г. Самара |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А55-9808/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Копункина В.А., судей Митиной Е.А., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Николаевой А.Ю.,
с участием в судебном заседании:
от истца - Объедкова И.В. по доверенности 10.01.2022,
от ответчика - Волкова А.Д. по доверенности от 05.05.2022,
от ответчика - Салахутдинов Р.А. по доверенности 01.03.2022,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Акционерного общества "Транснефть-Прикамье" на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2022 по делу N А55-9808/2022 по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
к Акционерному обществу "Транснефть-Прикамье"
о внесении изменения в договор,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратился в арбитражный суд с иском к Акционерному обществу "Транснефть-Прикамье" о внесении изменения в договор аренды лесного участка от 26.07.2011 N 193, заключенный Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и АО "Транснефть-Прикамье" путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 26.07.2011 N 193, взыскать с АО "Транснефть-Прикамье" в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области арендную плату за период за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 в размере 56 794 рублей 50 копеек.
Протокольным определением от 31.05.2022 суд в порядке ст. 49 АПК РФ принял уточнения исковых требований.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2022 отказать в удовлетворении ходатайства ответчика о проведении совместного обследования лесного участка и составлении акта.
Заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 26.07.2011 N 193 между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и Акционерному обществу "Транснефть-Прикамье" в следующей редакции:
"ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ N 3
к договору аренды лесного участка от 26.07.2011 N 193
г. Самара 28.10.2021 г.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, именуемое в дальнейшем "Арендодатель", в лице заместителя министра - руководителя департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Мельникова Павла Сергеевича, действующего на основании Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528, приказа министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 16.11.2010 N 363 "Об утверждении распределения полномочий между заместителями министра - руководителями департаментов, руководителем департамента лесного хозяйства министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области", с одной стороны и Акционерное общество "Транснефть - Прикамье" (ОГРН 1021601763820, ИНН 1645000340), в лице генерального директора Галиева Роберта Анисовича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, далее при совместном упоминании именуемые "Стороны", заключили настоящее Дополнительное соглашение о нижеследующем:
1. В соответствии с предписанием Рослесхоза N 16/2021 от 13.08.2021 "Об устранении нарушений при исполнении министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" в целях приведения расчета арендной платы в соответствие с требованиями действующего законодательства, пункт 5 договора аренды лесного участка от 26.07.2011 N 193 изложить в следующей редакции:
"Арендная плата по настоящему Договору составляет 35891 (Тридцать пять тысяч восемьсот девяноста один) рубль 24 копейки, в том числе вносимая в федеральный бюджет 35591,24 копейки за год.
ФОРМУЛА
2912,54 х 4 х 7,0 х 2,35 х 0,1 = 19164,51
2912,54 х 6 х 4,0 х 2,35 х 0,1 = 16426,73 19164,51 + 16426,73 = 35591,24
Арендная плата за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 составляет:
2912,54 х 4 х 7,0 х 1,89 х 0,1 = 15413,16
2912,54 х 6 х 4,0 х 1,89 х 0,1 = 13211,28
15413,16 + 13211,28 = 28624,44
Арендная плата за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 составляет:
2912,54 х 4 х 7,0 х 2,26 х 0,1 = 18430,55
2912,54 х 6 х 4,0 х 2,26 х 0,1 = 15797,62
18430,55 + 15797,62 = 34228,17
где: 2912,54 - ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог трубопроводов и других линейных объектов утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для мягколиственных пород;
4 - поправочный коэффициент, применяемый к лесам, расположенным в лесостепных зонах;
6 - поправочный коэффициент, применяемый к лесам, расположенным на особо защитных участках лесов;
0,1 - поправочный коэффициент, применяемый при эксплуатации линейного объекта;
7,0, 4,0 -площадь лесного участка, га;
2,35 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог трубопроводов и других линейных объектов применяемый в 2021 г;
2,26 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог трубопроводов и других линейных объектов применяемый в 2020 г;
1,89 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог трубопроводов и других линейных объектов применяемый в 2019 г.
2. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора аренды лесного участка от 26.07.2011 N 193.
3. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке и распространяет свое действие на период с 01.01.2019.
4. Настоящее дополнительное соглашение составлено в трех подлинных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой стороны и один экземпляр для Управления Росреестра по Самарской области.
5. Подписи сторон:
Взыскать с АО "Транснефть-Прикамье" в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области арендную плату за период за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 в размере 56 794 рублей 50 копеек.
Взыскать с АО "Транснефть-Прикамье" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 8 272 руб.
Акционерное общество "Транснефть-Прикамье" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2022 по делу N А55-9808/2022.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2022 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 20 октября 2022 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании 13 октября 2022 года объявлялся перерыв до 20 октября 2022 года до 15.20 мин. на основании ст. 163 АПК РФ.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который был приобщен к материалам дела в соответствии со ст. 262 АПК РФ.
Представитель истца апелляционную жалобу не поддержал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство, арендодатель) и ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (в последующем наименование изменено на АО "Транснефть-Прикамье") заключен договор аренды лесного участка от 26.07.2011 N 193 в отношении лесных участков из земель лесного фонда общей площадью 11,0 га:
участка, имеющего местоположение: Самарская область, Клявлинский район, Клявлинское лесничество, Клявлинское участковое лесничество, квартал N 121, выдел 4, квартал N 79, выдел 20, площадью 4,0 га для эксплуатации линейных объектов "Альметьевск-Куйбышев-1" Ду-820 мм, "Альметьевск-Куйбышев-2" Ду-1020 мм, "Ромашкино-Куйбышев" ду-530 мм, "Калтасы-Куйбышев" Ду-720 мм;
участка, имеющего местоположение: Самарская область, Клявлинский район, Клявлинское лесничество, Бор-Игарское участковое лесничество, квартал N 49, выдел 18, квартал N 51, выдел 32, квартал N 53, выдел 32, квартал N 55, выдел 5 площадью 7,0 га для эксплуатации линейных объектов "Альметьевск-Куйбышев-1" Ду-820 мм, "Альметьевск-Куйбышев-2" Ду-1020 мм, "Ромашкино-Куйбышев" ду-530 мм, "Калтасы-Куйбышев" Ду-720 мм (далее - Договор). Срок действия договора установлен с момента государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 49 лет.
Информация о лесах, содержащаяся в данном договоре и приложениях к нему N 1-5, указана в соответствии с материалами лесоустройства 1995 года.
Вместе с тем, в 2015 году было проведено новое лесоустройство Клявлинского лесничества, в результате которого было установлено существенное изменение количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка по сравнению с данными, указанными в договоре.
Что подтверждается пунктом "2" приказа Рослесхоза от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" (далее - Приказ) где выделены особо защитные участки лесов на территории Безенчукского, Кинельского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Нефтегорского, Ново-Буянского, Рачейского, Сергиевского, Ставропольского, Шенталинского лесничеств Самарской области и установлены их границы.
Пунктом 27 договора N 193 от 26.07.2011 установлено, что по требованию одной из сторон настоящий договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI договора.
Письмом от 10.11.2021 N МИХ-05-02/27231 Министерство обратилось к Обществу по вопросу заключения дополнительного соглашения к договору N 193 от 26.07.2011 в связи с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - установлен коэффициент - 2. Лесной участок, арендованный по договору N193 от 26.07.2011 относиться к особо защитным участкам Клявлинского лесничества.
В соответствии с данными Государственного лесного реестра лесной участок, арендованный АО "Транснефть-Прикамье" по договору аренды лесного участка от 26.07.2011 N 139, площадью 11,0 га относится к лесам, расположенным в лесостепных зонах (площадь 7,0 га) и особо защитным участкам лесов Клявлинского лесничества (площадь 4,0 га).
Согласно п.6 примечания к таблице 16 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" к ставкам в отношении особо защитных участков защитных лесов применяется поправочный коэффициент 6.
В силу подпункта в) примечания к таблице 16 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" к ставкам в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, - 4.
Сторонами заключено дополнительное соглашение от 06.02.2019 N 2 к договору аренды N 193 (далее - дополнительное соглашение N 2), согласно которому внесены изменения в предмет договора - изменена нумерация выделов и расчет арендной платы в отношении 0,8 га - площади земельного участка, занятого особо защитным участком леса.
