г. Москва |
|
28 октября 2022 г. |
Дело N А40-113443/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2022 по делу N А40-113443/22, по заявлению ФГБУК "Агентство по управлению и использования памятников истории и культуры" к Управлению Росреестра по Москве,
третьи лица: 1) ООО "ТЭМП ТАИНГ", 2) Министерство культуры РФ, 3) Росимущество, о признании, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Щербакова О.В. по доверенности от 27.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
Скиперский А.С. по доверенности от 17.01.2022; |
от третьих лиц: |
1. Смирнов Е.Г. по доверенности от 10.02.2022, 2. Решетников Д.К. по доверенности от 23.06.2022, 3. не явился, извещен |
УСТАНОВИЛ
ФГБУК "Агентство по управлению и использования памятников истории и культуры" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Москве от 20.04.2022 года N КУВД-001/2022-916713/3.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Росреестра поддержал апелляционную жалобу.
Представитель заявителя, третьего лица в судебном заседании поддержали решение суда.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, между Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее -Агентство) и Обществом с ограниченной ответственностью "ТЭМП ТАИНГ" был заключен договор аренды от 21.12.2021 N 01-1/21-09 (далее - Договор) нежилого здания, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Покровка, д. 38, стр. 5, общей площадью 247 кв. м (далее - Объект), сроком до 21.12.2046.
Договор был заключен на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) от 06.09.2021 N 1470.
В настоящее время на Объект зарегистрировано право собственности Российской Федерации (запись в ЕГРН от 27.01.2014 N 77-77-12/001/2014-214) и право оперативного управления Агентства (запись в ЕГРН от 14.12.2015 N 77-77/012-77/012/049/2015-832/1).
Согласно п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
14.01.2022 Агентство обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - Управление) с заявлением N MFC-0558/2022-45201 (КУВД-001/2022-916713) о государственной регистрации Договора.
Уведомлением от 20.01.2022 N КУВД-001/2022-916713/1 Управление приостановило государственную регистрацию Договора на срок до 20.04.2022 на основании п.п. 5, 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), в том числе в связи с отсутствием согласования проекта приказа Минкультуры России с Росимуществом, не представлением оригинала приказа Минкультуг России от 06.09.2021 N 1470.
20.04.2022 Управлением Росреестра по Москве N КУВД-001/2022-916713/3 было вынесено решение об отказе в государственной регистрации договора аренды от 21.12.2021 N 01-1/21-09 в отношении нежилого здания, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Покровка, д. 38, стр. 5, общей площадью 247 кв. м, кадастровый номер 77:01:0001029:1013.
Полагая, что указанное решение не законно, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета зданий, строений и сооружений в общем порядке производится на основании технического плана кадастрового инженера, подготовленного с соблюдением требований ст. 24 Закона N 218-ФЗ, Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 и прочих подзаконных нормативных актов.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 11 ст. 24 Закона N 218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Росимуществу (ст. 114 Конституции Российской Федерации).
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (ст. 78 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 раздела II Положения о Территориальном управлении Росимущества в городе Москве (далее - Территориальное управление), утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 67, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, зарегистрированными на территории города Москвы, а также в отношении федерального недвижимого имущества, расположенного на территории города Москвы, в том чиагс, составляющего казну Российской Федерации.
Согласно п. 4 Устава Агентства функции и полномочия учредителя Агентства осуществляет Минкультуры России.
Порядок согласования распоряжения федеральным имуществом установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 (далее - Постановление N 537), которым утверждено Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения (далее -Положение).
Согласно пп. "м" п. 3 Положения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия учредителя бюджетного учреждения, согласовывает с учетом требований, установленных п. 4 Положения, распоряжение недвижимым имуществом федерального бюджетного учреждения.
П. 4 Положения установлено, что взаимодействие органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, с Росимуществом осуществляется через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети"Интернет" (далее - МВ-портал) посредством размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Росимущество рассматривает проект решения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня его размещения на МВ-портале согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании посредством размещения на портале уведомления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В случае непоступления от Росимущества соответствующей информации в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня размещения на портале проекта решения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решение считается согласованным.
Руководствуясь пп. "м" п. 3, п. 4 Постановления N 537, Минкультуры России письмом от 02.07.2021 N 1184-01-2 направило в адрес Росимущества, согласованный Минкультуры России проект приказа и комплект документов в целях согласования передачи Объекта в аренду. Также Минкультуры России разместило соответствующий приказ и документацию 02.07.2021 на МВ-портале Росимущества.
