г. Москва |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А40-92181/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства сельского хозяйства России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2022 по делу N А40-92181/22,
по заявлению ООО "ЭМ-БИОТЕХ"
к Министерству сельского хозяйства России,
третье лицо - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,
о признании заключения экспертизы незаконным;
при участии:
от заявителя: |
Колодий Е.В. по доверенности от 28.06.2022; |
от заинтересованного лица: |
Кузюра В.О. по доверенности от 04.10.2022; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭМ-Биотех" (далее также - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству сельского хозяйства России (далее также - Минсельхоз России) об оспаривании заключения экспертизы результатов регистрационных испытаний агрохимиката "БакСиб" (продукция серии ЭМ) марки: БакСиб Р, БакСиб Ф, БакСиб К N 19/7494 от 15.12.2021, об обязании выдать заключение экспертизы результатов регистрационных испытаний агрохимиката "БакСиб" (продукция серии ЭМ) марки: БакСиб Р, БакСиб Ф, БакСиб К с указанием срока государственной регистрации агрохимиката "БакСиб" (продукция серии ЭМ) марки: БакСиб Р, БакСиб Ф на срок десять лет, а также свидетельство о государственной регистрации агрохимиката "БакСиб" (продукция серии ЭМ) марки: БакСиб Р, БакСиб Ф, БакСиб К на десять лет.
Решением суда первой инстанции от 02.08.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Заинтересованное лицо с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Представитель третьего лица - Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее также - Росприроднадзор), извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ввиду окончания в 2019 г. 10-летнего срока государственной регистрации агрохимиката "БакСиб" (продукция серии ЭМ) марки: БакСиб Р, БакСиб Ф, БакСиб К (далее также - агрохимикат "БакСиб", агрохимикат) Общество подготовило пакет документов, необходимых для получения услуги государственной регистрации агрохимиката на срок 10 лет в Минсельхоз России.
09.04.2019 Обществом получено последнее необходимое заключение - заключение государственной экологической экспертизы проекта технической документации на агрохимикат "БакСиб" (далее также - заключение ГЭЭ), утв. Приказом Росприроднадзора от 09.04.2019 N 145.
Выводы, сделанные экспертной комиссией ГЭЭ, содержат информацию о том, что проект технической документации на агрохимикат соответствует требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, что влияние агрохимиката на компоненты окружающей среды не выйдет за пределы допустимых норм воздействия и что экспертная комиссия ГЭЭ считает возможным реализацию проекта технической документации на агрохимикат "БакСиб" в соответствии с рекомендациями по применению.
В заключении ГЭЭ указан срок действия 2 года, при этом отсутствовал рекомендуемый срок государственной регистрации агрохимиката.
Таким образом, срок действия заключения ГЭЭ истек 09.04.2021.
Как указывает заявитель, в период 2019-2020 гг. из-за экономических последствий, вызванных Ковид-19, Общество несколько раз было на грани банкротства, в связи с чем вопрос получения свидетельства о государственной регистрации агрохимиката в этот период не решался.
31.03.2021 Общество направило в адрес Росприроднадзора письмо с просьбой указать рекомендуемый срок государственной регистрации агрохимиката и продлить срок действия заключения ГЭЭ.
Согласно полученному ответу Росприроднадзора от 28.04.2021 N МК05-02-35/13138 постановлением Правительства РФ от 04.02.2021 N 109 утверждены изменения, которые вносятся в постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году". В соответствии с подп."а" п.16 изменений срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, срок действия которого истекает в период со дня вступления в силу настоящего постановления и до 31.12.2021, продлевается до 31.12.2022, если реализация объекта государственной экологической экспертизы осуществляется без отступления от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, с учетом положений абз.6 п.5 ст.18 Федерального закона "Об экологической экспертизе". При этом внесение изменений в приказы об утверждении заключений о государственной экологической экспертизе в части продления сроков действия заключения не требуется вследствие их продления на основании постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440.
Таким образом, срок действия заключения ГЭЭ был продлен до 31.12.2022.
В связи с тем, что в данном ответе рекомендуемый срок государственной регистрации агрохимиката так и не был указан, 10.05.2021 Общество направило в Росприроднадзор письмо с повторной просьбой указать рекомендуемый срок государственной регистрации агрохимиката.
Согласно полученному ответу Росприроднадзора от 04.06.2021 N МК-05-01-35/17296 требованиями законодательства в области проведения экологической экспертизы не предусмотрено указание рекомендуемого срока к государственной регистрации.
В дальнейшем Общество обратилось в Департамент растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России (далее также - Департамент) за получением услуги государственной регистрации агрохимиката "БакСиб" на срок 10 лет, дополнительно приложив все вышеуказанные ответы Росприроднадзора.
В своем письме от 03.09.2021 N 19/5410 Минсельхоз России указал на необходимость повторного получения Обществом заключения ГЭЭ, приложив в качестве обоснования ответ Росприроднадзора от 31.08.2021 N МК-01-05-29/28985, в котором, как и в вышеперечисленных его ответах, приведена ссылка на постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440, согласно которому срок действия заключения ГЭЭ на агрохимикат продлевается до 31.12.2022.
Ссылка на необходимость повторного получения Обществом заключения ГЭЭ в ответе Росприроднадзора от 31.08.2021 N МК-01-05-29/28985 отсутствует.
29.09.2021 Общество направило в Росприроднадзор письмо (зарегистрировано за номером 64456/35-ГЭЭ), в котором просило представить ответ на вопрос о том, считает ли Росприроднадзор возможным государственную регистрацию агрохимиката на срок 10 лет, либо причины отказа. Кроме того, Общество просило внести соответствующие изменения в Приказ Росприроднадзора от 09.04.2019 N 145 об утверждении заключения ГЭЭ и указать рекомендуемый срок государственной регистрации агрохимиката 10 лет.
В полученном ответе Росприроднадзора от 11.10.2021 N МК-05-01-35/34188 повторно были продублированы те же положения, что и в предыдущих ответах (заключение ГЭЭ продлевается до 31.12.2022, указание рекомендуемого срока государственной регистрации внутренними документами Росприроднадзора не предусмотрено). Ответы на поставленные Обществом вопросы в данном письме отсутствовали.
Указанный ответ Росприроднадзора был направлен Обществом в Минсельхоз России.
15.12.2021 Минсельхоз России направил Обществу по электронной почте заключение экспертизы результатов регистрационных испытаний агрохимиката "БакСиб" от 15.12.2021 N 19/7494 (далее также - заключение экспертизы результатов регистрационных испытаний агрохимиката) и заключение по экспертизе регламентов применения агрохимиката "БакСиб" от 15.12.2021 N 19/7495, подписанные директором Департамента Некрасовым Р.В.
Согласно заключению экспертизы результатов регистрационных испытаний агрохимиката были проведены следующие регистрационные испытания: токсиколого-гигиеническая экспертиза, ГЭЭ, экспертиза регламентов применения агрохимиката.
Несмотря на то, что агрохимикат получил положительные заключения абсолютно всех экспертиз с рекомендациями к государственной регистрации на 10 лет, согласно абз.3 ст.3 заключения экспертизы результатов регистрационных испытаний агрохимиката на основании экспертизы представленных документов по результатам регистрационных испытаний Минсельхоз России рекомендовал агрохимикат к государственной регистрации сроком на 2 года.
25.02.2022 Минсельхоз России выдал Обществу свидетельство о государственной регистрации агрохимиката на срок 2 года, подписанное директором Департамента Некрасовым Р.В.
В Приказе Росприроднадзора от 09.04.2019 N 145 указан срок действия заключения ГЭЭ на 2 года (а не рекомендуемый срок государственной регистрации), и именно он послужил основанием для выдачи Минсельхозом России свидетельства о государственной регистрации агрохимиката на 2 года (вместо 10 лет).
Не согласившись с решением Минсельхоза России, а также в целях решения этого вопроса в досудебном порядке, 15.03.2022 Общество направило в Минсельхоз России заявление об оспаривании решения директора Департамента Некрасова Р.В. с требованием о признании заключения экспертизы результатов регистрационных испытаний агрохимиката незаконным, а также с требованием выдать новое заключение экспертизы результатов регистрационных испытаний агрохимиката и свидетельство о государственной регистрации агрохимиката на срок 10 лет (опись вложения и квитанция об отправке от 15.03.2022).
01.04.2022 Обществом получен ответ Минсельхоза России от 31.03.2022 N 19/1888 с приложением письма Росприроднадзора от 24.03.2022 N МК-05-01-29/8193, в соответствии с которым срок действия положительного заключения экспертной комиссии ГЭЭ проекта технической документации на агрохимикат продлен до 31.12.2023, и иными сведениями о сроке действия заключения Минсельхоз России не располагает.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ЭМ-Биотех" в Арбитражный суд города Москвы.
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия установленной совокупности данных условий.
Согласно ст.12 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, на основе заключений экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов на срок два года в случае необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую среду. В остальных случаях государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет.
Как следует из материалов дела, выдача свидетельства о государственной регистрации агрохимиката сроком на 2 года (вместо 10 лет) Минсельхоз России обосновывает наличием в Приказе Росприроднадзора информации о сроке действия заключения ГЭЭ - 2 года и невозможностью выдать свидетельство о государственной регистрации на срок его превышающий.
Между тем, как усматривается из п.14 Порядка проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, утв. Приказом Минсельхоза России от 12.03.2020 N 124, Минсельхоз России должен проверять именно наличие рекомендаций к государственной регистрации, а не сроки действия заключений и рекомендации, которые должны быть указаны в заключениях, а не в приказах.
Таким образом, судом обоснованно отклонен как не соответствующий представленным в материалы дела документам довод заинтересованного лица о невозможности выдать свидетельство о государственной регистрации агрохимиката на 10 лет ввиду указания в заключении ГЭЭ срока действия 2 года.
Оспариваемое заключение экспертизы результатов регистрационных испытаний агрохимиката не содержит указания на срок действия ни одного заключения, кроме срока действия заключения Росприроднадзора, в отношении остальных органов исполнительной власти указаны рекомендуемые сроки государственной регистрации на 10 лет.
Срок действия заключения указан только в Приказе Росприроднадзора от 09.04.2019 N 145, остальные заключения таких сроков не содержат.
Вопреки мнению заинтересованного лица, основания для оспаривания указанного приказа Росприроднадзора у Общества отсутствовали ввиду отсутствия нарушенных прав и законных интересов заявителя данным приказом.
Отсутствие от Росприроднадзора рекомендаций к государственной регистрации не является препятствием для оказания услуги по государственной регистрации пестицида или агрохимиката, поскольку критерии для определения сроков государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов установлены Федеральным законом от 19.07.1997 N 109-ФЗ.
В заключении ГЭЭ на агрохимикат отсутствовала информация о необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую среду, следовательно, агрохимикат подлежал государственной регистрации на срок 10 лет.
Срок действия заключения ГЭЭ и рекомендуемый срок государственной регистрации не являются тождественными понятиями.
Указанный Росприроднадзором срок действия заключения ГЭЭ - это срок, в течение которого оно может быть предоставлено в Минсельхоз России, а рекомендуемый срок государственной регистрации - это срок, на который орган, выдавший соответствующее заключение, рекомендует осуществить государственную регистрацию агрохимиката.
Тот факт, что Росприроднадзор уже дважды продлевал срок действия заключения ГЭЭ на агрохимикат без проведения каких-либо дополнительных исследований, также свидетельствует о том, что это является сроком, в течение которого заключение может быть предоставлено в Минсельхоз России.
Изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела в первой инстанции доводы заинтересованного лица о пропуске Обществом срока на обращение в суд с настоящим заявлением, а также о законодательно установленной возможности использования агрохимиката только в течение срока действия положительного заключения ГЭЭ нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судом и правомерно отклонены как несостоятельные.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ не усматривает.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и руководствуясь приведенными положениями законодательства, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы, приведенные заинтересованным лицом в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с изложенными в решении выводами суда первой инстанции, иной оценке представленных в дело доказательств и иному толкованию норм права.
При этом данные доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2022 по делу N А40-92181/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92181/2022
Истец: ООО "ЭМ-БИОТЕХ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Росприроднадзор
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-38898/2023
08.02.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-207/2023
25.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-65712/2022
02.08.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-92181/2022