г. Челябинск |
|
28 октября 2022 г. |
Дело N А76-7141/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приморский водоканал" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2022 по делу N А76-7141/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Приморский водоканал" - Сибирёва Ю.Ю. (паспорт, доверенность от 10.01.2022, диплом);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Баймухамбетов А.С. (паспорт, доверенность от 05.03.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Приморский водоканал" (далее - заявитель, ООО "Приморский водоканал", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ Челябинской области", Инспекция) о признании недействительным предписания N 21-5422-2 5333 от 21.12.2021, о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Приморский водоканал" (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда от 11.07.2022 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в решении суда от 11.07.2022 содержатся сведения не относящиеся к предмету спора (абз.2,3 мотивировочной части решения суда). Указанные судом нарушения были выявлены в ходе проверки в августе 2021 года. В сентябре ООО "Приморский водоканал" устранило нарушения конструкций слуховых окон, целостности шиферного покрытия кровли, был обеспечен доступ в чердачное помещение. То есть предметом рассмотрения настоящего спора были: нарушение целостности штукатурно-шпаклевочного слоя стен фасада, а также наличие трещин по периметру дома, разрушение кирпичной кладки цоколя по периметру дома и создание покрытия отмостки по всему периметру дома. Судом первой инстанции не учтено представленное обществом в обоснование своих доводов заключение эксперта по результатам исследования фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: пос. Приморский, ул. Гидростроителей, д. 2 N 484/2021 24.11.2021, в соответствии с которым в связи с тем, что ремонту подлежит свыше 50% конструкций фасада здания экспертом сделан вывод о необходимости проведения капитального ремонта фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: пос. Приморский, ул. Гидростроителей, д. 2. В связи с чем, требования оспариваемого предписания ГУ "ГЖИ" и вывод о нарушении ООО "Приморский водоканал" пунктов 4.1.7, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.3.4 не соответствует требованиям законодательства, поскольку в перечисленных пунктах говорится об обязанностях управляющей компании проводить текущий ремонт, а не капитальный. Кроме того, отмечает, что судом не дана оценка представленному в материалы дела письму от ООО "Бюро независимых экспертиз и оценки" о невозможности выполнения работ, указанных в оспариваемом предписании, в рамках текущего ремонта; отклонено ходатайство общества о вызове специалиста в судебное заседание. Судом необоснованно отклонено ходатайство о назначении судебной экспертизы, поскольку судебная экспертиза помогла бы установить к какому виду - текущему или капитальному ремонту относится перечень работ, указанный в предписании. Суд не дал оценку тому факту, к какому виду ремонта относятся нарушения в оспариваемом предписании и, соответственно, не применил норму права, подлежащую применению в рассматриваемом споре: пункты 2.3.3 и 2.4.2. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.07.2021 в Инспекцию поступило обращение жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Агаповский район, пос. Приморский, ул. Гидростроителей, д.2 по вопросу ненадлежащего состояния фасада и фундамента указанного многоквартирного дома (т.1, л.д 96-97).
На основании поступившего обращения, заместителем начальника Инспекции выдано распоряжение о проведении в отношении ООО "Приморский водоканал" внеплановой проверки от 28.07.2021 N 21-37783720 (т.1, л.д.89-90).
02.08.2021 на основании вышеуказанного распоряжения представителями Магнитогорского территориального отдела ГУ "ГЖИ Челябинской области" проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Приморский водоканал".
В ходе проверки при визуальном осмотре установлено нарушение конструкций слуховых окон (отсутствуют створки выхода на крышу), установлено нарушение целостности шиферного покрытия кровли, также не обеспечен доступ в чердачное помещение, в связи с его захламленностью. Проведен осмотр фасада, в ходе которого установлено нарушение целостности штукатурно-шпаклевочного слоя стен фасада, а также наличие трещин по периметру дома, разрушение кирпичной кладки цоколя по периметру дома, отсутствие покрытия отмостки по всему периметру дома. Также не обеспечено надлежащее содержание входной группы многоквартирного дома. На момент проверки установлено разрушение дверного полотна, а также дверной коробки входной двери подъезда N 1, также на подъездом N 1 установлено отсутствие козырька. При осмотре мест общего пользования установлено, что в подъезде N 1 вместо стекол натянута полиэтиленовая пленка, в подъезде N 2 частично отсутствует остекление и оконные рамы. На потолке наблюдаются желтые разводы. Также зафиксировано нарушение окрасочного слоя и разрушение штукатурно-шпаклевочного слоя стеновых панелей лестничных клеток подъездов N 1,2.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки N 21-3778-13720 от 04.08.2021 (т.1, л.д. 80-81).
04.08.2021 Инспекцией ООО "Приморский водоканал" выданы предписания N 21-3778-3 3720, N 21-3778-23720, которыми обществу предписано устранить выявленные нарушения в срок до 13.09.2021 и 11.10.2021 (т.1, л.д. 78,79).
По результатам проведения внеплановой выездной проверки на основании распоряжения от 20.09.2021 N 4436-1 4361 Инспекцией установлено, что предписание N 21-3778-23720 исполнено, в связи с чем снято с контроля.
Относительно исполнения предписания N 21-3778-3 3720 обществом в адрес Инспекции было направлено ходатайство о продлении срока исполнения предписания, которое было удовлетворено, срок исполнения предписания продлен до 22.11.2021.
На основании распоряжения N 2154225333 от 03.12.2021 заместителя начальника ГУ "ГЖИ Челябинской области" в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, в целях проверки исполнения ранее выданного предписания N 21-3778-3 3720 от 04.08.2021.
В ходе проведения проверки установлено, что нарушения, указанные в пункте N 1 предписания N 21-3778-3 3720 от 04.08.2021 (нарушение целостности штукатурно-шпаклевочного слоя стен фасада, наличие трещин по периметру дома, разрушение кирпичной кладки цоколя по периметру дома, отсутствие покрытия отмостки по всему периметру дома) не устранены.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки N 21-5422-1 5333 от 21.12.2021 (т.1, л.д. 68-69).
По результатам проверки Инспекцией обществу выдано предписание от 21.12.2021 N 21-5422-2 5333 (т.1, л.д. 67) об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, которым обществу предписано:
1. принять меры по устранению причин ненадлежащего содержания фасада многоквартирного дома.
2. принять меры по устранению причин ненадлежащего содержания цоколя многоквартирного дома.
3. принять меры по устранению причин ненадлежащего содержания отмостки многоквартирного дома. Срок устранения нарушений до 29.04.2022.
Полагая, что предписание от 21.12.2021 N 21-5422-2 5333 не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что выданное Инспекцией предписание основано на выявленных в ходе проверки нарушениях, направлено на их устранение, является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства, и не возлагает на общество обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, и не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
В силу части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ).
Согласно подпунктам 2, 2 - 2 пункта 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364, Инспекция является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано ГУ "ГЖИ Челябинской области" в пределах предоставленных ей полномочий.
В рассматриваемой ситуации Инспекцией зафиксирован факт нарушения заявителем нормативных требований, установленных для осуществления лицензируемой деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с пунктами 4.2.3.1, 4.2.3.2. Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо:
облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять;
отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения;
поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Пунктом 4.2.3.4 Правил N 170 установлено, что повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4.1.7 Правил N 170 просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
В соответствии с пунктами 3,9 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов:
выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств;
выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков;
выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней;
выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен;
в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов:
выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков;
контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.);
выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках;
контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами;
контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы);
при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Из материалов дела следует, что ООО "Приморский водоканал" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 05.11.2015 N 074000471.
Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений МКД возложена на управляющую компанию в силу норм действующего законодательства.
Инспекцией при проведении внеплановой выездной проверки исполнения ранее выданного предписания от 04.08.2021 выявлены нарушения требований Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил N 170.
Согласно акту проверки от 21.12.2021 установлено, что обществом не устранены выявленные в ходе проверки 04.08.2021 нарушения, выразившиеся в нарушении целостности штукатурно-шпаклевочного слоя стен фасада, наличии трещин по периметру дома, разрушении кирпичной кладки цоколя по периметру дома, отсутствии покрытия отмостки по всему периметру дома.
Учитывая наличие указанных нарушений, Инспекцией 21.12.2021 обществу выдано предписание, в соответствии с которым обществу необходимо устранить вышеуказанные нарушения в срок до 29.04.2022.
Возражая относительно возможности исполнения указанного предписания общество, ссылаясь на выводы, сделанные в заключении ООО "Бюро независимых экспертиз и оценки" (т.1, л.д. 12-30), а также на письмо ООО "Бюро независимых экспертиз и оценки" (т.1, л.д. 123), указывает, что устранения указанных нарушений в рамках текущего ремонта невозможно, поскольку необходимо осуществить капитальный ремонт фасада многоквартирного дома.
Согласно заключению ООО "Бюро независимых экспертиз и оценки" эксперт пришел к выводу, что для приведения конструкций фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: пос. Приморский, ул. Гидростроителей, д.2 в работоспособное состояние необходимо выполнить следующий состав ремонтных работ: выполнить демонтаж существующего штукатурного слоя с демонтажем деревянной дранки по площади фасадов (80%), провести герметизацию продольных трещин и щелей в деревянных брусьях несущих стен (80%), восстановить кирпичную кладку цоколя здания, путем перекладки разрушенных участков кирпичной кладки (50%), провести оштукатуривание всей площади фасадов по деревянной дранке или металлической сетке (80%), выполнить монтаж отмостки по периметру здания (100%).
