город Москва |
|
28 октября 2022 г. |
дело N А40-243894/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.10.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2022 по делу N А40-243894/21,
по заявлению ООО "Н.Промтехсвязи"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы
третье лицо: ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости"
о признании незаконными действий/решений;
при участии:
от заявителя - Медведев П.Н. по доверенности от 09.11.2021;
от заинтересованного лица - Джилавян Л.А. по доверенности от 29.12.2021;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2022 признаны незаконными действия Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы по определению 15,48 % (6697,97 кв.м.) от общей площади нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0007003:1108 по адресу: Москва, 1-й Дорожный проезд, дом 4 стр. 1, как площади, используемой для размещения офисов, и фиксации данного заключения в п. п. 6.3. - 6.5. акта от 16.08.2021 о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения); по определению 7,25 % (3137,77 кв.м.) от общей площади нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0007003:1108 по адресу: Москва, 1-й Дорожный проезд, дом 4 стр. 1, как площади, используемой для размещения объектов бытового обслуживания, и фиксации данного заключения в п. п. 6.3. - 6.5. акта от 16.08.2021 о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения); по определению 32,64 % (14 126,9 кв.м.) от общей площади нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0007003:1108 по адресу: Москва, 1-й Дорожный проезд, дом 4 стр. 1, как площади, используемой для 4 из 5 размещения объектов торговли, и фиксации данного заключения в п. п. 6.3. - 6.5. акта от 16.08.2021 о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) и на административный орган возложена обязанность в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей в установленном законом порядке путем внесения изменений в акт N 9051185/ОФИ от 16.08.2021 о фактическом использовании здания с кадастровым номером 77:05:0007003:1108 по адресу: Москва, 1-й Дорожный проезд, дом 4 стр. 1 для целей налогообложения.
Административный орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве третьего лица в деле участвует ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости", представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители административного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером: 77:05:0007003:1108, расположенный по адресу: Москва, 1-й Дорожный проезд, дом 4 стр. 1, площадью 43.281,9 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.01.2013.
Инспекцией проведены мероприятия по определению фактического использования помещений принадлежащего заявителю расположенного по указанному адресу, кадастровый номер: 77:05:0007003:1108, площадью 43.281,9 кв.м., о чем составлен акт N 9051185/ОФИ от 16.08.2021 о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) для целей налогообложения.
В результате обследования здания, инспекцией сделан вывод (п. 6.4. акта) о том, что 55,36 % от общей площади здания соответствует целям налогообложения в соответствии со ст. 378.2. Налогового кодекса Российской Федерации: для размещения офисов, объектов бытового обслуживания и объектов торговли.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Статьей 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", на основании п. 2 ст. 375 и ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
На основании ст. 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в ст. 12 ч. 1 и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", постановлением Правительства г. Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения и Методика определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Согласно п. 1.2 данного Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы.
В соответствии с ч. 2.3. ст. 4.1. Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" налогоплательщики уплачивают налог в размере 25 % исчисленной суммы налога в отношении зданий (строений, сооружений), указанных в п. 1 ст. 1.1 Закона N 64, если по результатам последних мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных с 1 января года, предшествующего налоговому периоду, за который заявлена налоговая льгота, по 30 июня года указанного налогового периода, установлено, что менее 20 % их общей площади используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с письмом Департамента финансов г. Москвы от 13.07.2015 N 90-01-01-05-126/15 "О налоге на имущество организаций" по вопросу применения льготы по налогу на имущество организаций, установленной п. 2.3 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" основанием для подтверждения льготы является акт обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений инспекции по недвижимости.
Налогоплательщики, являющиеся собственниками здания или помещения в нем, вправе подать заявление в инспекцию по недвижимости о проведении мероприятий по определению вида фактического использования здания в целях предоставления льготы.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения определен постановлением Правительства г. Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающим размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка). Вместе с тем, действия инспекции по недвижимости не соответствуют положениям и требования постановления Правительства г. Москвы N 257- ПП и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 1.2. Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы с привлечением подведомственного ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (ГБУ г. Москвы "МКМЦН").
Разделом 3 Порядка дана правовая регламентация проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий и нежилых помещений для целей налогообложения.
Установлено, что осмотр зданий проводится сотрудниками ГБУ г. Москвы "МКМЦН" по установленной методике с применением фото- и видеосъемки в целях фиксации: фактического использования здания; информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, -указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Из положений раздела 3 Порядка следует, что осмотр здания проводится лично сотрудником ГБУ "МКМЦН" с установлением фактического использования помещений, находящихся в здании.
Положений, допускающих частичный осмотр здания или составление фототаблицы в отношении отдельных помещений здания, Порядок не содержит.
В случае недопуска сотрудника ГБУ г. Москвы "МКМЦН" в здание или отдельные его помещения, акт оформляется в соответствии с положениями п. 3.6. Порядка с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников ГБУ г. Москвы "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
В материалы настоящего дела представлен акт инспекции от 16.08.2021, согласно разделу 1.4 которого мероприятие проведено с доступом в нежилое здание. Обстоятельства, препятствующие доступу сотрудников ГБУ г. Москвы "МКМЦН", не выявлены.
Мероприятие по установлению фактического использования здания проведено Бариновой И.Е, которая опрошена судом первой инстанции, в ходе опроса ею подтверждено то, что она действительно осматривала здание с кадастровым номером 77:05:0007003:1108, однако частично - только помещения автосалонов, доступ к которым обеспечен с 1-го Дорожного проезда.
Заявителем представлены расчет площадей, осмотренных специалистом ГБУ г. Москвы "МКМЦН", а также поэтажные планы с указанием мест осуществления фотосъёмки (том 4 л. д. 56-58), из которых следует, что совокупная площадь таких помещений не превышает 6.200 кв.м., то есть 14,32 % общей площади здания.
Документов, опровергающих такие сведения, инспекцией не представлено.
В ходе опроса специалист ГБУ г. Москвы "МКМЦН" не смогла пояснить причины, по которым осмотр не проводился в отношении иных помещений в здании и ею подготовлена фототаблица, которая в соответствии с п. 3.5. Порядка, должна фиксировать фактическое использование здания.
Из документов следует, что специалистом выполнено 38 фотографий в отношении здания с общей площадью 43.281,9 кв.м., то есть 1 фотография соответствует 1.100 кв.м. здания, что ставит под вопрос достаточность и достоверность такого фотоматериала для составления и подготовки акта Государственной инспекции по недвижимости.
Кроме того, в нарушение требований Порядка, фотографии в акте не носят информативного характера, не позволяют с достоверностью установить, какое именно помещение в здании на них изображено, кем оно используется, в какую группу оно отнесено инспектором, какова его площадь и пр.
Таким образом, осмотр здания проведен специалистом ГБУ г. Москвы "МКМЦН" с нарушением требований Порядка определения фактического использования.
При этом результаты такого осмотра явились основанием для подготовки расчетной части заключения и легли в основу выводов акта от 16.08.2021.
В соответствии с п. 3.5. Порядка определение вида фактического использования здания для целей налогообложения осуществляется инспекцией на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных ГБУ г. Москвы "МКМЦН".
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования в срок не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного мероприятия работник ГБУ г. Москвы "МКМЦН", уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания с приложением соответствующих фотоматериалов.
Подготовленный документ передается на утверждение в инспекцию и подлежит подписанию работниками инспекции.
В ходе рассмотрения дела установлено, что подготовка проекта акта осуществлялась специалистом ГБУ г. Москвы "МКМЦН" Гореловым В.Д., который опрошен судом первой инстанции и из показаний следует, что осмотр здания не проводился, а подготовка документа осуществлялась на основании данных специалиста Бариновой И.Е.
Кроме того, в ходе подготовки документа использовалась документация технического учета - поэтажный план (раздел 3 акта) и экспликация (раздел 4 акта). Таким образом, на основании визуального осмотра здания и данных ТБТИ г. Москвы уполномоченным ГБУ г. Москвы "МКМЦН", а затем и государственным инспектором по недвижимости, сделан вывод о том, что в качестве офисов используется 15,48 % (6.697 кв.м.) общей площади здания, под бытовое обслуживание 7,25 % (3.137,77 кв.м.), а для торговли - 32,64 % (14.126,9 кв.м.) общей площади здания.
Из пояснений заявителя следует, что расчеты специалиста ГБУ г. Москвы "МКМЦН" не являются достоверными.
Вместе с тем, дать какие-либо пояснения по квалификации помещений, фактическому расчету, приведенному в разделах 2 и 6 акта, уполномоченным ГБУ г. Москвы "МКМЦН" Горелов В.Д. не даны, указав, что лишь на то, что данные внесены в формулу без дополнительной проверки.
При сравнительном анализе приведенной информации следует сделать вывод, что описание здания проведено уполномоченным ГБУ г. Москвы "МКМЦН" без учета технической документации, а сам документ не содержит детальную информацию о фактическом использовании здания и помещений в нем.
Описательная часть акта (раздел 2) и расчетная часть акта (раздел 6), подготовленные специалистом ГБУ г. Москвы "МКМЦН", основаны на недостоверной информации и математически не проверяемы.
Таким образом, описание и выводы ГБУ г. Москвы "МКМЦН", приведенные в акте осмотра от 16.08.2021, не находятся в причинно-следственной связи с иными документами и фактическими обстоятельствами, не являются достоверными и достаточными для составления акта Госинспекции по недвижимости.
Из акта от 16.08.2021 следует, что документ подписан главным инспектором Давыдовой Т.В., которая пришла к выводам о том, что 55,36 % общей площади здания используется для целей налогообложения - для размещения офисов, объектов бытового обслуживания и объектов торговли.
Постановлением N 257-ПП даны определения таких объектов недвижимости: - торговый объект - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров; офис - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов; объект организации бытового обслуживания - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), предназначенное и (или) фактически используемое для оказания бытовых услуг, оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания бытовых услуг.
При этом факт передачи помещения в аренду не резюмирует их использование как офис.
Необходимо учесть и то, что учрежденческие помещения не тождественны понятию офис и не позволяют однозначно установить факт использования помещения в целях самостоятельной деловой активности.
При проведении осмотра и составлении акта Государственная инспекция по недвижимости должна выяснить, кем используется и под какие цели, обладают ли такие объекты самостоятельным офисным или торговым назначением.
Если организация осуществляет в таких помещениях самостоятельную коммерческую активность (банк, страховая, юридическая компания), то такое помещение является офисом.
Если же помещения не имеют самостоятельного офисного назначения, а являются кабинетами (производственной, промышленной, складской, медицинской, образовательной и пр.), то такие помещения нельзя относить к офисам.
Указанные требования не учтены инспекцией при составлении акта - описание и выводы не содержат указание на нумерацию комнат, в которой осуществляется деятельность, соответствующая ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, выявленные признаки помещения офисного (бытового, торгового) назначения, кем используется и под какие цели, обладают ли такие объекты самостоятельным офисным назначением.
Помещения не осматривались специалистами ГБУ г. Москвы "МКМЦН", соответствующая информация отсутствует в документах технического учета.
В акте от 16.08.2021 отсутствуют сведения о конкретных комнатах, в которых выявлены признаки офисного использования, а равно сами признаки или какое-то иное обоснование отнесения таких помещений к офисным.
Таким образом, составление и подписание акта осуществлялось государственным инспектором формально, без должной проверки полученных документов.
Выводы акта от 16.08.2021 противоречат выводам акта инспекции от 30.06.2020.
В материалы дела представлен акт инспекции по недвижимости от 2020, согласно которому лишь 19,43 % здания используется под цели налогообложения, из них 5,61 % составляют офисы, 7,25 % - бытовое обслуживание и 6,58 % - торговля.
В акте 2020 представлен фотоматериал (стр. 11-52 акта), которым зафиксировано фактическое использование помещений заявителя на всех этажах и всех зонах - представлен центральный вход в здание (стр. 44 акта), административные помещения (11-14), торговые, складские и пр.
