город Москва |
|
28 октября 2022 г. |
дело N А40-75323/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.10.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Алкоторг" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2022 по делу N А40-75323/22,
по иску ООО "Алкоторг"
к ООО "СК "Согласие"
третье лицо: ООО "ТД "Оренком"
о взыскании задолженности;
при участии:
от истца - Марданов Р.Г. по доверенности от 06.09.2022;
от ответчика - Власов Е.А. по доверенности от 01.02.2022, Славинская И.О. по доверенности от 17.10.2022;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2022 в удовлетворении заявленных ООО "Алкоторг" исковых требований о взыскании с ООО "СК "Согласие" в пользу ООО "Алкоторг" страхового возмещения в размере 10.571.517, 35 руб. по договору страхования от 30.07.2020 N 073002/2009403-0571365/20СКК, отказано.
ООО "Алкоторг", не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО "ТД "Оренком", представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители истца и ответчика в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, который приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 30.07.2020 между ООО "СК "Согласие" и ООО "Алкоторг" заключен договор страхования коммерческих кредитов N 2009403-0571365/20СКК от 30.07.2020 на основании заявления на страхование (анкете), в котором для оценки степени риска и принятия решения о заключении договора страхования страхователем сообщено о том, что за последние 12 месяцев просроченной оплаты более чем на 30 дней со стороны покупателя не имеется, а также подтверждена информация о том, что текущая величина просроченной задолженности покупателя равна 0 и то, что данные, указанные в Приложении N 1 к заявлению (анкете), служащим основанием для заключения договора страхования являются полными и достоверными на дату подписания заявления и анкеты.
ООО "Алкоторг" поставлял покупателю (ООО "ТД "Оренком") алкогольную продукцию (товар) в ассортименте, количестве и сроки, определяемые на основании заявок покупателя, согласованных с поставщиком в силу действовавшею между истцом и покупателем договора на поставку алкогольной продукции N 512/РФ от 01.06.2016.
По условиям п. 6.2. договора поставки N 512/РФ от 01.06.2016, оплата товара по указанному договору поставки осуществляется в течение 30 календарных дней с момента поставки.
Риск возникновения убытков из-за неисполнения вследствие истечения периода ожидания пли несостоятельности покупателя обязательства по оплате задолженности застрахован истцом в страховой компании на основании договора страхования N 2009403-0571365/20CKK.
В соответствии с п. 4 договора страхования объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с риском возникновения убытков в результате неисполнения покупателем своих обязательств по оплате страхователю задолженности по контракту вследствие наступления страхового случая.
Страховой случай стороны определили в договоре страхования в соответствии с и. 3.3.1 подп. 3.3.1.1. и 3.3.1.2 Правил страхования.
Договор страхования, согласно п. 1 ст. 943 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 3 Закона от 27.11.1992 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", заключен на условиях, содержащихся в ею тексте, а также на основании правил страхования коммерческих кредитов ООО "СК "Согласие" в редакции от 28.09.2018 являющихся неотъемлемой частью договора страхования, являющихся обязательными для сторон договора в силу положений ст. 943 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления.
Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 943 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора страхования стороны могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил и о дополнении договора страхования положениями, не противоречащими действующему законодательству.
На протяжении всего периода действия договора страхователь и/или выгодоприобретатель, данным правом не воспользовались, каких-либо заявлений об изменении или исключении отдельных положений правил в адрес страховщика не направляли.
В прилагаемом к договору страхования согласованном списке покупателей значится ООО "ТД "Оренком", по которому установлены кредитный лимит и кредитный период (отсрочка платежа): кредитный лимит 15.000.000 руб. Кредитный период (фактический кредитный период) 45 календарных дней - с 19.08.2020 по 01.11.2020, кредитный лимит 15.000.000 руб. Кредитный период (фактический кредитный период по товару 1 "Водка" и товару 2 "Пиво" 110 календарных дней. Кредитный период (фактический кредитный период) по товару 3 "Цветная алкогольная продукция" 0 дней с 02.11.2020 по 31.03.2021, кредитный лимит 15.000.000 руб. Кредитный период (фактический кредитный период) по товару 1 "Водка" и товару 2 "Пиво" 40 календарных дней. Кредитный период (фактический кредитный период) по товару 3 "Цветная алкогольная продукция" 120 календарных дней - с 01.04.2021.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что кредитный лимит установлен на указанного покупателя с 19.08.2020.
13 период с марта 2021 по май 2021 истцом поставлен покупателю товар по поставкам: 52/00003627 от 17.03.2021, 52/00003629 от 17.03.2021, 52/00004128 от 25.03.2021, 52/00006018 от 28.04.2021, 52/00006021 от 28.04.2021, 52/00006022 от 28.04.2021, 52/00006091 от 28.04.2021, 52/00007556 от 27.05.2021, 52/00007557 от 27.05.2021.
Согласно заявлению истца оплата за поставленный товар в нарушение условий договора поставки не производилась.
Считая длительный, применительно к срокам поставок, неплатеж условием для возмещения убытков за CHCI страхования.
Истцом страховой компании заявлено требование о выплате страхового возмещения в размере задолженности по поставкам.
В связи с неудовлетворением страховой компанией требования о выплате страхового возмещения предъявлен иск.
Договор страхования, об исполнении которого возник спор, относится к имущественному страхованию предпринимательского риска, условия которою определяются соглашением сторон (ст. ст. 929. 933. 942 ГК РФ).
Для взыскания спорной задолженности в качестве страхового возмещения она должна соответствовать согласованным сторонами условиям страхования.
Истцом заявлены требования о взыскании страхового возмещения в связи с длительным неплатежом.
В соответствии с п.5 Договора страхования и п. п. 3.3.1.1. 3.3.1.2 Правил страхования, под длительным неплатежом понимается - застрахованная задолженность полностью или частично не оплаченная покупателем но истечении периода ожидания, указанного в договоре.
С учетом характера правоотношений, необходимо принимать во внимание договорную терминологию применительно к основаниям возникновения задолженности, застрахованной по договору страхования, периоду ее возникновения, проверить факты погашения задолженности, а также условия договора страхования в части применения исключений из числа страховых случаев, включая, но не ограничиваясь п. 13 договора страхования.
Согласно п. 4 договора страхования, объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с риском возникновения у него убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения покупателем своих обязательств по оплате задолженности страхователю по контракту вследствие наступления страхового случая.
При заключении договора страхования стороны, в порядке п. I ст. 942 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласовали понятия страхового случая по договору.
Согласно разделу 1 Правил страхования, задолженность - это подтвержденное право требования страхователя к покупателю, надлежащим образом документально оформленное и учтенное в определенной сумме денежных средств, подлежащей оплате покупателем страхователю в соответствии с контрактом по истечении кредитного периода.
Под просроченной задолженностью (п. 16.4 договора страхования) понимается просроченная задолженность покупателя за вычетом встречных обязательств страхователя, которая не полностью или частично оплачена покупателем страхователю на дату платежа.
В рассматриваемом случае необходимо установить наличие просроченной задолженности.
Под застрахованной задолженностью, согласно п. 3.2 Правил страхования, понимается задолженность, на которую распространяется страховое покрытие, предусмотренное договором страхования.
Застрахованная просроченная задолженность - это застрахованная задолженность, которая не полностью или частично оплачена покупателем на дату платежа.
Страховое покрытие распространяется только на задолженность, возникшую в течение срока действия договора страхования только по тем покупателям, на которых установлен кредитный лимит, только при условии, что такая задолженность соответствует условиям, предусмотренным в договоре и только при условии, что такая задолженность указана в декларации оборота/задолженности (п. 3.2.1 Правил страхования).
Под кредитным лимитом в соответствии с п. 3.5 Правил страхования понимается денежная сумма, установленная страховщиком в договоре при его заключении, индивидуально по каждому покупателю, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение страхователю при наступлении страхового случая в отношении застрахованной задолженности по соответствующему покупателю.
Страховое покрытие вступает в силу в отношении задолженности, возникшей по покупателю с даты установления страховщиком кредитного лимита по такому покупателю, но не ранее даты зачисления минимальной страховой премии или первою ее взноса на счет страховщика.
