г. Владимир |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А39-2310/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 26.10.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.07.2022 по делу N А39-2310/2022,
принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" (ОГРН 1181326005596, ИНН 1327033084) о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 25.02.2022 N 013/06/42-121/2022,
при участии в деле третьих лиц - государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" и общества с ограниченной ответственностью "РЕНЕССАНС-МЕД".
В судебном заседании принял участие представитель государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" - Желтова Н.А. на основании доверенности от 19.10.2022 N 3113 сроком действия до 31.05.2023.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление, антимонопольный орган) 17.02.2022 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - Общество) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" (далее - ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница", заказчик) и государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - ГКУ РМ "Региональный центр организации закупок", уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000322000089 на закупку расходных материалов для диагностических эндоваскулярных процедур (Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный).
Общество указало на нарушение заказчиком и уполномоченным учреждением требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в установлении требований к закупаемому товару таким образом, что их совокупности соответствуют конкретные медицинские изделия - катетер баллонный для коронарной ангиопластики (стандартный) единственного производителя - SIS MedicalAG. Кроме того, по мнению Общества, при описании объекта закупки установлены недостоверные сведения о характеристике товара баллонный катетер OPN NC, пр-ва SIS Medical (Расчетное номинальное давление: >35 атм.).
Антимонопольным органом установлено, извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 10.02.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта:1 170 000 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 18.02.2022 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 18.02.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 22.02.2022.
По окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 17.02.2022 (время московское) поступило 2 (две) заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 111392617, 111395931.
По итогам рассмотрения указанного обращения и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) комиссией Управления принято решение от 25.02.2022 по делу N 013/06/42-121/2022, которым жалоба Общества на действия ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница", ГКУ РМ "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000322000089 на закупку расходных материалов для диагностических эндоваскулярных процедур (Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный) признана обоснованной (пункт 1); в действиях заказчика установлено нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 данного решения заказчику и уполномоченному учреждению выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, в соответствии с которым в срок до 16.03.2022 заказчику, уполномоченному учреждению отменить все протоколы, составленные в ходе определения поставщика; оператору электронной площадки обеспечить возможность заказчику, уполномоченному учреждению отменить все протоколы, составленные в ходе определения поставщика, разместить в ЕИС и на электронной площадке информацию об отмене всех протоколов, вернуть участникам аукциона ранее поданные заявки на участие в аукционе с возможностью подачи новой; заказчику, уполномоченному учреждению продлить срок подачи заявок на участие в аукционе согласно действующему законодательству о контрактной системе; заказчику, уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки завершить процедуру определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом решения комиссии Управления от 25.02.2022 по делу N 013/06/42-121/2022.
ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления от 25.02.2022 N 013/06/42-121/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ РМ "Региональный центр организации закупок" и Общество.
Решением от 13.07.2022 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленное ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" требование.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Как утверждает заявитель апелляционной жалобы, в описании объекта спорной закупки заказчиком установлены технические характеристики в совокупности характерные лишь одному конкретному производителю, что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
По мнению Управления, технические требования к медицинскому изделию допускали поставку только конкретного производителя, тогда как значимость для заказчика требуемых характеристик, невозможность использования аналогичного медицинского изделия не была подтверждена.
Управление считает, что включение в объект закупки медицинских товаров характеристик, соответствующих конкретному производителю "SIS Medical AG" (Швейцария), привело к ограничению конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов.
Управление обращает внимание, что в материалы дела не представлено каких-либо заключений специалистов (экспертов) о том, что заказчику необходим исключительно товар единственного производителя - "SIS Medical AG" (Швейцария) (вариант исполнения - OPNNC) и который в действительности более эффективен при оказании медицинской помощи.
ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В рассматриваемом случае по жалобе Общества на действия ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" (заказчик) и ГКУ РМ "Региональный центр организации закупок" (уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000322000089 на закупку расходных материалов для диагностических эндоваскулярных процедур (Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный) Управлениемосуществлена внеплановая проверка в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (статья 7 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что в описании объекта закупки заказчиком, помимо характеристик из Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлена такая техническая характеристика товара - "Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный" как расчетное номинальное давление: >35 атм.
Обществом в составе жалобы представлена сравнительная таблица с техническими характеристиками закупаемых расходных материалов для диагностических эндоваскулярных процедурследующих производителей: Abbot, Medtronic, Biotronik, SMT, Acrostaki др. В данной таблице произведен анализ рынка катетеров баллонных для коронарной ангиопластики, в соответствии с котором совокупности характеристик, установленных заказчиком спорной закупки, соответствуют только товары единственного производителя - "SISMedicalAG" (Швейцария) (вариант исполнения - OPNNC).
Принимая оспоренное решение, Управление посчитало, что заказчиком не представлены документальные доказательства наличия на рынке медицинских изделий существует иного производителя, товары которого соответствуют требованиям, установленным в описании объекта рассматриваемой закупки, а представленные в материалы дела заявки участников аукциона содержат предложение по поставке товара только одного производителя - "SISMedicalAG" (Швейцария) (вариант исполнения - OPNNC). В этой связи комиссия Управления пришла к выводу, что всем техническим характеристикам, указанным в описании объекта закупки, соответствуют катетеры баллонные для коронарной ангиопластики единственного производителя - "SISMedicalAG" (Швейцария) (вариант исполнения - OPNNC), что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Между тем, как пояснял заказчик, приведенные им в документации характеристики объекта закупки формировались на основании клинических данных с учетом особенностей конкретных пациентов, они обусловлены потребностью Учреждения на основе терапии, предусмотренной лечащими врачами, в целях достижения максимально возможного терапевтического эффекта при достижении оптимальных значений эффективности проведения процедуры ангиопластики, а также максимального исключения нежелательных последствий для пациентов.
Требование о характеристике товара - расчетное номинальное давление: >35 атм, то есть сверхвысокому давлению разрыва, необходимо для ригидных и кальцинированных поражений, когда обычные баллоны высокого давления (NC) (максимальное давление разрыва не более 24-32 атм) не позволяют оптимально раскрыть стент.
Из пояснений заказчика следует, что на базе Учреждения открыт Региональный сосудистый центр, в связи с чем значительно выросло количество пациентов, которым необходимо провести процедуру ЧКВ: чрезкожное коронарное вмешетельство (более 1350).
В практике ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" ежегодно встречаются 12-15 случаев, когда стандартными баллонами высокого давления не удается раскрыть стент. Это грозит рестенозом в отдаленном периоде тромбозом стента и перипроцедурным инфарктом миокарда в раннем послеоперационном периоде.
В рассматриваемом случае заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона (в описании объекта закупки) приведено обоснование объективной необходимости соответствующих характеристик объекта закупки - расчетного номинального давления ( >35 атм): параметр обеспечивает большую эффективность дилатации при сниженном риске диссекций и разрыва баллона (т.1 л.д. 93).
Таким образом, ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" в аукционной документации установлены требования к поставляемому товару с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности, что также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При формировании аукционной документации заказчиком учтены необходимость достижения наилучшего терапевтического эффекта и необходимость максимального исключения любых нежелательных последствий для пациентов; установленные в аукционной документации требования к поставляемому товару обусловлены спецификой лечебного процесса.
Суд первой инстанции верно отметил, что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В рассматриваемом деле в материалах дела отсутствуют доказательства того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона (в том числе, учитывая количество заявок).
При этом, отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо потенциального участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" нарушений пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В этой связи суд первой инстанции правильно признал решение Управления незаконным.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства о контрактной системе контрольный орган вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предписание оформляется в виде отдельного документа для лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии. Предписание не имеет под собой самостоятельного фактического основания, отличного от обстоятельств, положенных в основу решения, и имеет своей целью понудить к устранению выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
Оспоренное предписание выдано в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе на основании решения антимонопольного органа о нарушении Учреждением пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит указание об устранении нарушения вышеуказанных требований.
Учитывая незаконность решения Управления от 25.02.2022 по делу N 013/06/42-121/2022, выданное на его основании предписание также является незаконным.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" требование.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании закона и противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Управления по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.07.2022 по делу N А39-2310/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2310/2022
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок", ООО "Ренессанс-Мед"