Акт от 30.06.2020 содержит указание на фактических пользователей торговых помещений, производственного и образовательного характера, более детализирован, позволяет сделать достоверные выводы о фактическом использовании здания.
Соответствующая информация в акте 2021 отсутствует.
Выводы акта противоречат заключению кадастрового инженера от 20.06.2022.
Заявителем подготовлено обращение в ООО "Центр геодезических и кадастровых услуг" с целью установления фактического использования здания на данный момент и получения соответствующего заключения кадастрового инженера.
Заключение кадастрового инженера содержит план земельного участка, подробный фотоматериал, из которого следует вывод о том, что фототаблица акта от 16.08.2021 выполнены в отношении части здания, между КПП-2 и КПП-4.
На основании визуального осмотра помещений здания кадастровым инженером сделан вывод - по 100 % соотношению общая полезная площадь здания распределена следующим образом: склады - 54,5 %; ремонтные цеха - 14,9 %; административные помещения - 13, 6%; торговые помещения - 8,7 %; паркинг-7,1 %; автомойка - 0,6 %; офисные помещения - 0,4 %; кафетерий - 0,3 %.
Таким образом, здание с кадастровым номером 77:05:0007003:1108 по адресу: Москва, Чертаново Центральное, проезд Дорожный 1-й, дом 4, стр. 1, по фактическому использованию площадей помещений, согласно подсчетам в Таблицах 1-6, имеет в преимущественно производственно-складское назначение.
Среди полезной площади, согласно Таблице 7, занимают преимущественно складские помещения - 54,5 % полезной площади.
Выводы кадастрового инженера согласуются с выводами государственного инспектора указанные в акте 2020, пояснениями и расчетами самого заявителя.
С учетом заключения кадастрового инженера о фактическом использовании здания, подготовленном в соответствии с Порядком и Методикой, в акте допущены нарушения и несоответствия.
Таким образом, действия Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы являются незаконными и в целях устранения нарушений прав и законных интересов общества следует инспекции внести изменения в акт от 16.08.2021 на основании фактических сведений, полученных специалистами ГБУ г. Москвы "МКМЦН" в ходе осмотра здания, к торговым площадям следует отнести 3.334,3 кв.м. (7,7 % общей площади здания), а именно: 841,5 кв.м. (салон Фольксваген, фото N 4-9); 426,6 кв.м. (Салон Шкода, фото N 14-17); 731,2 кв.м. (салон КИА, фото N3-30); 240,8 кв.м. (Trade-In, фото N 34- 35); 1.094,2 кв.м. (Шоурум Trade-In, фото N 36-38). К помещениям общественного питания следует отнести кафе (фотография N 32, помещение N 180 площадью 56 кв.м. - 0,12 % общей площади здания). К помещениям бытового обслуживания следует отнести: ремонтная зона Фольксваген (фотографии N 10-12, помещения 153 и 157 площадью 583,7 и 333,2 кв.м. соответственно); ремонтная зона и мойка КИА (фотографии N 19-21, помещения 171, 197 и 203 площадью 156, 865,3 и 893 кв.м. соответственно).
Итого: 2.831,2 кв.м., что составляет 6,5 % общей площади здания.
Инспекцией не учтены фактические виды использования здания, которые имели место быть.
Судом установлено, что незаконные действия инспекции по недвижимости нарушают права и интересы заявителя, признавая, что заявитель использует более 15,48 % от общей площади нежилого здания, как площади, используемой для размещения офисов, - 7,25 % от общей площади нежилого здания как площади, используемой для размещения объектов бытового обслуживания, - 32,64 % от общей площади нежилого, как площади, используемой для 4 из 5 размещения объектов торговли, инспекция по недвижимости лишает истца права на получение налоговой льготы.
Доказательств, опровергающих доводы заявителя, инспекцией не представлены.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2022 по делу N А40-243894/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-243894/2021
Истец: ООО "Н.ПРОМТЕХСВЯЗИ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