Дата установления каждого кредитного лимита указывается страховщиком в договоре и/или в письменном уведомлении от страховщика (п. 3.2.2 Правил страхования).
Под кредитный периодом понимается период времени, предоставленный страхователем покупателю, по истечении которого покупатель обязан произвести оплату страхователю за поставленный товар и/или оказанные услуги, который состоит из нормативного кредитного периода, указанного в контракте и фактического кредитного периода, который включает нормативный кредитный период и определяет срок фактических расчетов, с учетом установленного документооборота страхователя и контрагента и фактического получения товара/оказанной услуги контрагентом от страхователя (п. 8 ст. 9 N 381 -ФЗ).
Под термином кредитный период понимается период фактических расчетов контрагента со страхователем за поставленный товар/оказанную услугу страхователем (фактический кредитный период), который указывается в приложении N 3 к договору.
Дата платежа - дата истечения кредитного периода, на которую покупатель обязан произвести оплату страхователю за поставленный товар и/или оказанные услуги.
По условиям договора страхования, для целей установления периодов автоматического приостановления кредитного лимита (АПКЛ), фактический кредитный период включает в себя нормативный кредитный период, начиная с 19.08.2020 (дата установления кредитного лимита на ООО "ТД Орепком").
До указанной даты (до 18.08.2020 включительно) применяется нормативный кредитный период, установленный контрактом - договором поставки (30 календарных дней).
При этом, истец указал на установленный дополнительным соглашением (ответчику не представлялось) иной период в 40 календарных дней.
Согласно п. 16.6 договора страхования и п. 3.2.4 1 Правил страхования, страховое покрытие распространяется на задолженность в хронологическом порядке возникновения такой задолженности по покупателю и в пределах установленного кредитного лимита на соответствующего покупателя.
Согласно п. 3.5.10 Правил страхования, автоматическое приостановление кредитного лимита, если по истечении указанного в договоре срока, задолженность по покупателю, с учетом положения п. 3.2.4 Правил, вне зависимости оттого, застрахована она или нет, будет являться полностью или частично не оплаченной.
Кредитный лимит по такому покупателю приостанавливается без письменного уведомления от страховщика.
В этом случае датой приостановления кредитного лимита, признается день (с 00 часов 00 минут), следующий заднем истечения срока автоматического приостановления кредитного лимита, указанного в договоре.
Процедура, предусмотренная настоящим пунктом, действует вне зависимости от того, был страховщик уведомлен страхователем о просроченной задолженности по покупателю или нет.
В соответствии с п. 3.5.11. Правил страхования, страховщик вправе отменить процедуру, предусмотренную п. 3.5.10. Правил страхования в отношении кредитного лимита по отдельному покупателю, направив письменное уведомление о таком решении страхователю до того, как истек срок автоматического приостановления кредитного лимита, предусмотренный в договоре.
Согласно п. 3.5.12. Правил страхования, автоматически приостановленный кредитный лимит на покупателя возобновляется на такого покупателя без письменного уведомления от страховщика в размере кредитного лимита, последнего действовавшею на момент автоматического приостановления кредитного лимита, при условии, что вся просроченная задолженность оплачена таким покупателем страхователю в полном объеме.
В этом случае датой возобновления кредитного лимита признается день (с 00 часов 00 минут), следующий за днем поступления от покупателя денежных средств на расчетный счет страхователя в полном объеме.
В соответствии с п. 13 договора страхования, автоматическое приостановление кредитного лимита - через 30 календарных дней с момента возникновения просроченной задолженности у покупателя перед страхователем.
Анализ представленной страховщику карточки счета 62 по контрагенту ООО "ТД Оренком" за период с 20.07.2020 по 28.07.2021 (представлена посредством электронной почты) указывает на то, что кредитный лимит на покупателя неоднократно автоматически приостанавливался в связи с неоплатой задолженности по истечении кредитного периода/фактического кредитного периода и срока на автоматическое приостановление кредитного лимита.