Согласно представленному в материалы дела письму ООО "Бюро независимых экспертиз и оценки" выполнение работ, указанных в оспариваемом предписании, в рамках текущего ремонта невозможно.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства и доводы апеллянта, отмечает, что в силу пунктов 1, 2 Приложения N 7 к Правилам N 170 в перечень текущих работ отнесено: устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы; герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.
Оспариваемым предписанием обязанность по проведению капитального ремонта выявленных несоответствий на управляющую организацию не возложена. Обществу предоставлено право выбора способа устранения выявленных нарушений, а также определение объема необходимых работ, которые оно обязано осуществлять в силу возложенных на него договором и действующим жилищным законодательством обязательств. Достаточные и надлежащие доказательства возможности устранения выявленных нарушений исключительно путем проведения капитального ремонта в материалах дела отсутствуют.
Следует также отметить, что необходимость проведения работ капитального характера сама по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию общего имущества дома в надлежащем состоянии и проведению текущего ремонта до проведения соответствующих работ по капитальному ремонту.
В силу действующего жилищного законодательства и принятых по договору управления обязательств общество обязано выполнять работы и услуги, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации имущества дома, по проведению регламентных работ в целях обеспечения безопасности проживающих и сохранения имущества.
Обратный подход свидетельствовал бы о том, что, однажды зафиксировав в акте необходимость проведения капитального ремонта общего имущества, управляющая компания, получающая от жителей денежные средства за выполнение работ по содержанию и обслуживанию имущества дома, не выполняла бы в течение длительного периода времени никаких работ до проведения капитального ремонта, что явно противоречит целям и принципам управления жилым домом, условиям договора и закону.
Ссылка заявителя на экспертное заключение ООО "Бюро независимых экспертиз и оценки" от 24.11.2021, в подтверждение своей позиции о том, что работы, возлагаемые на общество оспариваемым предписанием, по своей сути относятся к работам капитального характера, не принимается судом апелляционной инстанции. Изложенные в названном заключении выводы эксперта безусловно не исключают возможность устранения выявленных нарушений путем проведения работ текущего характера и не исключают обязанности управляющей организации по проведению таких работ. Следует отметить, что на дату вынесения оспариваемого предписания оно являлось исполнимым, поскольку предусматривало более продолжительный период времени на их осуществление.
Кроме того, согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Из раздела II Правил N 170 следует, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и так далее.
Следовательно, выявленные нарушения - результат ненадлежащего исполнения управляющей организацией в рамках принятых на себя по договору управления МКД обязательств по обеспечению содержания и технического обслуживания дома, гарантирующих безопасность проживающих и сохранность жилого дома.
В этой связи у суда первой инстанции отсутствовали, предусмотренные статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для признания недействительным предписания от 21.12.2021 N 21-5422-2 5333.
Доводы апеллянта о необоснованном отклонении ходатайства о вызове специалиста, подлежат отклонению, поскольку из материалов дела не следует, что отказ суда в вызове специалиста мог привести к неполному исследованию обстоятельств дела и принятию судом неверного решения.
Довод об отклонении ходатайства о назначении судебной экспертизы также отклоняется апелляционной коллегией, поскольку по смыслу статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначение экспертизы является правом суда, а не его обязанностью.
Заключение экспертизы представляет собой один из видов доказательств по делу (часть 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и оценивается арбитражным судом наряду с другими представленными сторонами доказательствами по правилам, установленным статьей 71 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о назначении экспертизы отнесен на усмотрение арбитражного суда и разрешается в зависимости от необходимости разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.
Назначение экспертизы является способом получения доказательств по делу и направлено на всестороннее, полное и объективное его рассмотрение, находятся в компетенции суда, разрешающего дело по существу.
При этом вопросы, разрешаемые экспертом, должны касаться существенных для дела фактических обстоятельств.
В связи с этим, определяя необходимость назначения той или иной экспертизы, суд исходит из предмета заявленных исковых требований и обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках этих требований.
Судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания. Если необходимость или возможность проведения экспертизы отсутствует, суд отказывает в ходатайстве о назначении судебной экспертизы.
В соответствии с положениями статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд назначает экспертизу для разъяснения возникающих вопросов, требующих специальных знаний. Целесообразность проведения экспертизы определяет суд.
По смыслу названных норм суд может отказать в назначении экспертизы, если у него исходя из оценки уже имеющихся в деле доказательств сложилось убеждение, что имеющиеся доказательства в достаточной мере подтверждают или опровергают то или иное обстоятельство.
Поскольку для разрешения спора по существу специальные познания не требовались, суд был вправе отказать в назначении экспертизы.
Доводы о том, что в решении суда от 11.07.2022 содержатся сведения, не относящиеся к предмету спора, отклоняются, поскольку указание данных сведений не является основанием для отмены судебного акта и не привело к принятию неверного судебного акта.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2022 по делу N А76-7141/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приморский водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-7141/2022
Истец: ООО "Приморский Водоканал"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"