г. Москва |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А40-58132/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО Фирма "Проконсим"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.09.2022 по делу N А40-58132/2022
по заявлению: закрытого акционерного общества Фирма "Проконсим"
к Московской областной таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Соколова С.А. по доверенности от 30.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 09.09.2022, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований закрытого акционерного общества Фирма "Проконсим" (заявитель, Общество) о признании незаконным и отмене постановления Московской областной таможни (таможенный орган, МОТ) от 22.02.2022 по делу N 1001300-001354/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, заменив наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
До начала судебного разбирательства представитель ЗАО Фирма "Проконсим" направил в суд апелляционной инстанции ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с подачей кассационных жалоб на постановления, по которым штраф оставлен в силе.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание изложенные обстоятельства, а также отсутствие ходатайств иных участников процесса об отложении судебного заседания, приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах отложение рассмотрения жалобы приведет к необоснованному затягиванию дела, с учетом общего срока его рассмотрения, в связи с чем, не усматривает правовых оснований для отложения судебного разбирательства и, на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении ходатайства.
Представитель таможенного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, заслушав представителя таможенного органа, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда первой инстанции не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из фактических материалов дела, постановлением Московской областной таможни от 22.02.2022 по делу N 1001300-001354/2022 Заявитель был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Полагая указанные постановление незаконным, ЗАО Фирма "Проконсим" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии и доказанности в деянии заявителя всех элементов состава вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем, не усмотрев существенных нарушений процессуальных требований, признал постановления Инспекции законными и обоснованными, отказав в удовлетворении заявленных требований. Необходимых условий для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ арбитражным судом не установлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае, судом выполнены предписания указанной нормы права.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, 19.03.2021 ЗАО ФИРМФ "ПРОКОНСИМ" в Московскую таможню с использованием ЭЦП представило статистическую форму учета перемещения товаров (далее - статистическая форма): системный номер ED20210319104303441 (регистрационный номер 10129000/190321/С361051).
Согласно указанной статистической форме в феврале 2021 года осуществлен вывоз товаров общей стоимостью 933800.00 рублей из Российской Федерации на территорию Республики Беларусь. Товары были отправлены в адрес ООО "ЛМК" (212030, Республика Беларусь, г. Могилев, ул. Первомайская, д. 20Б-1,каб. 5).
Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 254, части 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в функции (обязанности) таможенных органов, среди прочего, входит ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистическим формам учета перемещения товаров и иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистические формы учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации (ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 ст. 278 Закона N 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с п. 12 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила) таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
В соответствии с п. 9 Правил на ЗАО ФИРМА "ПРОКОНСИМ" возложена обязанность по представлению в таможенный орган статистических форм не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
На основании изложенного, дата представления ЗАО ФИРМА "ПРОКОНСИМ" статистической формы за отчетный период с 01,02.2021 по 28.02.2021 установлена не позднее 15.03.2021 включительно.
Таким образом, с 16.03.2021 обязанность по представлению статистической формы в установленный срок считается не исполненной.
Статистическая форма за отчетный период 01.02.2021 по 28.02.2021 ЗАО ФИРМА "ПРОКОНСИМ" в таможенный орган представлена 19.03.2021, что является нарушением установленного срока.
В соответствии с п. 16 Правил, утвержденных Постановлением N 891 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ об административных правонарушениях.
За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП России.
За повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного 4.1 ст.19.7.13 КоАП России предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.2 ст.19.7.13 КоАП России.
В соответствии с информацией, полученной из КПС "Правоохрана - Административные правонарушения" ЗАО ФИРМА "ПРОКОНСИМ" ранее в срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ, административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 19.7.13 КоАП РФ, не подвергалось.
Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное деяние, выраженное в несвоевременном представлении статистической формы в таможенный орган.
Субъектом административного правонарушения является ЗАО ФИРМА "ПРОКОНСИМ".
Из обстоятельств дела, в их совокупности, следует, что ЗАО ФИРМА "ПРОКОНСИМ" обязано было своевременно представить таможенному органу статистическую форму учета перемещения товаров до 13.02.2021. Для надлежащего исполнения установленной обязанности ЗАО ФИРМА "ПРОКОНСИМ" могло и должно было своевременно представить таможенному органу статистическую форму.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении АД если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Вина ЗАО ФИРМА "ПРОКОНСИМ" состоит в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом своих обязанностей, отсутствии факта реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не приняло всех зависящих от него мер к ее выполнению.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФНС России, ЗАО ФИРМА "ПРОКОНСИМ" в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не состоит.
Дата совершения административного правонарушения - 19.03.2021.
Место совершения административного правонарушения - Московская таможня (117647, Москва, Профсоюзная ул., д. 125).
Исходя из изложенного, установлено, что ЗАО ФИРМА "ПРОКОНСИМ" 19.03.2021 представило в Московскую таможню статистическую форму учета перемещения товаров за отчетный период с 01.02.2021 по 28.02.2021 с нарушением установленного срока, что подтверждается следующими доказательствами: копией статистической формы системный номер ED20210319104303441 (регистрационный номер 10129000/190321/С361051) и другими доказательствами, находящимися в материалах дела об АП.
Данные обстоятельства, как обоснованно заключил суд, свидетельствуют о наличии в деянии общества объективной стороны вменяемого правонарушения.
Суд констатировал, что субъектом вменяемых правонарушений может выступать любое российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Доводы общества сводятся к доводам о необходимости замены штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ, которые правомерно отклонены судом в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Вместе с тем, суды установили, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства общество исключено из данного реестра 10.08.2020.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Вместе с тем суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии такой совокупности обстоятельств.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании судом апелляционной инстанции не рассматривался.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.09.2022 по делу N А40-58132/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58132/2022
Истец: ЗАО ФИРМА "ПРОКОНСИМ"
Ответчик: Московская областная таможня ФТС РФ