Исходя из условий договора страхования об автоматическом приостановлении кредитного лимита с учетом и применительно к задолженности, возникшей до начала действия договора страхования, установлена что 27.09.2020, 13.10.2020, 12.11.2020, 18.12.2020 кредитный лимит на покупателя автоматически приостанавливался в связи с неоплатой задолженности по поставкам товара (реализациям) от 27.07.2020 (неоплата по истечении 30+30 дней), от 12.08.2020 (неоплата по истечении 30+30 дней), от 27.08.2020 (неоплата по истечении 45+30 дней), от 02.10.2020 (неоплата по истечении 45+30 дней), соответственно.
Сведения об обращении страхователя к страховщику и применении страховщиком п. 3.5.1 I. Правил страхования страховщика отсутствуют.
Согласно п. 5.2.3. Правил страхования, страховое возмещение рассчитывается путем определения размера убытка страхователя с учетом применения к убытку предусмотренных договором франшиз.
Согласно п. 5.2.4. Правил страхования, при расчете суммы убытка страхователя в части застрахованной задолженности, в счет убытка страхователя принимается величина застрахованной просроченной задолженности покупателя за вычетом сумм всех полученных возмещений, сумм, выплаченных по банковской гарантии, по договору поручительства, по иным видам обеспечения, полученного в отношении Задолженности, не оспоренных имеющихся к учет) сумм взаимозачетов с покупателем.
В соответствии с п. 5.2.5. Правил страхования, в случае автоматического приостановления кредитного лимита в соответствии с условиями настоящих правил и договора, и последующем возникновении просроченной задолженности, при расчете убытка страхователя все полученные возмещения, поступившие в счет оплаты задолженности, будут зачтены страховщиком в хронологическом порядке в пользу самой ранней неоплаченной неоспариваемой застрахованной задолженности на дату автоматического приостановления кредитного лимита.
Для расчета страхового возмещения всей суммы, полученных возмещений после даты автоматического приостановления кредитного лимита будут зачтены страховщиком пропорционально застрахованной задолженности к общей задолженности на дату автоматического приостановления кредитного лимита.
При этом, если кредитный лимит автоматически приостанавливался неоднократно, то положения настоящего пункта применяются на дату самого раннего автоматического постановления кредитного лимита.
Следовательно, для расчета убытка (застрахованной просроченной задолженности) в рамках договора страхования применима дата автоматического приостановления кредитного лимита 27.09.2020.
На указанную дату ЛПКЛ дебетовое сальдо составляет 9.009.317, 46 руб., то есть сумма общей задолженности на дату автоматического приостановления кредитного лимита равна 9.009.317, 46 руб., то есть сумма общей задолженности на дату автоматического приостановления кредитного лимита равна 9.009.317, 46 руб.
Сумма застрахованной задолженности, с учетом установленного 19.08.2020 кредитного лимита на 27.09.2020 составляет 5.213.482 руб.
Сумма полученных возмещений ООО "Алкоторг" после 27.09.2020 составляет 32.691.598, 85 руб.
Страховщиком произведен расчет в соответствии с п. 5.2.5. Правил страхования. На основании изложенного в рамках договора страхования застрахованная пророченная задолженность, которая могла бы рассматриваться страховщиком в качестве убытка для расчета страхового возмещения, отсутствует.
Порядок расчета страхового возмещения по договору страхования неоднократно разъяснялся страховщиком страхователю.
Так, письмами от 07.06.2021, 08.06.2021 истец выяснял у страховщика, каким образом производится расчет возмещения при наличии покупателя (дебитора) просроченной задолженности и погашения задолженности в период ожидания.
Страховщиком приведены разъяснения о порядке расчета на основании п. 5.2.5 Правил страхования и приведена таблица расчета по примеру, приведенному истцом.
При этом, истцом расчет исковых требований не представлен.
В обоснование взыскиваемой суммы, истцом представлено решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-17131/2021, согласно которому в пользу ООО "Алкоторг" с ООО "ТД "Оренком " взыскано 12.723.845, 81 руб. по договору поставки N 512/РФ от 01.06.2016.
Указанное решение не носит преюдициальный характер и установленные в рамках рассмотрения указанного спора факты подлежал доказыванию с учетом объема терминологии договора страхования, которая предусматривает застрахованной не любую задолженность, возникшую из договора поставки, а при соответствии ее указанным в договоре страхования условиям.
Кроме того, из искового заявления и решения суда по данному делу следует, что истец производил отгрузку товаров на условиях отсрочки платежа - 40 календарных дней со дня отгрузки товара (а не 30 дней, как предусмотрено условиями договора поставки N 512/РФ от 01.06.2016).
То есть, тем самым истец самовольно, без уведомления страховщика расширил период, когда должник мог не погашать задолженность.
В Приложении N 1 к заявлению от 30.07.2020 на страхование кредитный период по покупателю ООО "ТД "Оренком" 30 дней.
В представленном страховщиком исковом заявлении ООО "Алкоторг" о взыскании задолженности с ООО "ТД "Ореиком" в приложении отсутствует дополнительное отношение N б/н и б/д, указанное в решении Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N A65-I7I31/2021.
Вместе с тем, для взыскания спорной задолженности в качестве страхового возмещения она должна соответствовать согласованным сторонами условиям страхования.
Приложенный к иску расчет не отвечает необходимым для реализации страхового обязательства критериям.
Взысканная в деле N А40-152632/2015 сумма не отвечает критериям страхования, поскольку она определена применительно к поставочному обязательству.
В рамках договора страхования применима дата автоматического приостановления кредитного лимита 12.11.2020.
На указанную дату автоматического приостановления кредитного лимита дебетовое сальдо составило 10.073.112, 78 руб., то есть сумма общей задолженности на дату автоматического приостановления кредитного лимита равна 10.073.112, 78 руб.
Сумма застрахованной задолженности равна 10.073.112, 78 руб. (поставки с 27.08.2020 по 07.11.2020).
Сумма полученных возмещений ООО "Алкоторг" после 12.11.2020 составляет 26.742.068, 17 руб.
Пропорция (по п. 5.2.5. Правил) составляет 10.073.112, 78 руб. / 10.073.112, 78 руб. = 1.00 (100 %).
Сумма полученных возмещении после даты АПКЛ, причитающаяся в счет застрахованной задолженности: 26.742.068, 17 руб. х 1.00 = 26.742.068, 17 руб.
Таким, образом, общий размер убытка составил минус 16.668.955, 39 руб. (отрицательная сумма).
На основании изложенного в рамках договора страхования застрахованная просроченная задолженность, которая могла бы рассматриваться страховщиком в качестве убытка для расчета страхового возмещения, отсутствует.
В соответствии с п. 3.2.7 Правил страхования, страховое покрытие не распространяется на вновь возникающую задолженность с момента аннулирования или приостановления кредитного лимита, или с момента автоматического приостановления кредитного лимита, или аннулирования временного кредитного лимита (в части суммы временного кредитного лимита) или окончания периода страхования или с момента наступления страхового случая.
Согласно п. 3.5.5 Правил страхования, страховщик оставляет за собой право сократить, приостановить или аннулировать кредитный лимит на соответствующего покупателя в случае увеличения степени страхового риска.
В соответствии с п. 3.2.6.15 Правил страхования, не признаются страховым случаем и исключены из страхового покрытия убытки, в любой части задолженности относящейся к отгруженным покупателю товарам и/или оказанным покупателю услугам, осуществленным в период автоматического приостановления кредитного лимита в соответствии с п. 3.5.10 Правил страхования.
Согласно п. 3.2.7 договора страхования, страховое покрытие не распространяется на вновь возникающую задолженность с момента аннулирования или приостановления действия кредитного лимита или с момента автоматического приостановления кредитного лимита, или аннулирования временного кредитного лимита или окончания периода страхования, или с момента страхового случая.
В заявлении на страхование (анкете) страхователь, в порядке ст.944 Гражданского кодекса Российской Федерации, сообщил существенные сведения относительно наличия за последние 12 месяцев просроченной оплаты более чем на 30 дней со стороны покупателя (далее - ООО "ТД "Оренком") равном 0 и относительно текущей величины просроченной задолженности покупателя, равной 0.
В анкете страхователем указано о том, что данные, указанные в приложении N 1 к заявлению (анкете), служащим основанием для заключения договора страхования являются полными и достоверными на дату подписания заявления и анкеты.
