г. Владимир |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А39-8326/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.02.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.12.2023 по делу N А39-8326/2023, принятое по заявлению администрации города Никольска Никольского района Пензенской области о признании недействительным отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, изложенного в письме от 20.07.2023 N13-ИВ/9692.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Администрация города Никольска Никольского района Пензенской области (далее по тексту - Администрация) обратилась в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее по тексту - Управление) с заявлением о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 58:22:0420301:228:ЗУ1, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:22:0420301:228, площадью 2632 кв.м, местоположение: обл. Пензенская, р-н Никольский район, г. Никольск, ул. Комсомольская, д.27, разрешённое использование - для размещения производственных зданий.
Управление письмом от 20.07.2023 N 13-ИВ/9692 отказало в передаче данного земельного участка, сообщив, что в целях исключения обстоятельств, препятствующих передаче земельного участка, направлены запросы субъектам естественных монополий о потребности в земельном участке (пункт 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации). До настоящего времени ответы от субъектов естественных монополий в полном объеме не поступили, а также не поступил ответ на запрос, направленный письмом от 09.06.2023 N13-ИВ/7660 в Минприроды России.
Не согласившись с указанным отказом, Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 13.12.2023 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление считает, что поскольку принятие территориальным органом того или иного решения непосредственно зависит от отсутствия в потребности единого института развития в жилищной сфере и субъектов естественных монополий в земельных участках, в связи с не поступлением информации от субъектов естественных монополий Пензенской области в полном объеме, на момент принятия соответствующего решения Управлением не представлялось возможным сделать выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении спорного земельного участка.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу в установленный срок не представила.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, муниципальных округов, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, муниципальных округов, городских округов.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен статьёй 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьёй осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подаётся в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1).
В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 2).
В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утверждённый проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости) (пункт 3).
Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьёй (пункт 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 5).
Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:
1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;
2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утверждённый проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;
3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казённому предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45-47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (пункт 7).
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка (пункт 8).
Если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка (пункт 9).
Решение о передаче земельного участка является основанием для обеспечения муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации за счёт средств соответственно местного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка, и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта Российской Федерации (пункт 10).
Как следует из материалов дела земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность, предстоит образовать из земельного участка, находящегося в федеральной собственности и сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Земельный участок расположен на территории муниципального образования город Никольск, генеральный план и правила землепользования и застройки которого утверждены (генеральный план утвержден Собранием представителей города Никольска от 24.06.2011 N 253-55/5, правила землепользования и застройки утверждены постановлением Администрации города Никольска от 04.04.2022 N 105).
Земельный участок, если он не относится к числу земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность муниципального образования по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.
Судом первой инстанции установлено, что заявление о передаче земельного участка подано главой муниципального образования в Управление, осуществляющие полномочия собственника федерального имущества, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Росимуществе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации (пункт 1).
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
В соответствии с Положением об Управлении от 23.06.2023 N 131, территориальный орган Росимущества самостоятельно осуществляет действия по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков площадью меньше или равной 10 гектаров в муниципальную собственность (пункт 5.6).
Территориальный орган Росимущества самостоятельно принимает решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если площадь каждого исходного земельного участка меньше или равна 10 гектаров, посредством утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 5.7).
Как следует из материалов дела, площадь испрашиваемого земельного участка меньше 10 гектаров и Управление обладает полномочиями по принятию решения о передаче земельного участка.
В заявлении о передаче земельных участков указан кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, что соответствует требованиям пункта 3 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявление о передаче земельных участков поданы в уполномоченный орган, к заявлению приложены документы, предусмотренные статьёй 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи от заявителя не допускается требовать иных документов.
По результатам рассмотрения заявления о передаче земельного участка Управление приняло решение об отказе в передаче земельного участка, мотивированное невозможностью исключения обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.30 ЗК РФ.
Однако такого правового основания для отказа в передаче земельного участка как "невозможность исключения обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации" закон не предусматривает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в передаче земельного участка принимается, если земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса.
Документальных сведений о том, что испрашиваемый земельный участок относится к числу земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации и не подлежащих передаче в муниципальную собственность, не имеется.
Довод Управления, о том, что в целях исключения обстоятельств, препятствующих передаче земельного участка, направлены запросы в единый институт развития в жилищной сфере и субъектам естественных монополий о потребности в земельном участке, но ответы не поступили, правомерно отклонен судом в силу следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, уведомляет в порядке, установленном этим органом, единый институт развития в жилищной сфере о поступлении заявления о передаче земельного участка, а также о принятом в соответствии с настоящей статьей решении о передаче земельного участка или решении об отказе в передаче земельного участка.
Исходя из указанных законоположений, направляемая в единый институт развития в жилищной сфере информация носит уведомительный характер.
Проведение Управлением мероприятий по исключению обстоятельств, препятствующих передаче земельного участка, или его взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями не предусмотрено законом в качестве основания для принятия решения об отказе в передаче земельного участка.
Довод Управления о недоказанности Администрацией нарушения ее прав и законных интересов, судом также правомерно отклонен как необоснованный.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение Управления является незаконным и подлежит отмене.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.12.2023 по делу N А39-8326/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-8326/2023
Истец: Администрация города Никольска Никольского района Пензенской области
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области