/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 26.10.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.08.2022 по делу N А79-5393/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест-ЧАЗ" (ОГРН 1212100006425, ИНН 2130227422) о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 20.04.2022 NКУВД-001/2022-15870750/1,
при участии в деле третьего лица - администрации города Чебоксары Чувашской Республики.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Иголкина Н.В. на основании доверенности от 21.09.2022 N 34; Николаева Э.М. на основании доверенности от 24.10.2022 N 41, специалист;
общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест-ЧАЗ" - Смирнов К.Д. - директор на основании приказа от 30.08.2021 N 12; Силаев А.В. на основании доверенности от 06.07.2022 сроком действия 3 года.
Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест-ЧАЗ", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Обществом с ограниченной ответственностью "Стройтрест-ЧАЗ" (далее - Общество) построено нежилое здание площадью 1280,10 кв.м отдельно стоящей наземной автостоянки на 46 машино-мест, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ярмарочная, здание 17А.
Здание отдельно стоящей наземной автостоянки на 46 машино-мест, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ярмарочная, здание 17А, построено в соответствии с разрешением на строительство N 21-01-16-2018, выданным 01.02.2018 администрацией города Чебоксары (далее - администрация), и проектной документации, составленной обществом с ограниченной ответственностью "Проектный институт "Отделфинстройпроект", согласно которым здание представляет собой отдельно стоящее одноэтажное здание, на первом этаже которого размещается 22 машино-места, на отметке +3,500 (эксплуатируемая кровля) - 24 машино-места.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 21-01-9-ж-2022, выданным 05.04.2022 администрацией, подтверждено, что спорное здание соответствует параметрам объекта, указанным в проектной документации, а именно как здание отдельно стоящей наземной автостоянки на 46 машино-мест.
Для постановки на государственный кадастровый учет здания и расположенных в нем 46 машино-мест с одновременной регистрацией права собственности 46 машино-мест Обществом в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление) 15.04.2022 подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права N КУВД-001/2022-15870750 с приложением необходимых документов и технического плана здания, подготовленного 29.03.2022 кадастровым инженером Степановой Светланой Михайловной, СНИЛС 007-593-233-50.
Управлением в отношении принятого заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 15.04.2022 N КУВД-001/2022-15870750 принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, Обществу выдано уведомление от 20.04.2022 N КУВД-001/2022-15870750/1 на срок с 20.04.2022 по 20.07.2022 в связи с тем, что не представлены необходимые документы, и форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, не соответствует требованиям законодательства. Основанием для приостановления государственного кадастрового учета указано, что технический план не содержит сведения об этаже, на котором расположены 24 машино-места в данном здании. Информация об этаже в представленном техническом плане не соответствует действительности, так как в данном случае верхнего перекрытия не существует. В свою очередь, информация об этаже необходима в соответствии с Требованиями к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 953 от 18.12.2015.
Общество обжаловало указанное решение в порядке части 9 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N218-ФЗ) и части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
Апелляционной комиссией при Управлении по результатам заседания от 24.05.2022 принято решение об отклонении поданного заявления об обжаловании решения о приостановлении.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления от 20.04.2022 N КУВД-001/2022-15870750/1.
Решением от 29.08.2022 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил заявленное Обществом требование.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что исходя из норм права и требований строительных норм и правил, машино-место располагается исключительно внутри зданий, сооружений, в пределах этажа здания, сооружения, а на эксплуатируемой кровле здания возможно расположение стоянки с образованием парковочных мест (парковки).
Однако, парковочные места не являются объектами недвижимости и самостоятельными объектами гражданских прав и не подлежат государственному кадастровому учету. Следовательно, права на указанные объекты не подлежат государственной регистрации.
Как указывает Управление, в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 218-ФЗ к числу основных сведений о машино-месте, подлежащих отражению в Едином государственной реестре недвижимости (далее - ЕГРН) относится информация о номере этажа здания или сооружения, на котором расположено машино-место.
При этом сведения об отметке (строительном уровне), как одной из характеристик машино-места (как в качестве основных, так и дополнительных сведений) в ЕГРН не вносятся.
Представители Управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу в суд не направила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя администрации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих регистрации, регулирует Федеральный закон N 218-ФЗ.
Исходя из части 9 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, статьи 26.1 Федерального закона N 221-ФЗ решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета может быть обжаловано заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 218-ФЗ).
Как установлено частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Из положений части 2 названной статьи следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество (пункт 6); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7).
В пункте 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В силу пункта 4 части 5 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
При одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на созданные здание, сооружение может осуществляться государственный кадастровый учет всех машино-мест в таких здании, сооружении в случае представления заявителем технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных машино-мест. Государственный кадастровый учет всех машино-мест в здании, сооружении также осуществляется при представлении заявления собственником здания или сооружения, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, и технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных машино-мест (пункт 3.1 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, среди прочего, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1). Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2).
Согласно "СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*" (Далее СП 113.13330.2016) стоянка автомобилей (стоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка) - это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т.п.); стоянки автомобилей могут размещаться ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей, в том числе с использованием кровли этих зданий, пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в здания другого функционального назначения.
В соответствии со Сводом правил "СП 17,13330.2017. Свод правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП 11-26-76", утвержденным приказом Минстроя России от 31.05.2017 N 827/пр: эксплуатируемая кровля - специально оборудованная защитным слоем кровля, предназначенная для использования, например, в качестве зоны для отдыха, размещения спортивных площадок, автостоянок, автомобильных дорог, транспорта над подземными паркингами и тому подобным и предусмотренная для пребывания людей, не связанных с периодическим обслуживанием инженерных систем здания (пункт 3.1.15.4.).
При этом, как указано в пункте 29 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации машино-место - это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Частью 6.2 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами). Границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности - в здании или сооружении) устанавливаются либо восстанавливаются путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола (далее - специальные метки), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места. Площадь машино-места в пределах установленных границ должна соответствовать минимально допустимым размерам машино-места, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Обращаясь в Управление с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет здания и расположенных в нем 46 машино-мест с одновременной регистрацией права собственности, Общество представило технический план здания, подготовленного 29.03.2022 кадастровым инженером Степановой Светланой Михайловной, СНИЛС 007-593-233-50.
Отраженные в названном техническом плане здания сведения позволяют идентифицировать объекты недвижимого имущества - машино-места, которые в соответствии с проектной документацией, разрешением на строительство и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию располагаются на эксплуатируемой кровле в установленном законом порядке. Параметры 24 машино-мест, расположенных на отметке +3,500 (эксплуатируемой кровле) здания, описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Согласно техническому плану здания наземной автостоянки в площадь здания входит площадь эксплуатируемой кровли. Вместимость здания наземной автостоянки, предусмотренная проектной документацией, отраженная в техническом плане, составляет 46 машино-мест.
В отношении 24 машино-места в техническом плане указан тип этажа - "отм.+3,500, значение отсутствует", что соответствует требованиям приказа Росреестра от 24.12.2018 N П/0510 "Об утверждении Сборника классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости и признании утратившим силу приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.10.2011 N 89".
Представленные в Управление и материалы настоящего дела документы свидетельствуют о соответствии спорных 24 машино-мест понятию, закрепленному в пункте 29 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая представление Обществом полного пакета документов, уведомление Управления от 20.04.2022 N КУВД-001/2022-15870750/1 о приостановлении государственного кадастрового учета нежилого здания площадью 1280,10 кв.м отдельно стоящей наземной автостоянки на 46 машино-мест, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ярмарочная, здание 17А, с одновременным приостановлением государственного кадастрового учета и государственной регистрации права 46 машино-мест, расположенных в указанном здании, правомерно признано судом первой инстанции незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Общества.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно возложил на Управление обязанность устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества путем постановки на государственный кадастровый учет и в последующем государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости: нежилое здание площадью 1280,10 кв.м. отдельно стоящая наземная автостоянка на 46 машино-мест, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ярмарочная, здание 17А.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Управления по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.08.2022 по делу N А79-5393/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5393/2022
Истец: ООО "Стройтрест-ЧАЗ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Третье лицо: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, Первый арбитражный апелляционный суд