В соответствии с приложением к договору страхования указано, что страховое покрытие не распространяется на задолженность, возникающую по последующим поставкам товара и/или услугам по покупателю с момента, когда предыдущая застрахованная или незастрахованная задолженность по данному покупателю не полностью оплачена покупателем по истечении указанного в п. 13 договора срока АПКЛ независимо от наличия кредитного лимита по данному покупателю.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется, когда соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при толковании договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
С учетом хронологического порядка расчета в пользу самой ранней неоплаченной неоспариваемой застрахованной задолженности на дату автоматического приостановления кредитного лимита в соответствии с п. 5.2.5 Правил страхования, задолженность страхователя не подлежит возмещению страховщиком в соответствии с положениями ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что реализуя право на возмещение ущерба с непосредственного должника, истцом получен исполнительный лист по делу N А65-17131/2021 по иску ООО "Алкоторг" к ООО "ТД "Оренком" и предъявлен в ФССП для исполнения.
Доказательств, подтверждающих невозможность реализации право на взыскание задолженности непосредственно с должника, в том числе в рамках дела о банкротстве, не представлено.
Одновременное взыскание задолженности с ООО "ТД "Оренком" и взыскание страхового возмещении по договору страхования, недопустимо в силу норм действующего законодательства, поскольку удовлетворение одновременно двух требований ведёт к неосновательному обогащению и злоупотреблению правом истцом.
Согласно Главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательное обогащение не допускается.
Согласно п. 5.1.3. Правил страхования, страхователь обязан предпринимать разумные и доступные меры (в том числе предусмотренные в п. 5.1.2), вытекающие из обычаев делового оборота и направленные на урегулирование просроченной задолженности и снижение возможных убытков, с должной степенью ответственности, как если бы указанные убытки не были застрахованы на условиях Правил страхования и договора страхования.
В соответствии с пп. (ж) п. 5.2.8. Правил страхования, по договорам страхования, заключенным на условиях Правил страхования, страховщик отказывает в удовлетворении предъявленного требования о выплате страхового возмещения в случае, если страхователь ненадлежаще и/или несвоевременно выполнил или не выполнил обязанности, предусмотренные Правилами страхования и договором страхования, что привело к наступлению страхового случая, или невозможности предотвратить наступление страхового случая, или невозможности уменьшить убыток страхователя (включая неисполнение (несвоевременное исполнение) полученных от страховщика инструкций в порядке п. п. 4.1.2.2, 5.1.2 Правил).
В силу п. 5.2.10 Правил страхования, ни при каких обстоятельствах не является страховым случаем, если страхователь отказался от своего права требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные страховщиком, или осуществление этого права стало невозможным по вине страхователя, то страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей части и вправе потребовать возврата излишне выплаченной суммы страхового возмещения.
Письмами от 26.07.2021 исх. N 907046-03/УБ, от 06.09.2021 исх. N 34-09/2021-СКК, от 10.11.2021 исх. N 169506-04/УБ, от 07.12.2021 исх. N 239114-04/УБ, от 04.02.2022 исх. М-377204-04 УЬ, от 24.03.2022 исх. N 486014-04/УБ страховщиком истцу направлены инструкции с целью минимизацию возможного убытка по просроченной задолженности ООО "ТД Оренком".
07.02.2022 и 05.03.2022 Арбитражным судом Оренбургской области в рамках дела N Л47-11910/2021 дважды вынесены определения о продлении срока оставления без движения заявления ООО "Алкоторг" о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Торговый дом "Оренком".
30.03.2022 Арбитражным судом Оренбургской области в рамках дела N A47-11910/2021 вынесено определение о возвращении заявления ООО "Алкоторг" о признании несостоятельным (банкротом) ООО "ТД "Оренком".
ООО "Алкоторг" не исполнены надлежащим образом инструкции страховщика касательно участия ООО "Алкоторг" в качестве кредитора в банкротстве ООО "ТД Оренком", что в силу п. пп. (ж) п. 5.2.8. Правил страхования является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленного требования о выплате страхового возмещения.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2022 по делу N А40-75323/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-75323/2022
Истец: ООО "АЛКОТОРГ"
Ответчик: ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГЛАСИЕ"