город Самара |
|
28 октября 2022 г. |
Дело N А55-16425/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Митиной Е.А., судей Романенко С.Ш., Ястремского Л.Л. при ведении протокола секретарем судебного заседания Тазовой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2022 года по делу N А55-16425/2021 (судья Рогулёв С.В.),
по иску Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
о взыскании убытков,
третьи лица: 1. Министерство образования и науки Самарской области; 2. МБДОУ детский сад N 73 "Дельфин" городского округа Тольятти; 3. МБДОУ детский сад N 196 "Маячок" городского округа Тольятти; 4. МБДОУ детский сад N 79 "Гусельки" городского округа Тольятти; 5. МБДОУ детский сад N90 "Золотое зернышко" городского округа Тольятти; 6. МБДОУ детский сад N 199 "Муравьишка" городского округа Тольятти; 7. МБДОУ детский сад N 116 "Солнечный" городского округа Тольятти; 8. МБДОУ детский сад N 84 "Пингвин" городского округа Тольятти; 9. МБДОУ детский сад N 167 "Долинка" городского округа Тольятти; 10. Министерство управления финансами Самарской области; 11. Управление Федерального казначейства по Самарской области,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, в котором просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти 9 084 524 руб. 00 коп. убытков, возникших в результате предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья муниципальных образовательных учреждений МБДОУ детский сад N 73 "Дельфин", МБДОУ детский сад N 196 "Маячок", МАДОУ детский сад N 79 "Гусельки", МБДОУ детский сад N 90 "Золотое зернышко", МБДОУ детский сад N 199 "Муравьишка", МБДОУ детский сад N 116 "Солнечный", МБДОУ детский сад N 84 "Пингвин", МБДОУ детский сад N 167 "Долинка", не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальные образовательные учреждения - МБДОУ детский сад N 73 "Дельфин", МБДОУ детский сад N 196 "Маячок", МАДОУ детский сад N 79 "Гусельки", МБДОУ детский сад N 90 "Золотое зернышко", МБДОУ детский сад N 199 "Муравьишка", МБДОУ детский сад N 116 "Солнечный", МБДОУ детский сад N 84 "Пингвин", МБДОУ детский сад N 167 "Долинка", а также Министерство образования и науки Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, Управление Федерального казначейства по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация городского округа Тольятти обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами суда первой инстанции об отнесении полномочий по предоставлению мер поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья к ведению органов местного самоуправления, считает данные полномочия относящимися к ведению Российской Федерации, финансируемыми за счет казны РФ.
В отзывах на апелляционную жалобу Министерство управления финансами Самарской области, Управление Федерального казначейства по Самарской области просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период 01.01.2018 по 31.12.2018 истцом оказывались услуги по предоставлению бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающими в организации, осуществляющей образовательную деятельность в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях МБДОУ детский сад N 73 "Дельфин", МБДОУ детский сад N 196 "Маячок", МАДОУ детский сад N 79 "Гусельки", МБДОУ детский сад N 90 "Золотое зернышко", МБДОУ детский сад N 199 "Муравьишка", МБДОУ детский сад N 116 "Солнечный", МБДОУ детский сад N 84 "Пингвин", МБДОУ детский сад N 167 "Долинка", учредителем которых является муниципальное образование - городской округ Тольятти.
Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа Тольятти исполняет мэрия городского округа Тольятти (в настоящее время - администрация городского округа Тольятти).
Плата за присмотр и уход за детьми, осваивающими общеобразовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Тольятти установлена на 2018 год постановлением мэрии городского округа Тольятти от 07.11.2014 года N 4138-п/1"Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Тольятти, реализующих образовательные программы дошкольного образования", с учетом изменений, внесенных постановлением мэрии городского округа Тольятти от 06.04.2016 N 1059-п/1.
При этом расходы на предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питания, в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Тольятти сформированы в 2018 году из расчета питания за дето-день в размере 58,59 руб. для детей в возрасте до 3-х лет, 73,18 руб. - для детей в возрасте от 3-х до 7 лет.
Размер расходов по предоставлению бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающими в организации, осуществляющей образовательную деятельность за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 составил 9 084 524 руб. 00 коп.
Денежные средства, необходимые для предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающими в организации, осуществляющей образовательную деятельность получены организацией, осуществлявшей обеспечение питанием, в виде субсидии, предусмотренной в бюджете городского округа Тольятти на соответствующий финансовый год (НПА 2018 г.) с прилагаемыми платежными документами.
Учитывая, что порядок возмещения указанных расходов действующим законодательством не установлен, муниципальное образование городской округ Тольятти в спорный период понесло убытки в вышеуказанной сумме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
В пункте 13 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) определено, что организация предоставления названного в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ образования (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Федеральный закон N 131-ФЗ предусматривает, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам, а также могут предоставляться в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 63.1).
Согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного Кодекса РФ (далее - БК РФ) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон N 273-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, содержание которой аналогично положениям подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
При этом в соответствии с частью 2 этой же статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий в том числе по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ и к ним относятся в том числе:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1);
-создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4).
Специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Федерального закона N 273-ФЗ.
Частью 1 указанной статьи установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Согласно части 4 данной статьи обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов органами местного самоуправления.
Федеральный закон N 273-ФЗ, регулируя в статье 34 основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, в пункте 2, непосредственно касающемся мер социальной поддержки и стимулирования, предусмотрел, что обучающиеся питанием обеспечиваются в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В пункте 7 этой же части закреплено право предоставления иных мер социальной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
Учредителем муниципальных бюджетных образовательных учреждений муниципальных бюджетных образовательных учреждений городского округа Тольятти МБДОУ детский сад N 73 "Дельфин", МБДОУ детский сад N 196 "Маячок", МАДОУ детский сад N 79 "Гусельки", МБДОУ детский сад N 90 "Золотое зернышко", МБДОУ детский сад N 199 "Муравьишка", МБДОУ детский сад N 116 "Солнечный", МБДОУ детский сад N 84 "Пингвин", МБДОУ детский сад N 167 "Долинка" является муниципальное образование - городской округ Тольятти, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа Тольятти исполняет мэрия городского округа Тольятти (в настоящее время - Администрация городского округа Тольятти).
Следовательно, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения, в рассматриваемом споре к Администрации городского округа Тольятти.
Истец, выражая несогласие с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе указывает, что полномочия по предоставлению мер поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относятся к полномочиям Российской Федерации, ссылаясь при этом на отсутствие полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ в указанной сфере.
Данные доводы истца подлежат отклонению.
В соответствии с частью 7 статьи 79 Федерального закона N 273 - ФЗ обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Механизм финансового обеспечения данного обязательства Законом об образовании и иными федеральными законами не определен, и соответствующие расходы не отнесены, в том числе, к расходам субъекта Российской Федерации.
Общие вопросы образования, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "е", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 273 - ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий в том числе по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Наличие в Законе об образовании права на предоставление дополнительной поддержки, предусмотренное статьей 8, исключает законодательное закрепление аналогичной обязанности и, соответственно, корреспондирующего ей полномочия.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 273-ФЗ реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Согласно ч. ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.
Пунктом 2 ч.2 ст. 34 Федерального закона N 273-ФЗ закреплено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования в виде обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ.
Частью 7 ст. 79 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Исходя из положений ч.1, ч. 4 ст. 37 Федерального закона N 273-ФЗ, организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Таким образом, источник финансирования расходов по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, зависит от формы собственности образовательной организации.
Поскольку полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, следовательно вопросы связанные с обеспечением питания в образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения, и обеспечение питанием должно производиться за счет средств местного бюджета.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку муниципальное образование городской округ Тольятти является учредителем муниципальных бюджетных учреждений, следовательно и финансирование расходов связанных с обеспечением бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться муниципальным образованием городской округ Тольятти за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, а не за счет казны РФ.
В соответствии с положениями подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации также отнесены вопросы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнародных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих детей ( в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
Согласно п.1 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п.2 данной статьи, осуществляются названными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Таким образом, указанные полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации финансируют самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых муниципальных образованиям в виде субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Средства федерального бюджета в виде субвенций могут дополнительно привлекаться только в порядке и случаях, установленных федеральными законами, в связи с чем не являются основным источником финансового обеспечения указанных полномочий субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.2, в п.5 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, а также принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных БК РФ, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации (абз. 3 и 5 п. 1 ст. 85 БК РФ).
Согласно под.3 п.1 ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с под. 12 п.1 ст. 8 вышеуказанного Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации также отнесена организация социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей, в том числе финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях и частных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей.
Вместе с тем, Федеральный закон N 131-ФЗ предусматривает, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам, также могут предоставляться в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 63.1).
Таким образом, в соответствии с нормами ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ и ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ именно органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях за счет средств субъекта РФ.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, а также с учетом положений Федерального закона N 273-ФЗ, расходы, связанные с обеспечением питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях должны финансироваться за счет средств местного бюджета, поскольку данные расходы являются одной из форм общегосударственных конституционных гарантий доступности получения начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, реализуемой в том числе, и органами местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, в соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона N 131-ФЗ, ст. 37, ст. 79 Федерального закона N 273-ФЗ, предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях, не проживающими в организации, возложено именно на органы местного самоуправления, следовательно финансирование вышеуказанных расходов должно осуществляться городским округом Тольятти за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, а не за счет казны РФ.
В соответствии со статьей 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно статье 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ);
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Таким образом, вопрос выделения из областного бюджета средств на финансовое обеспечение расходных обязательств связан исключительно с наличием у субъекта Российской Федерации собственных или переданных от Российской Федерации полномочий.
Из объяснений Министерство управления финансами Самарской области следует, что Самарская область соответствующими полномочиями не наделялась, субвенции на осуществление данных полномочий из федерального бюджета бюджету Самарской области в указанный период не предоставлялись.
С учетом вышеизложенного, расходы в соответствии с частью 7 статьи 79 Закона об образовании не могут быть отнесены к расходам Самарской области, поскольку действующим законодательством не предусмотрены полномочия субъекта РФ по финансовому обеспечению таких расходов, а являются вопросом местного значения.
К аналогичным выводам пришли суды при рассмотрении дела N А55-36055/2020.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2022 года по делу N А55-16425/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Митина |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16425/2021
Истец: городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти
Ответчик: в лице Министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: Министерство образования и науки Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 79 "Гусельки" городского округа Тольятти, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 116 "Солнечный" городского округа Тольятти, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 167 "Долинка" городского округа Тольятти, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 196 "Маячок" городского округа Тольятти, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 199 "Муравьишка" городского округа Тольятти, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 73 "Дельфин" городского округа Тольятти, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 84 "Пингвин" городского округа Тольятти, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N90 "Золотое зернышко" городского округа Тольятти, Управление Федерального казначейства по Самарской области