С момента заключения дополнительного соглашения N 2 арендная плата рассчитывалась следующим образом:
- 2912,54 х 6 х 0,8 х 2,44 х 0,5 х 0,1 = 1 705, 58 руб., где:
- 6 - поправочный коэффициент (особо защитные участки защитных лесов) 0,8 - площадь лесного участка, занятая особо защитным участком лесов; 0,5 - коэффициент при использовании лесных участков, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями;
- 2912,54 х 4 х 10,2 х 2,44 х 0,5 х 0,1 = 14 497, 46 руб., где:
- 4 - поправочный коэффициент (леса, расположенные в лесостепных зонах) 10,2 - площадь лесного участка в лесостепных зонах;
- 0,5 - коэффициент при использовании лесных участков, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями.
Арендная плата рассчитывалась по формуле, где одним из значений является коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорого трубопроводов и других линейных объектов.
При заключении договора был применен корректирующий коэффициент 0,5 к ставкам платы.
При этом, в соответствии с абзацем 4 пункта 8 таблицы 16 Ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа), каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,5.
Таким образом, корректирующий коэффициент 0,5 к ставкам платы применяется только при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа), каменистыми россыпями. Указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Указанная позиция также отображена в Письме Рослесхоза от 20.11.2017 N ВШ-85-54/16764.
Участок, обозначенный в договоре аренды, согласно таксационному описанию не является занятым просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа), каменистыми россыпями.
В 2021 году Рослесхозом проведена проверка осуществления органом государственной власти переданных полномочий Российский Федерации. По результатам проверки установлено, что в отношении лесного участка из земель лесного фонда и предоставленного на основании договора аренды лесного участка от 26.07.2011 N 276, неверно применен корректирующий коэффициент 0,5 и не применены поправочные коэффициенты в отношении категории лесных участокв. Министерству выдано предписание об устранении указанных нарушений.
Во исполнение указанного предписания министерством в отношении лесного участка аренды из земель лесного фонда, арендуемого по договору аренды лесного участка от 26.07.2011 N 193, направлено требование (с приложением дополнительного соглашения) об оплате недополученных средств по договору аренды и подписании дополнительного соглашения с верными коэффициентами к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорого трубопроводов и других линейных объектов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что размер арендной платы является регулируемой ценой, а в соответствии с условиями договора арендодатель обладает правом одностороннего изменения арендной платы, в связи с чем требования Министерства об обязании заключить дополнительное соглашение об изменении размера арендной платы не противоречат нормам действующего законодательства и условиям договора аренды лесного участка.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со ст. 451 ГК РФ основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Как установлено частью 2 статьи 73 ЛК РФ, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
По условиям договора аренды названный лесной участок находится в государственной собственности, соответственно, применяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Пунктом 6 договора аренды предусмотрено, что размер арендной платы рассчитан на основании ставок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Изменение размера арендной платы в результате изменения ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и единицу площади лесного участка и (или) корректировки на коэффициент индексации не является изменением условий договора о размере арендной платы (порядка расчета), а представляет собой исполнение данного условия, в связи с чем в указанных случаях дополнительное соглашение не подписывается, а арендодатель направляет арендатору уведомление о перерасчете заказным письмом с уведомлением. При изменении ставок арендной платы Арендатор обязан вносить новый размер арендной платы с момента вступления в силу нормативного правового акта об изменении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и единицу площади лесного участка, а при индексации - с первого числа года, в котором применяется коэффициент, установленный бюджетным законодательством.
Возможность пересмотра размера арендной платы по соглашению арендатора и арендодателя предусмотрена пунктом 3 статьи 614 ГК РФ.
Само по себе включение в договор аренды условия, которым установлено, что арендная плата может быть изменена в сторону увеличения (пункт 6 договора), не является принятием сторонами сделки на себя обязательств по заключению в будущем соглашения об изменении договора в этой части.
Такое договорное условие, вытекающее из положений пункта 3 статьи 614 ГК РФ, за исключением специально установленных законом случаев, подчинено принципу свободы договора (статья 421 ГК РФ), который предполагает согласование без какого-либо понуждения автономных волеизъявлений действующих в своем интересе договаривающихся участников сделки об изменении обязательств.
Между тем, в данном конкретном случае установление размера арендной платы не может определяться соглашением сторон и как следствие быть предметом спора об урегулировании разногласий.
Договор аренды лесного участка не является публичным, следовательно, не порождает обязанность ответчика заключить предлагаемое истцом дополнительное соглашение о внесении изменений в договор в обязательном порядке и, кроме того, не содержит условия о возможности изменения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке, что согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.04.2010 N 1074/10.
Учитывая положения указанных норм права и условия договора аренды, а также отсутствие доказательств наличия совокупности условий для изменения договора аренды в судебном порядке, предусмотренных пунктами 2 и 4 статьи 451 ГК РФ в их взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в указанной части.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Самарской области от 05 августа 2022 года по делу N А55-9808/2022 подлежит отмене в части обязания внести изменения в договор аренды лесного участка от 26.07.2011 N 193 путем заключения дополнительного соглашения и распределения судебных расходов.
Истцом также было заявлено требование о взыскании арендной платы за период за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 в размере 56 794 рублей 50 копеек.
Приложениями к договору аренды стороны определили схему расположения и границы лесного участка, характеристику лесного участка и его насаждений, цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке, сроки внесения арендной платы, объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке.
Как указывалось выше, в 2021 году Рослесхозом проведена проверка осуществления органом государственной власти переданных полномочий Российский Федерации. По результатам проверки установлено, что в отношении лесного участка из земель лесного фонда и предоставленного на основании договора аренды лесного участка от 26.07.2011 N 276, неверно применен корректирующий коэффициент 0,5 и не применены поправочные коэффициенты в отношении категории лесных участокв. Министерству выдано предписание об устранении указанных нарушений.
Во исполнение указанного предписания министерством в отношении лесного участка аренды из земель лесного фонда, арендуемого по договору аренды лесного участка от 26.07.2011 N 193, направлено требование (с приложением дополнительного соглашения) об оплате недополученных средств по договору аренды.
В силу части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установлены в таблице 16 к постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Примечаниями к таблице 16 постановления Правительства от 22.05.2007 N 319 дополнительно предусмотрены поправочные коэффициенты, которые или повышают установленную ставку (повышающие коэффициенты), или понижают ее (понижающие коэффициенты), или понижают ее (понижающие коэффициенты), а также случаи, при которых указанные коэффициенты подлежат применению.
Как указано в постановлении N 310, повышающие коэффициенты предусмотрены для применения в отношении лесов, обладающих определенными свойствами: эксплуатационных лесов, защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территория, в водоохранных зонах, ценных лесов и других лесов, обладающих специальными свойствами и выполняющими определенные функции. При этом, согласно примечания 7 к таблице 16 постановления N 310 для одного и того же лесного участка может быть установлено несколько поправочных коэффициентов, при этом в расчетах используется наибольший из них.
Понижающие коэффициенты предусмотрены для применения не в отношении лесов, обладающих специальными свойствами и выполняющими определенные функции, а в отношении лесных участков, обладающими свойствами, указанными в постановлении, общее из которых - отсутствие на участке лесной растительности.
Одновременное применение повышающего и понижающего коэффициента в отношении одного и того же лесного участка противоречит постановлению N 310.
Согласно абзацу 4 пункта 8 таблицы 16 постановления N 310 при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования, с коэффициентом 0,5.
Согласно пункту 2 раздела 1 договора аренды арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 общей площадью 11 га и имеет характеристики, установленные в договоре. Согласно характеристике лесных участков 11 га относятся к нелесным землям, площадь занятая дорогами, просеками, болотами в характеристиках отсутствует.
В пункте 3 данного раздела договора также имеется ссылка на схему расположения лесного участка, из которой не усматривается нахождение на арендуемом лесном участке просек, дорог, болот, каменистых россыпей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109 внесены изменения в таблицу 16 постановления N 310 (пункт 9) в части установления подлежащего применению поправочного коэффициента 0,1 в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов - применяется поправочный коэффициент 0,1.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Представитель ответчика в судебном заседании суда не опровергал факта нахождения на спорном земельном участке магистрального нефтепровода.
При таких обстоятельствах при расчете арендной платы в спорный период по названному договору аренды в части применения понижающего коэффициента 0,5 допущено нарушение.
В связи с этим, у АО "Транснефть-Прикамье" образовалась задолженность по договору аренды лесного участка от 26.07.2011 N 193 за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 в размере 56 794 рублей 50 копеек.
В соответствии с подпунктом д. п. 13. договора аренды земельного участка ответчик обязан своевременно вносить арендную плату.
Арендная плата вносится Арендатором ежеквартально равными частями от указанной в пункте 5 настоящего договора суммы до истечения последнего дня текущего отчетного квартала. Стороны пришли к согласию, что неиспользование лесного участка не освобождает Арендатора от внесения арендной платы.
Статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что арендатор обязан своевременно вносить арендную плату.
При указанных обстоятельствах требования истца о взыскании 56 794 рублей 50 копеек арендной платы по договору аренды лесного участка от 26.07.2011 N 193 за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Аналогичные позиции изложены в Постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 04.06.2014 по делу N А55-18236/2013, от 08.04.2019 по делу N А65-9240/2018, от 16.04.2021 по делу N А55-15305/2020.
Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу положений ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно ч. 3 ст. 202 ГК РФ если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В силу пункта 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Как указано в разъяснениях, содержащихся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если стороны прибегли к предусмотренному законом или договором досудебному порядку урегулирования спора (например, претензионному порядку, медиации), то течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом или договором для проведения соответствующей процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня ее начала (пункт 3 статьи 202 ГК РФ). В случае соблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования спора ранее указанного срока течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения такого порядка. Например, течение срока исковой давности будет приостановлено с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении. После соблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования спора течение срока исковой давности продолжается (пункт 4 статьи 202 ГК РФ). Правило об увеличении срока исковой давности до шести месяцев в этом случае не применяется.
Истец 14.11.2021 направил в адрес ответчика досудебную от 10.11.2021, в которой указал на взыскание недополученных средств по договору аренды от 26.07.2011 N 193, в том числе с неверным применением понижающего коэффициента 0,5 (т.1 л.д. 23-25, 169).
Таким образом, поскольку арендная плата за первый квартал 2019 года в соответствии с условиями договора подлежала уплате до последнего дня месяца отчетного квартала (с учетом выходного дня - 31.03.2019, последний день оплаты 01.04.2019), то по состоянию на 14.11.2021 (дата направления досудебной претензии) срок исковой давности не истек, и течение срока исковой давности было приостановлено на тридцать календарных дней, то есть по 30.04.2022 включительно.
Истец направил исковое заявление в Арбитражный суд Самарской области почтовым отправлением 02.04.2022.
Таким образом срок исковой давности по требованию о взыскании задолженность по арендной плате за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 не пропущен.
При указанных обстоятельствах, решение в части обязания внести изменения в договор аренды лесного участка от 26.07.2011 N 193 путем заключения дополнительного соглашения и распределения судебных расходов подлежит отмене по вышеприведенным основаниям в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу ч.1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины по иску и по апелляционной жалобе относятся на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 августа 2022 года по делу N А55-9808/2022 отменить в части обязания внести изменения в договор аренды лесного участка от 26.07.2011 N 193 путем заключения дополнительного соглашения и распределения судебных расходов.
Принять в указанной части новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований в части обязания внести изменения в договор аренды лесного участка от 26.07.2011 N 193 путем заключения дополнительного соглашения отказать.
Взыскать с АО "Транснефть-Прикамье" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 272 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 05 августа 2022 года по делу N А55-9808/2022 оставить без изменения.
Взыскать Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в пользу АО "Транснефть-Прикамье" 1500 руб. расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Копункин |
Судьи |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9808/2022
Истец: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Ответчик: АО "Транснефть-Прикамье"