г. Санкт-Петербург |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А26-2655/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: предст. Ульбакова Н.С. - доверенность от 25.03.2021
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27338/2022) акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.07.2022 по делу N А26-2655/2022 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
об оспаривании решения от 24.03.2022 N 119/Р/1259 о проведении внеплановой документарной проверки
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" (далее - заявитель, Общество, АО "ПКС-Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Комитет) от 24.03.2022 N 119/Р/1259 о проведении внеплановой документарной проверки.
Решением суда первой инстанции от 05.07.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, АО "ПКС-Водоканал" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 05.07.2022 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы полагает, что Комитет в отсутствие оснований, предусмотренных в абзаце 7 подпункта "а" пункта 3 Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" инициировал внеплановую проверку, которая по существу касается вопроса порядка возмещения расходов ресурсоснабжающей организации за установку общедомового прибора учета воды в рамках Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) и затрагивает права и влечет правовые последствия не только для гр. Лежеева В.Д., но и для управляющей организации и остальных жителей многоквартирного дома, заявления о нарушении прав которых в Комитет не поступало.
В судебном заседании 04.10.2022 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Комитет извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в связи с поступлением обращения гр. Лежеева В.Д. (вх. N 839-о от 16.02.2022) Комитетом на основании мотивированного представления от 24.03.2022 о проведении контрольного мероприятия, содержащего сведения об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, подтвердившихся по результатам проведения оценки достоверности сведений путем запроса у контролируемого лица пояснений, по согласованию с Прокуратурой Республики Карелия, принято решение о проведении внеплановой документарной проверки от 24.03.2022 N119/Р/1259 (номер в ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" 10221181000001776348).
Полагая, что решение Комитета от 24.03.2022 N 119/Р/1259 вынесено с нарушением абзаца 7 подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" и нарушает права и законные интересы АО "ПКС-Водоканал", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 05.07.2022 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670 утверждены Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 5 которых объектами государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе ресурсоснабжающих организаций.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N248-ФЗ) регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ одним из оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий является наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Согласно части 1 статьи 58 Закона N 248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает:
1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
2) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, специальных режимов государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (пункт 1 статьи 60 Закона N 248-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона N 248-ФЗ для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
В 2022 году контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с особенностями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336).
В силу абзаца 7 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 (в редакции, действовавшей до 23.08.2022) в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся, в том числе, по следующим основаниям и при условии согласования с органами прокуратуры:
- в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
В рассматриваемом случае оспариваемое решение о проведении внеплановой документарной проверки от 24.03.2022 N 119/Р/1259 (номер в ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" 10221181000001776348) было принято Комитетом в связи с поступлением обращения гр. Лежеева В.Д. (вх. N 839-о от 16.02.2022) на основании мотивированного представления от 24.03.2022 о проведении контрольного мероприятия, содержащего сведения об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, подтвердившихся по результатам проведения оценки достоверности сведений путем запроса у контролируемого лица пояснений.
Из материалов дела усматривается, что своем обращении гр. Лежеев В.Д. просил проверить, в числе прочего, обоснованность включения в квитанцию на оплату ЖКУ платы за установку общедомового прибора учета холодного водоснабжения, что свидетельствует о том, что указанный гражданин обратился за защитой своих нарушенных прав.
При таких обстоятельствах Комитет в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 57, пункта 1 части 1 статьи 58, части 1 статьи 60, статьи 64 Закона N 248-ФЗ, а также абзаца 7 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 правомерно вынес оспариваемое решение о проведении в рамках регионального государственного жилищного надзора внеплановой документарной проверки от 24.03.2022 N119/Р/1259. Проведение указанной проверки согласовано Комитетом с Прокуратурой Республики Карелия.
Вопреки доводам подателя жалобы, тот факт, что проведение по жалобе Лежеева В.Д. проверки, касающейся вопросов порядка возмещения расходов ресурсоснабжающей организации за установку общедомового прибора учета в рамках Закона N 261-ФЗ, затрагивает права и влечет правовые последствия не только для гр. Лежева В.Д., но и для управляющей организации и остальных жителей многоквартирного дома, не свидетельствует о том, что проверка проведена Комитетом в нарушение абзаца 7 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336.
Решение от 24.03.2022 N 119/Р/1259 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Общества соответствует требованиям, предусмотренным статьей 64 Закона N 248-ФЗ, вынесено в пределах предоставленных Комитету полномочий и подписано уполномоченным должностным лицом Комитета.
При этом, проведение в рамках действующего законодательства проверки в отношении Общества не может рассматриваться как нарушающее его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или незаконно возлагающее на Общество какие-либо обязанности.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно не установлено предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительным решения Комитета от 24.03.2022 N 119/Р/1259 о проведении внеплановой документарной проверки, в связи с чем суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции 05.07.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы АО "ПКС-Водоканал" не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на заявителе.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. по платежному поручению от 12.07.2022 N 3912 подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05 июля 2022 года по делу N А26-2655/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 12.07.2022 N 3912.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2655/2022
Истец: АО "Петрозаводские коммунальные системы-Водоканал"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору