г. Воронеж |
|
28 октября 2022 г. |
А14-4452/2022 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Пороника Андрея Александровича,
без вызова сторон,
рассмотрев в порядке упрощенного производства
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Винсент"
на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.07.2022 (рез. часть от 04.07.2022) по делу N А14-4452/2022 (с учетом определения об исправлении опечатки от 01.08.2022), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску акционерного общества "Экотехнологии" (г. Воронеж, ОГРН 1103668030950, ИНН 3665079790)
к обществу с ограниченной ответственностью "Винсент" (г. Воронеж, ОГРН 1133668031056, ИНН 3661060565)
о взыскании 19 579 руб. 09 коп. задолженности по договору N 21 ЭТ-121 Ц на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 26.03.2021 за период с 29.03.2021 по 31.07.2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Экотехнологии" (далее - АО "Экотехнологии", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Винсент" (далее - ООО "Винсент", ответчик) 19 579 руб. 09 коп. задолженности по договору N 21 ЭТ-121 Ц на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 26.03.2021 за период с 29.03.2021 по 31.07.2021.
Определением от 04.05.2022 арбитражный суд принял заявление в порядке упрощенного производства и возбудил производство по делу.
04.07.2022 изготовлена резолютивная часть решения, которым исковое заявление АО "Экотехнологии" удовлетворено.
11.07.2022 от ООО "Винсент" поступило заявление о составлении мотивированного решения суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
19.07.2022 в полном объеме было изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Винсент" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просило его изменить, взыскав задолженность в размере 2 979 руб. 44 коп.
В обоснование жалобы ООО "Винсент" указало, что в исковом заявлении, предъявленном истцом 24.03.2022, в качестве объекта образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) указан магазин под коммерческим обозначением "Семь дней", расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Морозова, д. 29, период образования задолженности - с 29.03.2021 по 31.07.2021. Кроме того, в производстве Арбитражного суда Воронежской области находится дело N А14-4034/2022 по исковому заявлению АО "Экотехнологии" от 31.05.2022 к ООО "Винсент" о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО, где в качестве объекта образования ТКО указан магазин под коммерческим обозначением "Семь дней", расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Морозова, д. 29, период образования задолженности - с 01.02.2020 по 31.05.2021. При установлении факта наличия на рассмотрении арбитражного суда дела по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям исковое заявление АО "Экотехнологии" от 24.03.2022 подлежало оставлению без рассмотрения. По расчету ответчика исходя из объема контейнера 0,75 куб.м. сумма задолженности за период с 29.03.2021 по 31.07.2021 составляет 2 979 руб. 44 коп. Судом необоснованно отклонено ходатайство ООО "Винсент" о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Определением от 07.09.2022 апелляционная жалоба ООО "Винсент" принята к производству, судом предложено АО "Экотехнологии" в срок до 05.10.2022 представить отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес заявителя.
Отзыва на апелляционную жалобу, иных документов в материалы дела не поступило.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривалась в порядке упрощенного производства судьей единолично, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив доводы апелляционной жалобы, повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора ОАО "Экотехнологии" (впоследствии АО "Экотехнологии") является региональным оператором по обращению с ТКО на территории г. Воронежа с 01.01.2019.
Истец на своем официальном сайте в сети Интернет http://www.ecotech-vrn.ru, а также в газете "Коммуна" г. Воронежа в выпуске N 100 (26847) от 25.12.2018 разместило предложение о заключении договора с региональным оператором на условиях типового договора.
ООО "Винсент" является арендатором встроенного нежилого помещения площадью 165,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Морозова, д. 29 (л.д. 18 - 20).
АО "Экотехнологии" в адрес ООО "Винсент" простым письмом направлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 21 ЭТ-121 Ц от 26.03.2021 с приложением, который получен последним 01.04.2021 (л.д. 12 - 16, 91 - 92). Между тем, подписанный договор в адрес АО "Экотехнологии" возвращен не был, равно как и не была представлена оферта на иных условиях.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку и последующую передачу отходов для размещения (захоронения) на объекте размещения ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1 договора).
В соответствии с п. 6 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае неполучения платежных документов, потребитель производит оплату самостоятельно на основании договора либо может обратиться в адрес регионального оператора для получения дубликата платежного документа.
Как следует из п. 12 договора, стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", способом, указанном в приложении N 1 (расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов и используемых только потребителем, а в случае их отсутствия исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов).
Исходя из приложения N 1 к договору, место накопления ТКО (площадка): ул. Морозова, 12, объект вывоза - магазин, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Морозова, д. 29, вывоз производится по графику 3 раза в неделю (среда, пятница, воскресение) в количестве одного контейнера.
При этом количество контейнеров (1), объем (0,75 куб.м.), периодичность вывоза (3 раза в неделю), адрес контейнерной площадки (г. Воронеж, ул. Морозова, 12) были указаны на основании письменной заявки ООО "Винсент" на изменение договора (л.д. 17).
В период с 29.03.2021 по 31.07.2021 истец оказал ответчику услуги по сбору, транспортировке и размещению (захоронению) ТКО, выставив для их оплаты счета согласно актам об оказании услуг (л.д. 21 - 29, 31).
При этом стоимость оказанных услуг была определена региональным оператором исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов и утвержденных тарифов.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области N 78 от 12.04.2018 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Воронежского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера. Норматив накопления для объекта "промтоварный магазин" установлен в размере 1,69 м./куб. в год с 1 квадратного метра общей площади.
Приказом Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 18.12.2020 N 58/337 установлены тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО "Экотехнологии" с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 567,51 руб. (без НДС) за 1 куб.м., с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 567,51 руб. (без НДС) за 1 куб.м. (л.д. 39).
Встречное обязательство по оплате оказанных услуг ООО "Винсент" надлежащим образом не исполнило, в связи с чем, последнему направлена претензия N ЭТ20-9447 от 28.10.2021 (л.д. 33 - 38).
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием обращения АО "Экотехнологии" в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, Арбитражный суд Воронежской области правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Как следует из статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 (далее - Правила N 1156).
Статьей 1 ФЗ N 89-ФЗ определено, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу пунктов 1 - 4 статьи 24.6 ФЗ N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 4, 5 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016.
В силу ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Исходя из п. 8 (4) Правил N 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из пунктов 8 (11), 8 (12) Правил N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
В соответствии с п. 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18) Правил N 1156).
Правила N 1156 под потребителем понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
В соответствии с разъяснениями, данными Минприроды России в письме от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО", условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий".
ООО "Винсент" осуществляет предпринимательскую деятельность в магазине под коммерческим обозначением "Семь дней", расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Морозова, д. 29. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности (ОКВЭД) ответчика является 47.19 - торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах. Дополнительные виды деятельности также связаны с розничной/оптовой торговлей бытовыми, косметическими товарами (л.д. 46 - 47).
В ходе предпринимательской деятельности ответчика (предприятие торговли (магазин)) неизбежно образуются твердые коммунальные отходы, соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории субъекта Российской Федерации осуществляется истцом (региональным оператором).
Истец различными доступными средствами (путем объявлений, публикаций, размещения информации на сайте регионального оператора и пр.) до субъектов правоотношений доводил информацию о том, что он приступает на территории г. Воронежа к обязанностям регионального оператора по обращению с ТКО, то есть приступает к вывозу мусора, образующегося в частных жилых домах, многоквартирных домах и нежилых зданиях. Также сообщалось, что оплата услуги по обращению с ТКО для всех категорий потребителей, включая физических и юридических лиц, имеет обязательный характер. При этом незаключение договора в письменной форме не освобождает потребителей от оплаты за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Из материалов дела следует, что проект спорного договора направлен ответчику (потребителю), однако им не подписан.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами был опубликован региональным оператором на своем официальном сайте в сети Интернет (http://www.ecotech-vrn.ru), а также 25.12.2018 дополнительно опубликован в средстве массовой информации - печатном издании - газете "Коммуна" N 100 (26847).
С учетом положений пункта 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
Договор является публичным и считается заключенным на условиях типового договора, в т.ч. и при том, что ответчик не исполнил императивные требования Правил N 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект. Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников/генерирующих лиц отходов для собирания необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного п. 2 ст. 438 ГК РФ, п.п. 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156, содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев:
1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора;
2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям;
3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
В связи с вышеизложенным, у ООО "Винсент" возникла обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в договоре условиях.
Данный вывод судов согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда РФ N 305-ЭС19-25025 от 20.01.2020, N 304-ЭС20-12083 от 03.09.2020, постановлениях арбитражных судов: Центрального округа от 25.01.2022 по делу N А68-10260/2020, от 29.09.2022 по делу N А14-12990/2020, Московского округа от 16.03.2022 по делу N А41-24125/2021.
Ввиду изложенного, в силу п. 8 (17) Правил N 1156 договор с потребителем ООО "Винсент" считается автоматически заключенным на условиях публичной оферты на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 ФЗ N 89-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 24.10 ФЗ N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ N 505 от 03.06.2016 (далее - Правила N 505), коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Согласно п. 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Пунктом 12 договора сторонами согласован метод расчета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 отражено, что указание в статье 24.6 ФЗ N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора.
Таким образом, в рассматриваемом случае на истца возложена обязанность доказать факт оказания услуг, тогда как ответчику необходимо опровергнуть указанный факт либо представить доказательства ненадлежащего исполнения истцом обязательств по договору.
Факт оказания услуг по обращению с ТКО в спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Доказательства того, что указанные услуги истцом не оказаны, либо оказаны ненадлежащим образом, ответчиком не представлены.
В силу п. 23 договора обязательства регионального оператора по договору считаются фактически выполненными надлежащим образом и в полном объеме и приняты потребителем при отсутствии письменных претензий со стороны потребителя до 5 числа месяца, следующего за расчетным.
Доказательства предъявления ответчиком каких-либо претензий, требований, связанных с ненадлежащим качеством оказанных истцом услуг в спорный период, либо их неоказанием, материалы дела не содержат.
В силу прямого указания закона на регионального оператора может быть возложена обязанность по устранению только тех нарушений, которые допущены данным хозяйствующим субъектом. Доказательств совершения региональным оператором действий, находящихся в пределах его ответственности и свидетельствующих о неоказании услуги по обращению с ТКО, не представлено.
В этой связи услуги считаются оказанными региональным оператором в полном объеме и, соответственно, принятыми потребителем без возражений и подлежащими оплате.
Само по себе отсутствие направления актов оказанных услуг ответчику не является обстоятельством, освобождающим от оплаты фактически оказанных услуг.
Как указывалось ранее, на основании п. 6 договора в случае неполучения платежных документов потребитель производит оплату самостоятельно на основании договора либо может обратиться в адрес регионального оператора для получения дубликата платежного документа.
При той степени заботы и осмотрительности, которая предполагается в гражданских правоотношениях, ответчик должен был знать об обязанности по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО.
Согласно произведенному истцом расчету задолженность за оказанные услуги за период с 29.03.2021 по 31.07.2021 составила 19 579 руб. 09 коп. (л.д. 8).
Ответчик оспорил расчет истца, по его расчету исходя из объема контейнера 0,75 куб.м. сумма задолженности за период с 29.03.2021 по 31.07.2021 составляет 2 979,44 руб. (при графике вывоза 2 раза в месяц, а не 3 раза в неделю).
Вместе с тем, как уже указывалось ранее, 26.03.2021 именно ООО "Винсент" направило в адрес регионального оператора заявку на изменение условий договора N 19 ЭТ-260 Ц от 01.01.2019, согласно которой вывоз контейнера объемом 0,75 куб.м. производится 3 раза в неделю вместо 2 раз в месяц (л.д. 17).
Письмом от 30.03.2021 N 1337 АО "Экотехнологии" направило в адрес ООО "Винсент" оригиналы подписанных со стороны регионального оператора договора N 21 ЭТ-121 Ц от 26.03.2021 и дополнительного соглашения N 7 от 26.03.2021 к договору N 19 ЭТ-260 Ц от 01.01.2019, которые получены потребителем 01.04.2021 (л.д. 89, 91 - 92).
Таким образом, метод расчета объема ТКО, исходя из норматива накопления ТКО, прекращен и изменен на расчет исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (1 контейнер, 3 раза в неделю).
Ответчик реализовал свое право на избрание способа коммерческого учета - исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (определение ВС РФ N 301-ЭС22-12390 от 18.10.2022).
В материалы дела представлен заключенный между АО "УК Центрального района" и ООО "Винсент" договор на право размещения контейнера для ТКО N 1614/АКП/21 от 01.03.2021 (2 экземпляра).
Согласно экземпляру договора ООО "Винсент" (л.д. 30) его предметом являются взаимоотношения сторон в процессе пользования контейнерной площадкой, расположенной по адресу: г. Воронеж, ул. Морозова, д. 12, для размещения 1 контейнера объемом 0,75 куб.м., принадлежащего ООО "Винсент", для отходов ТКО с графиком вывоза 3 раза в неделю (п. 1.1).
Как следует из второго экземпляра договора (штамп принадлежности какой-либо стороне отсутствует), график вывоза ТКО - 2 раза в месяц (л.д. 76 - 77).
В материалах дела имеется заявка ООО "Винсент" от 30.03.2021 N 35 на заключение договора (л.д. 78). Вместе с тем, доказательств ее направления в адрес АО "Экотехнологии" не представлено, при этом, как указывалось ранее, региональный оператор письмом от 30.03.2021 N 1337 направил в адрес ООО "Винсент" оригиналы подписанных со стороны АО "Экотехнологии" договора N 21 ЭТ-121 Ц от 26.03.2021 и дополнительного соглашения N 7 от 26.03.2021 к договору N 19 ЭТ-260 Ц от 01.01.2019 на основании заявки от 26.03.2021.
Ответчиком не представлено аргументированных возражений, а также доказательств, опровергающих доводы истца о наличии указанной задолженности.
