г. Владимир |
|
28 октября 2022 г. |
Дело N А79-6080/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Фединской Е.Н., без вызова сторон, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Олаева Владимира Михайловича на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.08.2022 по делу N А79-6080/2022, принятое в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр" (ОГРН 1142130001430, ИНН 2130132322) к индивидуальному предпринимателю Олаеву Владимиру Михайловичу (ОГРНИП 310213018200064) о взыскании 263 747 руб. 51 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр" (22.08.2022 в ЕГРЮЛ внесены изменения о смене наименования на общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик Чувашия") (далее - ООО "Ситиматик Чувашия", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Олаеву Владимиру Михайловичу (далее - Предприниматель, ответчик) о взыскании 263747 руб. 51 коп., 199930 руб. 66 коп. долга, а также пени за период с 01.10.2022 и далее по день фактической оплаты долга.
Исковое требование мотивировано ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в период с 01.01.2019 по 30.04.2022 в отношении 367 кв. м. помещения N 1, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Ф. Гладкова, д. 34.
Решением от 26.08.2022 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии исковые требования удовлетворил частично; взыскав с Предпринимателя в пользу ООО "Ситиматик Чувашия" 263 747 руб. 51 коп. долга по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанных в период с 01.01.2019 по 30.04.2022 в отношении 367 кв. м. помещения N 1, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Ф. Гладкова, д. 34. в соответствии с договором от 18.04.2022 N ДПИФ-1632, 8275 (восемь тысяч двести семьдесят пять) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель обращает внимание, что ответчику на праве собственности принадлежит нежилое помещение N 1 в доме N 34 по ул. Ф. Гладкова г. Чебоксары общей площадью 456.4 кв.м. Часть помещения площадью 89.4 кв.м. передана в аренду ООО "Лабиринт Волга", который самостоятельно заключил договор с истцом.
Услуги по вывозу ТБО на оставшуюся площадь в размере 367 кв.м., истцом не доказаны, поскольку у ответчика не было необходимости вывозить мусор, так как его просто не было, как и не было контейнера, куда он мог бы складываться.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность оспариваемого судебного акта.
Ответчик в возражениях на отзыв указал на необоснованность приравнивание оказание услуг по вывозу ТКО к плате за жилое помещение и коммунальным услугам.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики с 01.10.2018 в Чувашской Республике введена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По итогам открытого конкурса статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики получил истец -ранее ООО "МВК "Экоцентр".
Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики заключено 27.04.2018 между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и ООО "МВК "Экоцентр".
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641" (далее -Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Указанные действия были осуществлены ООО "МВК "Экоцентр" посредством размещения предложения в газете "Вести Чувашии" 06.10.2018 N 39 (1610) и на своем официальном сайте http://www.mvkecocenter.ru/.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Истцом подготовлен и направлен ответчику договор от 18.04.2022 N ДПИФ-1632-2418 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, объектом отходообразователя которых является нежилое помещение (универсальный магазин), площадью 367 кв.м., расположенный по адресу: г. Чебоксары, ул. Федора Гладкова, д. 34.
Подписанный экземпляр договора истцу ответчиком не возвращен.
Поскольку ответчиком в срок, установленный Правилами N 1156, ответ не направлен, суд правомерно пришел к выводу о том, что договор между сторонами на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с пунктом 8 (15) Правил N 1156 считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
Региональный оператор является обязанной стороной, профессионально осуществляющей деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Типовой формой договора N ДПЮЛ- на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор) региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.2 договора объем твердых коммунальных отходов, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, а также информация в графическом виде о размещении мест накопления ТК и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.
Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Оплата по настоящему договору производится на основании акта выполненных работ (оказанных услуг), который в 2 экземплярах направляется региональным оператором потребителю в течение 5 рабочих дней по истечении расчетного периода в порядке, установленном разделом 11 договора. Потребитель обязан в течение 5 дней с момента получения указанных актов выполненных работ (оказанных услуг) подписать их и направить один экземпляр подписанного акта выполненных работ (оказанных услуг) Региональному оператору (пункт 2.1 договора).
Расчет размера платы за услугу осуществляется в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 2.2 договора.
Согласно пункту 2.4 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Исходя из условий раздела 5 договора, учет объема твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505), расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 14.11.2017 N 03/1-03/1012 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики", выраженных в количественных показателях объема.
Пунктом 1.4 договоров установлено, что датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 10.1 договора он вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2022.
По условиям пункта 10.2 договора в случае, если за один месяц до истечения срока действия данного договора ни одна из сторон не заявит о прекращении, об изменении или заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, срок его действия продлевается на тот же срок и на тех же условиях, но не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
Постановлениями Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 06.12.2018 N 109-30/в, от 29.11.2019 N118-214/в, от 10.07.2020 N 314-8/В установлен предельный единый тариф для оказания услуг региональным оператором на территории Чувашской Республики. На 2019 год составляет для потребителей, кроме населения, за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 374 руб. 76 коп. за куб.м. без НДС, за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 -380,02 руб./куб.м. без НДС, за период с 21.07.2020 по 31.06.2021 - 382,3, с 01.07.2021 - 395,26 руб./куб.м. без НДС.
В связи с тем, что учет ТКО в целях осуществления расчетов с потребителями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" производится исходя из количественных показателей объема, а тариф на услугу Регионального оператора в спорный период установлен исходя из массы ТКО, расчет платы за услугу по обращению с ТКО производится с применением плотности ТКО, утвержденной приказом Минстроя Чувашии от 14.11.2017 N 03/1-03/1012.
Объект ответчика относится к категории 2.3 "универсальный магазин", для которого согласно приказу Минстроя Чувашии от 14.11.2017 N 03/1-03/1012 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики" установлена плотность ТКО 0,148 т/куб.м.
В период с 01.01.2019 по 30.04.2022 истцом ответчику оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами на общую сумму 263 747 руб. 51 коп., на оплату выставлены счета, счета-фактуры, оформлены акты на указанную сумму.
28.04.2022 истец направил ответчику досудебную претензию N 2124 с требованием оплатить задолженность.
В ответ на данную претензию ответчик письмом от 13.05.2022 указал, что им хозяйственная деятельность не ведется по указанному адресу, арендатором заключен договор от 01.10.2018 N ДПЮЛ-343.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных истцом услуг и оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статьям 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Пунктами 16 и 20 типового договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по контракту и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В рассматриваемом деле, оспаривая факт оказания услуг, ответчик не представил доказательства того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами истцом в заявленном объеме не оказывались либо фактически оказаны иной организацией, доказательств оплаты оказанных услуг в полном объеме не представил.
Учитывая, что добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается и потребитель в порядке, установленном пунктами 16 и 20 договора, не заявлял о выявленных нарушениях в работе регионального оператора, оснований полагать, что ООО "МВК "Экоцентр" не исполняло обязательства перед потребителем по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов отсутствуют.
Истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО) и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Чувашской Республики.
Оказание региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
Факт оказания услуг подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения региональным оператором договорных обязательств перед потребителем, отсутствия у последнего обязательства по оплате услуг в заявленной истцом сумме либо их оплаты, наличие задолженности в меньшем размере, в том числе вследствие неоказания услуг или оказания их в меньшем объеме, доказательства внесения платы в нормативно определенном размере не представил.
Представленный расчет задолженности произведен истцом в соответствии с условиями договора.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности требования истца о взыскании долга за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.04.2022 в заявленном размере.
Доводы ответчика о неоказании истцом спорной услуги, а также о том, что ответчиком хозяйственная деятельность не ведется по указанному адресу и об отсутствии контейнеров для сбора ТКО, судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены в силу следующего.
Истец является единственным региональным оператором по обращению с ТКО на территории Чувашской Республике, осуществляет сбор и транспортирование ТКО со всех мест накопления ТКО, расположенных на территории республики. Фактически заключение договора на обращение с ТКО с лицом, не являющимся региональным оператором, не возможно.
Ответчик не представил доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства; заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором.
Доводы ответчика о том, что услугами по вывозу ТКО он не пользуется, не освобождают его от несения расходов по оплате за указанные коммунальные услуги, поскольку материалами дела подтверждается, что он (истец) является собственником жилого помещения, на нем как на участнике жилищных отношений лежит бремя расходов на содержание жилого помещения и оплаты коммунальных услуг, а также расходов по обращению ТКО.
Ответчик не может быть освобожден от оплаты услуг по обращению с ТКО за период, заявленный в исковом заявлении, по причине отсутствия контейнера на контейнерной площадке. Отсутствие контейнера не освобождает собственника ТКО от внесения платы за услуги Регионального оператора и не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, напротив, говорит о неконтролируемом складировании собственниками своих ТКО на общедоступные площадки в контейнеры иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору.
Кроме того, создание и содержание мест накопления ТКО не относится к компетенции регионального оператора, с заявлениями по вопросу об установке контейнерной площадки в необходимом ему месте в администрацию ответчик не обращался.
Иной подход противоречил бы требованиям пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Отказывая в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика неустойки за период с 01.10.2022 и далее по день фактической оплаты долга, суд правомерно исходил из того, что пунктом 1 постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, вступившим в силу с 01.04.2022, введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. С учетом положений, предусмотренных п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Соответственно, после окончания срока моратория и в случае непогашения задолженности по настоящему делу, истец вправе обратиться с иском о взыскании пени на непогашенную задолженность, за исключением периода моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены по вышеизложенным основаниям.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.08.2022 по делу N А79-6080/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Олаева Владимира Михайловича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Фединская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6080/2022
Истец: ООО "МВК "Экоцентр"
Ответчик: ИП Олаев Владимир Михайлович
Третье лицо: ГУ Управление по вопросам миграции МВД России по Чувашской Республике, ООО "Ситиматик Чувашия"