Учитывая, что решение о согласование или мотивированный отказ в согласовании проекта приказа должны были быть приняты в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента размещения комплекта документов на МВ-портале (то есть до 24.07.2021) и поступить в Минкультуры России в течение 30 (тридцати) рабочих дней (то есть до 14.08.2021), в соответствии с пп. "м" п. 3 и п. 4 Положения Минкультуры России был издан приказ от 06.09.2021 N 1470 о согласовании передачи Объекта в аренду с учетом истечения установленного срока согласования Территориальным управлением проекта приказа о передаче Объекта в аренду.
Согласно п. 3 ст. 21 Закона о регистрации необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, а также иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество) представляются в экземпляре-подлиннике.
Руководствуясь ст. 21 Закона о регистрации Агентство предоставило в Управление заверенную Минкультуры России копию приказа от 06.09.2021 N 1470.
Между тем Управлением было принято решение от 20.04.2022 N КУВД-001/2022-916713/3 об отказе в государственной регистрации Договора (далее - Решение). Основания отказа государственным регистратором не сформулированы. Указанное уведомление поступило в Агентство 17.05.2022.
Управлением в Решении указано на отсутствие в Договоре данных, позволяющих установить имущество, подлежащее передаче арендатору, что в свою очередь не соответствует действительности, так как согласно п. 2.1. Договора Агентство передает, а ООО "ТЭМП ТАИНГ" принимает во временное владение и пользование нежилое здание, являющееся объектом культурного наследия федерального значения (памятника), расположенное по адресу: г. Москва, ул. Покровка, д. 38, стр. 5, общей площадью 247 кв. м, кадастровый номер 77:01:0001029:1013.
Также в Решении указывается на наличие ответов Росимущества от 21.12.2021 N АП-08/44554 и Территориального управления (далее - Ответы), согласно которым решение о согласовании проекта приказа Минкультуры России о передаче в аренду заявленного Объекта не принималось. Между тем Ответы не содержат информации о наличии законного и мотивированного отказа в согласовании передачи Объекта в аренду, подготовленного и направленного в нормативный срок, тем самым исключают их рассмотрение в качестве основания для отказа в регистрации Договора, вместе с тем указанные Ответы подтверждают выполнение Минкультуры России процедуры согласования передачи Объекта в аренду ООО "ТЭМП ТАЙНГ".
Кроме того, Управление в Решении указало на непредоставление Агентством подлинника приказа Минкультуры России от 06.09.2021 N 1470, что в свою очередь противоречит положениям ст. 21 Закона о регистрации.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закон о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются следующие необходимые для государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (была представлена нотариальная доверенность на В.П. Карушева);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (был представлен оригинал Договора с приложением документов, подтверждающих полномочия лиц, подписавших Договор);
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (заверенная Минкультуры России копия приказа от 06.09.2021 N 1470 о согласовании передачи Объекта в аренду, доказательства оплаты государственной пошлины в установленном законом размере).
Несмотря на отсутствие мотивированного отказа Росимущества в согласовании проекта приказа Минкультуры России о передаче в аренду заявленного Объекта, соблюдение процедуры согласования указанного проекта приказа, предусмотренной Постановлением N 537 и правомерность издания Минкультуры России приказа от 06.09.2021 N 1470, представленные Агентством документы, необходимые и достаточные для осуществления регистрационных действий, Управление необоснованно отказало в государственной регистрации Договора.
Таким образом, решение Управления от 20.04.2022 N КУВД-001/2022-916713/3 об отказе в государственной регистрации Договора, не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Агентства в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, отказ Управления Росреестра по Москве в регистрации договора аренды от 21.12.2021 N 01-1/21-09 в отношении нежилого здания, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Покровка, д. 38, стр. 5, общей площадью 247 кв. м, кадастровый номер 77:01:0001029:1013 не соответствует ст. ст. 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно возложил на заинтересованное лицо обязанность осуществить государственную регистрацию договора аренды от 21.12.2021 N 01-1/21-09 в отношении нежилого здания, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Покровка, д. 38, стр. 5, общей площадью 247 кв. м, кадастровый номер 77:01:0001029:1013 в установленный срок момента вступления решения в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.08.2022 по делу N А40-113443/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113443/2022
Истец: ФГБУ КУЛЬТУРЫ "АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ", ФГБУК АУИПИК
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографиипо Москве
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО "ТЭМП ТАИНГ", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве