город Томск |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А45-9952/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сорокиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смолиной Т.Д., рассмотрел апелляционную жалобу обществу с ограниченной ответственностью "Гастромаркет" (07АП-7087/2022) на решение от 08.07.2022 (резолютивная часть от 05.07.2022) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-9952/2022 (судья Емельянова Г.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (ОГРН: 1125476156211, ИНН: 5410772955), г. Новосибирск к обществу с ограниченной ответственностью "Гастромаркет" (ОГРН: 1185476076708, ИНН: 5403044240), г. Новосибирск о взыскании задолженности за период с 01.04.2019 по 30.04.2019 в размере 41 807,83 руб., пени за период с 14.05.2019 по 25.03.2022 в размере 32 032,77 руб.
при участии в судебном заседании представителя истца Горбачева В.В. (доверенность от 07.10.2022, паспорт, диплом)
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "Гастромаркет" о взыскании задолженности за период с 01.04.2019 по 30.04.2019 в размере 41 807,83 руб., пени за период с 14.05.2019 по 25.03.2022 в размере 32 032,77 руб..
Определением арбитражного суда дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.07.2022 (резолютивная часть от 05.07.2022) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что с января 2019 года по июль 2021 года у истца отсутствовал доступ к контейнерам, в связи, с чем он не мог исполнять свои обязательства по вывозу ТБО, судом не учтено, что за спорный период истцом оказаны, а ответчиком оплачены услуги на сумму 4 100,76 руб. Уточненные исковые требования ответчиком не получены, срок для представления документов судом определен до 17.06.2022, тогда как заявление об уточнении поступило за рамками установленного срока, таким образом, суд неправомерно принял уточнения исковых требований.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционным судом отказано в приобщении к материалам дела дополнений к апелляционной жалобе, как поданных с нарушением порядка, обеспечивающего его получение иным участником процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отраженных в пунктах 47, 49 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон, без проведения судебного заседания. Суд апелляционной инстанции принимает постановление по итогам рассмотрения апелляционной жалобы по истечении срока, установленного для предоставления отзыва на апелляционную жалобу, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в апелляционный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно материалам электронного дела, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесено к компетенции регионального оператора по обращению с ТКО.
В соответствии с протоколом подведения итогов на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области от 12.07.2018 ООО "Экология-Новосибирск" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области с даты заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Новосибирской области.
25.07.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и ООО "Экология-Новосибирск" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО.
Предельный единый тариф ООО "Экология-Новосибирск" на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области на 2019 год установлен 18.12.2018 на основании приказа Департамента по тарифам Новосибирской области N 769-ЖКХ от 18.12.2018.
Региональный оператор разместил указанное выше предложение и текст типового договора 20.12.2018 на своем официальном сайте: www.ecologynsk.ru, опубликовал в газете "Советская Сибирь" N 52 от 26.12.2018 и приступил к исполнению своих обязательств на территории Новосибирской области с 01.01.2019.
Согласно п, 8(17) постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Постановление N 1156) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора направляет региональному оператору заявку и необходимые документы.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением N 1156 (далее - типовой договор).
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, дата начала оказания услуги по обращению с ТКО является 01.01.2019.
Между ООО "Экология-Новосибирск" и Обществом с ограниченной ответственностью "ГАСТРМОАРКЕТ" (далее по тексту - ООО "Гастромаркет" или ответчик) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО (нежилые помещения, здания, сооружения) N 2011244 от 26.04.2019 (далее по тексту - договор), в соответствии с условиями которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, определенном договором, обеспечивать их транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать оказанные услуги.
Одним из объектов заключенного договора выступает - Супермаркет домашней еды "Бахетле", расположенный в многоквартирном доме по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 25. При этом, условиями договора предусмотрено, что образуемые ответчиком в результате деятельности ТКО (транспортируемые истцом), накапливаются в одном контейнере, объёмом 1,1 м3.
В процессе исполнения договора, истцом установлен факт невозможности оказания услуг по условиям договора, так как у последнего отсутствовал доступ к контейнеру для накопления ТКО ответчика. Как стало известно позднее, указанный контейнер размещен в закрытой пристройке (по информации, представленной ответчиком - вх. N 01/09/21-29126 от 22.07.2021).
При этом транспортировка ТКО с площадки накопления отходов многоквартирного дома, осуществлялась истцом на регулярной основе.
На основании изложенного, истец полагает, что с целью соблюдения принципа централизованного накопления ТКО, ответчик использовал для накопления ТКО площадку накопления отходов многоквартирного дома (возможность пользования коммунальной услугой не ограничена).
Согласно статьям 36,39 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество МКД (в том числе контейнерная площадка), бремя на содержание которого несут сами собственники.
Согласно ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники нежилых помещений имеют право пользоваться контейнерной площадкой, закрепленной за МКД.
В силу вышеизложенного, начисления за коммунальную услугу по обращению с ТКО за указанный период в отношении объекта по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 25, произведены исходя из норматива накопления ТКО на территории Новосибирской области, утвержденного Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области N 342-ЖКХ от 20.10,2017 (применен норматив с учетом категории объекта - супермаркет (универмаг).
С целью изменения порядка расчета платы по указанному объекту договора, истцом в адрес ответчика направлялось дополнительное соглашение N 2 к договору 2011244 от 26.04.2019 (исх. N 01/01/21-11884 от 03.08.2021), которое не подписано сторонами.
В соответствии с пунктом 5 договора потребитель обязан оплачивать услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В заявленный период истец оказывал истцу услуги по обращению ТКО, в связи с неоплатой стоимости оказанных услуг у ответчика образовалась задолженность за период с 01.04.2019 по 30.04.2019 в размере 41 807,83 руб.
ООО "Экология - Новосибирск" направило в адрес ответчика предарбитражное уведомление N 01/09/21-29126 от 22.07.2021 о необходимости погашения образовавшейся задолженности за оказанные услуги, оплата не произведена, задолженность перед региональным оператором не погашена, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Сфера деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а также деятельность региональных операторов регулируется Законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими нормативно-правовыми актами.
Согласно пункту 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в том числе, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, которым утверждены Правила обращения с ТКО.
Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с ТКО предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с пунктами 4, 5 раздела 1 Правил обращения с ТКО обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, а также типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
В процессе исполнения договора, истцом установлен факт невозможности оказания услуг по условиям договора, так как у последнего отсутствовал доступ к контейнеру для накопления ТКО ответчика. 22.07.2021 ответчик, в рамках письма вх. N 01/09/21-29126, сообщил, что указанный контейнер размещен в закрытой пристройке.
При этом, транспортировка ТКО с площадки накопления отходов многоквартирного дома, осуществлялась истцом на регулярной основе.
С целью соблюдения принципа централизованного накопления ТКО, ответчик использовал для накопления ТКО площадку накопления отходов многоквартирного дома (возможность пользования коммунальной услугой не ограничена).
Согласно статьям 36,39 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество МКД (в том числе контейнерная площадка), бремя на содержание которого несут сами собственники.
Согласно ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники нежилых помещений имеют право пользоваться контейнерной площадкой, закрепленной за МКД.
В силу вышеизложенного, начисления за коммунальную услугу по обращению с ТКО за указанный период в отношении объекта по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 25, произведены исходя из норматива накопления ТКО на территории Новосибирской области, утвержденного Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области N 342-ЖКХ от 20.10.2017 (применен норматив с учетом категории объекта - супермаркет (универмаг).
С целью изменения порядка расчета платы по указанному объекту договора, истцом в адрес ответчика направлялось дополнительное соглашение N 2 к договору N 2011244 от 26.04.2019 (исх. N 01/01/21-11884 от 03.08.2021), которое не подписано с двух сторон (ответчик уклоняется от подписания дополнительного соглашения).
Ответчик не оспаривает факт нахождения контейнера, который указан в договоре с региональным оператором как место накопления ТКО, в закрывающейся пристройке, в связи с чем истец был лишен фактической возможности оказывать услуги по вывозу отходов и осуществлять коммерческий учет способом, согласованным в договоре, в силу недоступности контейнера.
В силу отсутствия возможности осуществления коммерческого учета способом, согласованным в договоре, стороны должны применять нормативный способ расчета объема ТКО.
Объем образованных отходов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" рассчитывается либо на основании утвержденных нормативов, либо исходя из фактического объема (по количеству вывезенных от образователя контейнеров). Второй способ расчета объема применяется только при наличии возможности установить отдельный контейнер для конкретного образователя отходов.
Невозможность оказания услуг в данном случае была обусловлена причинами, зависящими от заказчика, который не обеспечил доступ к контейнеру, расположенному в закрывающейся пристройке.
В связи с чем сбор ТКО осуществлялся из контейнерной площадки многоквартирного дома, в котором находится спорное нежилое помещение.
Ответчик указывает на оплату услуг в размере 4 100,76 руб. по платежному поручению от 28.05.2019, согласно расчету истца, задолженность за апрель 2019 года составила 45 908,59 руб., с учетом произведенного платежа, к взысканию истцом заявлена сумма 41 807,83 руб., иной расчет ответчиком не представлен.
Установив, что ответчиком допущена просрочка оплаты оказанных услуг, суд признал обоснованными требования истца об уплате в соответствии со статьей 395 ГК РФ процентов за пользование чужими денежными средствами.
Согласно условиям договора, предусмотрена ответственность за несвоевременную оплату услуги регионального оператора в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Таким образом, размер неустойки, подлежащей взысканию с ответчика, начисленной на сумму долга, исходя из расчета 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления требования составляет: 32 032 руб. 77 коп. за период с 14.05.2019 по 25.03.2022.
Довод подателя жалобы о том, что истец не направил ответчику уточнение исковых требований, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
От истца в суд первой инстанции 24.06.2022 поступило ходатайство об уточнении исковых требований в части взыскиваемых сумм, при этом период их взыскания остался неизменным.
Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
По правилам частей 1, 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, в том числе своевременно заявлять возражения. Указанный принцип закреплен в статье 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и уточнен в абзаце втором постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 от 23.07.2009 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств".
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в рамках рассматриваемого дела истец не заявлял каких-либо новых требований, а лишь изменил размер взыскиваемой задолженности без изменения периода взыскания, в связи с чем какие-либо-препятствия для представления суду документов, которые апеллянт просит приобщить к материалам дела, у него отсутствовали. С учетом изложенного судом апелляционной инстанции отказано в приобщении к материалам дела представленных документов.
Само по себе ненаправление уточнения исковых требований в адрес ответчика не свидетельствует в рассматриваемом случае о нарушении прав последнего, влекущем отмену судебного акта.
Податель жалобы не обосновал, каким образом ненаправление ему заявления об уточнении исковых требований с учетом доказанности факта нарушения обязательств повлияло на обоснованность принятого судебного акта.
В соответствии с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы права, подлежащие применению.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.07.2022 (резолютивная часть от 05.07.2022) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-9952/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу обществу с ограниченной ответственностью "Гастромаркет" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.10.2022.
Судья |
Е.А. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-9952/2022
Истец: ООО "Экология-Новосибирск"
Ответчик: ООО "Гастромаркет"