город Воронеж |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А36-8024/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
при участии:
от ПАО "Новолипецкий металлургический комбинат": Кашин И.В. - представитель по доверенности от 24.05.2021, представлен паспорт;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области: Дементьева М.А., представитель по доверенности N 98 от 20.09.2022, сроком действия до 15.05.2023, представлен паспорт;
от Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Липецка представитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.07.2022 по делу N А36-8024/2021 по заявлению публичного акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" (ИНН 4823006703, ОГРН 1024800823123) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (ОГРН 1044800221817, ИНН 4826044672) об отказе в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении трубопровода теплофикации от 02.07.2021; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
третье лицо: Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Липецка (ОГРН 1044800233191 ИНН 4826044908),
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" (далее - заявитель, ПАО "НЛМК") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения об отказе в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении трубопровода теплофикации от 02.07.2021.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 29.07.2022 в удовлетворении заявленных требовании отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "НЛМК" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Общество считает, отказ Управления в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на трубопровод теплофикации, является незаконным, поскольку спорный объект является объектом вспомогательного использования, следовательно, в силу пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ получение разрешения на его строительство не требуется.
Указывает, что функциональное назначение трубопровода теплофикации состоит в обстлуживании основного объекта (участка по приему и дозированию технической соды УУШ-2), самостоятельное хозяйственное значение у объекта отсутствует.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области.
Судебное заседание проходило путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Липецкой области.
В судебном заседании представитель ПАО "Новолипецкий металлургический комбинат" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области на доводы апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение - без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Липецка в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
18.03.2021 ПАО "НЛМК" обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества - трубопровод теплофикации, расположенный по адресу: г.Липецк, пл.Металлургов, д.2 (промзона комбината) (т. 3 л.д. 141-142).
Заявителем представлены следующие документы:
-заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права;
- платежное поручение об уплате государственной пошлины;
-технический план сооружения Трубопровод теплофикации, расположенный по адресу: г.Липецк, пл.Металлургов, д.2 (промзона комбината), подготовленный кадастровым инженером Назаровой Н.В.;
-копия проектной документации на объект "Строительство участка по приему и дозированию технической соды УУШ-2", подготовленной АО "НЛМК-Инжиниринг".
02.04.2021 Управление направило в адрес заявителя уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на спорный объект в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно: не представлены документы, подтверждающие возможность осуществления строительства спорного объекта без разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и предложило представить в срок до 01.07.2021 письмо Департамента по вопросу необходимости получения разрешения на строительство (т. 3 л.д. 150).
В связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, Управление уведомлением от 02.07.2021 отказало заявителю в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект трубопровод теплофикации, расположенный по адресу: г.Липецк, пл.Металлургов, д.2 (промзона комбината) (т. 1 л.д. 18, т.3 л.д. 151).
Не согласившись с указанным решением Управления, ПАО "НЛМК" обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень оснований для государственной регистрации прав приведен в части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости.
Частью 4 статьи 18 Закона о регистрации недвижимости установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
-документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
-документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
-иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 29 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Закона о регистрации недвижимости предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подпункт 5 части 1);
-форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт 7 части 1);
-представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами (подпункт 8 части 1);
-в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (подпункт 37 части 1).
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с частью 15 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) для применения настоящего Федерального закона здания и сооружения идентифицируются в порядке, установленном настоящей статьей, по следующим признакам:
1) назначение;
2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;
3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;
4) принадлежность к опасным производственным объектам;
5) пожарная и взрывопожарная опасность;
6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;
7) уровень ответственности.
Пункт 7 статьи 4 Технического регламента предусматривает возможность отнесения зданий сооружений к следующим уровням ответственности:
1) повышенный;
2) нормальный;
3) пониженный.
К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства (пункт 10 статьи 4 статьи 4).
Таким образом, Технический регламент позволяет относить к числу объектов вспомогательного использования здания и сооружения, но при этом конкретизируя цель создания зданий и сооружений вспомогательного использования в виде необходимости их наличия для создания основных зданий и сооружений.
По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Из изложенного следует, что критериями отнесения объекта недвижимого имущества к объектам вспомогательного использования, для строительства которых не требуется получения разрешения, являются в совокупности:
- функциональное назначение - для обслуживания основного объекта, отсутствие самостоятельного хозяйственного значения;
- цель возведения объекта связана с осуществлением строительства или реконструкции основного здания или сооружения;
- наличие на земельном участке основного объекта недвижимости, для обслуживания которого предназначен вспомогательный объект;
- отнесение объектов к пониженному уровню ответственности.
В рассматриваемом случае, заявитель ни при обращении к Управлению с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, ни в ходе рассмотрения настоящего дела не представил документальных доказательств, подтверждающих наличие вышеуказанных условий в совокупности.
Из проектной документации усматривается, что спорный объект - Трубопровод теплофикации является частью вновь создаваемого объекта капитального строительства - участка по приему и дозированию технической соды УУШ-2, который, в свою очередь, предназначен для повышения эффективности работы КОШ-2.
При этом из Задания на разработку проектной документации, утвержденного дирекцией проектного управления ПАО "НЛМК" (приложение В) видно, что участок по приему и дозированию технической соды УУШ-2 является опасным производственным объектом III класса опасности, который в своем составе предусматривает производственное помещение с постоянным пребыванием людей и относится к сооружениям нормального уровня ответственности (т. 1 л.д. 126).
Указанное свидетельствует о том, что участок по приему и дозированию технической соды УУШ-2 не отвечает вышеописанным признакам объектов вспомогательного использования, строительство которых в силу пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ возможно без получения соответствующего разрешения.
При таких обстоятельствах Управление правомерно пришло к выводу о том, что заявитель не представил в полном объеме документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что исходя из содержания проектной документации спорный объект - Трубопровод теплофикации является не самостоятельным объектом права, а частью сложной вещи - участка по приему и дозированию технической соды УУШ-2, все составные части которого объединены единым назначением, расположены на одном земельном участке, связаны между собой технологически (статья 134 ГК РФ).
При этом непосредственно участок по приему и дозированию технической соды УУШ-2 также не является самостоятельной вещью, поскольку он предназначен для повышения эффективности работы КОШ-2 и его эксплуатация возможна только в составе КОШ-2 (т.1 л.д. 89).
Таким образом, участок по приему и дозированию технической соды УУШ-2 не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, предназначен для обслуживания КОШ-2 и в силу статьи 135 ГК РФ не является отдельным объектом гражданского оборота, согласно проектной документации относится к объекту недвижимости, который не введен в эксплуатацию и права на который не зарегистрированы, а в силу закона должен следовать судьбе главной вещи.
В связи с отсутствием у данного объекта качеств самостоятельного объекта недвижимости, с учетом его физических характеристик, право на данный объект не подлежит государственной регистрации.
Тем более, не подлежит государственной регистрации право на Трубопровод теплофикации, являющийся составной частью сложной вещи.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.12.2020 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2021 N 308-ЭС21-2425 по делу N А32-50615/2019.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.07.2022 по делу N А36-8024/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-8024/2021
Истец: ПАО "Новолипецкий металлургический комбинат"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (Росреестр)
Третье лицо: Департамент градостроительства и архитектуры Администрации г.Липецка