г. Москва |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А41-40037/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 21.09.2022 по делу N А41-40037/22, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВиАйДжи Кастомс" к Шереметьевской таможне об оспаривании, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ДЕ КЛИ", Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения,
при участии в заседании:
от ООО "ВиАйДжи Кастомс" - Ткачева К.А. по доверенности от 27.09.2021;
от Шереметьевской таможни - Зенкина Е.Н. по доверенности от 30.12.2021;
от ООО "ДЕ КЛИ", Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения - извещены, представители не явились;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВиАйДжи Кастомс" (далее - общество, ООО "ВиАйДжи Кастомс") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 19.05.2022 N 10005000-3393/2021, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "ДЕ КЛИ", Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.09.2022 по делу N А41-40037/22 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель таможенного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц.
Накануне судебного заседания от общества посредством системы "Мой арбитр" был подан отзыв на апелляционную жалобу без доказательств заблаговременного направления лицам, участвующим в деле.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Поскольку доказательств направления (вручения) отзыва лицам, участвующим в деле, не представлено, с учетом возражений таможни, апелляционный суд отказывает в его приобщении к материалам дела.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
28.05.2021 обществом на Авиационный таможенный пост (ЦЭД) подана декларация на товары N 10005030/280521/0252356 на товары, прибывшие на таможенную территорию ЕАЭС по авианакладной N 580-27608265 от 28.05.2021 в адрес ООО "ДЕ КЛИ".
Согласно сведениям, указанным в графах 8, 9, 14 ДТ N 10005030/280521/0252356, получателем, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, является ООО "ДЕ КЛИ".
Лицом, заполнившим ДТ N 10005030/280521/0252356, является сотрудник таможенного представителя общества.
Согласно сведениям, указанным в графе 31 ДТ N 10005030/280521/0252356, товар под N 1 представляет собой: реагенты диагностические: набор реагентов для иммунохроматографического выявления антигена SARS-COV-2 (STANDARD Q COVID-19 AG), не для ветеринарии, не лекарственные средства.
Набор реагентов для иммунохроматографического выявления антигена SARS-COV-2 (STANDARD Q COVID-19 AG) LOT NO: QCO3020018A, КОД ОКПД 2 21.20.23.110 в составе: тестовая кассета (в индивидуальной вакуумной упаковке из алюминиевой фольги в комплекте с осушителем) - 25 шт., пробирка с буфером для экстракции - 25 шт., насадка с капельницей - 25 шт., инструкция к медицинскому изделию - 1 шт., набор предназначен для быстрого хроматографического иммуноанализа, качественного определения специфических антител KSARS-COV-2, присутствующих в носоглотке человека, в лабораторных условиях IN VITRO, всего 2000 наборов. Производитель: SD BIOSENSOR INC. Товарный знак: STANDARD. Артикул: отсутствует. Количество: 2000 шт., код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 3822000000 (далее - товар N 1).
В графе 36 ДТ N 10005030/280521/0252356 обществом заявлена льгота по уплате таможенных платежей в виде 10 % освобождения от уплаты НДС в отношении товара N 1.
В графе 44 ДТ N 10005030/280521/0252356 общество указало и представило регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РЗН 2020/11113 от 02.07.2020, которое выдано на следующий товар: набор реагентов для иммунохроматографического выявления антигена SARS-COV-2 (STANDARD Q COVID-19 Ag), Lot No. QCO3020018A, в составе: тестовая кассета (в индивидуальной вакуумной упаковке из алюминиевой фольги в комплекте с осушителем) - 25 шт., пробирка с буфером для экстракции - 25 шт., насадка с капельницей - 25 шт., подставка из картона - 1 шт., инструкция к медицинскому изделию - 1 шт.
30.05.2021 таможенным органом проведен таможенный досмотр, в ходе которого установлено, что на части ввезенных изделий помимо маркировки Lot No. QCO3020018A обнаружена дополнительная маркировка QCO3021062A, QCO3021063A, а на части товара - маркировка Lot No. STEB1021444. Подставка из картона, насадка с капельницей в ходе таможенного досмотра не обнаружены.
В результате сопоставлений сведений по товару N 1, заявленных, в ДТ N 10005030/280521/0252356, со сведениями, указанными в акте таможенного досмотра N 10005030/300521/109646, таможенный орган пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления льготы по уплате таможенных платежей и 01.06.2021 вынес требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, в результате которого сумма таможенных платежей, подлежащая доплате, составила 2 535 206, 41 руб.
По данному факту таможней составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и вынесено постановление о назначении административного наказания от 19.05.2022 N 10005000-3393/2021, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере однократной суммы неуплаченных таможенных платежей в размере 2 535 206, 41 руб.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом вменяемого обществу правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, составляет заявление недостоверных сведений, то есть неполной и (или) недостоверной информации о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
В качестве объективной стороны правонарушения обществу вменяется заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о маркировке товара, а также отсутствие подставки из картона и насадки с капельницей, что повлекло занижение таможенных платежей на общую сумму 2 535 206, 41 руб.
В соответствии со статьей 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
Согласно статье 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В статье 106 ТК ЕАЭС закреплен перечень сведений о товарах, которые указываются в декларациях на товары, а именно: наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость, сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, льготы по уплате таможенных платежей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 150 и подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Как установлено в пункте 2 статьи 149 НК РФ, положения о применении льгот применяются при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил, государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Пунктом 9 Правил установлено, что в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия (далее - заявление о регистрации) указываются следующие сведения: наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
В пункте 56 Правил установлено, что в регистрационном удостоверении указываются следующие сведения: наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
В регистрационном удостоверении и декларации соответствия указывается код ОКП продукции, который для применения льготы должен совпадать с кодами ОКП товаров, включенных в Перечень льготной продукции согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 19) и постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1042).
По смыслу действующего законодательства факт ввоза на территорию Российской Федерации товара, не подлежащего обложению НДС, подтверждается представленными в таможенный орган регистрационным удостоверением и декларацией на товары.
Регистрационное удостоверение N РЗН 2020/11113 от 02.07.2020 выдано Росздравнадзором на медицинское изделие "Набор реагентов для иммунохроматографического выявления антигена SARS-CoV-2 (STANDARD Q COVID-19 Ag), Lot No. QCO3020018A" (регистрационное досье N РД-34174/44268 от 29.06.2020) в составе: 1. тестовая кассета (в индивидуальной вакуумной упаковке из алюминиевой фольги в комплекте с осушителем) - 25 шт., 2. Пробирка с буфером для экстракции - 25 шт., 3. Насадка с капельницей - 25 шт., 4. Подставка из картона - 1 шт., 5. Инструкция к медицинскому изделию - 1 шт., производства "СД Биосенсор Инк.", Республика Корея, SD Biosensor Inc., Digital Empire Buiding, C-4th&5th floor, 16, Deogyeong-daero 1556beon-gil, Yeongtong-gu, Suwon-si, Gyeonggi-do 443-813, Republic of Korea.
Как зафиксировано в акте таможенного досмотра на импортируемой декларантом (ООО "ДЕ КЛИ") упаковки товара N 1 на всех наборах имеется маркировка лота "QCO3020018A", что соответствует информации, содержащейся в регистрационном удостоверении, что таможенным органом не оспаривается и не опровергается.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, что то обстоятельство, что помимо маркировки "LOT NO QCO30200178A", товар имеет также маркировку "QC03021062A/A-1"/ "QCO3021062A"/ "QCO3021063A", не свидетельствует о неприменимости льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе и реализации медицинских изделий, поскольку, как указано в ответе ООО "Уайт Продакт" за запрос Шереметьевской таможни исх. N 28-16/27900 от 29.09.2021, наличие маркировки: "QCO3021062A / sub: A-1" - это номер для внутреннего учета производителем SD BIOSENSOR INC, обозначающие условное отличие одной модели, модификации (цвета) наименования товара от другой модели, модификации (цвета) этого же наименования товара, чтобы сделать удобным поиск нужного наименования по каталогам, упаковочным товаро-транспортным местам и складским базам в целях упрощения ведения учета товаров и поиска нужной позиции в ассортименте.
Вопреки доводам таможни, подставка из картона в количестве 1 шт. не является необходимым предметом согласно Инструкции по применению, она не является обязательным и необходимым составляющим для использования набора; насадка с капельницей в количестве 25 шт., имелась в составе поставляемого набора товара.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, действующее законодательство не ставит предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от вариантов его исполнения, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства налогообложения, которым установлен запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере (п. п. 1, 2 ст. 3 НК РФ).
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения, и при этом не имеет правового значения, ввозятся указанные компоненты в совокупности или по отдельности, а также по количественным составляющим.
Таким образом, обществом выполнены в полном объеме требования, установленные статьей 66 ТК ЕАЭС, путем представления документов, подтверждающих право на пониженные ставки НДС, осуществление возврата излишне уплаченного НДС.
В данном случае, задекларированный обществом товар относится к медицинским изделиям, ввоз которых освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость в связи с чем, заявитель имел право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации спорного товара. Право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения.
Ссылка таможенного органа на письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28.08.2007 N 04-16491/07 "О регистрации изделий медицинского назначения" не может быть принята во внимание апелляционным судом, поскольку в силу пункта 1 статьи 4 НК РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития не обладает полномочиями в силу положений НК РФ ограничить предоставленное налоговым законодательством право налогоплательщика на льготу по НДС при ввозе медицинских изделий.
Таким образом, доводы таможни о том, что льгота по уплате НДС может быть предоставлена только при условии ввоза и декларирования товара в том составе (комплекте), который предусмотрен регистрационным удостоверением (приложением к регистрационному удостоверению) Минздрава России несостоятельны и не основаны на нормах действующего налогового и таможенного законодательства.
При этом апелляционный суд обращает внимание на то, что ввоз только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не исключает эти товары из перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, при ввозе которой предоставляются льготы об уплате НДС.
По просьбе импортера ООО "ДЕ КЛИ" в наборы были вложены стерильные тампоны для отбора биоматериала, поскольку тестирование осуществляется именно с использованием этих тампонов (пункт 19 Инструкции по применению), что не свидетельствует о невозможности вложения этих тампонов в коробки и тем самым неприменения регистрационного удостоверения.
При этом апелляционный суд обращает внимание на то, что тампон заявлен отдельным товаром с уплатой НДС 20%, то есть без льгот.
В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Вместе с тем, административным органом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.09.2022 по делу N А41-40037/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40037/2022
Истец: ООО "ВИАЙДЖИ КАСТОМС"
Третье лицо: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