г. Вологда |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А13-7283/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 октября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Внутридомовая инженерная сантехника и сервис" Курочкиной Е.С. по доверенности от 12.10.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 августа 2022 года по делу N А13-7283/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Внутридомовая инженерная сантехника и сервис" (ОГРН 1083525017740, ИНН 3525214880; адрес: 160019, Вологодская область, город Вологда, улица Чернышевского, дом 27; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - инспекция) о признании недействительным решения от 27.05.2022 N 5226/от.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Музыкант" (ОГРН 1183525040533, ИНН 3525434451; адрес: 160023, Вологодская область, город Вологда, улица Молодежная, дом 20, квартира 94; далее - ТСЖ "Музыкант", товарищество).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 августа 2022 года оспариваемое решение инспекции признано недействительным, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, рассмотреть вопрос о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Вологодской области в отношении общества по многоквартирному жилому дому N 20 по улице Молодежной города Вологды (далее - МКД) в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, с инспекции в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Инспекция с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Инспекция, третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, общество 16.05.2022 обратилось в инспекцию с заявлением о включении МКД в реестр лицензий Вологодской области.
По итогам проверки заявления и представленных обществом документов инспекцией принято заключение, которым установлено несоответствие заявления и представленных документов подпунктам "а" и "е" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), выразившееся в том, что по данным Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 27.05.2022 ТСЖ "Музыкант" является действующим. Существование на одном доме двух способов управления (товарищество и управляющая организация) в соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) невозможно. При выборе способа управления - управляющая организация должны быть решены вопросы о ликвидации товарищества собственников жилья, назначении ликвидатора и пр. Как указала инспекция, ТСЖ "Музыкант" может заключить с обществом договор управления домом, но способ управления останется товарищество.
Также инспекцией установлено, что имеются признаки ничтожности решения внеочередного общего собрания собственников помещений от 24.04.2022, поскольку оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания. Общим собранием принято решение по вопросу о заключении договора управления с обществом с 01.04.2022, который в соответствии с пунктом 14.7 Устава ТСЖ "Музыкант" относится к полномочиям правления товарищества.
На основании подпункта "а" пункта 9, подпункта "б" пункта 7, пунктов 11, 12 Порядка N 938/пр инспекцией принято решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Вологодской области и возврате заявления.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, правомерно исходя из следующего.
На основании Положения о государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.05.2010 N 592, пункта 2 Порядка N 938/пр суд первой инстанции верно установил, что оспариваемое решение вынесено инспекцией в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, а также исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра, установлены в статье 198 ЖК РФ.
В силу пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка N 938/пр.
В пункте 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет их соответствия положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"); достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (подпункт "б"); отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"); выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (подпункт "г"); отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом (подпункт "д"); отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации (подпункт "е").
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Согласно пункту 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка (подпункт "а"); несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (подпункт "б").
В силу части 1.1 статьи 46 ЖК РФ управляющая организация, в течение пяти дней с момента получения подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений от инициаторов проведения собрания обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения; решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В данном случае при обращении в инспекцию обществом представлена копия протокола решения собственников помещений многоквартирного дома от 24.04.2022, согласно которому приняты решения о выборе формы управления домом - управляющая организация; о выборе в качестве управляющей организации общества; о заключении собственниками помещений договора управления многоквартирными домом с обществом.
ТСЖ "Музыкант" сведения о прекращении управления МКД товариществом в инспекцию не представило.
Вместе с тем в силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Таким образом, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решения о выборе управляющей организации, о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Доводы инспекции о принятии решений собранием собственников помещений МКД 24.04.2022 по вопросам, выходящим за пределы компетенции собрания, не основаны на нормах ЖК РФ. При этом следует учитывать, что решение о заключении договора с обществом принято собранием при избрании в качестве способа управления МКД - управление управляющей организацией.
В данном случае решения, принятие которых отражено в протоколе от 24.04.2022, о выборе в качестве способа управления - управление управляющей организацией - обществом, а также о заключении договора управления с обществом, являются действующими, в судебном порядке не оспорены заинтересованными лицами.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, изменение способа управления МКД является основанием для фактического прекращения управления спорным домом товариществом.
Доводы инспекции о необходимости ликвидации товарищества при выборе управляющей компании правомерно отклонены судом первой инстанции как не основанные на положениях законодательства, Устава ТСЖ "Музыкант".
Таким образом, отказ во внесении изменений в реестр лицензий по основаниям, отраженным в оспариваемом решении инспекции, не соответствует положениям ЖК РФ и нарушает права заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований общества.
Несогласие инспекции с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 августа 2022 года по делу N А13-7283/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-7283/2022
Истец: ООО Управляющая компания "Внутридомовая инженерная сантехника и сервис"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Вологодской области
Третье лицо: ТСЖ "Музыкант"