На основании вышеизложенного, поскольку доказательств погашения задолженности ответчиком в материалы дела не представлено, суд правомерно взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по договору N 21 ЭТ-121 Ц от 26.03.2021 в размере 19 579,09 руб.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны состоятельными по ранее изложенным основаниям, а также в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Довод заявителя жалобы о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 21 ЭТ-121 Ц от 26.03.2021 является незаключенным в связи с его ненаправлением потребителю и неподписанием ООО "Винсент", является несостоятельным, поскольку данный договор является публичным и считается заключенным на условиях типового договора. Кроме того, из материалов дела усматривается, что ООО "Винсент" получило данный договор 01.04.2021.
Довод ответчика о том, что норматив накопления ТКО для категории "промтоварные магазины", утвержденный приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.04.2018 N 78, отменен, подлежит отклонению, поскольку пунктом 12 договора сторонами согласован метод расчета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Ссылка заявителя жалобы на необходимость оставления искового заявления без рассмотрения необоснованна.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что в производстве арбитражного суда, суда общей юрисдикции, третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Однако в основу настоящего иска положен договор N 21 ЭТ-121 Ц от 26.03.2021, а основание искового заявления в рамках дела N А14-4034/2022 - договор N 19 ЭТ-260 Ц от 01.01.2019.
При этом суд области правомерно отклонил ходатайство ООО "Винсент" о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, поскольку доводы ответчика фактически сводятся к несогласию с правовой позицией истца. ООО "Винсент" не раскрыты дополнительные обстоятельства и не представлены дополнительные доказательства, которые не могут быть исследованы судом в порядке упрощенного производства по делу. Какие-либо иные обстоятельства, установленные ч. 5 ст. 227 АПК РФ и препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, судом не установлены.
Согласно обычному общеисковому стандарту доказывания (с равными возможностями спорящих лиц по сбору доказательств и при отсутствии сговора сторон об утаивании какой-либо информации от суда) суд принимает решение в пользу того лица, чьи доказательства преобладают над доказательствами процессуального противника (стандарт доказывания, именуемый "баланс вероятностей", "перевес доказательств" или "разумная степень достоверности") (пункт 5 статьи 393 ГК РФ, статья 7.4.3 Принципов международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА), определения ВС РФ N 305-ЭС17-4004(2) от 27.12.2018, N 305-ЭС16-18600(5-8) от 30.09.2019.
Представление суду утверждающим лицом подобных доказательств, не скомпрометированных его процессуальным противником, может быть сочтено судом достаточным для вывода о соответствии действительности доказываемого факта для целей принятия судебного акта по существу спора.
При рассмотрении дела суд обоснованно исходил из преобладания доказательств, подтверждающих обоснованность требований истца, над возражениями ответчика.
Доказательств того, что ТКО вывозились (могли вывозиться) какой-либо иной организацией на основании заключенного договора, ответчиком не представлено.
Факт осуществления предпринимательской деятельности в указанном объекте недвижимости в спорный период ООО "Винсент" по существу не опровергло. Двухсторонний договор на оказание услуг сторонами подписан не был, однако с учетом характера спорных правоотношений является заключенным. Таким образом, вышеуказанный магазин генерировал ТКО, которые должны были быть вывезены региональным оператором (АО "Экотехнологии") в установленном законом порядке. Доказательства вывоза ТКО представлены истцом в материалы дела. Исходя из вышеизложенного, фактически оказанные услуги должны были быть оплачены.
Кроме того, учитывая местонахождение объекта ответчика, его целевое назначение, следует сделать вывод, что функционирование объекта ответчика без образования отходов и их вывоза не представляется возможным. Спорные услуги в соответствии с требованиями закона ответчику мог оказать только истец. Само по себе наличие возражений о неоказании услуг истцом не может быть признано обоснованным, поскольку документально не подтверждено.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение ВС РФ N 309-ЭС15-13978 от 26.02.2016), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов. Тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с ТКО, по существу, представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с ТКО всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации. Неоплата лицом, генерирующим ТКО, услуг регионального оператора ведет к срыву достижения целей реформы регулирования обращения с ТКО.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах, которые не были ранее заявлены и проверены судом первой инстанции, позволяющих отменить обжалуемое решение, в апелляционной жалобе не содержится.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 19.07.2022 (рез. часть от 04.07.2022) по делу N А14-4452/2022 (с учетом определения об исправлении опечатки от 01.08.2022), рассмотренному в порядке упрощенного производства, не имеется.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
Руководствуясь статьями 266 - 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.07.2022 (рез. часть от 04.07.2022) по делу N А14-4452/2022 (с учетом определения об исправлении опечатки от 01.08.2022), рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Винсент" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4452/2022
Истец: АО "Экотехнологии"
Ответчик: ООО "Винсент"